Повышение качества образования: основные тенденции
Сохранить статью:
Почему необходимо? Повышение качества образования – постоянная задача учебных учреждений. Считается, что сегодня результаты обучения не вполне удовлетворительны, а по сравнению с более ранними периодами даже плохие. Впрочем, при этом не учитываются многие факторы, которые приводят к такому выводу.
Как повысить? Как бы то ни было, на повышение уровня знаний направлено много сил. Но без желания учеников учиться, а педагогов – учить достичь необходимого эффекта очень сложно. Поэтому в первую очередь нужно искать современные способы создать условий, при которых все стороны будут заинтересованы в повышении качества образования.
С чем связана необходимость повышения качества образования
Нет сомнений в том, что обеспечение высокого уровня качества образования в школе всегда было важным вопросом. Но поскольку образование постоянно эволюционирует, возникает необходимость регулярного переосмысления ценностей и целей с учетом новых реалий.
Качество образования определяется уровнем удовлетворенности ожиданий разных участников образовательного процесса: учеников и их родителей, администрации школы, других членов педагогического коллектива и внешних организаций, с которыми образовательное учреждение взаимодействует для достижения поставленных целей.
Результаты повышения качества образования зависят от следующих факторов:
- квалификации педагогов и их высокого профессионализма;
- создания комфортной образовательной среды для школьников;
- уровня знаний и обучаемости школьников;
- соблюдения санитарно-гигиенических норм в школе;
- наличия материально-технического обеспечения в школе.
Качество образования оценивается по тому, насколько востребованы знания в конкретных условиях и областях применения для достижения определенной цели и повышения качества жизни выпускника.
Существует ряд факторов, которые играют важную роль в повышении современного качества образования:
- роль учителя как проводника в активную деятельность учащихся;
- рациональная организация учебного труда школьника, которая способствует более эффективному усвоению материала;
- информационные технологии при обучении: компьютеры, интерактивные доски и другие электронные устройства;
- мотивация – помощь ученикам в нахождении интереса в учебном процессе;
- личностно ориентированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
- работа со слабоуспевающими учащимися и особое внимание отстающим ученикам;
- контроль за уровнем образования, достижениями и развитием каждого учащегося в отдельности, а также коррекция знаний на основе результатов мониторинга обученности.
Развитие качества образования обучающихся является постоянным процессом, который предполагает усовершенствование трех ключевых элементов:
- Организация образовательного процесса.
- Результаты обучения.
- Квалификация работников педагогической сферы.
Образование может считаться качественным в том случае, если его достижения отражаются не только на учащихся, но и на педагогах, являющихся участниками образовательного процесса.
По завершении каждой четверти и учебного года учитель должен проводить тщательный анализ учебных достижений учащихся. Анализируя, сколько учеников достигли низкого, удовлетворительного, среднего, достаточного и высокого уровня по данному предмету, педагог определяет пути дальнейшего сотрудничества с учащимися в целях получения лучших результатов.
По мнению современного педагога Марка Поташника, качество образования определяется тем, насколько удовлетворены ожидания всех участников образовательного процесса и насколько цели соответствуют результатам. Иначе говоря, качество образования можно измерить тем, насколько цель достигнута.
Условия повышения качества образования:
- Способность учеников самостоятельно мыслить, анализировать и работать над своими учебными задачами.
- Возможность школы учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.
- Возможность повышать квалификацию педагогов, использовать активные методы обучения в дополнение к традиционным.
В настоящее время произошли многочисленные изменения в школьном обучении, и ключевой фактор в этом процессе – ФГОС как средство повышения современного качества образования. Эти четыре буквы уже не вызывают такого страха, как несколько лет назад, когда они пугали не только родителей, но и учителей. Теперь все понимают, что назрела необходимость перемен и совершенствование образования неминуемы.
Почему происходит снижение качества образования
Причины снижения качества образования зависят от ученика, учителя и контроля родителей:
- Недостаточный контроль за посещаемостью со стороны родителей и школы может привести к пропускам занятий как по болезни, так и без уважительных причин.
- Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учителей может привести к путанице во время уроков.
- Недостаточное владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка может привести к неэффективному обучению.
- Отсутствие мотивации у ребят и слишком большая опека со стороны учителей могут снизить интерес и результативность обучения.
- Отсутствие у учеников перспективы для применения своих знаний может привести к потере интереса к учебе.
- Преобладание пассивных форм обучения, таких как фронтальная и коллективная, над активными формами (групповой, проектной, системно-деятельностной, лабораторной работой на предметах гуманитарного цикла, дискуссией, интерактивным и интегрированным обучением) может снизить интерес учеников к учению.
- Потеря связи с родительской общественностью может привести к уменьшению контроля над обучением и невозможности родителей оказывать поддержку и помощь детям в учебе.
Повышение качества преподавания
Одна из важнейших задач, связанных с повышением качества образования, заключается в том, чтобы учителя овладели различными образовательными технологиями. Какие методы обучения использует педагог, насколько гибок он в изменении своих методов в зависимости от особенностей учеников, определяет качество их обучения и обучаемости в школе.
Педагоги активно используют информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учеников, так как одной из основных задач современного школьного образования является подготовка обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации и формирование у них информационной культуры.
Достижения необходимо отслеживать не только у учеников, но и у учителей, так как они являются первопричиной улучшения качества образовательного процесса. Для поддержки профессионального роста педагогов, в том числе финансовой, используются профессиональные конкурсы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также стимулирующие выплаты, связанные с достижением определенных показателей, разработанных школой.
на наши новости
500 000 пользователей!
В то же время администрация школы управляет процессом освоения современных образовательных технологий и отслеживает их эффективность, признавая свободу учителя в выборе методов и педагогических технологий для достижения образовательных результатов. Педагоги постоянно улучшают свое мастерство и осознают свою ответственность в решении задач, стоящих перед современной школой.
Качество преподавания зависит от ряда факторов:
- уровня знаний в теоретической, профессиональной и интеллектуальной области;
- методической подготовки;
- уровня мастерства преподавания;
- качества психолого-педагогических отношений с коллегами, учениками и родителями;
- инновационной деятельности, участия в общешкольных проектах, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе;
- научной работы учителя и учащихся;
- состояния учебно-методической базы.
Основной задачей учителя является обнаружение новых и неизвестных ученикам элементов в учебном материале и организации учебного процесса. Успешный педагог должен быть опытным профессионалом в своей области, который заинтересовывает учеников и способен доступно объяснять материал. Кроме того, он должен уметь объективно оценивать результаты и, если необходимо, находить индивидуальный подход к каждому.
Повышение качества образования обучающихся
Организация учебного процесса является одним из эффективных методов улучшения качества знаний учеников. Современные уроки требуют высокого уровня подготовки и профессионализма. Если мы будем относиться к уроку как к несерьезному моменту жизни, который проходит без контроля, то никогда не достигнем желаемых результатов.
Чтобы обеспечить хороший учебный процесс, важно начинать уроки вовремя, грамотно организовывать пространство в классе, чётко структурировать этапы урока, активно взаимодействовать, а также адекватно реагировать на поступки обучающихся.
Кроме того, правильный подбор учебного материала и методов его преподавания, а также использование новейших технологий и средств обучения, таких как наглядность и компьютерные программы, существенно влияют на качество знаний, полученных учащимися.
Повышение качества усвоения учащимися знаний зависит от следующих факторов:
- Уровня индивидуальных характеристик (интересов, мотивации, склонностей, способностей, психологического типа и т.д.).
- Уровня подготовки к получению знаний.
- Нововведений и устоявшихся практик в образовании (содержание, объем, технологии и методы обучения).
- Состояния учебно-методического обеспечения (качество учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика).
- Воздействий извне (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т. п.).
- Оценочной системы знаний.
- Уровня педагогического взаимодействия учащихся и преподавателя: коммуникативных отношений.
В условиях современной реальности повышение качества получаемого образования не ограничивается лишь качеством обучения. В наше время, когда информационные технологии развиваются настолько быстро, задача воспитания учеников включает в себя не только формирование навыков и знаний, но и развитие их личности в качестве гражданина-патриота, который готов к умелому и быстрому адаптированию к изменяющимся условиям жизни.
Достижение этого образовательного результата возможно через освоение универсальных учебных действий.
Мониторинг и контроль повышения качества образования
Система контроля качества обучения активно применяется для определения его эффективности. После введения новых государственных стандартов каждая школа разработала свою систему контроля, однако необходимо использовать единые принципы и критерии, чтобы обеспечить единообразие процесса и использовать его для принятия управленческих решений.
Кроме оценки учебных результатов (в баллах), также предполагается оценка метапредметных навыков (в форме комплексных работ) и личностных характеристик учеников (с помощью различных методов, таких как диагностика и анкетирование). Помимо государственной итоговой аттестации, портфолио может быть использовано для контроля обучения, так как оно позволяет полно отразить не только учебные результаты, но и умение применять полученные знания и навыки.
Чтобы улучшить качество образования в школе, необходимо проводить работу по созданию развивающей среды в классе. Задача учителя заключается в формировании такой среды, которая будет стимулировать интерес и развитие учеников. Для успешного обучения необходимо, чтобы учитель постоянно улучшал свой урок, находил новые методы и подходы к обучению, которые помогут повысить качество знаний и интерес учеников к изучаемому предмету.
Использование методов обучения, которые подразумевают активное участие учащихся, включая групповую работу, работу в парах и взаимообучение, помогает ученикам развивать умение анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать и создавать новое.
Новые стандарты образования требуют, чтобы учителя проводили занятия в интересной форме, и это может быть достигнуто с помощью применения современных методов обучения, которые создаются преподавателями, например, путем создания проблемных заданий, кроссвордов, учебно-познавательных задач, презентаций и проектов.
Образовательный процесс, включающий в себя не только учебу, но и воспитание учащихся, может и быть оценен по различным показателям знаний, умений и навыков, а также по соответствию нормам ценностно-эмоционального отношения к окружающему миру и другим людям. Именно такая система позволяет оценить эффективность работы школы на основе её конечных результатов, в числе которых можно выделить следующие показатели:
- уровень знаний учащихся;
- готовность учащихся к дальнейшему обучению;
- уровень воспитанности школьников;
- состояние здоровья учащихся;
- уровень социальной адаптации выпускников в обществе;
- степень соответствия стандартам образования.
Представленные показатели активно дополняют друг друга и не могут быть качественно определены в отдельности.
Однако в настоящее время показатель успешности обучения учащихся является главным и основным при оценке работы школы и продолжает оставаться таким же.
Контроль результатов обучения, который является формой контроля качества знаний, имеет три функции: образовательную, воспитательную и развивающую, что характерно для процесса обучения в целом. Его обучающее значение заключается в возможности учащегося проверить свои знания и умения.
Постоянная проверка стимулирует работать систематически, демонстрировать классу качество своих знаний и навыков. Это способствует формированию у обучающихся чувства ответственности и стремления к лучшим результатам. Результаты обучения должны соответствовать общим целям предмета и требованиям к его освоению.
Одним из главных ресурсов человека является качественное образование, которое обеспечивает ему возможность свободно и эффективно действовать при изменяющихся условиях. Качество жизни человека и общества зависит от качества образования. Задача всего общества – искать пути улучшения качества образования, так как это является результатом работы не только школы, но и каждого из нас.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: