Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Памятки для родителей в детском саду: советы по составлению
Главная > Блог > Памятки для родителей в детском саду: советы по составлению
25.11.2022
2448
Время чтения: 14 минут

Памятки для родителей в детском саду: советы по составлению

Чем удобны? Памятки для родителей в детском саду видят все, кто отводит и забирает оттуда своих детей. Обычно они оформлены ярко и информативно, сообщая самое важное о воспитании маленьких дошкольников. В них кратко и четко передаются основные сведения об особенностях развития малышей.

Почему важны? Воспитание ребенка – серьезный и ответственный процесс. Многие родители не знают, как лучше привить детям полезные привычки. Поэтому памятки помогают им сформировать правила дома и придерживаться единообразия в воспитании.

Оглавление:
  1. Памятка как форма общения с родителями
  2. Виды памяток
  3. Важность использования памяток в детском саду
  4. Тематика памяток
  5. Требования к составлению и использованию памяток
  6. Алгоритм составления памятки для родителей
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Памятка как форма общения с родителями

Говоря о памятке, мы представляем себе книжечку, которая содержит рекомендации, наставления или руководство к чему-либо.

Она является средством передачи информации, содержит описание конкретной проблемы или вопроса, необходимые сведения, советы, которые могут использоваться в той или иной ситуации, связанной с определенной деятельностью.

Памятки для родителей в детском саду носят не только информативный характер, но и призваны оказать некоторое воздействие на эмоции или поведение взрослой аудитории.

Они необходимы в качестве дополнительных средств коммуникации с воспитателем, иногда полностью замещают вербальное общение.

Памятки для родителей в детском саду

Автор памятки – коммуникатор, ставит перед собой цель донести информацию, необходимую для осуществления какой-либо деятельности или имеющую значение при решении важных задач. Такой способ становится все более востребованным в дошкольных и средних образовательных учреждениях, потому как позволяет вовлечь родителей в процесс обучения и воспитания детей.

Для чего они нужны? Активные действия мам и пап, выступающих в качестве помощников для своего ребенка, влияют на всех этапах его развития и личностного роста. Для того чтобы наращение компетенций ребенка происходило хорошими темпами, родителей призывают участвовать на всех этапах его становления. Непосредственным консультантом взрослых в этом вопросе как раз выступают памятки, которые разрабатываются и распространяются в школах и детских садах.

Виды памяток

Характер содержания памяток может быть различным, и их классификация по данному признаку производится следующим образом:

  1. Памяткаалгоритм. Включает в себя описание действий, которые должны выполняться в строгой последовательности. Например, комплекс лечебных упражнений.
  2. Памяткаинструкция. В ней содержатся указания, выполнение которых позволяет получить определенный результат. К примеру, рассчитать индекс массы тела.
  3. Памяткасовет, по-другому – памятка-рекомендация. Является отражением опыта коммуникатора и других людей по выполнению тех или иных действий, эффективных для решения некоторых задач. Речь может идти, например, о правилах кормления ребенка или о способах борьбы с бессонницей.
  4. Памяткаразъяснение, в которой дано обоснование концепции, подтвержденное научными, медицинскими и другими исследованиями вопреки консервативным мнениями и устоявшимся стереотипам.
  5. Памяткастимул, мотивирующая целевую аудиторию на выполнение определенных действий, призванных внести положительные коррективы в его жизнедеятельность. Допустим, памятка, иллюстрирующая пользу чтения и мотивирующая родителей заниматься дома с детьми.
  6. Памятка «вопрос – ответ». Носит справочный характер, вобрав в себя часто задаваемые и требующие конкретных ответов вопросы.

Разумеется, такое деление на виды весьма условно. В зависимости от предназначения памятки производится подбор информации и способов ее оформления. Как правило, внешний вид книжечки формируется, исходя из особенностей тематики, целевой аудитории, цели ее создания, и, конечно же, учитывает представления самого автора.

Важность использования памяток в детском саду

В учреждениях для детей дошкольного возраста большое внимание сейчас уделяется вопросу проработки родительского участия в процессе воспитания. Делается это для того, чтобы взрослые научились лучше понимать своих сыновей и дочерей и строить с ними гармоничные взаимоотношения.

Указать родителям на наиболее частые ошибки, которые они совершают, воспитывая ребенка, можно несколькими способами: провести консультацию, предложить заполнить анкету или разработать памятку. У каждой из перечисленных форм взаимодействия есть свои нюансы.

Если, например, консультация способствует более глубокому погружению в ситуацию и детальному обсуждению проблемы, то памятки для родителей в детском саду имеют, скорее, информативный характер, отражая общую суть вопроса.

Предположим, взрослых знакомят с режимом дня, который существует в дошкольном учреждении. Сведения представлены не только в хронологической последовательности, но также содержат краткую информацию о том, какие действия допустимы, а какие нет.

Важность использования памяток в детском саду

Цель памятки для родителей в детском саду оправдывает себя в полной мере. Утром и вечером у взрослых, в том числе воспитателей, как правило, не остается времени на то, чтобы обсудить какие-либо вопросы касаемо каждого ребенка. В течение дня это тоже может быть довольно проблематично.

Печатные материалы очень выручают, предоставляя родителям возможность ознакомиться с изложенной в них информацией в любое удобное для себя время. Воспитателю же останется лишь дать разъяснения или ответить на вопросы, если таковые возникнут.

Не менее важной функцией памятки становится и то, что с ее помощью можно установить права и обязанности для каждой из сторон, вовлеченной в процесс воспитания ребенка.

Так как именно он является главным объектом деятельности, усилия родителей и воспитателей должны быть скоординированы и направлены на формирование благоприятных условий для его развития. При этом важно, чтобы комфортная атмосфера существовала не только в детском саду, но и дома.

Тематика памяток

В дошкольных учреждениях распространяются памятки, посвященные различным темам. Чаще всего можно увидеть правила внутреннего распорядка, рекомендации по адаптации, питанию, советы по развитию тех или иных личностных качества ребенка и пр. Нередко к ознакомлению предлагаются памятки психолога для родителей в детском саду, раскрывающую полезную и, возможно, новую для мам и пап информацию.

Ниже перечислим наиболее часто встречающиеся темы печатных материалов, размещенных в ДОУ:

  • памятка по адаптации ребенка;
  • памятка по безопасности в детском саду;
  • памятка по здоровому образу жизни и профилактике болезней детей;
  • памятка по игровой деятельности;
  • памятка по правилам дорожного движения;
  • памятка, содержащая советы по приобщению детей к чтению;
  • памятки с рекомендациями по воспитанию ребенка.

Требования к составлению и использованию памяток

При составлении коротких памяток для родителей в детском саду необходимо помнить о следующих критериях соответствия цели:

Тематика памяток

  1. Краткость и лаконичность. Пространные рассуждения следует исключить для того, чтобы излагаемая информация несла в себе однозначный смысл.
  2. В памятке должен быть прописан четкий алгоритм действий либо указаны его ориентиры. Например, как помочь ребенку подготовиться к сдаче экзамена, или какие признаки указывают на то или иное заболевание.
  3. Памятка должна быть понятной каждому родителю, вне зависимости от уровня его образования и наличия психолого-педагогических компетенций. Другими словами, язык изложения нужно использовать простой и легкий для восприятия. Следует исключить термины, которые нельзя понять, не имея соответствующих знаний в области психологии и педагогики.
  4. Цель, с которой памятка транслируется в детском саду, должна быть не просто ясна родителям. Требуется их заинтересованность и готовность к активным действиям для получения нужных компетенций. При этом важно, чтобы родители могли использовать только те ресурсы, которые уже у них имеются, а не озадачивались вопросом, где и как можно получить профессиональные знания и опыт.
  5. Конструктивность памятки для родителей в детском саду – обязательное условие ее создания. Автор-составитель должен уметь предвидеть реакцию взрослых на материал и представлять, каким образом принятая родителем информация отразится на его взаимодействии с ребенком.

Поэтому, прежде чем передавать памятку для ознакомления, автор должен убедиться, что смысл, который он вкладывал при ее создании, раскрыт полностью. Хорошей инициативой станет налаживание обратной связи от родителей, которая позволит делать выводы о целесообразности применения печатных материалов в дошкольном учреждении.

Чем содержательнее памятка, чем заметнее эффект от ее внедрения в родительский коллектив, тем выше показатели профессиональной деятельности как одного воспитателя, так и всего педагогического состава детского сада.

Алгоритм составления памятки для родителей

  1. Определитесь с тематикой. Выбранному направлению нужно следовать неукоснительно, упоминаний о моментах и явлениях, не имеющих отношения к заданной теме, быть не должно.
  2. Внимательно проверяйте актуальность и достоверность собранных вами данных из различных источников. При возникновении сомнений в подлинности сведений лучше всего не используйте их в памятке. Содержание должно отвечать выбранной тематике.
  3. Не стоит вносить в памятку информацию в том виде, в котором вы ее нашли в интернете или каком-либо издании. Прежде изучите ее сами, отсейте лишнее, перестройте фразы, сделайте их более короткими, но емкими. Так аудитории легче будет запомнить прочитанное.
  4. Хорошо продумайте вступление. В обращении к читателю нет смысла пространно рассказывать о себе и своих профессиональных качествах. Лучше всего акцентировать внимание на актуальности темы и вкратце дать обоснование своей деятельности по созданию памятки.
  5. Отдельное внимание уделяйте художественному оформлению. Памятка не должна быть слишком яркой или цветастой, чтобы внимание читателя не рассеивалось на ничего не значащие вещи. Допускается использовать броские оттенки для привлечения взгляда, например, в заголовке, но сам текст лучше оставить в классическом черно-белом варианте. Если тематика позволяет, дополните памятку фотографиями, картинками или схемами.
  6. Излагайте информацию структурированно. На обложке напишите заголовок, первую страницу оставьте под обращение к аудитории. Не пишите сплошным текстом. Обязательно делайте разбивку по абзацам, соблюдайте правила орфографии и пунктуации. Помимо качественного содержания, нужен привлекательный внешний вид.

Памятки для родителей в детском саду рассказывают взрослым, как они могут помочь своим малышам адаптироваться в новой для них социальной среде, пережить возрастные кризисы, научить чему-то новому и интересному, полезному для развития.

Некоторые мамы и папы, особенно молодые, с недоверием относятся к подобной форме общения. На самом деле в этом нет ничего неординарного, самое главное – любить своего ребенка, уделять ему внимание и всегда быть для него опорой и поддержкой!

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw