Предпрофильная подготовка: варианты организации и порядок осуществления
Сохранить статью:
Зачем нужна? Предпрофильная подготовка помогает учащимся сделать осознанный выбор будущей сферы деятельности. Во многом именно от правильности и обоснованности принятого решения зависит, как сложится дальнейшая жизнь человека.
Как помогает? Корректность выбора определяется способностью школьника понять свои интересы, умением реально оценивать собственные силы, готовностью нести ответственность за сделанный выбор. Данные навыки как раз и прививаются на предпрофильной подготовке.
- Цели и задачи предпрофильной подготовки учащихся
- Варианты организации предпрофильной подготовки
- Принципы осуществления предпрофильной подготовки
- Общая структура предпрофильной подготовки
- Этапы предпрофильной подготовки
- Критерии эффективности предпрофильной подготовки
- Часто задаваемые вопросы о предпрофильной подготовке
Цели и задачи предпрофильной подготовки учащихся
Предпрофильная подготовка представляет особенное направление педагогической деятельности, включающее: психологическую поддержку, информационное просвещение и организационные мероприятия, направленные на самоопределение учащихся, позволяющее сделать выбор направления обучения для определения сферы профессиональной деятельности в будущем.
Классы предпрофильной подготовки позволяют определить у учащихся определенные таланты и возможности путем освоения курсов, включающих основные области знаний, которые позволяют составить представление о различных профессиях на основе личных впечатлений.
Таким образом, концепция профильной подготовки основными целями предпрофильной деятельности определяет:
- способность правильно оценивать собственные ресурсы и возможности для последующего развития по выбранным профилям;
- предпрофильная подготовка позволяет сделать осознанный выбор профессии, учитывая свои предпочтения;
- готовность ответственно принимать решения, касающиеся будущего;
- стабильная мотивационная база учащихся на получение знаний по выбранному направлению.
В условиях переходного периода от реализации программы федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (ООО) к ФГОС среднего общего образования (СОО) предпрофильная подготовка имеет решающее значение в образовании.
Варианты организации предпрофильной подготовки
Учитывая возможности организации образования, а также внешние условия социума, предпрофильная подготовка зачастую осуществляется:
- непосредственно внутри организации;
- при сотрудничестве с образовательными организациями, предоставляющими дополнительное образование;
- в рамках программы социального партнерства с профессиональными учреждениями сферы образования, потенциальными работодателями, иными учреждениями с наличием пространства для организации профессиональных проб. В качестве содержания подобной интеграции реализация предпрофильной подготовки выступает как неотъемлемый элемент основной образовательной программы.
Принципы осуществления предпрофильной подготовки
Полноценная профильная и предпрофильная подготовка основываются на определенных принципах:
- Принцип равного доступа всех учеников образовательного учреждения к обучению выбранному профилю обучения.
- Принцип совмещения основных функций школы профессионально-ориентирующая и культурная.
- Принцип предоставления учащимся возможности изменить профиля обучения.
- Принцип осознанного подхода к выбору направления профиля и предпрофильной подготовки.
- Принцип сохранения заинтересованности в выбранной сфере деятельности на протяжении обучения.
- Принцип ориентированности на объективные пожелания и способности учащихся, а также условия на рынке рабочей силы в данном регионе.
Общая структура предпрофильной подготовки
Программа предпрофильной подготовки состоит из четырех важнейших направлений работы: доведение информации до обучающихся и их родителей, предпрофильные курсы, психолого-педагогическая помощь, организационно-методическая деятельность.
на наши новости
500 000 пользователей!
Предоставление информации учащимся и их законным представителям
Это знакомство обучающихся с предлагаемыми областями профильного обучения в организации образования, с вариантами дальнейшего образования и трудоустройства, работа с информацией об учреждениях, позволяющих получить профессиональное образование, актуальные сведения о состоянии и прогнозах ситуации на рынке труда определенного региона.
В ходе реализации данного направления учащиеся получают информацию, без которой невозможно формирование индивидуального образовательного и профессионального плана образования.
Организация предпрофильных программ в образовательном учреждении
Курсы предпрофильной подготовки дают учащемуся возможность на практике попробовать себя в различных производственных направлениях. Для плана проведения элективных курсов или внеурочной деятельности характерно изучение алгоритма выбора профиля и будущей профессии.
Подобные курсы представляют собой занятия, которые школьники выбирают самостоятельно, отвечающие их интересам и способностям, с возможностью углубленного изучения определенных предметов школьной программы.
В процессе реализации в жизнь предпрофильных проектов или подготовительных курсов учащиеся приобретают бесценный опыт освоения новых способов деятельности, знакомятся с прогрессивными методиками изучения предметов и процессов, характеризующих определенную сферу деятельности, а также навыки принятия на себя ответственности за собственный выбор.
Психолого-педагогическая составляющая процесса освоения знаний
Психология и предпрофильная подготовка имеют тесную взаимосвязь. Это подразумевает диагностирование и анализ особенностей личности, коллективные консультации и индивидуальные беседы, отслеживание эффективности освоения предпрофильных программ с точки зрения совершенствования присущих учащемуся черт характера. В первую очередь это касается уровня готовности к выбору будущей профессии, навыков применения полученного опыта, совершенствование самопознания.
Это направление призвано создать благоприятные условия для лучшей мотивацию учащихся к более осознанному подходу к выбору направления. Психолого-педагогическое сопровождение является необходимым элементом для информирования и реализации учебных программ.
В случае успешной реализации данного направления будущие специалисты способны принять объективное и обдуманное решение о получении дальнейшего образования или сфере трудовой деятельности.
Организационно-методическая структура образовательной деятельности.
Предполагает организацию и реализацию профориентационных мероприятий для предоставления обучающимся возможности профессиональных проб во время учебного процесса, а также в качестве внеурочной работы. Организационно-методическая работа – это ненавязчивая поддержка школьника в принятии решения о выборе сферы и места для последующего обучения. Эта деятельность включает в себя работу, направленную на повышение готовности подростка к самостоятельному культурному, общественному и профессиональному определению в жизни.
Об эффективной реализации данного направления можно судить по наличию четкого понимания, насколько верно осуществлен выбор учебного профиля и сферы будущего профессионального развития.
Надо понимать, что отрицательный результат тоже является результатом, и через осуществление профессиональных проб школьники получают уникальный шанс на практике выявить, сформировать или развить личные способности. Или отказаться от изначального выбора в случае, если он оказался поспешным и необъективным.
Этапы предпрофильной подготовки
Пропедевтический
Пропедевтический этап предполагает решение следующих задач:
- выявление личных интересов и психологических склонностей и способностей учащихся;
- психолого-педагогическая поддержка с приобретением опыта, определяемого развитием с точки зрения профессии;
- развитие познавательных навыков, которые позволят успешно проявить себя в профессиональной деятельности в будущем;
- сотрудничество с законными представителями учащихся, направленное на совместную предпрофильную деятельность.
Обучение может быть представлено в различных формах: элективные курсы, позволяющие изучить основные факторы, определяющие выбор профессии, анализ интересов и способностей учащихся, консультации педагогов и психологическая поддержка, организация экскурсий или кружков.
Основной
Система предпрофильной подготовки предполагает следующую программу основного этапа:
- проведение вторичной диагностики с целью выявления интересов, способностей и образовательных запросов учеников;
- ознакомление со способами выбора направления будущего обучения и последующей карьеры;
- координирование при формировании индивидуального пути в образовании;
- обеспечение информационной и психолого-педагогической поддержки работы по предпрофильному образованию и предпрофессиональному выбору обучающихся.
- формирование групп для прохождения курсов по индивидуальному выбору;
- создание отдельных учебных планов для обучающихся, которые отвечают их интересам и склонностям;
- составление оптимального расписания для прохождения индивидуальных и групповых курсов;
- ведение информационной деятельности, индивидуальные консультации школьников и родителей по проблемам, касающимся выбора профессии;
- организация предметных и профориентационных курсов по выбору учащихся.
Формы организации обучения используются следующие: элективные курсы предпрофильной подготовки, предметные курсы, личные консультации для педагогического состава и психологов; знакомство с особенностями разных профилей и профессий, формирование учебных программ по индивидуальному плану, организация экскурсий.
Завершающий
Заключительный этап предпрофильной подготовки предполагает:
- проведение анализа эффективности процесса предпрофильного образования;
- изучение перспектив обучения той или иной специальности и возможности трудоустройства;
- анализ информации выбора обучающимися определенного профиля или посещения курсов;
- создание профилей на основе разработанных индивидуальных учебных программ;
- составление списков учащихся каждого профильного класса.
Формами и методами работы на данном этапе являются: презентации нескольких вариантов программ профильного обучения; анкетирование обучающихся и их законных представителей, составление рейтинга успеваемости обучающихся, организация «Ярмарки профессий».
Критерии эффективности предпрофильной подготовки
Критериями объективности выбора обучающимися профиля обучения в старших классах могут являться:
- выражение ценностных ориентиров, отражающих профиль обучения и сопутствующие направления образования после окончания школы;
- наличие индивидуальных целей при выборе профильного обучения;
- информационная осведомленность в важности выбора профиля для получения дальнейшего образования, а также возможности социального и профессионального определения человека;
- наличие опыта в освоении образовательной информации, формировании и развитии навыков, необходимых для совершенствования в выбираемом образовательном профиле.
Предпрофильная подготовка должна быть нацелена на достижение учащимися высоких показателей согласно плану формирования профессиональной компетентности учащихся старших классов.
Часто задаваемые вопросы о предпрофильной подготовке
Отвечаем на поппулярные вопросы.
В чем отличие профильного обучения от предпрофильной подготовки?
Предпрофильная подготовка – это образовательный этап, предшествующий началу профильного обучения. Он необходим для формирования базы теоретических знаний и практических навыков, которые потребуются для успеха в получении образования выбранного профиля.
Основная цель профильного обучения – сформировать у учащихся специализированные познания в определенной области.
Это дает возможность стать профессионалами в своей области и эффективно использовать приобретенные знания и умения на практике.
Как долго длится предпрофильная подготовка в школе?
План предпрофильной подготовки предполагает 100 учебных часов в течении учебного года. Это составляет примерно 3 часа в неделю с учетом 34 учебных недели за год. 2/3 от этого времени расходуется курсы по индивидуальному выбору. Соответственно, оставшуюся часть времени, а это примерно 30 – 35 учебных занятий за год, занимают информационная работа и профориентация.
Для чего необходимо предпрофильное образование?
Предпрофильная подготовка для учащихся в выпускных классах в школе позволяет ученикам осознанно подойти к выбору дальнейшего образования. От того, насколько точно будет сделан выбор, зависит риск дальнейшего разочарования и количества проблем, поджидающих молодого работника. Чем более осознанно выбран профиль, тем выше вероятность получения обществом в перспективе отличного специалиста.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: