Развитие креативности у школьников: важность и эффективные методы
Сохранить статью:
О чем речь? Развитие креативности у школьников – это комплексный подход, на который оказывают влияние различные факторы. Со стороны учебного заведения необходимо обеспечить правильный образовательный процесс, раскрывающий потенциал ребенка.
На что обратить внимание? Уровень креативности зависит от возраста ученика, поэтому важно заняться ее развитием с младшей школы. Для оценки этого показателя используют специальные тесты, результаты которых показывают вид креативного мышления и пути его формирования.
Понятие креативности
Сегодня понятие креативности является очень многозначным, что можно объяснить отсутствием единственно верного определения смысла, структуры и механизмов развития. Важно отметить, что в отношении этого качества имеется большое количество походов и теорий.
Но все же можно обобщить. Итак, креативность – это уровень творческих навыков, способность человека проявлять инициативу, создавать что-то новое. Она принимает участие в составлении личностных характеристик и зависит во многом от психологических качеств индивида.
Ученые пришли к мнению, что креатив и творчество – это очень похожие понятия, но они не являются полностью тождественными. Их значения являются более узкими, поэтому употребление этих слов возможно в зависимости от происходящей ситуации. Прежде чем произнести одно из них, стоит хорошенько задуматься. Если вы подберете неправильный термин, есть вероятность, что смысл ваших слов будет искажен.
На креативность можно смотреть под разными углами. С одной стороны ее рассматривают как характеристику психики человека, а с другой – как умение ЦНС создавать субъективную модель мира. Во втором случае индивид использует сенсорные, когнитивные и аффективные системы, что дает ему возможность лучше адаптироваться к окружающему миру.
Психологи и педагоги склонны считать, что креативность и творчество неразрывно связаны между собой, и их следует воспринимать как личностную характеристику индивидуума.
Под термином «творчество» следует понимать особенный процесс в психике человека. Творчество – это результат организованного восприятия окружающего мира, его переосмысление и воспроизведение в ином виде.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что творчество – это не только личностная характеристика человека, но и качественный показатель его деятельности. А креативность – это комплекс, состоящий из индивидуальных психологических характеристик творческой личности.
Ученые считают, что креативность – это непростое и многоплановое явление. Сложность его выражается в первую очередь наличием большого количества теоретических и практических направлений изучения. У нее есть свой феномен – именно к такому выводу пришли представители науки за период ее изучения.
Ученый Д. Гилфорд определил 6 параметров креативности, которые выражаются какой-либо способностью:
- Умение осознавать проблему.
- Умение генерировать идеи – беглость.
- Умение продуцировать различные идеи – гибкость.
- Умение производить идеи, которые отличаются от общепринятых в обществе стандартов – оригинальность.
- Умение усовершенствовать различные объекты путем добавления к ним деталей.
- Умение искать пути решения проблем, анализировать ситуацию.
Креативность – это, в первую очередь, умение человека проектировать различные идеи, уходить от общепринятых подходов и методов, подходить к решению проблем нестандартно. То есть это способность принимать новые и уникальные решения.
Уровни развития креативности у школьников
Определенную актуальность имеет концепция четырёх уровней креативности. Она несет в себе пользу для осознания следующих аспектов:
- Какие этапы развития креативности происходят в каждом человеке.
- Каких уровней креативности может достичь ребенок, учащийся в обычной общеобразовательной школе.
Если преподаватель делает фокус на интуитивном и полном осознании того, что стоит подразумевать под термином креативность (творчество), то поставленная задача ее развития у учеников, как правило, воспринимается как что-то нереалистическое. Но существующая концепция четырёх уровней дает возможность выполнить наиболее дробное деление.
Таким образом, внимание педагога будет максимально сосредоточено именно на тех из них, которые имеют предпосылки к стимулированию на уровне базовой школьной программы.
Разберем уровни развития креативности у школьников в процессе обучения более подробно:
- Мини-креативность.
Этот уровень можно назвать элементарным, он доступен для каждого ученика общеобразовательной школы. Здесь имеется в виду субъективное переживание креативности, без которого не может обходиться ни один образовательный процесс. В качестве примера можно привести тот случай, когда на школьника будто находит озарение, и материал, который объясняет учитель, становится понятным.
Первый уровень развития креативности имеет ярко выраженное отличие от трех последующих: он носит характер открытий, каждое из которых является уникальным и играет важную роль для самого ученика, при этом для других они не имеют значения.
- Малая креативность.
У этого уровня развития креативности есть еще одно название. Ее именуют «повседневной». Здесь речь идет не просто об индивидуальных открытиях, но и некоторых достижениях. Последнее подразумевает под собой признание со стороны окружающих людей. Приведем пример развития креативности второго уровня у школьника Данила. Он готовил доклад по истории России, и учебника и школьной хрестоматии ему не хватило. Поэтому Дане пришлось изучить большое количество дополнительных источников по выбранной теме.
Тщательное изучение материала позволило ему не только лучше узнать историю родной страны, но и сформулировать свое мнение в области указанного события. В итоге ученик во время выступления с докладом не просто пересказал своим одноклассникам исторические события, но и украсил выступление своими выводами, которые восхитили слушателей и вызвали интерес к истории.
- Про-креативность.
На третьем уровне не просто делается открытие и достигается какая-то цель. Здесь человек вносит вклад в какую-то сферу познания, который впоследствии будет очень полезным другим. Чаще всего такого уровня достигают те люди, которые находятся в зрелом возрасте, но из любых правил бывают исключения, возможно, и студент, и школьник сможет достичь его.
- Большая креативность.
Именно на этом уровне индивид имеет возможность добиться самых высоких достижений. Когда речь идет о нем, следует понимать, что человек, достигший такого мастерства, скорее всего, сделал настолько значительный вклад в какую-то из областей знаний, что получил мировое признание.
Очевидно, что концепция, о которой мы рассказали выше, несет в себе пользу при выстраивании собственных представлений о развитии креативности и у школьников среднего звена, а также при определении образовательного процесса. Приведем пару примеров, в чем именно заключается ее прок:
- Во-первых, ученик развивается с творческой точки зрения именно согласно указанной концепции. То есть поднимается по ступеням от мини-креативности к большой креативности. К примеру, школьник находится на уровне первой ступени, он получает обратную связь от преподавателя, а родственники хвалят и говорят, что верят в него. Так, мини-креативность разовьется до малой креативности.
- Во-вторых, наибольшая вероятность развития креативности в рамках школьного образовательного процесса находится именно на первом и втором уровнях: мини-креативность и малая креативность. Мини-креативность в большей мере проявляется в озарениях (инсайтах), то есть когда ученик начинает правильно усваивать полученную информацию и интерпретировать ее.
Малая креативность – это уже несколько серьезнее, так ученик видит перед собой вершину, до которой он должен добраться (зона ближайшего развития).
На уровне образовательных процессов определенно имеется смысл конкретизации поставленных целей, которые должны звучать так: стимулирование мини-креативности учащихся и мотивация к достижению уровня малой креативности.
Факторы, влияющие на развитие креативности у школьников
Взаимоотношения внутри семьи оказывают свое влияние на развитие креативности у младших школьников, а именно:
- Гармония между отцом матерью, а также между родителем и ребенком.
- Высокий уровень креативности у родителей, который воспринимается ребенком как образец для подражания.
- Интеллектуальные интересы всех членов семьи, которые находятся примерно на одном уровне.
- Желание родителей, чтобы их ребенок добился поставленных целей.
Также на развитие креативности у школьников могут влиять и педагоги:
- Использование в школьной программе методов, приемов и упражнений, оказывающих влияние на развитие креативности у школьников.
- Доверительные отношения между одноклассниками.
- Поощрение учеников, которые принимают участие в решении вопросов.
- Стимулирование понимания собственной ответственности и независимости.
- Усиленное внимание к собственным разработкам.
- Подкрепление творческого развития с точки зрения социологии.
В период образовательных мероприятий у учеников происходит формирование произвольных психических процессов. Стоит отметить, что у учеников младших классов они отсутствуют, поэтому учебная программа не должна иметь строгих рамок. Образовательный процесс в каждом классе необходимо строить индивидуально. Недопустимо увеличивать продолжительность уроков, так как младшеклассники склонны к быстрому утомлению.
на наши новости
500 000 пользователей!
Ученики начальных классов еще не имеют развитого логического мышления, им не знакома рефлексия. Таким образом, учителю стоит задуматься, как усилить воздействие занятия. К примеру, это может быть использование музыкального сопровождения, физические упражнения в пределах разумного.
Ученые пришли к выводу: чем старше становится человек, тем ниже опускается уровень креативности. Таким образом, упражнения по формированию креативности учеников младших классов должны выполняться на постоянной основе. Это даст возможность поддерживать творческий потенциал и развиваться согласно приведенной концепции.
Педагог при разработке методики по развитию креативности у школьников должен принимать во внимание такие особенности обучающихся, как интерес к рисованию, сказке, игре.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что педагогическими условиями развития креативности в образовательных процессах являются:
- Создание в образовательном процессе такой среды, которая будет благоприятно воздействовать на развитие креативности.
- Мотивирование учеников младших классов путем понимания высокой цены творческих навыков, вызов интереса к проявлению собственной креативности.
- Сотрудничество школьников с педагогом.
- Актуализация творческого потенциала преподавателя.
- Применение в образовательном процессе методик активного обучения.
Тесты по оценке креативности
Оценить креативность можно разными способами, но так как творческое мышление чаще всего классифицируется на такие виды, как дивергентное и конвергентное, рассмотрим, как можно проверить их.
- Дивергентное мышление — умение находить различные пути решения одной задачи.
- Конвергентное мышление — умение определять, какое именно решение будет самым эффективным.
Тест вербальной креативности Медника
Смысл теста заключается в проверке конвергентного мышления.
Суть в следующем: необходимо выбрать три любых слова, а затем придумать к ним четвертое, которое будет сочетаться с каждым.
Приведем пример. Выбранные слова: «тихий», «ложь», «шепот». С каждым из них будет сочетаться «говорить»: тихо, ложь, шепотом.
Тест Гилфорда на использование предмета
Смысл теста заключается в проверке дивергентного мышления.
Суть в следующем: необходимо выбрать любой предмет и определить, зачем его используют. Чем больше будет способов использования, тем лучше.
Приведем пример: стеклянная кружка. Ее можно использовать в следующих целях: подслушивать, о чем говорят за стенкой, пить чай, полоскать кисти во время рисования, наигрывать постукиванием карандаша мелодию, использовать, как стакан для зубных щеток или канцелярских принадлежностей, точить ножи об дно, колоть фундук и прочее.
Авторство этого теста принадлежит известному психологу Джою Пол Гилфорду. Специалист выделил 4 критерия, согласно которым можно оценить результат:
- Гибкость определяется в зависимости от найденных учеником путей решения задачи.
- Новизна. Новизна – это качество, определяемое количеством новых и уникальных решений. Судить об оригинальности могут остальные участники эксперимента (субъективно), или же подсчитав количество идентичных предложений (объективно).
- Полезность. Стоит определиться, может ли решение принести пользу в действительности.
- Беглость. Суммарное число неповторяющихся предложений. Каждое решение должно нести в себе четкую цель, не похожую на остальные.
Приемы для развития креативности у школьников
- Регулярно проводите творческие разминки
Пример такой разминки: выдайте каждому ученику лист бумаги, на котором нарисованы пустые круги. Попросите их нарисовать предметы с использованием этих фигур. Они могут дорисовать мяч, снеговика, смайл, арбуз. Самое главное, чтобы они подошли к задаче максимально креативно.
- Устраивайте парные интервью
Решение поставленной задачи невозможно, если нет понимания, чего хотят окружающие, какие проблемы являются для них актуальными. Метод парных интервью даст возможность школьникам научиться слушать и слышать. Будет полезным задать друг другу несколько вопросов, зафиксировать в тетради ответы и поделиться своими выводами с одноклассниками.
- Проведите мозговой штурм
Задача одной части учеников – придумывать различные жизненные ситуации, требующие решения. Другие, в свою очередь, ищут возможные способы устранения проблемы. В этом процессе крайне важна роль учителя. Он должен заблаговременно объяснить классу, что ответы в данном случае не могут быть верными или неверными, истина здесь прячется в коллективном решении.
- Составьте схему решения
Выберите одно из предложенных решений и попросите своих учеников изобразить ее схематически. Так, у школьников развивается воображение.
- Придумайте такой вид спорта, о котором еще никто не знает
Многие школьники увлекаются спортом. Но кто знает, кто был основоположником того или иного вида? Если кто-то когда-то придумал какой-либо из них, значит, и ваши ученики способны на такое открытие. От вас требуется разбить класс на несколько групп и выдать им различные предметы. Задача учеников заключается в разработке нового вида спорта с использованием полученных предметов.
- История с обложки
Дайте детям проявить фантазию. Почему бы не представить, что они попали в будущее? Каким они видят его? Можно сделать коллаж из будущего или создать обложку светского журнала.
- Что тебе подарить?
Если вы преподаете гуманитарные предметы, предложите своим ученикам придумать подарок для героя какого-нибудь литературного произведения. Чтобы выполнить поставленную задачу, детям придется постараться: узнать о персонаже как можно больше, изучить его ближайшее окружение. Будет прекрасно, если вы разобьете класс на группы, и решение задачи станет коллективным.
- Как приготовить тост?
Спросите об этом своих учеников и предложите им нарисовать инструкцию или построить схему. Примечательно то, что у каждого участника результат будет отличаться от других. Затем предложите ребятам объединиться в группы, обсудить рисунки и найти идеальный рецепт тоста.
- Попросите учеников дать оценку занятия
Обратная связь в процессе обучения важна не только школьникам. Педагогу тоже не помешает узнать, что о его манере обучения думают ученики. Задайте им вопрос: чему они научились во время урока? Провели ли они это время с пользой? Напомните, что на такие вопросы есть смысл отвечать самим себе, когда решена еще одна очередная задача.
Итак, подведем итог. Развитие креативности у школьников неразрывно взаимосвязано с развитием личности. Когда ребенок приходит в первый класс, креативность в нем временно исчезает, поэтому в дальнейшем очень многое зависит от педагога. Советуем давать детям задания, которые научат их думать не как все и ломать существующие в обществе стереотипы.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: