Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Вальдорфская педагогика: принципы и особенности
Главная > Блог > Вальдорфская педагогика: принципы и особенности
15.05.2023
1589
Время чтения: 15 минут

Вальдорфская педагогика: принципы и особенности

О чем речь? История вальдорфской педагогики насчитывает чуть больше 100 лет, первая школа открылась в 1919 году. С тех пор данный метод приобрел многих сторонников и применяется в большинстве стран мира.

На что обратить внимание? В основе вальдорфской педагогики лежит акцент на развитии ребенка в комфортной среде. Поэтому в образовательных учреждениях, где ее применяют, нет оценок и весь процесс обучения протекает в более спокойной обстановке, чем в обычной школе.

Оглавление:
  1. История появления вальдорфской педагогики
  2. Принципы вальдорфской педагогики
  3. Структура урока в вальдорфской методике
  4. Сильные стороны вальдорфской педагогики
  5. Критика вальдорфского метода
  6. Применение вальдорфского метода в обычных образовательных учреждениях
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

История появления вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика создана по жалобам работников предприятия «Вальдорф Астория», связанных с тем, что их дети не получали достаточного образования. Родителям казалось, что основным методом обучения было заучивание материала. Педагогическая работа, направленная на развитие творческого начала и мотивирующая на стремление к знаниям, была задвинута на второй план.

Вальдорфская педагогика

Основатель компании Эмиль Мольта создал уникальное обучение, которое учитывает возраст ребенка и способствует формированию лучших черт характера. За помощью в воплощении идеи Эмиль Мольта обратился к прогрессивному педагогу Рудольфу Штайнеру.

Вальдорфская педагогика Штайнера берет начало от случая с обучением сложного ребенка. Штайнер в своей практике столкнулся с 10-летним мальчиком, имеющим серьезные отклонения в развитии. Педагогические способности молодого учителя были применены по всем направлениям: в течение двух лет он обучил своего подопечного всему, что знали сверстники ребенка. В дальнейшем молодой человек получил медицинское образование.

Первая школа вальдорфской педагогики возникла в 1919 году. Это было необычное учебное заведение, при нем был создан детский сад. Само определение «вальдорфская» появилось от названия фирмы, которая являлась спонсором строительства, потому что школа предназначалась для детей сотрудников.

Самым важным считалась личность ученика, а не разделение детей согласно финансовой состоятельности родителей. Образовательный процесс строился на демократизме с элементами трудового воспитания и эстетического восприятия.

Многие из неординарных подходов Штайнера не утратили актуальности в наши дни. Именно по этой причине созданные на основе его методики школы существуют и в настоящее время.

Принципы вальдорфской педагогики

В основу вальдорфской методики заложена идея о том, что ребенок способен проявить данные природой способности в комфортной обстановке, без давления на него, без боязни совершить ошибку.

В вальдорфских школах отрицательно относятся к методикам раннего развития. Там придерживаются теории, согласно которой ребенку необходимо сформироваться в эмоциональном плане. Затем можно заниматься интеллектуальным развитием. Вальдорфская педагогика опирается на идею о том, что детям легче познавать окружающий мир в трудовом процессе или деятельности, связанной с творческой стороной натуры, а не сидя за партой.

Вальдорфская педагогика

Школы вальдорфской педагогики выгодно отличаются дружелюбной и комфортной атмосферой, при которой ребенок самостоятельно выбирает то, что его интересует. Вальдорфская педагогика ставит своей целью интеллектуальное развитие и воспитание личности, которая в состоянии нести ответственность за совершенные поступки.

Основные принципы вальдорфской педагогики

  • Культ детства. Ребенок должен как можно дольше наслаждаться беззаботным временем.
  • Группы при обучении по вальдорфской методике включают детей разного возраста. Для них создается максимально похожая на семейную обстановка.
  • Активное использование материалов природного происхождения, которые применяются для украшения учебных помещений и как дидактические пособия для занятий. Вместо пустой траты времени в социальных сетях ученики ухаживают за питомцами, выращивают растения и овощи, проводя время на свежем воздухе.
  • В процессе учебных занятий упор делается на особенности развития детского мышления. Вплоть до 5-го класса учащиеся преимущественно изучают музыку, рисование. Это во многом способствует развитию внутренней среды детей. Занятия учеников с пятого по восьмой класс основаны на творческих способностях: дети принимают участие в театральных постановках, организуют музыкальные фестивали. Лишь достигнув возраста старшей школы, они начинают изучение академических предметов.
  • Метод погружения. Материал рассматривается «эпохами». На изучение одного блока отведено по несколько недель.
  • Принцип «душевной экономии». Ребенок изучает то, что ему интересно и что не вызывает негативной реакции.
  • Акцент на познании культуры своего народа, его творчестве, духовном наследии. Важная роль отводится сюжетно-ролевым занятиям, цель которых – обучение детей общению и умению находить компромисс.
  • Ритм образовательного процесса неоднороден и зависит от смены деятельности: подвижные игры чередуются с чтением книг, и наоборот.
  • Вальдорфская школа предусматривает максимальную вовлеченность семьи учащегося: проведение совместных мероприятий, оформление помещений к праздникам, изготовление игровых пособий.

Уникальные учебные предметы в программе. Например, эвритмия — это гармоничное сочетание танцевальной композиции и пантомимы под выразительное чтение прозы или музыкальный аккомпанемент.

Преподаватель выстраивает общение с ребенком, учитывая особенности его темперамента (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), тип восприятия информации (визуальное, слуховое, кинетическое), а также тип сигнальной системы (художественная, мыслительная и комбинированная).

Вальдорфская педагогика позиционирует преподавателя как авторитетную личность, на которую должны равняться учащиеся. Педагогам необходимо непрерывно совершенствовать свои знания и умения, чтобы быть для детей эталоном во всем.

Структура урока в вальдорфской методике

Как строится урок в вальдорфской методике. Рассмотрим подробнее все части.

Ритмическая часть

Педагог подбирает стихи, скороговорки, песни и пересказывает или поет их. Учащиеся повторяют за ним, заучивая новый текст. Учитель, используя интонацию и жесты, расставляет акценты на словах и музыкальных тонах. А хлопками и топаньем регулирует ритм исполнения. Дети в точности повторяют действия.

Продолжительность ритмической части от 3 до 25 минут. В зависимости от возраста длительность меняется: чем младше дети, тем больше времени длится занятие. В старшей школе ритмическая часть может исключаться либо сводиться к краткой рецитации.

Вальдорфская педагогика

Суть ритмической части заключается в развитии телесной, в том числе тонкой моторики. Дети зачастую выполняют замысловатые телодвижения, пальчиковые упражнения. Совершая действия в одном ритме с учителем, воспитанники как бы улавливают его энергетическую волну. Это позволяет в дальнейшем достичь большей гармонии в познавательной деятельности и создать необходимую учебную атмосферу.

Главная часть

Представляет собой урок, на котором педагог проверяет домашнее задание, проводит устный опрос. Если предмет предусматривает эксперименты, ученики их показывают. Они описывают увиденное явление, задают уточняющие вопросы. В тетради записывают информацию под диктовку учителя. Главная часть занятия самая продолжительная, она длится более часа.

Художественно-повествовательная часть

Она завершает основной урок и составляет примерно 15–20 минут учебного времени. В зависимости от возрастных критериев и темы, художественно-повествовательная часть может быть представлена в виде сказки (в 1 классе), легенды или басни (во 2 классе), ветхозаветных повествований (в 3 классе), национального эпоса (для учеников 4 класса), древнегреческих мифов (в 5 классе) и т. д. Классному руководителю доверено самостоятельно выбирать темы для занятия.

Сильные стороны вальдорфской педагогики

В 2015 году Стэнфордский университет представил общественности отчет, в котором объектом исследования выступала вальдорфская педагогика. На протяжении нескольких лет специалистами изучались показатели интеллектуального, эмоционального и творческого развития тысячи детей из школ традиционных и из вальдорфских.

Наряду с этим учащиеся проходили тесты, а ученые анализировали их и оценивали заинтересованность детей в образовательной деятельности, выявляли проблемы в поведении учащихся соответствующего возраста.

Вальдорфская педагогика

Исследование показало, что воспитанники школы вальдорфской педагогики имели большую мотивированность к учебе. Их дисциплина и посещаемость были на достойном уровне. При этом немаловажно, что высокие показатели выявлены и у детей из уязвимых слоев общества.

Подобные выводы отражены и в исследовательской работе, которая была проведена Дюссельдорфским университетом, носящим имя Генриха Гейне. Уровень учебной заинтересованности у вальдорфских школьников оказался 80 %, что на 13 % выше, чем у учеников традиционных школ.

В одной из своих научных работ ученые из Австрии также пришли к заключению, что вальдорфская педагогика с упором на исследовательскую деятельность результативнее традиционной педагогики. Такое образование способствует повышению учебной мотивации и вызывает интерес к изучению различных дисциплин.

Однако академические показатели учеников школы вальдорфской педагогики оказались немного ниже результатов детей из обычных учреждений. Но ученые не нашли логических доказательств того, что это имеет прямое отношение к педагогической системе.

Критика вальдорфского метода

С момента открытия Рудольфом Штайнером первой школы вальдорфской педагогики споры вокруг нее не утихают. Причиной критического отношения является сама теория антропософии.

Эзотерика в той или иной мере навязывается воспитанникам с раннего возраста. Начиная с детского сада, их окружают рассказы о домовых, ведьмах и прочем. В школе на протяжении учебного процесса дети произносят молитвы, адресованные Матери-земле.

Здесь отмечают специфические праздники и повторяют цитаты Штайнера. Такое учреждение производит впечатление закрытого мирка, у которого мало общего с реальностью. Там можно обойтись без компьютеров, телевизора. Во всем отдается предпочтение природному материалу.

Вальдорфская педагогика в детском саду предполагает, что игрушки и дидактические пособия изготавливаются воспитателями и родителями из дерева или других натуральных компонентов. Ученикам таких школ запрещено использовать в игре героев современных мультфильмов, покемонов или трансформеров.

Воспитатели и педагоги вальдорфских школ зачастую сами придерживаются теории антропософии и стараются всячески задействовать родителей в мероприятиях, рекомендуют им чтение публикаций Штайнера. Педагоги бывают дома у своих подопечных, контролируя, чтобы домашняя атмосфера соответствовала обстановке в учебном заведении.

Вальдорфская педагогика

Учитель для ученика является серьезным авторитетом и личностью, на которую все хотят быть похожими. Эти факты позволяют противникам школы вальдорфской педагогики считать ее сектой.

Причины выбора вальдорфской педагогики

Основными причинами, по которым родители предпочитают школы, применяющие принципы вальдорфской педагогики для своих детей, являются:

  • желание вырастить неординарную личность,
  • дать ребенку возможность получить необычное образование,
  • отсутствие в школе определения «отставание в развитии»;
  • небольшие по количеству воспитанников группы (классы);
  • индивидуальный подход к ребенку;
  • дружелюбная обстановка.

В отличие от многих традиционных учреждений образования, здесь приветствуется участие родителей в учебной деятельности. Педагоги охотно контактируют, предлагают посетить открытые уроки, концерты, подготовленные детьми, с гордостью демонстрируют творческие и научные работы учеников. Этим вальдорфское обучение привлекает к себе мам и пап, которые стремятся быть активными участниками образовательной деятельности.

Основным моментом, с которым связано разочарование в вальдорфской методике обучения для родителей, является то, что нетрадиционное образование не подходит под общепринятые стандарты. Выпускник вальдорфской школы часто сталкивается с проблемами при переходе в другие школы или при учебе в вузе. Это связано с разным содержанием образовательных программ и характеристик, используемых вместо оценочной системы.

Учительский авторитет определенными детьми воспринимается как диктатура. Неординарные образовательные методики, такие как заучивание стихов или иностранных слов без понимания их значения, представляют собой скорее наказание, так же, как и вязание или обучение игре на инструментах.

В ответ на беспокойство родителей о трудном периоде адаптации при переходе ребенка из вальдорфской школы в обычную следует возражение, что умный ребенок везде сможет учиться.

Применение вальдорфской методики в обычных образовательных учреждениях

Конечно, далеко не для каждого учебного заведения приемлемы принципы вальдорфской педагогики. Однако многое из основ этой методики воспитания успешно применяется в обычных школах.

Уважительное отношение к личности ребенка, помощь в раскрытии его творческого начала, метод погружения при изучении материала и особая концентрация на практическом опыте — важнейшие принципы, которые внедряют многие современные школы. Это происходит через работу с проектами, сюжетно-ролевые игры, проведение различных научных опытов и внеклассную деятельность.

Вальдорфская педагогика в детском саду, как и принципы системы Монтессори, сегодня пользуется большой популярностью. Дети увлечены лепкой, рисованием и даже приготовлением различных блюд. На полках в учебном помещении в одном ряду располагаются яркие пластиковые пособия и деревянные геометрические фигуры. Игровые помещения разделены на зоны, в которых дети самостоятельно устраивают себе уютное место для игры.

Многие ученые умы в последние годы задаются вопросом, какой должна быть школа будущего, чтобы удовлетворять потребности современного социума и, конечно, самих учащихся. Во многом эта модель созвучна идеям, которые несет в себе вальдорфская педагогика Штайнера, созданная более столетия назад.

К ним можно отнести: стремление к персонализации образовательного процесса, помощь в раскрытии таланта в каждом ребенке, наставническая позиция учителя и приобретение учениками навыков практической деятельности в различных областях.

В наши дни как никогда остро ощущается необходимость пересмотреть подходы к современному школьному обучению: на учащихся возложена огромная нагрузка, дети вынуждены заучивать большой объем информации без подкрепления пройденного материала практическим опытом.

При этом оценочная система не зависит от индивидуальных черт детей. Несмотря на некоторую критику, вальдорфская педагогика не имеет подобных недостатков. В этом и заключается секрет растущей популярности и эффективности данной образовательной системы во многих странах.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw