Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Проектирование педагогического процесса
Главная > Блог > Проектирование педагогического процесса: суть, основные этапы, реализация
24.08.2022
5164
Время чтения: 15 минут

Проектирование педагогического процесса: суть, основные этапы, реализация

Что это такое? Проектирование педагогического процесса – это создание прототипа будущей исследовательской работы учителя. Он позволяет оптимизировать его деятельность, поскольку дает возможность прогнозировать возможные результаты.

Как осуществляется? Достигается за счет предварительной разработки ключевых моментов предстоящих опытов, гипотез и наблюдений. Подобное структурирование педагогического процесса позволяет добиться большей эффективности и прийти к правильным выводам.

Оглавление:
  1. Понятие проектирования педагогического процесса
  2. Объекты технологии проектирования педагогического процесса
  3. Основные этапы проектирования и осуществления педагогического процесса
  4. Проектирование и реализация педагогического процесса на практике
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие проектирования педагогического процесса

Многое из того, что создает человек в процессе своей деятельности, изначально проходит стадию проектирования. В результате этого формируется прототип или проект предполагаемого продукта, процедуры или явления, который необходимо воплотить в жизнь. На основании этого определения под проектированием педагогического процесса понимается следующее:

Понятие проектирования педагогического процесса

  • Деятельность, направленная на внедрение результатов разработки новых образовательных систем и видов образовательной деятельности.
  • Новейшие научные достижения в области знаний, помогающие преобразовать существующую педагогическую действительность.
  • Прикладная часть педагогики, организующая практическую деятельность для решения основных задач развития и образования подрастающего поколения.
  • Особая технология, направленная на развитие личности.

У педагога должны присутствовать глубоко и разносторонне развитые творческие качества, так как технология проектирования педагогического процесса это предусматривает.

Творческие способности педагога – это одна из сторон его деятельности. Они направлены на заполнение образовательного процесса принципиально новым содержанием, в результате чего появляются дополнительные возможности для решения многих проблем педагогики.

Технология проектирования процесса с точки зрения педагогики представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей:

  • Общая культура.
  • Гуманизм.
  • Профессионализм.
  • Творческие способности.
  • Профессиональная компетентность.

Эффективность технологии проектирования целостного педагогического процесса зависит от того, есть ли у педагога соответствующие технологические знания, определить которые помогают следующие критерии:

  1. Целесообразность (направленность).
  2. Творчество (содержание деятельности).
  3. Технологичность (уровень педагогической техники).
  4. Оптимальность (эффективность выбранных средств).
  5. Продуктивность (результативность).

Проектирование педагогического процесса

Технология проектирования компонентов педагогического процесса и деятельности педагога – это все те практические умения и навыки, которые помогают ему творчески подойти к своей профессии.

Объекты технологии проектирования педагогического процесса

Объектами педагогического проектирования являются:

  • педагогические системы;
  • педагогические процессы;
  • педагогические ситуации.

Педагогическая система – это объединение в единое целое всех существующих факторов, направленных на гармоничное развитие человека.

В педагогике термин «система» имеет два значения. Первое – это обозначение качественного состояния педагогических явлений. К примеру, такие понятия, как педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога носят системный характер, поэтому они относятся к системам. Второе – это обозначение ряда структур. Например, работа в системе образования.

Системы в педагогике обладают своей спецификой:

  • у них всегда есть цель – дальнейшее развитие учащихся и педагогов, их защита от возможных негативных воздействий той среды, в которой они находятся;
  • главное звено в такой системе – учащийся (или воспитанник);
  • проектирование системы педагогического процесса предполагает ее открытость, то есть система способна изменяться под влиянием внешних факторов; она может принимать эти воздействия, смягчать их, усиливать или нивелировать.

Педагогические системы создаются для того, чтобы формировать благоприятные условия для процессов, происходящих в педагогике.

Педагогический процесс – это и есть главный объект проектирования для педагога.

Педагогическая ситуация – это тоже объект проектирования, но она всегда существует внутри какого-либо процесса, который в свою очередь находится в рамках определенной системы.

Педагогическая ситуация возникает как часть процесса и характеризует его состояние в данных условиях.

Педагогический процесс

Ситуации всегда носят конкретный характер, они возникают на экзамене, уроке, экскурсии, обычно их решают сразу же. Проектирование ситуаций в педагогике входит в проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения или любой подобной организации.

Основные этапы проектирования и осуществления педагогического процесса

Заниматься в педагогике проектированием систем, процессов или ситуаций не так просто – работа происходит поэтапно. Существует три основных этапа (ступени) проектирования:

  1. Моделирование. 
  2. Проектирование.
  3. Конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) заключается в разработке общей идеи создания систем, процессов или ситуаций и основных путей достижения поставленной цели.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – это дальнейшая работа над созданной моделью для внедрения ее в практику.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это последовательная детализация созданного проекта для того, чтобы можно было его использовать уже в реальных условиях с детьми.

Формы проектирования учебно-материальной базы педагогического процесса – это документы, в которых отражены все моменты создания и действия систем, процессов или ситуаций.

Перечень этапов реализации технологии проектирования процесса в педагогике

  1. Проведение диагностики реального педагогического процесса.
  2. Постановка целей, определение ценностей и смыслов образования.
  3. Формирование результата, который хотелось бы получить.
  4. Планирование каждого этапа работы, приближающей достижение общей цели.
  5. Корректировка действий в процессе реализации проекта.
  6. Рефлексия осуществленных действий с последующим анализом полученных результатов.

Если в основу анализа и проектирования педагогического процесса положены прикладные цели, то его этапы можно представить в более подробном виде. Надо лишь сохранить общую логику, в которой заключена сущность всей технологии.

Педагогическое моделирование

Основные этапы технологии проектирования процесса в педагогике с детализацией внутренних процедур

  1. Предпроектный (предварительный или стартовый):
    • Диагностика (исследование).
    • Постановка проблемы.
    • Концептуальная основа.
    • Определение цели.
    • Самоопределение смысла и основных ценностей.
    • Общее форматирование технологии.
    • Проведение предварительной социализации.
  2. Непосредственная реализация технологии проектирования содержания педагогического процесса:
    • Уточнение основных компонентов технологии (цель, задачи, функции, план работы, число участников и т.д.).
    • Поэтапное выполнение всех предусмотренных действий.
    • Необходимая корректировка хода технологии (ее проекта), действий участников и т.д.
    • Внутренняя оценка продукта, полученного в процессе внедрения технологии.
    • Демонстрация окончательных результатов и проведение их внешней экспертизы.
  3. Рефлексия:
    • Диагностика соответствия между достигнутыми и запланированными результатами.
    • Определение качества полученного продукта технологии.
    • Выявление степени качества совместной работы и взаимоотношений участников технологии.
    • Определение перспективности полученного в ходе технологии продукта.
  4. Послепроектный:
    • Тестирование.
    • Распространение полученных результатов и продуктов технологии среди педагогов.
    • Определение и поиск вариантов возможного продолжения или расширения технологии.

Каждый этап технологии проектирования педагогического процесса детского сада или другого учреждения системы образования равнозначен, поскольку выступает как часть образовательного процесса. В рамках любого из них формируются ценности, нормы и установки личности учащегося или воспитанника, осуществляется развитие их способностей к коммуникации и творчеству.

Технология будет успешно реализована в том случае, если все этапы и процедуры будут применяться комплексно, с использованием адекватных приемов и способов.

этапы технологии проектирования процесса в педагогике

Эффективность диагностики, проектирования и планирования педагогического процесса зависит от того, на каком уровне находятся профессионализм и мастерство педагога. Каждый преподаватель обязан владеть несколькими технологиями проектирования, не помешают и навыки научного исследования.

Подобное исследование будет иметь важное значение для системы образования, если оно решает определенную проблему, существующую в работе системы, в процессе воспитания и образования, взаимоотношениях между педагогом и учащимися и т.д.

Изучения могут потребовать и назревшие противоречия внутри самой педагогической системы, между результатами ее деятельности и запросами общества (государства), взаимодействием образовательной организации и окружающей среды, между затратами сил педагогов и результатами их труда и т.д.

Так что без высокого профессионализма, мастерства и владения навыками реализации различных технологий и исследований преподаватель не сможет использовать технологию проектирования процесса в педагогике.

реализация педагогического процесса

Для работы преподавателя все этапы (процедуры) проектной деятельности имеют одинаково важное значение. Прохождение любого из них можно считать частью образовательного процесса, в котором не только проявляются особенности продукта технологии, но и формируются ценности, нормы, установки людей, проявляются навыки общения и творческие способности.

Успехи преподавателя в области проектирования педагогического процесса зависят от того, насколько хорошо он овладел адекватными способами и приемами, необходимыми для каждого этапа, чтобы воспитать необходимые черты в субъектах проектирования.

Проектирование и реализация педагогического процесса на практике

Технология проектирования педагогического исследования состоит из следующей последовательности действий:

  1. Провести анализ педагогической системы и ее работы, выявить проблемы.
  2. Определить тему исследования по одной из выявленных проблем, ограничивающую работу.
  3. Определить объект исследования – проблемную область, противоречие, где потребуется найти новые знания.
  4. Определить предмет исследования – часть педагогического процесса, изучение которого дает новые знания.
  5. Определить цель исследования – знания, которые надо получить в ходе исследования.
  6. Сформировать задачи – те шаги, или этапы, которые надо пройти для достижения цели исследования.
  7. Сформировать гипотезу (истину, которая имеет право на существование, но это пока не доказано). Гипотеза – исходная точка исследования, предполагающая связь объекта и предмета исследования, а также те закономерности, которые определятся в ходе исследования и будут научно обоснованы.
  8. Выбрать методы научного исследования – беседа, опрос, наблюдение, заполнение анкет, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.
  9. Определить направление и этапы исследовательской работы, сроки ее проведения.
  10. Определить участников исследования, если оно проводится коллективом или группой учителей.

Из сказанного следует, что польза от обобщения и описания передового педагогического опыта будет очевидной только в том случае, если педагог, выполняющий эту работу, использует определенный алгоритм действий и комплекс методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использовано учителем в любом виде творчества. Технология учебного проектирования усиливает роль и позицию преподавателя в учебном процессе.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Учительская газета
  4. Портал Российской образование
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw