Проектирование учебного занятия: требования, ресурсы, этапы
Сохранить статью:
О чем речь? Проектирование учебного занятия позволяет педагогу буквально дирижировать уроком. По сути, такое предвидение позволяет подвести учеников к верным выводам, спрогнозировать их ответы, а также оценить результаты.
На что обратить внимание? Именно поэтому урок начинается с предварительного проектирования и поиска его замысла, то есть цели, вокруг которой и организуется учебное занятие. Какие же инструменты помогают в решении этой задачи?
Что такое учебное занятие
Учебное занятие выступает в качестве основной формы организации образовательного процесса. Может показаться, что в школе оно представлено лишь в виде урока, но в действительности эти понятия отнюдь не являются синонимами, и существует большое разнообразие форм взаимодействия учителя с учеником, которые подпадают под определение «учебное занятие».
Нередко даже педагоги, особенно начинающие, испытывают затруднения на стадии методического моделирования занятия. К примеру, необходимо заранее определить его тип, сформулировать его цели и задачи, выделить этапы, наполнить каждый из них содержанием и обеспечить возможность самоанализа по результатам проделанной работы.
Знание того, какие бывают разновидности учебных занятий и в чем их специфика, позволяет найти наиболее эффективные методы освоения материала, добиться плодотворного взаимодействия с учащимися и вовлечь их всех в познавательную деятельность.
Учебное занятие может рассматриваться в разных аспектах. С точки зрения педагогики под этим термином обычно понимается форма организации учебного процесса, которая имеет конкретные временные рамки и решает комплексные дидактические задачи. Занятие нацелено не только на освоение обучающимися новых знаний, умений, навыков, но и на их воспитание, личностное развитие и даже организацию досуговой деятельности.
Таким образом, учебное занятие – это не просто время, проведенное учителем с детьми, но сложный психолого-педагогический процесс, в который активно вовлекаются все участники. Для того чтобы межличностное взаимодействие превратилось в занятие, необходимо наполнить данное общение обучающим содержанием.
Учебное занятие является отдельным элементом, единицей учебного процесса, и в этом отношении оно должно обладать целенаправленностью, будучи шагом в достижении конечной образовательной цели. К главным составляющим занятия относятся цели, средства и методы их достижения, содержание.
Чтобы обеспечить его высокое качество, необходимо заранее продумать каждый из этих компонентов и обеспечить реализацию запланированного. Поэтому проектирование учебного занятия требуется в любой системе – в начальной и средней школе, вузе, даже детском саду.
Само занятие может быть объективно оценено по тому, насколько удалось достичь изначально поставленной цели, то есть воплотить проект.
Разновидности учебных занятий
Учебные занятия могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Если отталкиваться от цели, то по данному критерию занятия бывают обучающими, общеразвивающими, воспитательными.
Обучающие
Уже исходя из названия несложно представить, на что такое занятие направлено – научить учеников чему-то новому, передать им знания и умения по тому или иному предмету. По своей содержательной основе обучающее занятие обеспечивает:
- передачу знаний;
- их осмысление;
- закрепление приобретенных знаний;
- формирование умений – то есть способности применять знания на практике;
- отработку, тренировку новых умений и навыков;
- обобщение и систематизацию полученной информации теоретического и практического характера.
Общеразвивающие
Их целью является формирования и развитие личностных качеств ученика. Конкретными примерами таких занятий могут быть диспуты, экскурсии, викторины, различные формы творческой деятельности.
Воспитательные
Они ориентированы на воспитание духовно-нравственных качеств, поддержание здорового психологического климата в коллективе и пр.
Впрочем, очень часто занятия совмещают разные целевые установки, и в рамках обучающего урока вполне могут присутствовать компоненты, имеющие общеразвивающее и воспитательное значение.
По способу организации коммуникации учебные занятия бывают индивидуальными, коллективно-групповыми и индивидуально-коллективными. В зависимости от структуры занятие может быть линейным и нелинейным.
Кроме того, по совокупным признакам существует весьма объемная градация занятий: уроки, мастер-классы, лекции, конференции, лабораторные работы и т. д. Конечно, при проектировании учебного занятия многое будет зависеть от того, к какой разновидности оно относится.
Модель учебного занятия
Можно выделить основы модели учебного занятия как последовательность следующих необходимых этапов: организационный, подготовительный, основной, контрольный, итоговый, рефлексивный. Помимо этого, могут присутствовать и другие элементы, например проверочный этап, представляющий собой повторение ранее пройденного материала.
В виде четкой схемы строится и порядок смены видов деятельности школьников в ходе усвоения учебной информации: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение — систематизация. После прохождения всей этой цепочки становится возможной проверка полученных знаний и умений.
Для максимальной эффективности учебного занятия нужно обеспечивать:
- постановку четких целей, взаимосвязанных друг с другом, например обучающих и воспитательных;
- соответствие содержания занятия целям и задачам, а также физическим и психологическим особенностям обучающихся;
- выбор наиболее продуктивных методов и технологий обучения;
- наличие продуманной структуры, логики в подаче материала и смене форм деятельности;
на наши новости
500 000 пользователей!
- хорошую организационную подготовку, мотивацию учеников на познавательную деятельность;
- поддержание благоприятной психологической атмосферы по ходу проведения занятия;
- вовлечение в образовательный процесс всех учащихся;
- наличие необходимого методического и материально-технического обеспечения.
5 основных требований к педагогическому проектированию учебного занятия
Выделим принципиальные требования к проектированию современного учебного занятия:
- Формирование и поддержание высокого уровня мотивации и активности учеников.
- Эффективное планирование времени.
- Использование современных технологий и средств обучения.
- Нацеленность на личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися.
- Демонстрация практической значимости приобретенных знаний и умений.
Чтобы учебное занятие достигло цели и дало позитивные результаты, требуется серьезная подготовка педагога, который должен заранее найти ответ на важнейшие вопросы. Как заинтересовать учеников? Как построить ход занятия? Как сделать учебный материал доступным? Как выйти в практическую плоскость, связав теорию с практикой?
В современной школе упор делается на активные формы и методы обучения, применение которых позволяет активизировать познавательную деятельность учеников – придать ей поисково-исследовательский, творческий характер.
Чтобы это дало эффект, необходимо грамотно организовать занятие – сколь бы ни были хороши методы, при неумелом использовании они не принесут позитивного результата, а в худшем случае способны даже уменьшить мотивацию учеников.
Этапы проектирования учебного занятия
Хотя некоторым начинающим педагогам может показаться, что разработка плана-конспекта учебного занятия является напрасной тратой времени и сил, в действительности именно продуманное проектирование служит залогом успеха.
Алгоритм проектирования учебного занятия в правильной последовательности:
Общее планирование:
- формулирование темы занятия;
- определение его места и роли в рамках учебного курса;
- выделение главных компонентов занятия, имеющих наибольшее значение, – ключевые понятия, знания и навыки, освоение которых необходимо для дальнейшего изучения дисциплины.
Целеполагание
Исходя из понимания того, чем важно данное занятие в общем учебном курсе, определяются его цели.
Это выражается в терминах, которые должны усвоить учащиеся, теоретических знаниях и практических навыках. Цели должны быть актуальными и реально достижимыми.
Определение содержания занятия:
- Выбор нужного учебного материала.
- Подбор заданий разной целевой направленности:
- на воспроизведение нового материала;
- на осмысление и соотнесение с уже известной информацией;
- на практическое применение знаний и умений;
- на обобщение;
- на закрепление.
Соотнесение заданий с материалами учебного занятия:
- задания, связанные с воспроизведением услышанного;
- задания, способствующие осмыслению новой информации;
- задания, способствующие закреплению материала.
Подготовка ресурсов:
- учебно-методические материалы,
- наглядные пособия,
- приборы,
- оборудование и т. п.
Универсальные учебные действия.
Привязка содержания занятия к универсальным учебным действиям. Каждому элементу урока должны соответствовать те или иные УУД. Так, существуют познавательные, общеучебные, регулятивные, коммуникативные и прочие учебные действия. Особую важность это имеет при проектировании межпредметного учебного занятия, где действия обладают надпредметным характером.
Определение структуры занятия
Структура строится с учетом целей и содержания. К примеру, урок в форме изложения нового материала включает в себя несколько компонентов:
- мотивация, актуализация и целеполагание;
- изложение материала и его закрепление;
- подведение итогов и рефлексия.
Оценка и самооценка занятия
Результаты занятия необходимо оценивать не только учителю, но и самим ученикам в виде саморефлексии, оценки проделанной ими работы.
При планировании контроля деятельности учащихся следует определиться с тремя принципиальными вопросами:
- что подлежит контролю;
- как организовать контроль;
- как применять контрольные результаты.
В ходе саморефлексии ученикам предлагается самостоятельно ответить: «Чем мы сегодня занимались? Что мы узнали нового? Какие новые навыки приобретены? Каков практический результат занятия?» и т. п.
Разработка домашнего задания
Помимо контрольных мероприятий на самом занятии, обычно даются и задания для самостоятельного выполнения. Требования к ним аналогичны тем, которые предъявляются к заданиям на уроке: связь с излагаемым материалом, структурный порядок от простого к сложному, наличие практических навыков, которые необходимо задействовать при выполнении, возможность объективного оценивания.
Подобное проектирование учебного занятия с точки зрения современной педагогики является необходимым элементом подготовки педагога к уроку.
Разумеется, значение имеет и качественная реализация разработанного плана. Начать следует с создания правильного психологического и эмоционального настроя на занятие, а далее следовать проекту. В ходе занятия всегда возможны некоторые отступления от плана, но и это может быть продумано заранее.
В подготовке к занятию и его проведении педагогу помогает знание методики преподавания предмета, владение методами построения образовательного и воспитательного процесса.
В целом проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету с оформлением технологической карты урока и иной документации – отнюдь не формализм, а средство обеспечить эффективность и высокое качество процесса обучения.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: