Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Основные категории педагогики
Главная > Блог > Основные категории педагогики: виды и особенности
28.09.2022
16333
Время чтения: 12 минут

Основные категории педагогики: виды и особенности

О чем речь? Основные категории педагогики включают в себя различные способы взаимодействия в образовательном процессе. Это не методы обучения, а, скорее, связи и задачи, обладающие определенными признаками.

Какие бывают? Выделяют несколько основных категорий: образование, обучение, развитие и формирование. Нередко сюда относят социализацию, педагогический процесс и педагогическое взаимодействие. Впрочем, последние три также иногда называют дополнительными категориями.

Оглавление:
  1. Принципы современной педагогики
  2. Понятие категории педагогики
  3. Основные категории педагогики
  4. Дополнительные категории педагогики
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Принципы современной педагогики

В настоящее время искусство обучения, или дидактика, основано не на жестких принципах, а на рекомендациях, способствующих организации педагогической деятельности и учебного процесса в целом, достижению поставленных задач, учитывая закономерности процесса обучения.

Принципы современной педагогики

Современная средняя школа осуществляет свою работу, основываясь на принципах:

  • развивающего и воспитывающего обучения;
  • научности, доступности и посильной трудности;
  • сознательности и творческой активности учеников под руководством преподавателя;
  • наглядности и развития абстрактного мышления;
  • структурности и систематичности учебного процесса;
  • развития способности к самообразованию;
  • практичности, связи предметов с реальной жизнью и традиционными профессиями;
  • прочности усвоенных знаний и развития стремления к познанию;
  • положительного эмоционального фона в классе и школе;
  • коллективном характере обучения с учетом индивидуальности ученика;
  • гуманного подхода;
  • применения новых компьютерных технологий;
  • взаимосвязи предметов, интеграции обучения;
  • постоянного внедрения инноваций.

Понятие категории педагогики

Также необходимо отдельно сказать о следующих важных дидактических принципах:

  • связь с наукой и мировоззрением;
  • конкретизация и проблемность;
  • наглядность обучения;
  • активность и осознанность;
  • доступность;
  • использование системного пошагового подхода, структурирование процесса;
  • единство образования, развития и воспитания;

Понятие категории педагогики

Основу педагогики, как и любой другой науки, составляет набор категорий и понятий, определяющих ее предмет. О «понятии» говорится, что это «форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств».

Таким образом в педагогической науке понятием обозначают форму научного знания, которая раскрывает суть познаваемого предмета и явления (относящегося к педагогическому процессу) и имеет вид закона, правила, вывода, обобщения. Определение дано И.Ф. Харламовым.

Понятие категории относится к общим и фундаментальным, оно служит отражением самых значимых свойств, связей и отношений какого-либо реального явления. Формулировка понятия означает определение его основных общих и специфических существенных признаков. Педагогика объединяет множество понятий и категорий, выраженных терминами.

Напомним, что термином называется слово, дающее точное определение понятию. В научной терминологии придерживаются точности, однозначности, краткости, определенности и системности. Однако этого нельзя сказать обо всей педагогической терминологии, которую постоянно обновляют, дополняют и уточняют, добиваясь совершенства.

На сегодняшний день учеными-педагогами приняты следующие основные категории педагогики: обучение личности, её формирование, развитие, воспитание, образование. Кроме того, дополнительно введены понятия педагогического процесса, социализации личности, педагогического общения.

Основные категории педагогики

Воспитание

Это уникальная категория педагогики, которая не получила однозначного и точного определения.

Применительно к широким социальным процессам воспитание − это передача общественно-исторического опыта от старшего поколения подрастающему, чтобы подготовить молодежь к самостоятельной жизни.

Если конкретизировать, речь идет о направленном и структурном воздействии общественных институтов на индивида, нацеленном на формирование определенной системы, которая включает знания, навыки, взгляды, убеждения, нравственные ценности, политическую ориентацию (воспитание в семье, школе, религиозной организации).

В педагогике под воспитанием понимают организованную, контролируемую систему воздействий на ребенка от коллектива сверстников, педагогов/воспитателей, нацеленную на формирование необходимых качеств, через учебно-воспитательные учреждения. Воспитание охватывает весь учебный процесс и бывает физическим, нравственным, трудовым, эстетическим и патриотическим.

Образование

Едва ли не самой важной основной категорией науки педагогики считается образование. Очевидна связь этой отглагольной формы со словами «образ» и «образовывать». Смысловые значения термина – создание целостного образа, взращивание, формирование, умственное развитие, придание вида, формы.

Довольно долго понятия «образование» и «воспитание» воспринимались одинаково, но первое имело обобщающее значение.

Основные категории педагогики

Советская педагогическая наука сузила его значение, и сейчас этот термин применяется к процессу передачи/приобретения теоретических и практических знаний и навыков.

Термин «образование» применяется в следующих значениях:

  • ценностная категория развивающейся личности и социума;
  • учебный и воспитательный процессы;
  • эффект от обучения;
  • образовательная система от детского сада до вуза.

Хотя чаще образование связывают с процессом, но все же важнее здесь получение результата, т.е. как человек усваивает знания, умения и навыки, накопленные и переданные ему прошлыми поколениями. Соответственно, образование есть совокупность процесса и результата.

Буквально этот термин имеет значение создания целостной картины или образа в результате усилий по воспитанию человека в соответствии с определенным этапом развития. Еще древние мыслители говорили, что образование проявится после того, как забудется все заученное.

С образованием тесно связаны базовые способности личности, такие как интеллект, нестандартное мышление, обучаемость, их становление и постепенное развитие.

Человека можно считать образованным при наличии системности знаний и мышления, умения обрабатывать информацию с целью получения недостающих навыков и умений, анализировать и обобщать.

Важной составляющей образования является процесс обучения, во время которого происходит контакт педагога (воспитателя) с тем, кому необходимо передать знания и опыт.

Обучение

Одной из основных категорий педагогики является обучение − это такой процесс, в котором специалисты реализуют поставленные обществом образовательные цели в комплексе с развитием и воспитанием.

Основные категории педагогики

Во время обучения непосредственно происходят передача и приём опыта предшествующих поколений в контакте учителя с учеником.

С начала 20-го столетия в понятие обучения были включены такие компоненты, как преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).

Педагог передает (трансформирует) знания, умения, накопленный опыт.

Ученик усваивает, воспринимает, осмысляет, преобразовывает и использует полученные знания.

Можно сказать, что, если обучение отражает деятельность учителя в педагогическом процессе, то учение − работу учащегося.

На протяжении периода обучения (организованного, целенаправленного, управляемого процесса) создается тип отношений, в которых взаимодействуют ученик и учитель. В результате учащийся получает необходимые знания, навыки, умения, узнает о достижениях культуры. Для обучения характерно управляемое познание.

В соответствии с современными требованиями за время обучения школьник должен научиться думать, размышлять, стать всесторонне развитым. Обучение характеризуется следующими признаками:

  • заинтересованностью со стороны учителя и ученика;
  • их совместной деятельностью;
  • руководящей ролью педагога;
  • четкой организацией и управлением;
  • целостностью и единством;
  • деятельностью в соответствии с возрастным развитием учеников;
  • управлением процессами развития и воспитания подопечных.

Развитие

Этот термин применяется для обозначения объективного процесса и в то же время результата телесных и психических изменений человека, которые происходят постепенно и имеют количественные и качественные параметры. Развитие бывает физическим, психическим, социальным и духовным.

Изменения соответствуют переходу от понимания простых вещей к более сложным, подъему от низших ступеней к высшим. Процесс развития сопровождается накоплением количества изменений, которые дают толчок для качественной трансформации. При развитии отмирает все старое и ненужное, ему на смену рождается новое и более совершенное. Противовесом развития являются деградация и регресс.

Не всякое изменение считается развитием. Они также могут быть разрушительными.

Развитие

Развитие происходит на фоне конфликта старого и нового, он служит внутренней движущей силой, мотивацией, источником.

По мнению педагога Л.С. Выготского, можно выделить следующие уровни развития детей:

  • уровень актуального развития является отражением имеющихся особенностей психических функций ребёнка на текущий момент;
  • область ближайшего развития отражает созревающие психические процессы, зону расширения возможностей развития ребёнка под руководством родителя/воспитателя/учителя.

Учитель должен оценивать перспективу развития подопечного: завтра он может выполнить самостоятельно те вещи, которым его обучают сегодня.

Формирование

Еще одна основная категория педагогики − это формирование. Здесь речь идет о становлении человека как социальной единицы в процессе, когда на него действуют социальные, экономические, психологические, идеологические и другие факторы. По своей социальной сути человек является личностью.

категория педагогики формирование

Человек – это существо, наделенное такими качествами, как мышление, речь, способность к познанию и труду.

А к личности применимы понятия субъекта и объекта общественных взаимоотношений, которая способна осознавать свою связь с окружающей действительностью и обладает индивидуальными психологическими особенностями.

Современная педагогика – это фундаментальная наука, изучающая вопросы воспитания и обучения. Осуществлять реформы в образовании, реорганизовывать образовательные учреждения можно, только используя научный подход.

Также важно учитывать, что педагогика развивается под влиянием идеологии, политики и объективных потребностей общества в обучении и воспитании молодого поколения.

Кроме того, нельзя отрицать влияния на процесс развития педагогики:

  • её связи с другими научными направлениями;
  • исследований, относящихся к педагогическим процессам и явлениям;
  • различных инноваций, обогащающих педагогические методики.

Дополнительные категории педагогики

Социализация

В социальном аспекте понятие воспитания приравнивается к социализации или встраиванию личности в сложившуюся систему общественных связей и отношений посредством взаимодействия с коллективом и всем обществом. Отличие управляемой (со стороны общества) социализации от стихийной состоит в том, что она базируется на социальном действии, предполагающем субъективную оценку возможного поведения взаимодействующих с индивидом людей.

Для стихийной социализации не существует перерывов, а управляемые действия по воспитанию ограничены расписанием определенных организаций. Эти процессы зачастую бывают разнонаправленными и даже противоположными, так как в их основе могут быть разные идеалы.

Задачами социализации являются:

  • формирование у личности убеждений, соответствующих принятым в обществе ценностям, моральным нормам, правилам поведения по отношению к родным, другим людям, всему народу и государству, а также сдерживание и устранение проявлений, которые отрицаются данным обществом;
  • выработка отношения (мировоззренческого, социального, политического) к идеям и ценностям, провозглашаемым различными социальными группами и сообществами.

Результативность воспитательного процесса в наше время оценивается не по количеству усвоенной информации и способности воспроизводить культурные ценности и социальный опыт, а по тому, насколько ученик готов самостоятельно и сознательно действовать, творить и созидать в интересах общества, выполнять поставленные перед собой задачи в соответствии с требованиями новой эпохи.

Педагогический процесс

Сознательное воздействие учителей/воспитателей/педагогов, осуществляемое организованно, целенаправленно, планомерно в формате учебно-воспитательного учреждения, имеющее целью реализацию задач воспитания, при котором учтены возрастные возможности, темпы развития детей и используются специальные средства, называется педагогическим процессом.

Эта основная категория педагогики обладает особой характеристикой, называемой педагогическим взаимодействием. Данный вид отличается от прочих наличием преднамеренного контакта (краткосрочного или длительного) воспитателя и подопечного, которые приводят к взаимным изменениям в характеристиках личности, манере поведения, исполнения своих обязанностей и особенностей коммуникации.

Педагогическое взаимодействие

Целью этого процесса, объединяющего воспитателя и воспитанника в период учебно-воспитательной работы, является развитие личностных характеристик ребенка. Педагогическое взаимодействие составляют связанные между собой компоненты: дидактические, воспитательные, социально-педагогические, оно подчиняется целям обучения и воспитания, условиям и методам учебно-воспитательной деятельности.

Педагогическое взаимодействие невозможно без сотрудничества, пронизывающего все части процесса (познание, труд, творчество) и формирующего будущую социальную жизнь личности. Отметим, что только при участии наставника (педагога, взрослого) взаимодействие переходит в разряд педагогического.

Здесь необходимо помнить о такой важной характеристике, как наличие равенства в отношениях, которой часто не придают значение. Взрослый человек начинает «давить» на ребенка своим авторитетом, аргументируя свои действия возрастными и профессиональными преимуществами. Такое воздействие является жестким и авторитарным. В результате неравноправных отношений ребенок, даже маленький, испытывает только желание сопротивляться.

Педагогический талант – это особая способность, благодаря которой педагог выстраивает правильные взаимоотношения с учеником, подбирает к нему индивидуальный подход, обучает, при этом развиваясь и совершенствуясь в профессиональном плане.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Учительская газета
  4. Портал Российской образование
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw