Речевое развитие в детском саду и особенности занятий в разных возрастных группах
Сохранить статью:
О чем речь? Речевое развитие в детском саду – основа будущего умения общаться друг с другом. Речь – важная составляющая нашей жизни, с помощью которой мы в некотором роде реализуем себя в обществе. Способность формулировать свои мысли и передавать их другим развивается с самого рождения, но только от воспитания и обучения зависит, какого уровня она достигнет.
Что учитывать? Каждому возрасту соответствуют определенные характеристики речевого развития. Обучение речи требуется на каждом этапе. Это способствует познанию мира, развитию интеллекта и умения взаимодействовать с окружением. Чем раньше взрослые начнут заниматься речевым развитием ребенка, тем проще ему будет в будущем.
Для чего требуется речевое развитие детей
Знаете ли вы, почему уделяется такое повышенное внимание речевому развитию в детском саду? Все потому, что именно оно является одним из главных показателей интеллектуального уровня ребенка. Упражнения по развитию речи являются неотъемлемой частью всех видов деятельности в детском саду, причем неважно, специальное это занятие или же самостоятельное.
Речь – это особый проводник, с помощью которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, реализуют себя как личности. Это одна из главнейших потребностей и функций. Разговаривать способно большинство, за редкостью некоторых патологий, но вот говорить правильно умеют лишь единицы из нас.
Именно уровень речевого развития малыша говорит о начальных процессах формирования личности. Также огромное значение имеет этот показатель при характеристике уровня психического развития ребенка.
В свете важности этого направления особую актуальность сегодня обретают различные проблемы в развитии речи у детей.
Посмотрите on-line вебинар «Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники» и оформите международный сертификат участника.
В дошкольном возрасте происходит формирование всех основных навыков ребенка, комплексное развитие личности малыша. Дети активно приобщаются к социуму, начинают понимать ценности. Это оптимальное время для активного обучения речевым навыкам с использованием различных педагогических методик. При выборе программы развития необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, а также учитывать возрастные особенности той группы, к которой он относится.
Основные этапы речевого развития детей
С самого рождения ребенок начинает активно знакомиться с окружающим миром. Младенцы громко плачут, когда они испытывают боль или требуют внимания к себе, к четвертому месяцу жизни начинают гулить, а уже с полугода в их попытках проявить эмоции мы слышим лепет.
Первые осмысленные слова мы можем услышать в речи малыша где-то к году, но, как правило, это выражение потребностей ребенка. Мы слышим первые «дай» и «на».
К полутора годам в речи ребенка можно определить описание каких-то предметов, а вот к завершению 2-го года жизни малыша произносимые им слова начинают обретать грамматическое оформление.
С двух до трех лет идет активное пополнение словарного запаса ребенка, он начинает формулировать простые предложения, ведет диалог, может кратко описать произошедшую ситуацию. Именно благодаря развитию речи у малыша налаживается контакт со сверстниками, появляется возможность выстраивать коммуникативные связи со взрослыми.
К пятому году жизни ребенок обладает достаточным словарным запасом, что позволяет ему свободно пересказывать сказки, петь песенки, рассказывать потешки и многое другое.
Основные цели и задачи речевого развития в детском саду
Речь не дана человеку от рождения, это особо ценное приобретение, которое открывает ему множество возможностей. С рождения и до момента, когда малыш произносит свои первые слова, проходит немало времени. Да и на взрослых ложится большая ответственность, и требуется множество усилий, чтобы помочь ребенку в своевременном и правильном развитии речи.
По уровню владения речевыми навыками специалисты проверяют готовность детей к поступлению в школу. Поэтому так важно уделять этому вопросу в дошкольном возрасте должное внимание. Речевое развитие детей в детском саду – важнейшая составляющая комплексного интеллектуального развития малыша, его мышления и логики.
Среди задач, решаемых с помощью развития речи, можно выделить:
- Наполнение словарного запаса.
- Формирование речи с целью возможного комфортного общения со сверстниками.
- Развитие творческой речи: придумывание (сочинение) сказок и стихов, рассказов и историй.
- Приобщение детей к чтению художественной и познавательной литературы.
- Обучение детей правильной и грамотной речи: расстановка интонаций и ударений.
Методики ФГОС позволяют эффективно обучать детей общению со сверстниками и взрослыми, учат формулировать свои мысли, раскрывать творческие способности, совершенствовать навыки.
Основной целью развития речи является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В дошкольных образовательных учреждениях решаются следующие задачи речевого развития:
- Знакомство с культурой книгочтения, с детской литературой. Обучение пониманию на слух разных жанров детской литературы.
- Помощь в овладении речью как незаменимым средством общения и познания культуры.
- Развитие грамматически правильной, связной монологической и диалогической речи.
- Активное пополнение словарного запаса детей.
- Развитие речевого творчества.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, что служит отличной базой для дальнейшего обучения грамоте.
- Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры.
Направления и формы речевого развития в детском саду
Среди основных направлений работы по речевому развитию с воспитанниками детского сада можно выделить:
- Развитие связной, осмысленной речи.
- Формирование навыков построения грамматически правильных предложений (словообразование, морфологии и др.).
- Развитие активного словаря (узнавание новых значений слов, умение их уместного применения в соответствии со смыслом, ситуацией, в которой происходит общение).
- Обучение воспитанников ведению монолога и диалога, а также связанного рассказа.
- Формирование и воспитание звуковой культуры речи: восприятие звуков и произношения, правильное звукопроизношение в родной речи.
- Знакомство и закрепление понятий элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, умение находить места звука в слове).
- Воспитание и пробуждение у детей любви к художественному чтению.
Под средствами развития речи педагоги понимают общение детей между собой и со взрослыми, знакомство с художественной литературой, обучение родной речи, изобразительное искусство, музыкальные занятия, театральное искусство, а также занятия из других разделов программы обучения.
Формами развития речи являются литературное чтение, пересказ, беседа и обсуждение прочитанного материала, театральная инсценировка или игра на основе какого-либо литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение и ситуативная беседа.
Приемы развития речи детей дошкольного возраста:
- Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками, иллюстрациями и фотографиями.
- Словесные – чтение, описание, рассказ, беседаы.
- Практические – рисование, ролевые игры, театрализация и др.
Кроме того, особой популярностью пользуются такие словесные приемы, как повторение и проговаривание, речевые образцы, объяснение, оценка речи ребенка и другие.
Под речевым образцом чаще всего понимают правильную речь педагога (или родителя), которая и является средством подражания для ребят. С младшими детьми это практикуется в игровой форме, а с воспитанниками старших групп этот метод применяется с целью сравнения и коррекции дефектов в развитии речевого аппарата.
на наши новости
500 000 пользователей!
У приемов проговаривания и повторения также есть свои цели, которые помогают детям запоминать и правильно произносить услышанные звуки. Тут главное – заинтересовать ребенка, в противном случае есть риск вызвать негативные ассоциации и эмоции у малышей.
Говоря об объяснении, мы подразумеваем умение педагога раскрыть ребенку сущность и значение какого-либо образа, явления или действия. Как правило, этот прием широко используется в дидактических играх для раскрытия смысла слов.
Указание – разъяснение следует понимать, как стратегию действий ребенка, направленных на достижение результата. Указания можно разделить на обучающие, дисциплинирующие и организационные.
Оценка подразумевает суждение педагога об ответе ребенка. Этот прием помогает определить уровень и полноту усвоения знаний и речевых навыков ребенком. Оценка необходима маленькому человеку, чтобы в дальнейшем он смог ориентироваться на нее в своих рассуждениях.
Особенности занятий по речевому развитию в группах детского сада
Для эффективного достижения целей речевого развития в детском саду необходимо помнить об особенностях разных возрастных групп и, основываясь на этом, строить занятия.
В случае когда речь идет о группе раннего развития детей, где малышам от 2 до 3 лет, нужно понимать, что они абсолютно не умеют общаться в коллективе, также не относят к себе лично речь, обращенную ко всей группе. Как правило, в этом возрасте дети не умеют слушать сверстников, их привлекает исключительно речь педагога. Для воспитателя крайне важно уделять речи особо внимание, поскольку именно он является для детей образцом.
Широкое применение получили приемы наглядности, эмоциональные тренинги, сюрпризные моменты, игровые ситуации. На данном этапе развития перед малышами не ставятся цели чему-то научиться, наоборот, педагог предлагает детям поиграть, рассмотреть картинки, послушать песенки или сказки. Занятия носят как групповой, так и индивидуальный характер. От ребенка не требуется индивидуальный ответ, на вопросы отвечают только те, кто захотят поучаствовать в беседе, либо же дети отвечают хором, все вместе.
В группе младшего дошкольного возраста (это период с 3 до 4 лет) воспитатель продолжает вести работу по наполнению активного словаря детей, уделяет внимание грамматически правильной речи, не забывая про ее звуковую культуру. В этом возрасте начинает проводиться работа по подготовке воспитанников к пересказыванию.
Речевое развитие в младших группах детского сада
Для развития речи в 2 года педагоги активно применяют игрушки и рисунки, наглядные предметы, которые помогают ребенку запомнить слова и их обозначение. Выстраивается ассоциативный ряд, который становится базой для дальнейшего развития.
В слуховые занятия рекомендовано включать артикуляционные упражнения: надуть щеки, вытащить язык, широко улыбнуться и много другое. Благодаря таким незамысловатым упражнениям в активную работу включаются мышцы артикуляционного аппарата, что благоприятно влияет на развитие речи в целом.
Интонация в разговоре с детьми также имеет огромное значение в развитии речи. Так, согласно методике Ушаковой, взрослый должен менять тембр голоса, благодаря чему у детей формируется чувство ритма и силы голоса, что в дальнейшем благоприятно скажется на формировании музыкального слуха малыша. Интонации помогают придать общению чувственность, эмоциональность и т. д.
В три года важно уделять особое внимание правильному произношению звуков, всячески поддерживать познавательную активность ребенка. В этот период дети активно учатся слышать, а также распознавать гласные и согласные звуки.
Общие рекомендации для педагогов дошкольного образования в вопросах развития речи детей в возрасте 2-4 лет будут следующие:
- При наличии в группе ребят с проблемами в развитии речи стоит особое внимание уделить таким простым заданиям, которые потребуют от малышей конкретного ответа (действия). Например, попросите их что-то найти, показать, сделать или принести.
- Проявите терпение в разговорах с ребенком. При неполучении ответа задайте вопрос еще раз, подтолкните его к ответу, всячески поощряйте даже малейшие попытки воспроизведения за вами слов или фраз.
- Если у вас «не получилось» занятие, но вы считаете его очень важным и нужным, то обязательно повторите, но перед этим проведите анализ своих неудач. Возможно, проблемы не такие значительные, как вам кажется, и для их решения будет достаточно пересадить ребят или слегка снизить планку своих требований.
- Обязательно повторяйте и закрепляйте с детьми пройденный материал.
- Искренне радуйтесь успехам малышей, не скупитесь на похвалу.
- Больше естественности в общении с детьми и поменьше нотаций и нравоучений.
- Радуйте воспитанников сюрпризами, привносите в их жизнь что-то новое и интересное, развивайте культуру общения в коллективе.
Речевое развитие в средних и старших группах детского сада
В средней и старшей группах методика обучения основывается на закреплении освоенного материала и дальнейшего формирования разговорной речи. Ребята в этом возрасте учатся строить грамотные диалоги, оттачивают навыки ведения беседы и поддержания разговора на какую-то тему.
Сейчас важно читать детям как можно больше сказок, заучивать наизусть стихотворения, вовлекать ребят в различные театрализованные представления. Учим детей усидчивости, воспитываем любовь к литературному чтению, раскрываем творческие качества воспитанников.
У детей этой возрастной группы уже достаточно хорошо развиты речевые и коммуникативные навыки, что позволяет им довольно свободно общаться со сверстниками. При общении со старшими ребятами у детей намного быстрее развивается речь, тут главное – не допустить передразнивания старшими детьми младших, чтобы не укоренить манеру неправильного произношения звуков и других ошибок.
Для развития речи в старших группах активно используются различные дидактические игры, которые предлагают детям выстраивать логические цепочки, объединяя предметы по каким-то общим характеристикам. Например, дети получают задание разобрать по отдельным корзинкам овощи и фрукты или же по разным столам диких и домашних животных и т. д.
Рекомендации для воспитателей по речевому развитию в детском саду с детьми от 4 до 7 лет.
- Уделять особое внимание произносительной стороне речи:
- развивать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
- следить за четкостью произношения слов, предложений, формировать спокойный темп и размеренный ритм речи.
- Расширять словарный запас:
- пополнять знания детей знаниями о свойствах и качествах предметов;
- учить умению обобщать значения слов, использовать полученные навыки в самостоятельной речи.
- Развивать навыки грамотной устной речи:
- учить детей правильному употреблению предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);
- давать упражнения на употребление имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много»);
- учить образованию родительного падежа множественного числа существительных (например, при ответе на вопрос «Чего нет?»);
- объяснять, как пользоваться глаголами в повелительном наклонении;
- составлять с детьми простые предложения за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых.
- Способствовать развитию диалогической речи, развивать связную речь:
- обучать детей осознанно применять в речи изученный материал, ориентируясь на конкретную ситуацию (будь то обращение или просьба, извинение или благодарность, прощение или утешение и т. д.);
- активизировать использование диалога в общении (в проблемных ситуациях, игровых моментах, театрализованной деятельности и многое другое), демонстрируя культуру его ведения;
- подготовить детей к обучению связной монологической речи;
- с использованием разных игровых упражнений учить детей пересказу, составлению характеристик предметов, объектов, ситуаций;
- учить восстанавливать цепочку последовательных событий в повествовании.
- Не забывать, что для качественной речи необходимо развивать мелкую моторику рук.
- Создавать положительные условия, активизирующие речь:
- обустроить богатую речевую среду;
- чаще рассматривать их работы по изобразительному творчеству, просить рассказать о получившихся образах и говорить об окружающих предметах.
Таким образом, дошкольный возраст является важнейшим периодом комплексного развития личности, именно в это время происходит формирование речевых навыков детей. Постепенно ребенок начинает приобщаться к миру культуры, понимать общечеловеческие ценности.
Именно сейчас для взрослых так важно максимум своего времени и сил уделить речевому развитию крохи. Методик для этого существует великое множество. Но не забывайте, что при выборе метода обучения необходимо ориентироваться на индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: