Основные категории педагогики: виды и особенности
Сохранить статью:
О чем речь? Основные категории педагогики включают в себя различные способы взаимодействия в образовательном процессе. Это не методы обучения, а, скорее, связи и задачи, обладающие определенными признаками.
Какие бывают? Выделяют несколько основных категорий: образование, обучение, развитие и формирование. Нередко сюда относят социализацию, педагогический процесс и педагогическое взаимодействие. Впрочем, последние три также иногда называют дополнительными категориями.
Принципы современной педагогики
В настоящее время искусство обучения, или дидактика, основано не на жестких принципах, а на рекомендациях, способствующих организации педагогической деятельности и учебного процесса в целом, достижению поставленных задач, учитывая закономерности процесса обучения.
Современная средняя школа осуществляет свою работу, основываясь на принципах:
- развивающего и воспитывающего обучения;
- научности, доступности и посильной трудности;
- сознательности и творческой активности учеников под руководством преподавателя;
- наглядности и развития абстрактного мышления;
- структурности и систематичности учебного процесса;
- развития способности к самообразованию;
- практичности, связи предметов с реальной жизнью и традиционными профессиями;
- прочности усвоенных знаний и развития стремления к познанию;
- положительного эмоционального фона в классе и школе;
- коллективном характере обучения с учетом индивидуальности ученика;
- гуманного подхода;
- применения новых компьютерных технологий;
- взаимосвязи предметов, интеграции обучения;
- постоянного внедрения инноваций.
Также необходимо отдельно сказать о следующих важных дидактических принципах:
- связь с наукой и мировоззрением;
- конкретизация и проблемность;
- наглядность обучения;
- активность и осознанность;
- доступность;
- использование системного пошагового подхода, структурирование процесса;
- единство образования, развития и воспитания;
Понятие категории педагогики
Основу педагогики, как и любой другой науки, составляет набор категорий и понятий, определяющих ее предмет. О «понятии» говорится, что это «форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств».
Таким образом в педагогической науке понятием обозначают форму научного знания, которая раскрывает суть познаваемого предмета и явления (относящегося к педагогическому процессу) и имеет вид закона, правила, вывода, обобщения. Определение дано И.Ф. Харламовым.
Понятие категории относится к общим и фундаментальным, оно служит отражением самых значимых свойств, связей и отношений какого-либо реального явления. Формулировка понятия означает определение его основных общих и специфических существенных признаков. Педагогика объединяет множество понятий и категорий, выраженных терминами.
Напомним, что термином называется слово, дающее точное определение понятию. В научной терминологии придерживаются точности, однозначности, краткости, определенности и системности. Однако этого нельзя сказать обо всей педагогической терминологии, которую постоянно обновляют, дополняют и уточняют, добиваясь совершенства.
На сегодняшний день учеными-педагогами приняты следующие основные категории педагогики: обучение личности, её формирование, развитие, воспитание, образование. Кроме того, дополнительно введены понятия педагогического процесса, социализации личности, педагогического общения.
Основные категории педагогики
Воспитание
Это уникальная категория педагогики, которая не получила однозначного и точного определения.
Применительно к широким социальным процессам воспитание − это передача общественно-исторического опыта от старшего поколения подрастающему, чтобы подготовить молодежь к самостоятельной жизни.
Если конкретизировать, речь идет о направленном и структурном воздействии общественных институтов на индивида, нацеленном на формирование определенной системы, которая включает знания, навыки, взгляды, убеждения, нравственные ценности, политическую ориентацию (воспитание в семье, школе, религиозной организации).
В педагогике под воспитанием понимают организованную, контролируемую систему воздействий на ребенка от коллектива сверстников, педагогов/воспитателей, нацеленную на формирование необходимых качеств, через учебно-воспитательные учреждения. Воспитание охватывает весь учебный процесс и бывает физическим, нравственным, трудовым, эстетическим и патриотическим.
Образование
Едва ли не самой важной основной категорией науки педагогики считается образование. Очевидна связь этой отглагольной формы со словами «образ» и «образовывать». Смысловые значения термина – создание целостного образа, взращивание, формирование, умственное развитие, придание вида, формы.
Довольно долго понятия «образование» и «воспитание» воспринимались одинаково, но первое имело обобщающее значение.
Советская педагогическая наука сузила его значение, и сейчас этот термин применяется к процессу передачи/приобретения теоретических и практических знаний и навыков.
Термин «образование» применяется в следующих значениях:
- ценностная категория развивающейся личности и социума;
- учебный и воспитательный процессы;
- эффект от обучения;
- образовательная система от детского сада до вуза.
Хотя чаще образование связывают с процессом, но все же важнее здесь получение результата, т.е. как человек усваивает знания, умения и навыки, накопленные и переданные ему прошлыми поколениями. Соответственно, образование есть совокупность процесса и результата.
Буквально этот термин имеет значение создания целостной картины или образа в результате усилий по воспитанию человека в соответствии с определенным этапом развития. Еще древние мыслители говорили, что образование проявится после того, как забудется все заученное.
С образованием тесно связаны базовые способности личности, такие как интеллект, нестандартное мышление, обучаемость, их становление и постепенное развитие.
Человека можно считать образованным при наличии системности знаний и мышления, умения обрабатывать информацию с целью получения недостающих навыков и умений, анализировать и обобщать.
на наши новости
500 000 пользователей!
Важной составляющей образования является процесс обучения, во время которого происходит контакт педагога (воспитателя) с тем, кому необходимо передать знания и опыт.
Обучение
Одной из основных категорий педагогики является обучение − это такой процесс, в котором специалисты реализуют поставленные обществом образовательные цели в комплексе с развитием и воспитанием.
Во время обучения непосредственно происходят передача и приём опыта предшествующих поколений в контакте учителя с учеником.
С начала 20-го столетия в понятие обучения были включены такие компоненты, как преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).
Педагог передает (трансформирует) знания, умения, накопленный опыт.
Ученик усваивает, воспринимает, осмысляет, преобразовывает и использует полученные знания.
Можно сказать, что, если обучение отражает деятельность учителя в педагогическом процессе, то учение − работу учащегося.
На протяжении периода обучения (организованного, целенаправленного, управляемого процесса) создается тип отношений, в которых взаимодействуют ученик и учитель. В результате учащийся получает необходимые знания, навыки, умения, узнает о достижениях культуры. Для обучения характерно управляемое познание.
В соответствии с современными требованиями за время обучения школьник должен научиться думать, размышлять, стать всесторонне развитым. Обучение характеризуется следующими признаками:
- заинтересованностью со стороны учителя и ученика;
- их совместной деятельностью;
- руководящей ролью педагога;
- четкой организацией и управлением;
- целостностью и единством;
- деятельностью в соответствии с возрастным развитием учеников;
- управлением процессами развития и воспитания подопечных.
Развитие
Этот термин применяется для обозначения объективного процесса и в то же время результата телесных и психических изменений человека, которые происходят постепенно и имеют количественные и качественные параметры. Развитие бывает физическим, психическим, социальным и духовным.
Изменения соответствуют переходу от понимания простых вещей к более сложным, подъему от низших ступеней к высшим. Процесс развития сопровождается накоплением количества изменений, которые дают толчок для качественной трансформации. При развитии отмирает все старое и ненужное, ему на смену рождается новое и более совершенное. Противовесом развития являются деградация и регресс.
Не всякое изменение считается развитием. Они также могут быть разрушительными.
Развитие происходит на фоне конфликта старого и нового, он служит внутренней движущей силой, мотивацией, источником.
По мнению педагога Л.С. Выготского, можно выделить следующие уровни развития детей:
- уровень актуального развития является отражением имеющихся особенностей психических функций ребёнка на текущий момент;
- область ближайшего развития отражает созревающие психические процессы, зону расширения возможностей развития ребёнка под руководством родителя/воспитателя/учителя.
Учитель должен оценивать перспективу развития подопечного: завтра он может выполнить самостоятельно те вещи, которым его обучают сегодня.
Формирование
Еще одна основная категория педагогики − это формирование. Здесь речь идет о становлении человека как социальной единицы в процессе, когда на него действуют социальные, экономические, психологические, идеологические и другие факторы. По своей социальной сути человек является личностью.
Человек – это существо, наделенное такими качествами, как мышление, речь, способность к познанию и труду.
А к личности применимы понятия субъекта и объекта общественных взаимоотношений, которая способна осознавать свою связь с окружающей действительностью и обладает индивидуальными психологическими особенностями.
Современная педагогика – это фундаментальная наука, изучающая вопросы воспитания и обучения. Осуществлять реформы в образовании, реорганизовывать образовательные учреждения можно, только используя научный подход.
Также важно учитывать, что педагогика развивается под влиянием идеологии, политики и объективных потребностей общества в обучении и воспитании молодого поколения.
Кроме того, нельзя отрицать влияния на процесс развития педагогики:
- её связи с другими научными направлениями;
- исследований, относящихся к педагогическим процессам и явлениям;
- различных инноваций, обогащающих педагогические методики.
Дополнительные категории педагогики
Социализация
В социальном аспекте понятие воспитания приравнивается к социализации или встраиванию личности в сложившуюся систему общественных связей и отношений посредством взаимодействия с коллективом и всем обществом. Отличие управляемой (со стороны общества) социализации от стихийной состоит в том, что она базируется на социальном действии, предполагающем субъективную оценку возможного поведения взаимодействующих с индивидом людей.
Для стихийной социализации не существует перерывов, а управляемые действия по воспитанию ограничены расписанием определенных организаций. Эти процессы зачастую бывают разнонаправленными и даже противоположными, так как в их основе могут быть разные идеалы.
Задачами социализации являются:
- формирование у личности убеждений, соответствующих принятым в обществе ценностям, моральным нормам, правилам поведения по отношению к родным, другим людям, всему народу и государству, а также сдерживание и устранение проявлений, которые отрицаются данным обществом;
- выработка отношения (мировоззренческого, социального, политического) к идеям и ценностям, провозглашаемым различными социальными группами и сообществами.
Результативность воспитательного процесса в наше время оценивается не по количеству усвоенной информации и способности воспроизводить культурные ценности и социальный опыт, а по тому, насколько ученик готов самостоятельно и сознательно действовать, творить и созидать в интересах общества, выполнять поставленные перед собой задачи в соответствии с требованиями новой эпохи.
Педагогический процесс
Сознательное воздействие учителей/воспитателей/педагогов, осуществляемое организованно, целенаправленно, планомерно в формате учебно-воспитательного учреждения, имеющее целью реализацию задач воспитания, при котором учтены возрастные возможности, темпы развития детей и используются специальные средства, называется педагогическим процессом.
Эта основная категория педагогики обладает особой характеристикой, называемой педагогическим взаимодействием. Данный вид отличается от прочих наличием преднамеренного контакта (краткосрочного или длительного) воспитателя и подопечного, которые приводят к взаимным изменениям в характеристиках личности, манере поведения, исполнения своих обязанностей и особенностей коммуникации.
Педагогическое взаимодействие
Целью этого процесса, объединяющего воспитателя и воспитанника в период учебно-воспитательной работы, является развитие личностных характеристик ребенка. Педагогическое взаимодействие составляют связанные между собой компоненты: дидактические, воспитательные, социально-педагогические, оно подчиняется целям обучения и воспитания, условиям и методам учебно-воспитательной деятельности.
Педагогическое взаимодействие невозможно без сотрудничества, пронизывающего все части процесса (познание, труд, творчество) и формирующего будущую социальную жизнь личности. Отметим, что только при участии наставника (педагога, взрослого) взаимодействие переходит в разряд педагогического.
Здесь необходимо помнить о такой важной характеристике, как наличие равенства в отношениях, которой часто не придают значение. Взрослый человек начинает «давить» на ребенка своим авторитетом, аргументируя свои действия возрастными и профессиональными преимуществами. Такое воздействие является жестким и авторитарным. В результате неравноправных отношений ребенок, даже маленький, испытывает только желание сопротивляться.
Педагогический талант – это особая способность, благодаря которой педагог выстраивает правильные взаимоотношения с учеником, подбирает к нему индивидуальный подход, обучает, при этом развиваясь и совершенствуясь в профессиональном плане.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: