Познавательное развитие детей в старшей группе ДОУ: задачи, цели, методики
Сохранить статью:
О чем речь? Познавательное развитие в старшей группе ДОУ направлено на стимулирование интереса детей к окружающему миру. Это способствует получению новых впечатлений, представлению о себе и других, проявлению творческой активности ребенка.
В чем заключается? Методики организации работы выбираются в соответствии с возрастной группой, то есть учитываются интересы детей 5-6 лет, оптимальные способы познания мира, специфика поведения в этом возрасте.
Что значит познавательное развитие в старшей группе
В дошкольном возрасте формируется личный опыт ребенка, его отношение к окружающему миру, потребность в узнавании нового. В дальнейшем эта основа будет дополняться другими задачами на следующих ступенях образования. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) существенное внимание уделяется познавательному развитию, которое имеет свою специфику в зависимости от возраста воспитанников.
Именно в дошкольном возрасте формируются общие способности ребенка, которые впоследствии совершенствуются и дифференцируются. Одна из самых значимых – способность к познанию.
Познавательное развитие в старшей группе – важнейшее направление в работе с дошкольниками. Интерес к познанию является врожденным, благодаря подобной направленности новорожденные адаптируются к новым для них условиям жизни. Со временем данное направление трансформируется в когнитивную активность, которая проявляется в совершении действий, помогающих получить новые впечатления и представления об окружающем мире.
По мере взросления познавательная активность возрастает, трансформируется в гносеологическую деятельность, которая свойственна взрослым людям.
Познавательное развитие в старшей группе необходимо для того, чтобы:
- развивать интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию;
- формировать познавательные действия, способствовать становлению сознания;
- развивать воображение и творческую активность.
Занятия по познавательному развитию в старшей группе помогают формировать первичное представление ребенка:
- о себе и окружающих людях;
- об объектах и явлениях окружающего мира, их формах, цветах и размерах, о материалах, звучании, темпе и ритме;
- о числе, количестве, части и целом;
- о пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и т. д.,
- о родном крае, регионе и стране;
- о культурных ценностях, традициях и праздниках страны и малых народов;
- о Земле как общем доме для людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов, населяющих нашу планету.
Критерии познавательного развития в старшей группе
Познавательное развитие детей в старшей группе невозможно без гносеологической активности, а она в свою очередь должна поддерживаться за счет когнитивного интереса дошкольника.
Познавательный интерес состоит в избирательном желании узнавать больше о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, которое в свою очередь активизирует психические процессы, деятельность и когнитивные возможности человека.
Для познавательного интереса характерны такие отличительные черты, как новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Он включает в себя несколько взаимосвязанных между собой процессов:
- интеллектуальные, связанные с логическими действиями и операциями (анализом, синтезом, обобщением, сравнением), поиском доказательств;
- эмоциональные, заключающиеся в переживании успеха, получении радости от узнавания нового, удовлетворенности от деятельности, чувства гордости за свои достижения;
- регулятивные, связанные с волевыми усилиями, настойчивостью, вниманием, принятием решений;
- творческие, связанные с воображением, созданием новых образцов и моделей.
Для формирования и развития познавательного интереса важно:
- создавать условия для развития творческих способностей;
- поощрять любые достижения ребенка, повышать его веру в себя, свои силы и возможности, убирать недоверие и негативные оценки;
- развивать чувство собственного достоинства у ребенка.
Задачи познавательного развития в старшей группе
Стратегия дошкольного образования определяется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), в котором одна из главных ролей отведена познавательному развитию. ФГОС содержит следующую терминологию по данному вопросу:
- Познавательные интересы означают потребность ребенка в познании нового, уточнении непонятных моментов, касающихся характеристик и свойств окружающих объектов и явлений, а также в стремлении к пониманию их сущности и нахождению причинно-следственных связей.
- Познавательные действия заключаются в различных активных видах деятельности, включая экспериментальную, в результате которых ребенок получает новые знания, формирует и развивает умения и навыки.
- Познавательное развитие означает улучшение психологических гносеологических процессов вследствие воздействия факторов возраста, социальной среды, накопления собственного опыта. Познавательные интересы ребенка расширяются благодаря совершаемым когнитивным действиям.
Согласно ФГОС познавательное развитие в старшей группе ДОУ заключается в:
- развитии интеллекта, умственных способностей ребенка;
- углублении полученных представлений о себе, окружающих людях, предметах, событиях и явлениях;
- создании условий для последующего обучения в школе;
- развитии творческих способностей;
- расширении кругозора и воспитании общей культуры личности.
Познавательные интересы детей старшей группы
Познавательное развитие в старшей и других группах преследует общие цели для детей разного возраста, однако в различные периоды уровень формирования интересов когнитивной сферы отличается. Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) характерны следующие возрастные особенности.
- усидчивость (в старшей группе ДОУ дети способны на более длительное время сосредотачиваться на интересном им предмете);
- избирательность (в 5-6 лет дошкольники отдают предпочтение тем задачам, которые им интересны, поэтому у воспитателей могут возникать сложности с переключением внимания воспитанников с интересного предмета на тот, который определен программой);
- способность к пониманию взаимосвязи между объектами, предметами и явлениями (к примеру, увидев, что сосулька в помещении превратилась в воду, дети могут самостоятельно сделать вывод о том, что лед – это замерзшая вода);
- стремление находить ответы на вопросы опытным путем, проводя исследования и эксперименты.
на наши новости
500 000 пользователей!
Учитывая эти возрастные особенности, на занятиях по познавательному развитию в старшей группе выбирают темы, которые способствуют:
- расширению кругозора детей, их представления о качественных характеристиках окружающих объектов (о материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.), причинно-следственных связях между объектами;
- получению новых знаний о Земле, своем родном крае и стране, народных традициях, обычаях и праздниках;
- совершенствованию навыков, необходимых в школе, освоению умений, требующихся будущему школьнику (в части нахождения нужной информации, определения основной мысли в тексте и т. п.);
- развитию навыков выполнения индивидуальных и групповых проектных заданий, распределения ролей при работе над коллективными задачами и т. п.;
- расширению круга интересных для детей тем (познавательное развитие в старшей группе достигает такого уровня, при котором ребята могут, к примеру, аргументировать выбор будущей профессии, опираясь на ее реальные нюансы: стать строителем, чтобы построить красивый дом, учителем, чтобы учить детей и пр.).
Виды деятельности для познавательного развития в старшей группе
Познавательное развитие детей в старшей группе ДОУ можно осуществлять в процессе различной деятельности, однако лучше всего образовательная программа усваивается во время игры. По мере взросления ребенка занятия усложняются, становятся более разнообразными.
В 3-4 года когнитивную сферу развивают через работу с конструктивными навыками. К примеру, ребенок расставляет кубики в заданном порядке, составляет различные конструкции, учит правильные названия элементов (кирпичики, пластинки и т. п.).
Дети, посещающие старшую группу ДОУ, уже могут строить из конструктора объекты, объединяя их единым сюжетом. Так, кубики используются для строительства дома, пластинки – для создания мебели или подъездной дорожки. Важно, чтобы предметы, окружающие ребенка, были внешне и тактильно привлекательными, яркими, понятной формы, цвета и назначения.
Значительная роль в развитии познавательной деятельности детей старшей и подготовительной групп детского сада отводится сюжетно-ролевым играм с установленными правилами. Подобные занятия учат детей работать в команде, соблюдать правила, следовать выбранной роли.
Например, играя в магазин, ребята сталкиваются со следующими когнитивными задачами: взаимодействие друг с другом в рамках определенных ролей (покупатель – продавец), совершенствование счетных навыков, развитие воображения (использование вместо денег и банковских карт подручных предметов: камешков, палочек, листочков и т. п.).
Также немаловажную роль в познавательном развитии детей старшей группы выполняют дидактические игры. Они помогают совершенствовать такие качества, как сосредоточенность, усидчивость, последовательность. Дети учатся думать, работать сообща, уступать или, напротив, настаивать на своем, управлять своим поведением, проявлять активность и инициативу.
Игры для познавательного развития детей старшей группы
- «Продолжи орнамент». Игра помогает ребенку выстраивать аналогии, видеть закономерности, способствует развитию мелкой моторики и абстрактного мышления.
- «Четвертый лишний». Игра направлена на поиск закономерностей, развитие логического мышления.
- Подбор парных картинок. Игра для познавательного развития детей старшей группы заключается в поиске картинок с одинаковым количеством предметов. Детям 4-5 лет предлагают находить картинки с одинаковыми изображениями.
- Собирание пазлов, мозаичных картинок. Эти занятия развивают образное мышление, творческую активность, учат находить закономерности.
Для познавательного развития детей старшей группы детского сада большое значение имеет атмосфера во время дидактических игр. Очень важно, чтобы она была непринужденной, не вызывала у ребят ощущения, что их целенаправленно чему-то учат. В конце занятия воспитатель подводит итоги, хвалит воспитанников.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в подробном объяснении правил игры, определенном контроле воспитателя за их соблюдением. Их не надо строго контролировать, они больше ценят самостоятельность.
Существенное значение для познавательного развития в старшей группе имеют наглядные приемы, дополняющие обучающий материал. Рассказ воспитателям следует сопровождать картинками, схемами, видеороликами, презентациями и т. п.
Наглядный материал делится на две группы в зависимости от своего предназначения:
- Для демонстрации – такие изображения показывают воспитанникам свойства и внешние признаки изучаемых объектов. К примеру, рассказывая про ежа, воспитатель показывает и объясняет детям, что на спинке и боках у него иголки, поэтому они колючие, а на мордочке и животе их нет, поэтому они гладкие. Изображения на плакатах по физкультуре демонстрируют, как правильно отжиматься, подтягиваться, прыгать и т. д.
- Для иллюстрации – помогают воспитателю объяснить, а детям усвоить новый материал, показывают, о чем идет речь. На занятиях, способствующих познавательному развитию детей старшей группы, можно создавать лэпбуки – раскладные книжки, в которых на схемах, рисунках, фотографиях показаны результаты, полученные детьми во время исследования той или иной темы.
Благодаря занятиям у детей повышается интерес к окружающему миру. Познавательная деятельность в этом возрасте – ступень к дальнейшему развитию ребенка. Поэтому педагогу важно серьезно подойти к этому этапу.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: