Педагогика дошкольного образования: понятие и связь с другими науками
Сохранить статью:
Что это такое? Педагогика дошкольного образования – это часть науки, чья сфера исследований лежит в области развития, воспитания и обучения детей до семи лет. Предмет ее изучения состоит в анализе процессов формирования дошкольника как личности.
На что обратить внимание? Методы педагогики дошкольного образования схожи с подходами педагогики в целом. Однако для достижения целей и задач используются особые наработки, связанные с возрастными особенностями учащихся.
- Суть и задачи педагогики дошкольного образования
- Методологическая основа педагогики дошкольного образования
- Сочетание дошкольной педагогики с иными науками
- Роль воспитания в дошкольной педагогике
- Взаимодействие дошкольной и школьной педагогик
- Требования к педагогу дошкольного образования
- Современные технологии педагогики дошкольного образования
Суть и задачи педагогики дошкольного образования
Среди всех общевоспитательных наук педагогика дошкольного образования считается самой юной. Ее основоположником является чешский педагог и писатель Ян Амос Коменский.
В теории любая наука рассматривается с точки зрения ее предмета, объекта, содержания, целей, задач, методов и приемов, критериев и принципов. Современная дошкольная педагогика изучает воспитательный процесс в рамках детских образовательных учреждений, его цели и задачи, основополагающие функции, формы организации обучения, а также методологию познания, а также степень влияния воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.
Предметом дошкольной педагогики принято считать вопросы развития личности и воспитательные процессы детей возрастной категории от 3-х до 7-ми лет.
Социально значимые педагогические задачи современной науки о дошкольном образовании имеют теоретические и практические составляющие:
- организация воспитательного и образовательного процессов согласно нормам и законам современного общества;
- анализ перспектив развития обучающего процесса в детских образовательных учреждениях как основной формы воспитания детей;
- разработка новых, современных принципов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Основополагающими функциями дошкольной педагогики могут считаться следующие:
- Описательная функция, которая предполагает передачу накопленных в рамках истории человечества педагогических знаний и опыта.
- Прикладная функция, а именно разработка и внедрение новых современных методов обучения и воспитания.
- Прогностическая функция, анализ перспектив развития действующей системы образования и воспитания с возможностью внесения конструктивных изменений.
Чтобы реализовать выше заявленные функции и задачи, педагогика дошкольного образования пользуется следующими исследовательскими методами, которые помогают качественно изучить и обобщить имеющиеся педагогические факты и явления: наблюдение, беседа, изучение работ конкретного ребенка, педагогические консилиумы, анкетирование, интервьюирование, изучение научной литературы, эксперимент, тестирование и др.
Методологическая основа педагогики дошкольного образования
Методология педагогики — это система знаний и положений о педагогической дисциплине, как о воспитательной науке, изучение ее методов и принципов исследования, а также систематизированная реализация и внедрение накопленных знаний, умений и навыков в процесс воспитания и образования.
Методология педагогики дошкольного периода тесно перекликается с философией современного образования. Совокупность принципов, определяющих стратегию реализации воспитания и обучения, в педагогике называют подходом. Рассмотрим следующие подходы:
- Аксиологический подход
Позволяет изучить вопрос с точки зрения общечеловеческих ценностей. Если мы говорим о дошкольниках, это коммуникативные, познавательные, экологические, общекультурные ценности, ценности игры и труда, ценности здоровья. Передаются от взрослого поколения к младшему.
- Культурологический подход
Ориентируется на место и время рождение человека, культурологическую среду развития личности, специфику ближайшего окружения. Приобщает ребенка к традициям и укладу жизни местного населения, к правилам и нормам поведения и общения в месте его постоянного пребывания. Этот подход хорошо освещен в научно-исследовательских работах А. Дестервега и К. Д. Ушинского.
- Деятельностный подход
Игра – это основной вид деятельности младшего дошкольника. Через игру ребенок познает мир и реализует все свои психоэмоциональные запросы, развивает свое творческое начало, учится налаживать взаимосвязь со сверстниками и формирует самостоятельность в принятии решений. Научные труды С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца хорошо раскрывают данную тему.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам каждое ДОУ должно базироваться на нижеперечисленных деятельностях воспитанников: коммуникативная, двигательная, творческая (музыка, рисование), чтение, познавательная, исследовательская, трудовая.
- Системный подход
Система – это комбинация взаимосвязанных элементов, работающих в направлении достижения единой поставленной цели.
С этой точки зрения рассматривается и системный подход в педагогике дошкольного образования как совокупность целей и задач воспитания, субъектов педагогического процесса (преподавателей, родителей и детей), методов организации и содержания педагогической деятельности, а также финансовой составляющей данного вопроса.
- Синергетический подход
Ребенок рассматривается как субъект образовательного процесса, который способен к самопознанию, самоорганизации и саморазвитию. С помощью обратной связи (методом интервьюирования, тестирования, бесед) педагог только лишь контролирует образовательный процесс, выявляет, насколько усвоен материал предыдущих уроков и стоит ли задавать новую тему.
- Личностный подход
Демократический стиль общения с детьми, стиль сотрудничества. Все дети индивидуальны и находится на разном уровне осознания себя в этом мире, у всех свои предпочтения, желания и интересы. Смысл данного подхода – помогать, взаимодействовать с ребенком, отталкиваясь от его индивидуального уровня развития, развивать то, что он уже умеет.\
В методологических подходах современной педагогики дошкольного образования отражается отношение воспитателя к личности воспитанника. В этих реалиях главная задача педагога определить свою роль в воспитании и обучении своих подопечных.
на наши новости
500 000 пользователей!
Из трудов ученых-гуманистов мы знаем, что личность – это человек, носитель сознания, обладающий своими правами, свободами, имеющий свою зону ответственности, способный к познанию, переживаниям и преобразованию окружающего его мира. Этими же принципами руководствуется и дошкольное образование. Ребенок рассматривается как личность со своими потребностями, свободами и желаниями, с осознанием своего «Я».
Сочетание дошкольной педагогики с иными науками
Чтобы определить значимость и место в истории развития человечества, рассмотрим, с какими общественными науками педагогика имеет тесную взаимосвязь.
- Философия
Философия и педагогика тесно перекликаются друг с другом. Этим устойчивым отношениям не одна сотня лет. В основе педагогических знаний и теорий лежат всем нам известные философские концепции и трактаты. Главная точка соприкосновения этих смежных наук — это понимание и осознание места человека в нашем мире. Опираясь на философские знания, педагоги-исследователи определяют фронт работ и задач, направленных на систематизацию и модернизацию образовательного процесса.
Этика и эстетика, которые являются важными и значимыми ответвлениями философской науки, также привнесли в педагогику ряд своих умозаключений. Принципы нравственности и морали, правила общения и поведения человека в современном обществе – вот та основополагающая база, адаптированная педагогической наукой из вышеупомянутых дисциплин.
- Социология
Обе дисциплины занимаются вопросами образовательной системы, проблемой влияния среды и окружения на формирование индивида, а также проблемой социализации личности в обществе. Социализация – это долгосрочный процесс, при котором человек усваивает знания и опыт, нравственные ценности и нормы поведения того общество, в котором он находится.
На стыке двух наук возникла социальная педагогика. Согласно последним исследованиям в этой области выявлена следующая закономерность: каждый второй ребенок-дошкольник не готов перейти к обучению в школе.
Педагогика дошкольного и начального образования предлагает следующие пути разрешения данной проблемы: создание подготовительных образовательных классов кратковременного пребывания на базе школ, куда вероятно ребенок будет поступать, тематические беседы с родителями воспитанников, установление преемственных связей между школами и дошкольными образовательными учреждениями.
Понравилась статья? Поделитесь: