Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
артикуляционная гимнастика в детском саду
Главная > Блог > Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели и особенности проведения
28.12.2022
2682
Время чтения: 18 минут

Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели и особенности проведения

Что это такое? Артикуляционная гимнастика в детском саду представляет собой комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, которые обычно проводит логопед. Однако не стоит забывать, что и перед воспитателями тоже стоит задача развития речевого мастерства у детей.

Почему важно? Благодаря подобной гимнастике удается сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим. Главное – учесть возраст ребенка, чтобы занятия были более продуктивные.

Цели и задачи артикуляционной гимнастики в детском саду

Артикуляционная гимнастика в детском саду содержит в себе упражнения, целью которых является улучшение подвижности органов речевого аппарата, а также повышение соотношения объема вдоха и выдоха, выработка различных поз и непосредственной точности движений во время произношения.

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Ведущей целью занятий является формирование качественно верных движений органов речевого аппарата, а также правильного произношения речевых фонем.

Упражнения артикуляционной гимнастики в детском саду направлены на тренировку всех составляющих системы речевого аппарата. В зависимости от поставленной цели выделают следующие задачи:

Орган артикуляции

Задачи гимнастики

Губы

Учить фиксировать губы в нужном положении. Постановка в правильную позицию мышц, а так же увеличение их подвижности.

Язык

Учить держать в неподвижном положении кончик языка, фиксировать его в широком, расслабленном положении («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки». Укрепление мышцы языка, развитие его лабильности, способствование повышению эластичности подъязычной связки (уздечки).

Щёки

Способствовать формированию умения удерживать щеки надутыми и втянутыми («хомячок» и «рыбка»). Работать над кинетической составляющей работы мышц.

Нижняя челюсть

Формирование необходимого уровня мобильности нижней челюсти («гармошка»).

Мягкое нёбо

Учить координировать работу мышц мягкого неба, направленную на его опускание и поднимание, а также исключение инфантильного глотания.

Все перечисленные органы выступают в качестве диффузоров, придающих произносимым звукам силу и необходимые оттенки звучания речи. От мобильности органов артикуляции зависит отсутствие погрешностей звучания как отдельных фонем (один звук), так и непосредственно всей устной речи ребенка.

Артикуляционная гимнастика в детском саду в основном проводится в рамках групповых занятий. Воспитателю важно принимать во внимание возрастные особенности каждого ребенка. С учетом индивидуального прогресса необходимо давать особые упражнения речевой гимнастики тем, у кого диагностирована дислалия, подразумевающая существенное количество нарушений произношения отдельных звуков, или стертая дизартрия, под которой понимается неясное произношение отдельных речевых единиц.

Необходимо выделять похвалой достижения, а также проводить аналогию успехов детей уже овладевших определенными навыками со стараниями их сверстников.

Цели артикуляционной гимнастики в детском саду будут достигнуты, если начинать заниматься ею еще с младшего дошкольного возраста. Отдельными элементами методики можно заниматься с малышами в 1-3 летнем возрасте.

Артикуляционная гимнастика в детском саду

В этот период развития психических и физических аспектов жизнедеятельности малыши учатся воспроизводить звуки наиболее часто звучащей речи в их ближайшем окружении. Речевые упражнения сыграют положительную роль в освоении навыков правильного произношения некоторых фонем.

В случае диагностирования у ребенка младшего дошкольного возраста задержки речевого развития, следует незамедлительно начать заниматься развитием речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики уже в детском саду. Это поспособствует овладению произношением речевых единиц. Необходимо отдельно выделить такое нарушение речи, как заикание.

В этом случае речевую гимнастику следует начинать с упражнений, которые позволят расслабить мимические и артикуляторные мышцы. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что методика предполагает наличие нескольких функций, которые, в зависимости от уровня развития речевого аппарата каждого ребенка, а также его возрастных особенностей, решают следующие задачи:

  • Профилактическую.
  • Диагностическую.
  • Коррекционную.

В формировании речи, соответствующей онтогенетическому развитию каждого ребенка, играет далеко не последнюю роль ранняя диагностика и коррекция звукопроизношения.

Как проводится артикуляционная гимнастика в детском саду.

Артикуляционная гимнастика в детском саду проводится педагогом в группах или микрогруппах, а также индивидуально. Групповые занятия следует проводить в утренние часы. Можно выделить следующие категории упражнений речевой гимнастики:

  1. Динамические. Способствуют развитию безошибочного переключения всех составляющих звукопроизношения.
  2. Статические. Обеспечивают формирование всей цепочки звукопроизношения различных фонем.

Подбор и постановка задач, решаемых в ходе занятий, зависят от цели, поставленной логопедом. Педагог должен подобрать комплекс упражнений с учетом особенностей развития детей конкретной возрастной группы. Затем можно приступать к работе над звуками, нуждающимися в коррекции и автоматизации прорабатываемых фонем.

Проведение упражнений подразумевает ознакомление детей с подробной инструкцией выполнения каждого движения, предъявляемого по образцу, и осуществление самостоятельной работы.

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Основные положения правил проведения артикуляционной гимнастики в детском саду:

  • Длительность занятий напрямую зависит от возраста. Максимально возможное время, должно составлять не более 10-15 минут.
  • Необходимым элементом является зеркало. Оно необходимо самому ребенку для того, чтобы он мог контролировать свои движения.
  • Все упражнения проводятся в игровом формате.
  • Дети быстро утомляются, поэтому нагрузка должна быть дозированной.
  • Применение на занятиях логопедических зондов.
  • Все упражнения следует проводить в соответствии с возможным темпом ребенка.

Занятия следует проводить дважды в день. Необходимо понимать, что результативность методики напрямую связана с систематичностью выполнения упражнений. Также важно отметить, что любые занятия, связанные с формированием правильной речи ребенка, можно проводить только при здоровом соматическом состоянии.

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Требования, предъявляемые к детям, связаны с их возрастными особенностями:

  • К детям младшей группы: они ограничиваются необходимостью запоминания правильности выполнения упражнений.
  • Дети, посещающие среднюю группу должны при выполнении соблюдать статичность и четкость языковых движений.
  • В старшей и подготовительной группах требуется выполнение упражнений в достаточном ритме и дольше по времени.

Необходимым элементом успешного проведения занятий в младшей группе является наглядный материал, включающий в себя различные дидактические игры. Так как у детей данной возрастной категории мышцы речевого аппарата еще не очень развиты, упражнения даются им с огромным трудом. Зачастую уроки, связанные с ритмичностью или статическим напряжением, вызывают болезненные спазмы речевых мышц.

В младшей группе длительность занятий не должна превышать 5 – 7 минут. За это время можно провести около 4-5 простых упражнений, с повторением каждого по 2-3 раза. Упражнения на статику не должны превышать несколько секунд на каждое задание.

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду

Название упражнения

Описание упражнения

Стишок для проведения упражнения

Улыбка

Естественно улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Зафиксировать губы в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны –От краев и до десны.

Хобот

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Зафиксировать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке «у-у-у».

Домик открывается

Легкая улыбка, медленно открывать рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть.

Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит.

Любопытный язычок

Улыбнуться, немного приоткрыть рот и сделать движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз.

Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» —Удивляется народ.

Лягушка

Ребёнок опускает нижнюю губу, так, чтобы было видно нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу.

Зайчик

Ребёнок поднимает верхнюю губу так, чтобы было видно верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав.

Горка

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горочкой». Зафиксировать под счёт от 1 до 5–10.

Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит.

Окошко

Зубы почти полностью сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд.

Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят.

Обезьянка

Слегка приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Фиксируем его в таком положении хотя бы 5 секунд.

За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Чашечка

Улыбнуться, открыть рот и зафиксировать язык наверху в форме чашечки.

Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя.

Вкусное варенье

Легко улыбаемся, открываем рот, язык держим в форме чашечки и облизываем губу, делая движение сверху вниз. Так же выполняем фиксацию языка «чашечкой» с закрытым положением рта.

Как будто варенье лежит на губе, Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Покусаем язычок

Легко покусываем сначала кончик языка, а затем и всю поверхность, удерживая при этом улыбку. Сопровождаем упражнение произношением: «та-та-та».

Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней.

Лопатка

Естественно улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Фиксируем его в таком положении под счёт от 1 до 5–10.

Поперек улыбки лёг –Отдыхает язычок.

Артикуляционная гимнастика в детском саду в зависимости от возраста детей

Артикуляционная гимнастика в младшей группе (2 года)

В период младшего дошкольного возраста необходимо делать самые простые упражнения из речевой гимнастики, их длительность не должна превышать 5-7 минут. Заинтересовать малышей можно с помощью забавного стишка, демонстрации красочных иллюстраций, а также личного примера.

Ниже предоставлен список примерных упражнений, которые можно применить на занятиях с детьми указанной возрастной категории.

  • «Прятки».
  • «Маятник».
  •  «Варенье».
  • «Заборчик».  
  • «Лошадка».
  • «Воздушный шарик».
  • «Сытый хомячок».
  • «Дом».
  • «Воображули».

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Артикуляционная гимнастика в дошкольном возрасте (3-4 года)

В этот возрастной период занятия с детьми переходят на новый уровень, который характеризуется усложнением поставленных задач. Длительность урока по-прежнему должна составлять не больше 10 минут. Наполняемость самих задач обязательно содержит в себе чередование статичных и динамичных упражнений. Ниже представлены некоторые упражнения для данной возрастной категории.

  • «Змейка».
  • «Блинчик».
  •  «Чистим зубы».
  • «Качели».
  • «Сытый хомячок».
  • «Голодный хомячок».
  • «Бегемотик».
  • «Улыбка».
  • «Трубочка».

Артикуляционная гимнастика в детском саду в дошкольных группах (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте речевой аппарат ребенка уже сформировался в достаточном объеме, необходимом для правильного произношения всех речевых единиц. Психофизиологические особенности в этом возрасте позволяют увеличить время проведения логопедических занятий. Дети уже способны достаточно долго выполнять статические задания, сменяя их динамичными движениями. В связи с этим все вышеперечисленные упражнения можно разбавить незначительным списком.

  • «Заборчик»;
  • «Чашечка»;
  • «Парус»;
  • «Маляр»;
  • «Индюк».

Материалы для артикуляционной гимнастики в детском саду

Для проведения занятий применяются всевозможные яркие иллюстрации, кубики, игрушки и другие дидактические материалы, и специализированные пособия.

Педагог с творческим подходом к своей работе сможет найти применение различным игровым формам на любой группе упражнений. Задачи в рамках занятия следует распределить так, чтобы дети могли по очереди пользоваться одними и теми же пособиями, чередуя игровые упражнения в группе между собой.

Весь дидактический материал нужно адаптировать под каждую задачу, которая вытекает из непосредственно выполняемого упражнения.

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Есть много различных логопедических и специализированных пособий, позволяющих сделать занятия не только развивающими, но и увлекательными. Но самым универсальным предметом, используемым практически на любом занятии, является игрушка. Дети любых возрастов активно реагируют на сказочного персонажа, который пришел к ним в гости.

Этому герою можно дать имя, постараться придумать для него вместе с детьми какие-то предметы, которые малыши смогут сделать своими руками. Таким образом, появится возможность с помощью игрушки решать множество задач: от воспитательных и организационных до коррекционных и образовательных.  

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить важность начала занятий по развитию и необходимой коррекции речевого аппарата детей в самом раннем онтогенезе. И незаменимым помощником в этом может стать артикуляционная гимнастика в детском саду.

Необходимо помнить о том, что все материалы, предъявляемые детям, должны быть содержательными, яркими, интересными и разнообразными.

Каждое занятие строится с учетом возрастных и психофизиологических особенностей любой возрастной группы малышей. Одним из основных правил является систематичность. Соблюдая его, вы сможете добиться поставленных целей и закрепить результат, который и станет основой красивой и правильной речи ребенка!

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw