Работа педагога-психолога в школе: направления и особенности
Сохранить статью:
О чем речь? Работа педагога-психолога в школе заключается в решении разного рода конфликтов и проблем в образовательном процессе. Его цель не только в помощи учителям и классным руководителям, но и в создании эффективной системы образования внутри учебного заведения.
На что обратить внимание? Данная профессия становится все более востребованной, хотя и не в каждой школе есть специалист подобного профиля. Начинающий психолог должен понимать, с чем ему придется столкнуться и что стоит сделать в своей работе в первую очередь.
Функции и задачи педагога-психолога в школе
Работа педагога-психолога в школе:
- Подразумевает профессиональную деятельность, связанную с сохранением соматической и социальной стабильности школьников во время обучения. Кроме этого, его деятельность направлена на охрану прав ребенка.
- Способствует общей гармонизации учреждения и включает в себя проведение профилактических мероприятий для искоренения дезаптации у учеников.
- Содействует выявлению факторов, которые мешают нормальному развитию учеников, принятию различных мер по их предотвращению и оказанию психологической помощи школьникам и родителям в различных социальных ситуациях.
Задачи школьного психолога:
- Выполнение ФЗ «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних».
- Работа педагога-психолога с родителями (опекунами), учениками, другими учителями при возникновении определенной проблемы.
- Оказание консультативной и психокоррекционной помощи детям и родителям.
- Помощь школьникам при выборе их дальнейшей профессии с учетом их особенностей, талантов и предпочтений.
- Поддержка школьников при адаптации.
- Разработка новых и эффективных методов обучения и преподавания.
- Создание благоприятной атмосферы в учреждении, помощь в развитии и освоении социальных и психологических навыков у преподавателей.
Основные направления работы педагога-психолога в школе
Рассмотрим основные направления работы психологов в школе.
Психологическое просвещение.
Психологическое просвещение – одно из направлений работы педагога-психолога в школе, благодаря которому происходит гармоничное и комфортное развитие личностей учащихся. Специалист формирует положительные установки не только для ученика, но и для преподавателя и родителей.
Как правило, большая часть взрослых при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести, особенно если у них нет соответствующих знаний в области детской психологии. Часто ситуация обостряется старшим поколением за счет их острой реакции или некорректного поведения. Обязанность педагога-психолога заключается в том, чтобы донести до родителей и учителей психологические особенности детей и правила поведения при возникновении «конфронтации поколений».
Психологическая диагностика
Действуя в этом направлении, психолог анализирует психологическое состояние детей. Выявление эмоциональных состояний, уровня психологического развития, наличия либо отсутствия психических заболеваний позволяет понять алгоритм дальнейших действий.
Анализ может производиться разными способами, такими как личные беседы, тесты, занятия в команде и т. п. Собрав результаты, педагог-психолог может определить группу риска. Как правило, к ней относятся дети из неблагополучных семей, те, которые не имеют друзей, обладают неустойчивым эмоциональным фоном или создают конфликтные ситуации. Любой намек на отклонение от нормы может стать веской причиной для проведения индивидуальных занятий с учеником и его родителями.
Психологическая коррекция
Психологическая коррекция представляет план работы педагога-психолога в школе, в которой отображена тактика исправления отклонения от нормы. Разумеется, лишь одной деятельности психолога недостаточно, тут необходимо комплексное воздействие на ребенка вместе с родителями. Если отклонение полностью исправлено, значит, были избраны верные корректировочные действия.
Как правило, данный процесс носит индивидуальный или внутригрупповой характер. Работа педагога-психолога в начальной школе, например, заключается в групповой корректировке. Благодаря этому дети могут ближе познакомиться друг с другом, подружиться и объединиться в коллектив. Подобное мероприятие проводится в игровой форме.
Коррекционная программа работы педагога-психолога в школе направлена на детей, имеющих следующие отклонения от нормы:
- гиперактивность;
- агрессивное поведение;
- тревожные расстройства;
- стеснительность и чрезмерная застенчивость;
- постоянный страх и опасения;
- дефицит внимания;
- нарушение памяти;
- сложности в обучении;
- затрудненное мышление.
Если отклонение явное и не поддается корректировочным действиям, а успеваемость ученика становится хуже, то в этом случае педагог-психолог может поднять вопрос о переводе ребенка в специализированное учебное заведение.
Психологическая профилактика
Психологическая профилактика представляет собой комплексные меры, способствующие гармоничному развитию ученика, его адаптации и обучению даже при возникновении отклонений или других затруднений в общении со сверстниками и в работе с преподавателями.
Профилактические меры включают следующие аспекты, на которые направлена работа педагога:
- Доброжелательное общение и взаимодействие с другими детьми.
- Обучение правильному поведению на примере взрослого.
- Больший интерес к гиперактивным ученикам и детям с дефицитом внимания.
- Обеспечение состояния покоя тем детям, которые склонны к быстрому переутомлению.
- Прививание ученикам самоконтроля и дисциплины.
Важно, чтобы к таким детям с пониманием относились не только педагоги и одноклассники, но и родители.
Что касается занятий по психологической профилактике, то они проводятся не только внутри одного коллектива, но и между параллельными классами.
Работа педагога-психолога с родителями
Работа педагога-психолога с родителями также является полезной практикой, помогающей классному руководителю вести свою деятельность. Задачи по повышению психолого-педагогической компетентности мам и пап решаются более эффективно и быстро.
Во время родительских собраний психолог может рассказать взрослым об индивидуальных особенностях их детей, способах взаимодействия с ними и различных методах воспитания. Так как специалист владеет групповыми приемами работы, то и с родителями он может вводить различные формы работы. Вместе с классным руководителем он может создать родительский клуб или лекторий.
на наши новости
500 000 пользователей!
В работе с мамами и папами трудных учеников и учащихся с отклонением от нормы психолог оказывает большую поддержку. Во время беседы с педагогом родитель может осознать проблему ребенка, понять, где он сам усугубляет конфликт и как найти подход к сыну или дочери в трудной ситуации.
Работа психолога отличается от работы классного руководителя. Она больше направлена на анализ взаимодействий с ребенком, рефлексию, понимание эффективных и слабых методов общения. Разумеется, деятельность педагога-психолога в школе не заменит труд классного руководителя, однако, несомненно, усилит его результативность и эффективность.
Организация рабочего кабинета педагога-психолога
Так как кабинет педагога-психолога является постоянным местом взаимодействия с родителями и учениками школы, он должен соответствовать ряду требований:
- Полностью изолированное пространство, соответствующее профессиональной комнате. Площадь помещения – не менее 20 м².
- Отличная звукоизоляция, чтобы не слышать посторонних звуков. Личные разговоры психолога и ученика тоже никто не должен услышать.
- Хорошее освещение. Приветствуется наличие цветового оформления, чтобы воссоздать доверительную и успокаивающую атмосферу.
- Зонирование кабинета в соответствии с задачами, решаемыми в помещении.
Пример зонирования кабинета школьного психолога:
- Зона первой беседы – место с письменным столом, карточками учеников, стеллажом с небольшой библиотекой и другими важными материалами. Здесь можно провести первичную консультацию и выявить потребности ребенка или родителя.
- Зона консультаций – самое уютное и комфортное место, где не только ребенку будет спокойно, но и взрослому. Именно здесь клиенты будут проводить большую часть времени.
- Зона игровой терапии – одно из важнейших мест при работе с детьми. Пол должен быть покрыт мягким материалом, например, ковролином. В кабинете размещают коробки с игрушками, настольными играми, приспособлениями для рисования, лепки и другого творчества.
- Зона релаксации – здесь и взрослый, и ребенок могут отдохнуть и избавиться от различных эмоциональных напряжений и стрессов. Как правило, в этом месте устанавливают кушетки и кресла.
Рекомендации педагогам-психологам
Советы, приведенные ниже, помогут молодому педагогу-психологу при работе в школе:
- В первую очередь необходимо определить направления работы в школе, т. е. уточнить, какие проблемы являются центральными в данном учреждении, контингент детей и их родителей, особенность района и место проживания учеников.
- Затем установить направление работы именно психолога в школе. Некоторые учреждения принимают на работу нескольких педагогов, которые взаимодействуют с группами, разделенными по возрасту, классу и т. д.
- Определить возможности образовательной среды и ее оснащение. Сюда можно отнести отдельный кабинет специалиста для проведения занятий. Ответить на вопросы о том, рассчитано ли помещение на одного или нескольких педагогов, имеется ли инвентарь и спецтехника, можно ли проводить в кабинете занятия с большими группами и т. д.
- Познакомиться с коллегами и участниками социально-психологического отдела, составить ПМПк школы.
- Ознакомиться с должностной инструкцией, определить количество рабочих часов и свою ставку (так как они могут отличаться для педагога-психолога и социального психолога, например). Это позволит точнее планировать свою деятельность, расписание и представлять отчеты о работе педагога-психолога в школе.
- Прочитать школьный устав и положение. Обычно там прописаны точные названия документов, которые указываются на титульных листах отчетов и других сопутствующих актов учреждения.
- Изучить документацию других сотрудников, их работу с программами, чтобы иметь представление о единой системе ведения документации школы.
Основываясь на данной информации, необходимо подготовить нужную документацию, собрав ее в правильном порядке и распределив по отдельным папкам. Все образцы можно взять у других педагогов либо обратиться к Интернету. Не лишним будет проверить несколько раз, тот ли пакет документов собран, чтобы избежать ошибок. Однако увлекаться не стоит, в школе у психолога есть и другие обязанности.
Файлы лучше разложить по следующим папкам:
- График работы. Не стоит его путать с циклограммой, где указано направление работы по часам и неделям. Данные показатели необходимо согласовывать со школьной администрацией. Как правило, рабочее расписание выстраивается в виде таблицы с определенными днями, когда и в какое время можно прийти на консультацию. Это объявление вешается на дверь кабинета.
- Паспорт кабинета при его отсутствии. Возможно, специалист, с которым молодой педагог делит кабинет, уже составил его.
- Годовой (перспективный) план работы, в котором отображаются все направления деятельности педагога-психолога в школе, в том числе график работы, соответствующий трудовому кодексу и стандартам школьной программы.
Обязательно иметь:
- Журнал диагностики, в котором отображаются порядковый номер, Ф. И. О. учеников и их класс. Здесь делаются необходимые заметки о личности каждого ребенка.
- Журнал консультаций, в котором, кроме основных данных ученика, записываются еще и содержание проблемы, ставится подпись консультируемого. Если помощь групповая, например, с кем-то из родителей, то ставится Ф. И. О. ребенка и матери (отца) и фиксируется краткое содержание беседы.
- Журнал занятий. Их может быть несколько. К примеру, один применяется для разовых или непродолжительных сеансов, причем тут прописываются индивидуальные и групповые уроки. Другой можно использовать для постоянных индивидуальных и групповых консультаций.
- Копию должностной инструкции.
В любом случае в каждом учебном заведении своя специфика работы педагога-психолога, поэтому здесь можно выделить лишь основные моменты. Если специалист решит остаться в сфере образования, со временем он сам сможет понять, что из перечисленного поможет ему в труде, а что является лишним.
Возможно, в некоторых школах свои необходимые документы для ведения деятельности. Даже трудное начало пути может стать очень полезным и интересным опытом.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: