Проектирование педагогического процесса: суть, основные этапы, реализация
Сохранить статью:
Что это такое? Проектирование педагогического процесса – это создание прототипа будущей исследовательской работы учителя. Он позволяет оптимизировать его деятельность, поскольку дает возможность прогнозировать возможные результаты.
Как осуществляется? Достигается за счет предварительной разработки ключевых моментов предстоящих опытов, гипотез и наблюдений. Подобное структурирование педагогического процесса позволяет добиться большей эффективности и прийти к правильным выводам.
Понятие проектирования педагогического процесса
Многое из того, что создает человек в процессе своей деятельности, изначально проходит стадию проектирования. В результате этого формируется прототип или проект предполагаемого продукта, процедуры или явления, который необходимо воплотить в жизнь. На основании этого определения под проектированием педагогического процесса понимается следующее:
- Деятельность, направленная на внедрение результатов разработки новых образовательных систем и видов образовательной деятельности.
- Новейшие научные достижения в области знаний, помогающие преобразовать существующую педагогическую действительность.
- Прикладная часть педагогики, организующая практическую деятельность для решения основных задач развития и образования подрастающего поколения.
- Особая технология, направленная на развитие личности.
У педагога должны присутствовать глубоко и разносторонне развитые творческие качества, так как технология проектирования педагогического процесса это предусматривает.
Творческие способности педагога – это одна из сторон его деятельности. Они направлены на заполнение образовательного процесса принципиально новым содержанием, в результате чего появляются дополнительные возможности для решения многих проблем педагогики.
Технология проектирования процесса с точки зрения педагогики представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей:
- Общая культура.
- Гуманизм.
- Профессионализм.
- Творческие способности.
- Профессиональная компетентность.
Эффективность технологии проектирования целостного педагогического процесса зависит от того, есть ли у педагога соответствующие технологические знания, определить которые помогают следующие критерии:
- Целесообразность (направленность).
- Творчество (содержание деятельности).
- Технологичность (уровень педагогической техники).
- Оптимальность (эффективность выбранных средств).
- Продуктивность (результативность).
Технология проектирования компонентов педагогического процесса и деятельности педагога – это все те практические умения и навыки, которые помогают ему творчески подойти к своей профессии.
Объекты технологии проектирования педагогического процесса
Объектами педагогического проектирования являются:
- педагогические системы;
- педагогические процессы;
- педагогические ситуации.
Педагогическая система – это объединение в единое целое всех существующих факторов, направленных на гармоничное развитие человека.
В педагогике термин «система» имеет два значения. Первое – это обозначение качественного состояния педагогических явлений. К примеру, такие понятия, как педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога носят системный характер, поэтому они относятся к системам. Второе – это обозначение ряда структур. Например, работа в системе образования.
Системы в педагогике обладают своей спецификой:
- у них всегда есть цель – дальнейшее развитие учащихся и педагогов, их защита от возможных негативных воздействий той среды, в которой они находятся;
- главное звено в такой системе – учащийся (или воспитанник);
- проектирование системы педагогического процесса предполагает ее открытость, то есть система способна изменяться под влиянием внешних факторов; она может принимать эти воздействия, смягчать их, усиливать или нивелировать.
Педагогические системы создаются для того, чтобы формировать благоприятные условия для процессов, происходящих в педагогике.
Педагогический процесс – это и есть главный объект проектирования для педагога.
Педагогическая ситуация – это тоже объект проектирования, но она всегда существует внутри какого-либо процесса, который в свою очередь находится в рамках определенной системы.
Педагогическая ситуация возникает как часть процесса и характеризует его состояние в данных условиях.
Ситуации всегда носят конкретный характер, они возникают на экзамене, уроке, экскурсии, обычно их решают сразу же. Проектирование ситуаций в педагогике входит в проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения или любой подобной организации.
Основные этапы проектирования и осуществления педагогического процесса
Заниматься в педагогике проектированием систем, процессов или ситуаций не так просто – работа происходит поэтапно. Существует три основных этапа (ступени) проектирования:
- Моделирование.
- Проектирование.
- Конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) заключается в разработке общей идеи создания систем, процессов или ситуаций и основных путей достижения поставленной цели.
Педагогическое проектирование (создание проекта) – это дальнейшая работа над созданной моделью для внедрения ее в практику.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это последовательная детализация созданного проекта для того, чтобы можно было его использовать уже в реальных условиях с детьми.
на наши новости
500 000 пользователей!
Формы проектирования учебно-материальной базы педагогического процесса – это документы, в которых отражены все моменты создания и действия систем, процессов или ситуаций.
Перечень этапов реализации технологии проектирования процесса в педагогике
- Проведение диагностики реального педагогического процесса.
- Постановка целей, определение ценностей и смыслов образования.
- Формирование результата, который хотелось бы получить.
- Планирование каждого этапа работы, приближающей достижение общей цели.
- Корректировка действий в процессе реализации проекта.
- Рефлексия осуществленных действий с последующим анализом полученных результатов.
Если в основу анализа и проектирования педагогического процесса положены прикладные цели, то его этапы можно представить в более подробном виде. Надо лишь сохранить общую логику, в которой заключена сущность всей технологии.
Основные этапы технологии проектирования процесса в педагогике с детализацией внутренних процедур
- Предпроектный (предварительный или стартовый):
- Диагностика (исследование).
- Постановка проблемы.
- Концептуальная основа.
- Определение цели.
- Самоопределение смысла и основных ценностей.
- Общее форматирование технологии.
- Проведение предварительной социализации.
- Непосредственная реализация технологии проектирования содержания педагогического процесса:
- Уточнение основных компонентов технологии (цель, задачи, функции, план работы, число участников и т.д.).
- Поэтапное выполнение всех предусмотренных действий.
- Необходимая корректировка хода технологии (ее проекта), действий участников и т.д.
- Внутренняя оценка продукта, полученного в процессе внедрения технологии.
- Демонстрация окончательных результатов и проведение их внешней экспертизы.
- Рефлексия:
- Диагностика соответствия между достигнутыми и запланированными результатами.
- Определение качества полученного продукта технологии.
- Выявление степени качества совместной работы и взаимоотношений участников технологии.
- Определение перспективности полученного в ходе технологии продукта.
- Послепроектный:
- Тестирование.
- Распространение полученных результатов и продуктов технологии среди педагогов.
- Определение и поиск вариантов возможного продолжения или расширения технологии.
Каждый этап технологии проектирования педагогического процесса детского сада или другого учреждения системы образования равнозначен, поскольку выступает как часть образовательного процесса. В рамках любого из них формируются ценности, нормы и установки личности учащегося или воспитанника, осуществляется развитие их способностей к коммуникации и творчеству.
Технология будет успешно реализована в том случае, если все этапы и процедуры будут применяться комплексно, с использованием адекватных приемов и способов.
Эффективность диагностики, проектирования и планирования педагогического процесса зависит от того, на каком уровне находятся профессионализм и мастерство педагога. Каждый преподаватель обязан владеть несколькими технологиями проектирования, не помешают и навыки научного исследования.
Подобное исследование будет иметь важное значение для системы образования, если оно решает определенную проблему, существующую в работе системы, в процессе воспитания и образования, взаимоотношениях между педагогом и учащимися и т.д.
Изучения могут потребовать и назревшие противоречия внутри самой педагогической системы, между результатами ее деятельности и запросами общества (государства), взаимодействием образовательной организации и окружающей среды, между затратами сил педагогов и результатами их труда и т.д.
Так что без высокого профессионализма, мастерства и владения навыками реализации различных технологий и исследований преподаватель не сможет использовать технологию проектирования процесса в педагогике.
Для работы преподавателя все этапы (процедуры) проектной деятельности имеют одинаково важное значение. Прохождение любого из них можно считать частью образовательного процесса, в котором не только проявляются особенности продукта технологии, но и формируются ценности, нормы, установки людей, проявляются навыки общения и творческие способности.
Успехи преподавателя в области проектирования педагогического процесса зависят от того, насколько хорошо он овладел адекватными способами и приемами, необходимыми для каждого этапа, чтобы воспитать необходимые черты в субъектах проектирования.
Проектирование и реализация педагогического процесса на практике
Технология проектирования педагогического исследования состоит из следующей последовательности действий:
- Провести анализ педагогической системы и ее работы, выявить проблемы.
- Определить тему исследования по одной из выявленных проблем, ограничивающую работу.
- Определить объект исследования – проблемную область, противоречие, где потребуется найти новые знания.
- Определить предмет исследования – часть педагогического процесса, изучение которого дает новые знания.
- Определить цель исследования – знания, которые надо получить в ходе исследования.
- Сформировать задачи – те шаги, или этапы, которые надо пройти для достижения цели исследования.
- Сформировать гипотезу (истину, которая имеет право на существование, но это пока не доказано). Гипотеза – исходная точка исследования, предполагающая связь объекта и предмета исследования, а также те закономерности, которые определятся в ходе исследования и будут научно обоснованы.
- Выбрать методы научного исследования – беседа, опрос, наблюдение, заполнение анкет, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.
- Определить направление и этапы исследовательской работы, сроки ее проведения.
- Определить участников исследования, если оно проводится коллективом или группой учителей.
Из сказанного следует, что польза от обобщения и описания передового педагогического опыта будет очевидной только в том случае, если педагог, выполняющий эту работу, использует определенный алгоритм действий и комплекс методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использовано учителем в любом виде творчества. Технология учебного проектирования усиливает роль и позицию преподавателя в учебном процессе.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: