Работа с детьми с ОНР: советы и рекомендации
Сохранить статью:
Почему важно? Работа с детьми с ОНР (общее недоразвитие речи) направлена на то, чтобы устранить существующие дефекты. Благодаря грамотно организованному учебному процессу удается достичь максимально чистого звучания звуков, что способствует правильному произношению слов и умению складывать их в предложения.
Как осуществляется? Большая ответственность в этом плане лежит на воспитателе, который организует специальные занятия, придумывает игры, разучивает с малышами поговорки и пословицы, подключает мелкую моторику. Все это вместе плюс помощь логопеда и родителей здорово помогает в устранении нарушений речи у детей.
Что такое ОНР у детей и почему с этим важно работать
Готовность ребят к учёбе в школе является основной задачей деятельности любого детского дошкольного образовательного учреждения вне зависимости от его специализации. Необходимыми навыками для продолжения обучения в школе являются умение читать и писать.
Однако есть воспитанники, которые испытывают затруднения в формировании этих навыков из-за отклонений в речи при нормальном умственном развитии. Это дети с ОНР, которым необходимо специальное дошкольное обучение.
К пятилетнему возрасту ребята с ОНР испытывают трудности с произношением от 10 до 20 различных звуков. Они не различают на слух фонемы по группам мягкие – твёрдые, звонкие – глухие. Для них затруднительно проговаривать слова со сложной слоговой структурой. Например, такие как «милиционер», «пуговица», «хлебница» и т.д.
У детей с ОНР нарушены все составные части языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Они не в состоянии в старшем дошкольном возрасте произвести звуковой анализ и синтез. Речь их отличается незначительным словарным запасом. Рассказывая о чём-либо, ребята не употребляют эпитеты и сравнения. Такая речь выглядит схематичной. Кроме того, в ней встречаются ошибки в согласовании слов, пропуски предлогов, перестановки букв в слогах.
У таких детей отсутствует чувство ритма и рифмы, поэтому им тяжело заучивать стихи. Они затрудняются пересказывать тексты по памяти.
У детей с ОНР отмечаются проблемы, непосредственно связанные с речевой деятельностью. У них, как правило, нарушены:
- формирование внимания и памяти;
- моторика пальцев и артикуляция;
- словесно-логическое мышление.
Из-за нарушений внимания и памяти ребята испытывают затруднения при восстановлении порядка расположения даже четырёх объектов после перестановки, они не могут выделять предметы или слова по заданному признаку.
Из-за слабой подвижности языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти у детей нарушена артикуляционная моторика. Невнятность, размытость речи, неправильное произношение звуков обусловлены нарушением артикуляции звуков.
Уровни речевого развития у детей
Различают четыре уровня развития речи у детей.
Первый уровень развития речи
В профессиональной литературе для логопедов этот уровень назвается «отсутствие общеупотребительной речи».
Детская речь детей на этом уровне для их окружения не совсем понятна и имеет строгую привязанность к конкретным обстоятельствам. Как правило, при описании возможностей речи этих детей их называют «безречевыми». Это не должно восприниматься буквально, потому что такие ребята в процессе общения с другими людьми применяют большой комплект вербальных приёмов.
Например, некоторые фонемы и их сочетания устойчивые последовательности звуков и звукоподражания, части лепетных слов («кач» качели). В разговоре детей первого уровня развития речи часто используются диффузные слова, не встречающиеся в русском языке.
Они могут применяться для наименования окружающих предметов, обозначения их признаков, названия действий, которые совершают предметы или которые можно совершать с ними. Например, распространённое диффузное слово «бибика», выделяемое различной интонацией, может означать «машина», «едет», «сигналит».
Из-за крайне скудного словарного запаса ребёнок вынужден для коммуникации с другими людьми использовать неязыковые средства: жесты, мимику, интонации.
У детей возникают проблемы в формировании навыка распознавания и восприятия речи других людей. Затруднения вызывает понимание некоторых простых предлогов («на», «под», «в» и др.). Также дети трудно усваивают различия единственного и множественного чисел, женского и мужского родов, прошедшего и настоящего времён глаголов и т.п.
Второй уровень развития речи
Основной характеристикой второго уровня развития речи является повысившаяся речевая активность малыша.
На этом этапе у детей формируется определённый словарный запас самых распространённых в их окружении слов. Ребёнок начинает разделять слова, обозначающие объекты, их признаки, действия. Он использует в речи местоимения, союзы, предлоги в простых смыслах. Ребёнок может ответить на вопросы по картине с понятным и близко знакомым ему сюжетом, связанным с семьёй или событиями окружающей действительности.
Речевые проблемы проявляются в том, что дети пользуются только простыми предложениями. Эти предложения состоят из 2-3, крайне редко 4 слов. Лексический запас не достигает возрастной нормы. Дети не знают слов, обозначающих части тела человека, названия животных и их детёнышей, одежды, мебели, предметов обихода и т.д.
У детей с ОНР наблюдаются ошибки в использовании грамматических конструкций. Затруднения возникают при использовании схем предложений. Существительное в предложение включается в исходной форме, а предлог опускается, возможна неправильная замена предлога, меняющая направление действия. Например, предлог «под» заменяется на более распространённый предлог «на». Крайне редко ребята в своей речи используют союзы и частицы.
На втором уровне развития речи у ребёнка развивается понимание обращённой к нему речи, потому что он различает грамматические формы, морфологические единицы, которые приобретают для него смысловое значение.
Понимание значения предлогов происходит только в известной ситуации. Грамматические закономерности усваиваются преимущественно по отношению к тем словам, которые стали рано использоваться в постоянной речи.
У детей с ОНР в речи отмечается искажение многих звуков, их замен и смешений. Также у них наблюдается неправильное восприятие звуков, неготовность овладеть звуковым анализом речи и синтезом.
Третий уровень развития речи
Характерной чертой третьего уровня речевого развития является наличие в речи развёрнутых фраз с фрагментами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Особенностью этого уровня является нераздельное произнесение звуков, которое представляет собой замену двух или нескольких звуков близкой фонетической группы одним. Это чаще всего происходит при произнесении свистящих, шипящих звуков, аффрикатов, соноров.
на наши новости
500 000 пользователей!
На занятиях дети могут правильно повторять за логопедом слова из трёх или четырёх слогов. В обычной обстановке, произнося такие слова, они сокращают слоги. Распространёнными ошибками в разговоре являются перестановки и замены звуков и слогов. Часто ребята сокращают слова, если в них встречаются несколько идущих подряд согласных звуков.
Основой построения речи являются существительные и глаголы. Специалистами отмечается незначительное использование слов, определяющих признаки, качества, состояния объектов и действий.
Свободные высказывания состоят из простых распространённых предложений. В речи практически не используются сложные предложения.
Типичной речевой ошибкой является неправильное согласование прилагательных с существительными в падеже, числе, роде, существительных с числительными. Распространённым является неправильное использование как простых, так и сложных предлогов.
На этом этапе происходит развитие обращённой речи и её стремление к норме. Наблюдается неполное распознавание изменения значения слова, если в нём поменялись приставка или суффикс. Дети испытывают особые затруднения в произнесении звуков и воспроизведении слов со сложным составом слогов, у них отмечается низкое фонематическое восприятие. В речи часто возникают ошибки в словообразовании и словоизменении.
При расширении словарного запаса дети не всегда знают и точно понимают значение редко используемых слов, синонимов и антонимов, пословиц и поговорок. В своей речи они испытывают затруднения в отслеживании логической последовательности событий. Их внимание не фиксируется на главной линии содержания рассказа. При этом ребята могут несколько раз повторять один и тот же факт.
Четвертый уровень развития речи
Характеризуется остаточными признаками недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Остаточные явления общего недоразвития речи на первый взгляд не заметны. Речь таких детей воспринимается как соответствующая возрастной норме. Проблемы выявляются при тщательном обследовании, представляющем собой выполнение специально подобранных заданий.
У таких детей в речи наблюдается слабая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и неотчётливая дикция. Свидетельством незавершённого звукообразования является то, что у ребят низкий показатель дифференцированного распознавания фонем, не окончено формирование звуко-слоговой структуры. Совместно с проблемами фонетико-фонематического плана отмечаются отдельные нарушения смысловых показателей речи.
Ограниченность словарного запаса ребёнка просматривается и в специфических ошибках при образовании слов. Неполная завершённость словообразовательных процессов препятствует формированию соответствующих возрасту навыков систематизации слов с одним корнем, родственных слов, анализа их состава. Всё перечисленное может отрицательно сказаться на результатах изучения русского языка в школе.
Среди детей с IV уровнем развития речи распространено неточное понимание и использование пословиц, поговорок, слов и фраз с переносным значением.
В связной речи ребят отмечаются трудности в воспроизведении рассказа в соответствии с логической последовательностью, происходит концентрация внимания на второстепенных деталях сюжетной линии и пропуск главных событий, наблюдается неоднократный пересказ отдельных фрагментов.
Рассказы о собственной жизни и рассказы с творческими элементами воспроизводятся преимущественно с помощью коротких предложений. При этом ребёнок испытывает затруднения при изложении истории от третьего лица. Таким детям сложно вносить изменения в сюжет своего повествования.
Цели и задачи педагога в рамках работы с детьми с ОНР
Деятельность воспитателя в группе осуществляется в соответствии с программой работы с детьми ОНР. Его работа отличается рядом специфических особенностей, обусловленных имеющимися у каждого воспитанника:
- речевыми проблемами;
- неполным развитием внимания, памяти, моторики пальцевой и артикуляционной, словесно-логического мышления, то есть процессов, непосредственно связанных с развитием речи;
- личностными качествами.
Воспитатель принимает участие в логопедической работе с детьми с ОНР, а также проводит учебные занятия в соответствии с образовательной программой детского дошкольного образовательного учреждения. Их целью является умственное развитие воспитанников, нравственное и эстетическое воспитание, формирование культурно-гигиенических навыков.
Коррекционную работу в группе с детьми с ОНР планирует, организовывает и контролирует логопед. Он как специалист проводит диагностику речевых и психологических особенностей ребят, выявляет уровень отставания каждого от возрастной нормы, отслеживает результаты коррекционной деятельности.
Воспитатель в соответствии с планом работы с ребёнком с ОНР проводит следующие коррекционные мероприятия:
- закрепляет речевые навыки в соответствии с рекомендациями логопеда, проводя индивидуальную работу с детьми с ОНР;
- выполняет с детьми совместные задания по развитию речи;
- расширяет, детализирует, активизирует лексику воспитанников в процессе взаимодействия с ними;
- контролирует звучание и грамматическую правильность речи ребят;
- развивает внимание и память — процессы, непосредственно связанные с речью;
- способствует улучшению такого свойства речи, как словесно-логическое мышление;
- развивает артикуляционную и пальцевую моторику, связанные с речью.
В соответствии с планом индивидуальной работы детей с ОНР воспитатель занимается с ребёнком во второй половине дня после дневного сна.
На логопедических занятиях ребёнок должен произносить отрабатываемые звуки утрированно с обязательным голосовым выделением. Воспитатель завершает занятие только после того, как отработаны все грамматические и фонетические ошибки в речи воспитанника. Упражнения должны выполняться с использованием наглядных пособий.
Находясь с детьми в самой разной обстановке, воспитатель использует обширную наглядную базу для пополнения лексического набора у детей с ОНР. Он, взаимодействуя с детьми в разных ситуациях, решает задачу увеличения, детализации, активизации словарного запаса ребят.
Педагог дошкольного образования ограничивается отработкой слов обиходно-бытового назначения, занимаясь с детьми в группах по 4-5 человек. Работа логопеда с детьми с ОНР охватывает решение более специфического круга задач. Воспитатель отслеживает ошибки в речи детей, развивает их внимание и память не только на занятиях, но и в течение всего времени взаимодействия с ними. При этом он с максимальной корректностью исправляет ошибки в речи.
Упражнения, в которых нужно отгадывать загадки, сравнивать предметы и явления, способствуют развитию словесно-логического мышления. Затруднения у детей с ОНР вызывает понимание и объяснение пословиц. Поэтому их рекомендуется применять на занятиях с воспитанниками, начиная с семилетнего возраста.
После работы логопеда с детьми с ОНР по развитию артикуляционной моторики подобные занятия проводит воспитатель. Ежедневная артикуляционная гимнастика повышает качество произношения слов. Воспитатель мотивирует детей с нарушенной мелкой моторикой пальцев в свободное от занятий время заниматься с конструктором, собирать мозаичные изображения, мелкие предметы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, лепить из пластилина мелкие объекты.
Общеобразовательное обучение – это ещё одно направление работы воспитателя с детьми с ОНР. Такая форма работы включает следующее:
- дети с ОНР обучаются по всем разделам программы массового детского сада;
- воспитательная программа соответствует аналогичной программе массового детского сада;
- образовательная работа с родителями.
Перечисленные задачи решаются воспитателем совместно с логопедом. Общая скоординированная работа воспитателя, логопеда и родителей по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста приносит свои положительные результаты.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: