Родительское собрание в группе детского сада: правила и особенности проведения
Сохранить статью:
О чем речь? Родительское собрание в группе детского сада – это один из основных способов взаимодействия учреждения с родителями. Так как они являются основными воспитателями детей, задача детсада – помочь им выполнять данную функцию.
Как проводить? Чаще всего родители игнорируют такие собрания по причине их неинформативности и общей бесполезности. Поэтому педагогу важно отказаться от традиционного подхода в пользу более современных методик либо подходить к классической форме собрания менее формально.
Виды родительских собраний в детском саду
Каким бы родительское собрание ни было, его организуют для того, чтобы обсуждать возникшие проблемы и вопросы, и общими усилиями их решать.
Есть несколько видов собраний:
- Организационное. На нём обсуждают программу обучения и вносят коррективы, формируется родительский комитет, раздаются поручения, планируются мероприятия, в которых должны участвовать родители.
- Установочное (инструктивное). Родители ознакамливаются с нововведениями в нормативно-правовой базе и воспитательно-образовательном процессе.
- Аналитическое. Знакомят родителей с результатами всевозможных медосмотров, тестирований, диагностик. При этом имена детей называться не должны.
- Консультативные. Поднимаются вопросы о планировании мероприятий, которые не могут быть проведены без одобрения, поддержки, обсуждения родителей.
- Собрания из-за непредвиденных ситуаций.
- Общие, на которых присутствуют и родители, и дети.
- Заседания, где обсуждают помощь семьям и детям, находящимся в сложной жизненной ситуации.
- Тематические. На них решают самые волнующие вопросы о воспитании, развитии и об обучении детей.
- Собрания-диспуты. Обсуждаются мнения родителей и педагогов.
- Практические. Родителей обучают методикам воспитания, которые они могут использовать дома, оказанию помощи детям в познании мира и развитии.
- Отчётные (итоговые). Воспитатель на таком родительском собрании в группе детского сада показывает, как воспитательно-образовательный процесс помогает становлению личности, обсуждаются проблемы и успехи.
- Информационно-просветительские. На них родителей обучают необходимым навыкам педагогики, поднимаются вопросы о воспитании и обучении и возможных имеющихся проблемах в этих аспектах.
Принципы и условия проведения родительского собрания
Как строятся родительские собрания:
- Как педагоги, так и родители должны быть одинаково активными участниками заседания.
- Если родители хотят участвовать в собрании, то это предварительно оговаривается и создаётся небольшой сценарий.
- Тема собрания должна волновать и педагогов, и родителей и о ней оповещают заблаговременно.
- Собрания должны проходить нечасто и длиться недолго.
- Тот, кто будет проводить собрание, обязан уметь слушать чужое мнение и считаться с ним.
- В конце собрания все приходят к какому-то общему решению, которое является своеобразным договором организатора и родителей, указывающим на то, каким образом будет осуществляться контроль над выполнением воспитателем своих обязанностей.
- Все собрания обговариваются педагогами, чтобы выделить пробелы или успехи в воспитательно-образовательном процессе.
Важную роль играет вариативность. То есть воспитатель должен уметь устраивать не только обычные собрания, но и использовать другие способы коммуникации с родителями.
Что нужно для того, чтобы собрание прошло удачно
- Уважительно относиться к правам родителей.
- Быть открытыми, но сдержанными.
- С пониманием воспринимать эмоциональное состояние родителей.
- Выслушивать мам и пап, давая им шанс рассказать о том, какие возникают проблемы в воспитательном процессе.
- Не делать поспешные выводы и не давать советы. Лучше вместо этого объяснить, как вы видите ситуацию, и что именно вы имели в виду, сказав ту или иную фразу.
- Всеми способами добиваться понимания и находить общие выходы из ситуаций.
Формы проведения родительского собрания в группе детского сада
Как правило, родительские собрания – это встречи, которые организует воспитатель, и где могут присутствовать узкие специалисты детского сада со своими докладами. Выступают также и члены родительского комитета. Педагог может устроить опрос или поднять какой-то волнующий вопрос о происходящем в группе.
Как проводится традиционное родительское собрание в группе детского сада:
- Нужно заблаговременно объявить родителям о дате проведения заседания и вопросах, которые там будут подниматься. Воспитатель должен вывесить информацию о собрании на доске объявлений в детском саду. Хорошим дополнением к этому будет личное приглашение каждого родителя.
- Организатор собрания тщательно готовится к нему. Сделать план, собрать дополнительные материалы, распечатать нужное количество опросов для родителей.
- Тема собрания должна быть согласована с педагогическим коллективом, чтобы те, кто хочет принять в нём участие, успели подготовиться.
- В начале каждой встречи лучше рассказать об успехах и новых навыках детей. Ни в коем случае на общем собрании нельзя обсуждать конкретного ребёнка. Лучше сделать это отдельно с родителями малыша, без посторонних людей.
Все родительские собрания в детском саду направлены на улучшение у мам и пап знаний о воспитании и обучении детей. Главная цель педагогов – научить родителей слушать и слышать своего ребёнка. Когда воспитатель умеет работать и общаться с родителями, воспитательно-образовательный процесс в группе будет приносить гораздо больше положительных результатов.
Посмотрите on-line вебинар «Современное родительское собрание в детском саду: формы, методы и приемы» и оформите международный сертификат участника.
Помимо традиционных форм родительских собраний существуют также и нетрадиционные, пользующиеся большой популярностью в современных детских садах.
- «Семинар-практикум»
На такой встречи выступающим может быть не только воспитатель, но и другие специалисты детского сада. Для родителей устраивают обыгрывание каких-либо ситуаций и нахождение выхода из них. Иногда такое собрание может напоминать тренинг. Для начала выбирают тему встречи и тех, кто будет на ней выступать: помимо воспитателя, это могут делать представители родительского комитета или педагогического коллектива садика.
Для примера, тема собрания: «Как игры способствуют развитию речи у детей». В начале надо дать немного информации, после чего родителям демонстрируют, какие игры используются для речевого развития.
Мамы и папы должны сами понять и поделиться своим мнением о том, с чем именно помогает конкретная игра. Предложить свои варианты игр, которые можно внедрить в семейный досуг, и определить, как они смогут улучшить речь ребёнка.
на наши новости
500 000 пользователей!
- «Мастер-класс»
Данное родительское собрание в группе детского сада устраивается для того, чтобы родители смогли продемонстрировать свои лайфхаки в воспитании детей. Воспитатель должен заранее найти родителей, которые смогут поделиться своим опытом, чтобы они успели подготовиться и провести мастер-класс, допустим, про развитие связной речи.
Мамы и папы рассказывают о хитростях и играх, к которым, к примеру, относится составление загадок «Узнай по описанию». Когда встреча подходит к концу, подводится итог, в результате которого выбирают самые ценные советы и размещают их на специально отведённой для этого доске.
- «Запись на листах»
Во время поднятия волнующих вопросов родителям раздают листки для записей. Воспитатель озвучивает проблему и просит родителей предлагать свои решения, которые записываются на листе и после сдаются для совместного обсуждения. При этом изначально надо предупредить о том, что вы только рассуждаете, а ни в коем случае не критикуете чей-либо вариант.
- «Читательская конференция»
Родители должны узнать о теме такого собрания за 2 недели до него и получить дополнительные материалы и задания, которые им надо выполнить, чтобы на встрече их можно было обсудить. Воспитатель предлагает родителям порассуждать над вопросами, предложить решение возможных проблем. Допустим, тема собрания: «Когда нужен логопед?». Родители могут послушать разные варианты и делиться своим мнением по этому поводу.
- «Аукцион»
Встреча строится по типу аукциона, на котором родители «продают» известные им полезные советы и собственный опыт по теме собрания.
К примеру, воспитатель решил поднять вопрос о фонематическом восприятии у детей. Сначала педагог даёт небольшую информацию о том, что это такое, а потом предлагает родителям поделиться возможными играми, лайфхаками, которые могут помочь в его формировании.
Каждый совет оплачивается фишками и в конце собрания самый «дорогой» из них будет помещён на стенд «Сундучок с родительским опытом».
- «Душевный разговор»
На него приглашаются только те родители, дети которых имеют похожие проблемы. Это может быть агрессивное поведение, неумение идти на контакт с другими воспитанниками детского сада.
К примеру, пригласили тех, чьи детки часто ведут себя агрессивно. Родителям дают специально составленные опросы, деликатно обсуждают эту тему.
На такое родительское собрание в группе детского сада могут быть приглашены и другие специалисты учреждения. Родным малышей рассказывают о методах, способных решить данную проблему. Обучают их всевозможным упражнениям и играм, способным уменьшить агрессию и т.д.
- «Эвристические вопросы»
Так называют следующие вопросы: «кто?», «что?», «где?», «как?», «чем?», «когда?», «почему?». Когда родителям попадаются спонтанные вопросы, они могут придумать необычный ответ и увидеть ситуацию с другой стороны.
Этапы проведения родительского собрания
- Вступительная речь воспитателя, знакомство с приглашёнными специалистами (5 минут). Введение должно быть кратким и эмоционально окрашенным. Можно составить с родителями (если это самое первое собрание) общие правила для встреч. К примеру, не опаздывать, быть на позитиве, не осуждать и не перебивать других, говорить коротко и по делу. Составленные правила должны быть понятными и логичными.
- Анализирование проведённого опроса (если оно было) (5-7 минут). Это делается для того, чтобы родители лучше поняли о чём будет идти речь.
- Выступление по теме встречи (10-15 минут). Его надо сделать интересным, понятным и запоминающимся.
- Высказывание родителями собственного мнения по поводу поднятой проблемы (20 минут).
Правила обсуждения:
- Нельзя осуждать и давать непрошеные и некорректные советы родителям.
- Говоря о плохом поведении ребёнка, фамилии и имена не называть.
- Освещение должно быть мягким.
- В переход между поднятыми вопросами можно вставить музыку.
- Желательно делать небольшие сценки тех проблем, о которых идёт речь.
Существует «золотое правило» для разговора педагога с родителями, которое гласит, что начинать надо с хорошего, продолжать о плохом, заканчивать перспективами будущего.
- Анализирование результатов детей по теме встречи. В начале всегда надо рассказать о положительных аспектах. Ни за что нельзя говорить фамилию ребёнка, у которого есть какие-то проблемы. При анализе родители должны чувствовать, что всё поправимо. Можно устраивать самоанализ. Педагог рассказывает об основных принципах воспитательного процесса.
- Практические задания для родителей. К ним относятся создание гирлянд, игрушек, сервировка стола, обучение полезным упражнениям и многое другое.
- Совместная деятельность родителей и детей. Общие практические задания, участие в конкурсах с любимыми сказочными персонажами (и положительными, и отрицательными), т.д.
- Подведение итогов собрания. Планирование следующей встречи и её темы, определение с датой и как родители могут помочь с подготовкой к ней. В самом конце педагог выражает благодарность родителям за то, что пришли на собрание, за активное участие в нём, вручает грамоты, презенты, медали за вклад в жизнь группы и т.д. Можно сделать небольшое чаепитие.
Педагог может подготовить памятки на тему собрания и раздать их в конце. Если у кого-то из детей есть проблемы, с их родителями надо говорить наедине, чтобы выяснить, что влияет на малыша и вместе решить, как с этим справиться.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: