Педагогическая диагностика ребенка: цели, задачи, методы, особенности проведения
Сохранить статью:
Зачем нужна? Педагогическая диагностика ребенка призвана оценить уровень его готовности к школе. Она проводится на уровне детских образовательных учреждений и помогает малышу безболезненно влиться в новую для него среду и быть готовым к получению новых знаний.
На что обратить внимание? Такая диагностика позволяет не только проанализировать степень интеллектуального и социального развития детей, но и составить психологический портрет. Рассмотрим, какими методами и инструментами оперируют педагоги при данной оценке.
Особенности, цели и задачи психолого-педагогической диагностики ребенка дошкольного возраста
Весь комплекс методов, направленный на педагогическую диагностику развития ребенка раннего возраста, имеет большое значение в образовательной программе. Общая направленность такого исследования состоит в том, что ученик получает возможность самостоятельно планировать образовательный процесс.
Преподавателю педагогическая диагностика в индивидуальной оценке развития ребенка дает выявлять трудности своих подопечных как в области изучения предметов программы, так и в психологическом плане, что позволяет своевременно оказывать необходимую помощь.
Психолого-педагогическая диагностика уровня развития ребенка помогает в оценке эффективности программы, по которой ведется обучение. Особенно ценно это в том плане, что становится возможна объективная оценка и сравнение текущих и финальных результатов для любых видов образовательных программ.
Своеобразие педагогической диагностики личности ребенка состоит в том, что такой метод не только выявляет психологические изменения, но и помогает сформировать условия, благоприятные для развития и становления характера.
Особенности данной диагностики:
- Нацеленность диагностики сугубо педагогическая, она ориентирована на получение принципиально новой информации, основанной на анализе и интерпретации результатов исследования. Область применения этих данных — улучшение качества образовательного процесса и развитие личности ребенка.
- Она предоставляет практически полезные данные о качестве педагогической работы преподавателя.
- Методы ее осуществления органично вплетаются в образовательный процесс.
- Она позволяет улучшить контроль и оценку учеников, а средства, при помощи которых осуществляется педагогическая диагностика ребенка, схожи с традиционными методами обучения, используемыми на постоянной основе.
Комплекс диагностических мероприятий должен охватывать полученный опыт, текущие реалии и временные перспективы. Правильная оценка ресурсов ребенка очень важна, как и правильная ориентация, определение роли в учебном процессе.
Основываясь на полученной информации, можно сформулировать цели, задачи и функционал психолого-педагогической диагностики ребенка раннего возраста:
- Реализовать подход к образованию, основанный на индивидуальности и неповторимости каждой личности.
- Давать верную оценку профессиональной деятельности учителя.
- Минимизировать педагогические просчеты.
- Стимулировать ребенка к получению дополнительного образования, в том числе собственными силами.
- Создать благоприятные условия для саморазвития детей.
- Дать возможность оценивать эффективность действий педагога.
Методы обследования ребенка в процессе педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика ребенка в ДОУ — это комплекс средств и методов, позволяющих получить обратную связь о процессе обучения, а также весь необходимый объем информации о качестве и успешности деятельности педагогов.
Есть ряд критериев, которым должны соответствовать методы диагностики ребенка:
- информация о результатах педагогического процесса должны быть объективной, вне зависимости от субъекта исследования;
- данные должны быть обоснованы, только так можно определить действительный показатель умений и навыков;
- возможность использовать инструменты диагностики в самых разных условиях, что позволяет получить достоверные результаты;
- полученная информация должна быть максимально показательна и давать объективное представление об уровне развития.
Основные методы педагогической диагностики дошкольного развития ребенка:
- Наблюдение
- Интервьюирование детей
- Анализ детского творчества
Наблюдение
Изучение деятельности и развития ребенка в его естественной среде. Отслеживая поведение детей, их игровую деятельность, воспитатель может лучше понять характер своих подопечных, особенности поведения, развития и определить, какие шаги нужно предпринять для оптимального педагогического воздействия.
Наблюдение в детском саду можно вести в комфортных для ребенка условиях, согласуя его с режимом дня и такими его блоками, как прогулка, развивающие занятия, свободная игровая деятельность.
Технологический процесс наблюдения в педагогике включает несколько обязательных этапов:
- определение цели и задач;
- выбор объекта наблюдения (обычно это дети со сложностями в воспитательном и учебном процессе);
- процесс наблюдения в определенной ситуации;
- фиксация и анализ результатов.
Этап фиксации очень важен, так как в дальнейшем это поможет сформировать общее впечатление и отследить развитие ребенка в динамике. Мало просто зафиксировать какие-то факты, их нужно проанализировать и сделать определенные выводы.
Чаще всего педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка сочетает наблюдение в комплексе с другими методами. Это дает наиболее полную и беспристрастную картину психологического развития.
Получение ответов от детей
В ходе разговора, устного опроса или тестирования по заранее подготовленным темам получение ответов от детей своей целью имеет получение информации из ответов на вопросы, заданные воспитателем.
Для этого метода важно задавать правильно поставленные вопросы в комфортной для ребенка обстановке. Формулировка вопроса должна давать свободу в выборе ответа на него, желательно, чтобы он был развернутый. Ребенок должен понимать, о чем его спрашивают. Нельзя торопить воспитанника с обдумыванием ответа.
Анализ продуктов детской деятельности
Объектом исследования являются поделки, рисунки и прочие результаты свободного творчества. Их изучение помогает отследить индивидуальный прогресс развития каждого ребенка.
Как правило из всех продуктов творчества ребенка формируют отдельную подборку в виде портфолио и анализируют его несколько раз в течение года. Такая методика диагностики наглядно показывает динамику развития умений ребенка, дает понять, чем он увлекается и какие навыки уже сформированы.
на наши новости
500 000 пользователей!
Результаты диагностики должны оцениваться без этической или эмоциональной окраски. Такая информация конфиденциальна, и делиться ей в полном объеме нельзя даже с ближайшими родственниками.
Как проводится педагогическая диагностика готовности ребенка к школе
Диагностика в дошкольном учреждении имеет следующие формы:
- игра;
- опрос;
- заполнение анкет;
- тестовые задания;
- контрольные работы;
- индивидуализированное собеседование;
- фиксирование этапов режима дня;
- анализ документов;
- наблюдение.
Ответственными за диагностические мероприятия в учебно-воспитательном процессе обычно назначаются воспитатели. Узкие специалисты отвечают за музыкальное, физическое и психологическое развитие. Это такие сотрудники, как музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дошкольный психолог. Наблюдение за детьми желательно проводить систематически в разные периоды дня:
- во время развивающих занятий;
- в моменты свободной игры;
- на улице;
- во время рисования, лепки, изготовления поделок.
Проведение диагностики в 2023 году имеет свои особенности, так как утвердили обязательное составление карт индивидуального развития в соответствии со стандартом образования. Такие карты стали результатом процесса модернизации образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Их заполняет воспитатель, ведя отдельный документ на каждого из детей с момента зачисления в сад до выпуска в начальную школу. В карте отмечаются индивидуальные успехи воспитанников, соответствие планируемых и полученных результатов.
Основываясь на проведенной диагностике, следующим шагом определяют, насколько эффективно было педагогическое воздействие для каждого отдельного ребенка.
Педагог формирует общее представление личностного развития и дает оценку в целом по возрастной группе, анализирует и делает заключение, чтобы вовремя спланировать необходимые коррекционные действия. В итоге диагностика показывает результаты работы воспитателя как по одному ребенку, так и по группе в целом.
Дальнейшая работа предполагает составление аналитической записки. В ней воспитатель отмечает причины, если они есть, которые привели к неполному усвоению образовательной программы.
На основе этих данных старший воспитатель дает педагогам рекомендации по улучшению процесса образования, составляет план предстоящей работы. Аналитическую справку представляют на общем собрании. Все диагностические материалы хранятся в кабинете у методиста и выдаются по запросу педагогов.
Основная задача психолого-педагогической диагностики ребенка в ДОУ — оценка качества учебно-воспитательной деятельности, причин успешности или неуспеха ее результатов. Также возможна научная работа в данном направлении с целью дальнейшего совершенствования.
Современные реалии таковы, что постепенная трансформация процессов обучения и воспитания в сторону большего разнообразия методов, демократизация взаимодействий в среде воспитателей, ослабление централизованного влияния и повышение значения принятых на месте управленческих решений приводят к тому, что точная информация о сильных и слабых сторонах образовательного процесса приобретает все большее значение.
Результаты педагогической диагностики могут предоставить такие данные, потому что основные функции этой деятельности — обратная связь, оценка и управление.
Педагогическая диагностика помогает сотрудникам детского дошкольного учреждения увидеть недочеты и пробелы в работе, определить уровень развития воспитанников и качество освоения ими учебного материала. Она считается успешной, если все недостатки устранены, а ребенку оказана необходимые помощь и поддержка.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: