Рабочая программа воспитания в школе: задачи, структура, правила составления
Сохранить статью:
Что это такое? Рабочая программа воспитания в школе – это обязательный документ образовательного учреждения. По задумке Министерства образования он поможет реформировать воспитательный процесс и снизить бюрократическую нагрузку на педагогов.
Как разработать? Чтобы школам было проще разрабатывать программу, была подготовлена методичка, в которой приводятся примерные разделы и модули. Тем не менее, педагогам стоит быть внимательными и не подходить к процессу формально.
Суть рабочей программы воспитания в школе
В 2021 году в Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года были внесены изменения. Министерство просвещения поручило всем детским садам и школам разработать и утвердить рабочие программы воспитания. Сегодня они считаются неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы.
Это было обусловлено необходимостью решить один из основных проблемных вопросов образования – отсутствие адекватной воспитательной деятельности. Тогда как воспитание и образование должны идти в связке. Особое внимание отныне будет уделяться патриотическому воспитанию молодежи.
Стоить отметить, что в школах и раньше разрабатывались воспитательные программы. В начальных классах это была программа духовно-нравственного развития и воспитания, а в средних и старших классах — программа воспитания и социализации.
Однако по сути они никак не реализовывались и существовали скорее формально. Фактически в рамках школьного образования воспитательный процесс налажен не был, он был перенесен на внеурочную деятельность.
Нельзя отрицать, что воспитание неотделимо от образования, поскольку львиную долю времени учащиеся проводят именно в школе. Там – на уроках, переменах, общешкольных и внешкольных мероприятиях, в столовой и библиотеке, во время коммуникации с учителями и одноклассниками – в значительной степени формируется их личность.
Соответственно, рабочая программа воспитания в школе касается не только деятельности на уроках, она имеет отношение ко внеурочной и факультативной активности учащихся.
В документе иначе определяется и само понятие «воспитание», которое отныне включает формирование патриотизма, уважение к Защитникам Отечества и Героям Родины, бережное отношение к культуре, традициям, природе, экологии.
При разработке собственной программы школы берут за основу примерную программу, созданную и утвержденную специальной комиссией — ФУМО, а также руководствуются методическими рекомендациями, ФГОС и законом «Об образовании».
Рабочая программа воспитания в каждой школе своя, она создается с учетом особенностей учреждения. В документе прописывают мероприятия и виды деятельности, направленные на реализацию государственного плана воспитания молодежи.
ФГОС также дает рекомендации относительно составления отдельных программ для каждой ступени образования: НОО, ООО и СОО. Это связано с тем, что для каждого возраста должны существуют свои воспитательные мероприятия.
Структура рабочей программы воспитания в школе
Примерная программа не является перечнем обязательных мероприятий, она характеризуется гибкостью и вариативностью. В документе описываются возможные способы взаимодействия с учащимися в рамках воспитательной работы. Каждая школа берет из предлагаемого списка то, что кажется ей подходящим и актуальным, и составляет собственную программу.
Учитывая многообразие российских школ, методов работы в них, имеющейся материальной базы и кадровых ресурсов, создать единый документ для всей страны просто не представляется возможным.
При этом существуют обязательные разделы программы воспитания в школе.
- Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
В этом разделе описывают особенности учебного заведения: расположение школы и связанное с этим ее социальное окружение, источники положительного или отрицательного влияния на детей, партнеры школы, контингент учащихся, традиции, принципы, уникальные воспитательные методы.
- Цель и задачи воспитания
Этот раздел посвящен целям и задачам учебного заведения в рамках его воспитательной деятельности. Главным образом они прописаны в примерной программе и могут использоваться при составлении индивидуальной школьной программы.
В начальной школе воспитательный процесс базируется на создании благоприятных условий для усвоения знаний основных норм и традиций общества. В средней школе необходимо делать упор на воспитание правильного отношения к семье, труду, отечеству, природе. В воспитании учащихся старших классов особое значение приобретает забота о семье, родном городе или селе, стране в целом, а также опыт участия в социально значимых делах.
- Виды, формы и содержание деятельности
В этом разделе перечисляются методы воспитательной деятельности, приводятся конкретные способы ее осуществления. В нем может быть несколько подразделов, причем эти модули рабочей программы воспитания в школе делятся на инвариантные (менять которые нельзя) и вариативные (могут меняться). В рамках каждого модуля реализуется конкретная воспитательная задача всей программы.
К инвариантным модулям относятся «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативные модули это, к примеру, «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
- Основные направления самоанализа воспитательной работы
В четвертом разделе говорится о том, как осуществляется анализ рабочей программы воспитания в школе. Это происходит внутри учебного заведения силами самих педагогов. Им необходимо оценивать результаты собственной работы, чтобы иметь возможность вносить в нее коррективы. В этом разделе указываются направления анализа, прописываются его методы.
Объектами анализа могут быть воспитание, социализация и саморазвитие школьников, а также организация совместной деятельности учеников и педагогов. Очевидно, для того, чтобы анализ был возможен, в школе должна быть организована полноценная разноплановая воспитательная работа, дающая результаты.
Включение вариативных модулей в программу обусловлено ресурсами самого образовательного учреждения – кадровыми и материальными. При выборе модулей специалисты учитывают следующие условия:
- степень соответствия модуля текущей деятельности школьников и педагогов;
- степень его значимости для школьников и учителей;
- в модуле присутствует то, чего нет в обязательных модулях программы.
Советы по разработке рабочей программы воспитания в школе
Институтом стратегии развития образования РАО была разработана примерная программа воспитания и созданы методические рекомендации по разработке программ самими школами. Рассмотрим основные пункты этих рекомендаций.
- Необходимо создать команду, которая будет работать над программой. Ни один школьный специалист не сможет сделать это в одиночку. В группу должен входить заместитель директора учебного заведения по воспитательной работе, можно пригласить туда заинтересованных педагогов, а также глав родительского и ученического советов.
- Важно определить цели и задачи программы воспитания. Это та основа, на которой будет выстраиваться весь документ и работа с детьми в школе. В каждом учебном заведении они могут быть уникальными, несмотря на общую для всех школ генеральную линию. Ведь социально-экономические условия жизни отличаются от региона к региону. Структура программы может быть аналогична той, что представлена в примерной программе.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Следует сформировать своего рода банк, в котором будут храниться идеи педагогов в отношении улучшения воспитательного процесса. Конечно, в примерном плане уже присутствуют разные варианты мероприятий, но очень важно, чтобы учителя включились в работу и придумали что-то свое, исходя из личного опыта общения с учащимися и понимания обстановки в школе. Все идеи собираются в копилке, из которой потом достаются и применяются.
- Программа должна быть рабочей и адекватной текущей ситуации. Нет смысла тратить время на написание документа, который невозможно воплотить в жизнь по каким-то причинам. Реализация рабочей программы воспитания в школе должна быть одной из приоритетных задач руководства.
5 ошибок в разработке рабочей программы воспитания
Составлять программу ради программы
Одна из проблем российского образования и не только – бюрократия, которая заставляет специалистов подходить к составлению документа исключительно с позиции одобрения ее вышестоящим руководством. Программу делают объемной, наполняют ее огромным количеством материалов, чтобы создавалось ощущение глобальной работы.
По большому счету смысл документа не в количестве страниц, а в содержании, которое нередко хромает. Задача составителей – создать план по-настоящему полезной и результативной воспитательной работы, а не просто сдать отчет.
В методических рекомендациях Института стратегии развития образования РАО указан объем первого, второго и четвертого разделов программы воспитания – это 0,5–1 страницы текста. Третий раздел составляется на усмотрение школы, однако уточняется, что дублировать содержание модулей не нужно. Если его нечем наполнить, лучше от него просто отказаться.
Рабочая программа воспитания в школе в 2022 году – это не объемный талмуд для начальства, а краткая и полезная инструкция, руководство к действию. Она должна быть удобной для педагогов, которые занимаются организацией воспитательного процесса.
Забывать про логику документа
В рабочей программе воспитания должна прослеживаться логика и взаимосвязь разделов. Допустим, в школе много представителей разных национальностей и учебное заведение в своей программе ставит целью развитие толерантности среди учащихся.
При этом в рамках воспитательных мероприятий не проводятся дни культуры разных народностей, отсутствуют какие-то объединяющие события и праздники, не проводится работа по формированию новых школьных традиций и т.п. Получается, что цель, прописанная в документе, совершенно не реализуется на практике. Модули наполнены мероприятиями, которые решают совершенно другие задачи.
Нередко такая ситуация складывается, когда за составление разных разделов документа берутся разные люди, которые не коммуницируют между собой относительно общей концепции. Или же программа практически полностью копирует примерную.
Использовать формальный язык
Программа должна быть написана живым языком без формализмов и псевдонаучности. Ее основная задача – направить педагогов, помочь им в организации воспитательной деятельности. Важно, чтобы учитель, беря в руки документ, смог воспользоваться им как полезной инструкцией.
Чаще всего эта проблема встречается в описании инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация». Вероятно, что составители программы просто не желают включать творческое мышление, предпочитая использовать стандартные формулировки, которые присутствуют в образовательных документах испокон веков.
К сожалению, это оказывает негативное влияние на молодых специалистов, которые еще не выгорели и готовы работать с детьми нешаблонно.
Разделять воспитание на направления
Воспитание не может быть частичным: в какой-то области оно есть, а в другой отсутствует. Это целостный и всесторонний процесс развития и формирования личности, который осуществляется благодаря созданию благоприятных для этого условий. Соответственно, и разделять его по направлениям нельзя.
При этом до сих пор в программах можно встретить модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и прочее. Возможно, не все педагоги осознают, что каждый модуль разрабатывается с единой целью – всестороннее развитие личности школьников.
К примеру, модуль «Волонтерство» нужен не только для того, чтобы пробудить в учениках чувства сострадания и ответственности. В зависимости от проводимых акций и мероприятий он может работать на развитие патриотизма (организация благотворительных концертов для ветеранов) и обеспечивать «экологическое воспитание» (субботники, посадка деревьев).
Включать в программу все вариативные модули
Многие учебные заведения включают в свои программы все модули, предложенные примерной программой, что не всегда разумно.
Чаще всего реальная воспитательная работа совершенно не соответствует тому, что прописано в плане. Например, если в программе присутствует модуль «Экскурсии, экспедиции, походы», в жизни в него может входить один-единственный выезд с учениками на природу в конце учебного года. Разумнее включить пикник в модуль «Классное руководство».
Кроме того, реализация слишком объемной программы требует от педагогического состава огромного количества усилий, что увеличивает и без того немалую нагрузку на учителей и в корне противоречит задумке Института стратегии развития образования РАО.
Преподаватели школы, прописавшей в программе модуль «Школьные медиа», но не имеющей их, вынуждены будут создавать газету/журнал/радиостанцию с нуля. Иначе они просто не смогут описать содержание и специфику деятельности в модуле.
Итак, рабочая программа воспитания в школе является неотъемлемой частью организации современного учебного процесса. Задача педагогического состава – разработать действительно полезный документ, отражающий текущую ситуацию в школе.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: