СДВГ у детей: причины, проявления и методы лечения
Сохранить статью:
Как проявляется? СДВГ симптомы у детей обычно возникают в раннем возрасте. Как правило, такие малыши очень беспокойны, не могут усидеть на месте и сосредоточиться на одном занятии. В школьном возрасте ситуация усугубляется: возникают проблемы в учебе, ребенку трудно соблюдать дисциплину в классе, внимательно слушать учителя и выполнять задания.
Что делать? Поскольку СДВГ является заболеванием, бесполезно ругать ребенка или списывать все на неправильное воспитание. Необходимо обратиться к специалистам для постановки диагноза и назначения комплексного лечения.
Синдром СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологические нарушения в развитии ребёнка, возникающие в раннем возрасте. При СДВГ нарушены функции центральной нервной системы, что выражается в психоэмоциональных расстройствах: неспособностью удерживать внимание, проблемами с концентрацией и памятью, обучением, социализацией.
Чрезмерную двигательную активность у ребёнка первым отметил врач-психоневролог Генрих Хоффман (середина XIX века), называя пациента «непоседа Фил». Во второй половине XX века врачи диагностировали у детей минимальные расстройства функционирования мозга. В 80-х годах XX века гиперактивность у детей выделили как самостоятельное заболевание – СДВГ.
СДВГ чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек (в соотношении 2:1). Встречается у 5-10 % детей школьного возраста.
Дети с СДВГ испытывают большие трудности в обучении. Многие родители считают, что в этом виноваты учителя и школа, не желая признавать тот факт, что у их ребенка могут быть неврологические нарушения и не обращая внимание на характерные симптомы СДВГ.
Крайне важно вовремя диагностировать заболевание, чтобы родители могли скорректировать воспитательный процесс, а также помогли ребёнку, прислушавшись к рекомендациям врача. Для этого нужно знать, какие симптомы СДВГ у детей дошкольного возраста и по каким причинам они появляются.
Причины возникновения
До сих пор не выработана единая точка зрения на причины СДВГ у детей, несмотря на большое количество научных исследований. Можно выделить основные теории, объясняющие эту патологию воздействием определённых факторов:
- Нейробиологические нарушения.
У детей с СДВГ имеется ряд специфических отклонений в строении и функционировании структур мозга в лобной области (участки коры и подкорковой области). Нарушения могут возникнуть при развитии плода у беременной женщины, в процессе родовой деятельности и у новорождённого. На МРТ отмечают изменения в окололобных участках коры и подкорковой области.
- Нейромедиаторные нарушения.
У детей с СДВГ недостаточная выработка нейромедиаторов в нейронных сетях головного мозга (норадреналин, серотонин и дофамин) и нарушения их соотношения. Они необходимы для здорового функционирования головного мозга, влияют на психоэмоциональные проявления, функции внутренних органов, ритмы сна и бодрствования. Детей с симптомами СДВГ обязательно нужно обследовать.
- Генетические нарушения.
Доказано, что генетические нарушения влияют на возникновение СДВГ у детей. Речь о генах, регулирующих обмен нейромедиаторов в головном мозге.
- Нейропсихологические нарушения.
Причиной СДВГ у детей выступает незрелость регулирующей функции лобной доли мозга: особенно процессов самоконтроля, поведенческого торможения и возбуждения.
- Несбалансированное питание.
На правильное развитие и рост ребёнка сильное влияние оказывает питание, которое должно быть сбалансированным по соотношению белков, жиров и сложных углеводов. СДВГ у детей возникает при обилии простых углеводов и критическом недостатке белковой пищи, а также при дефицитных состояниях по основным витаминам, минералам, макро- и микроэлементам (омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, магний, железо).
- Негативное воздействие внешней среды.
Загрязненная экология и вредные вещества, содержащиеся во внешней среде, продуктах питания, быту, сказываются на состоянии здоровья и могут спровоцировать неврологические нарушения. Очень опасны вредные металлы (свинец, ртуть, мышьяк).
Основные симптомы СДВГ
СДВГ у детей выражается следующими характерными симптомами:
- Чрезмерная двигательная активность. Гиперактивный ребёнок очень возбудимый, неусидчивый, не слушается взрослых. Его моторика беспокойная и суетная, он постоянно вертится, крутится. Такому ребёнку крайне сложно заниматься какой-то деятельностью, он постоянно отвлекается, переключается на окружающие предметы. Поведение ребенка деструктивное как дома, так и в детском саду, школе.
- Импульсивность в поведении. Ребёнок не сдерживает непосредственные реакции и действует из сиюминутных побуждений. Он раздражительный, нетерпеливый, всегда хочет внимания и не любит ждать, постоянно перебивает. Часто поступает вопреки здравому смыслу, исходя из сиюминутных порывов.
- Недостаток внимания. Ребенок с СДВГ не может сосредоточиться на чём-то одном, перебивает, задаёт много вопросов, но не слушает ответы. Периодически он как будто «витает в облаках» и не реагирует на внешние раздражители. Ребёнок начинает делать сразу много дел и не заканчивает их. У него проблемы с памятью, даже в простой игре возникают сложности со следованием правилам.
Характерные проявления СДВГ у детей с рождения и до 7 лет
По многочисленным наблюдениям, у детей дошкольного возраста с СДВГ также отмечаются задержки в развитии речи и позднее моторное развитие. Особенно явно это проявляется у детей до года, если двигательные функции развиваются с запозданием от общепринятых стандартов.
После года дети имеют сложности с бытовыми навыками (есть столовыми приборами, пить из кружки). Дети с СДВГ в 2 года не могут бегать, часто падают, не могут подняться по лестнице. В 3 года симптомы синдрома дополняются неумением самостоятельно одеться, застегнуть замок, частыми истериками и заторможенной моторикой.
Дети с СДВГ не могут заниматься чем-то одним длительное время, они всё разрушают, шумят, не могут играть с ровесниками в игры, соответствующие возрасту, испытывают проблемы с коммуникацией.
Часто при СДВГ детям ставят сопутствующие диагнозы, связанные с нарушениями речи (заикание, дизартрия и другие). Родители не всегда понимают, что неумение сосредоточиться, частые истерики, импульсивность, деструктивное поведение могут быть признаками неврологических нарушений, а не следствием дурного характера и плохого воспитания.
на наши новости
500 000 пользователей!
Характерные проявления СДВГ у школьников
Симптоматика СДВГ, как правило, усиливается в школьные годы. Неусидчивость, невнимательность, неспособность держать в голове большой объем информации усугубляются. Школьники с СДВГ 7, 8, 9, 10 лет плохо справляются с учебным материалом, делают много ошибок, очень забывчивы, домашние задания даются им с большим трудом. На уроках они нарушают дисциплину, перебивают, задают много вопросов, не соответствующих теме.
У большинства школьников с СДВГ есть расстройства навыков письма, плохой почерк, проблемы с чтением, арифметикой (примерно у 80 %).
Школьную программу дети плохо усваивают, весь процесс обучения им даётся с огромным трудом. Кроме того, часто возникают проблемы в коммуникациях с одноклассниками. Школьники с СДВГ конфликтны, драчливы, могут вести себя агрессивно и бескомпромиссно. Согласно статистике, сейчас в каждом классе есть как минимум один школьник с данным синдромом.
Подростки с СДВГ (после 12 лет) часто страдают заниженной самооценкой, ругаются с родителями, одноклассниками, педагогами. Внимание к себе привлекают преимущественно деструктивным поведением, срывами уроков, мелким хулиганством.
Есть большие риски получения каких-то травм в связи с асоциальным и отчаянным поведением. Часто подростки с СДВГ, особенно парни, начиная с 12 лет, становятся членами неформальных группировок, пробуют употреблять алкогольные напитки и наркотические вещества.
Типы СДВГ
В зависимости от доминирующих проявлений различают несколько разновидностей СДВГ у детей:
- Доминанта признаков нарушения внимания. У детей явно выраженные проблемы с концентрацией на чём-то одном (творчество, игровая деятельность, домашнее задание). Ребёнок отвлекается на всё вокруг, плохо усваивает любой новый материал, не может сосредоточиться. Признаки чрезмерной двигательной активности практически не проявляются либо выражены в незначительной форме.
- Доминанта гиперактивности. Ребенок в постоянном движении, не может усидеть на месте. С концентрацией внимания при этом гораздо лучше, получается какое-то время концентрироваться на какой-то деятельности и воспринимать что-то новое.
- Смешанный вид. Самая распространенная разновидность СДВГ у детей, при которой в той или иной степени выражены симптомы гиперактивности, недостатка внимания и импульсивности.
Учитывая, что СДВГ у детей может сопровождаться другими диагнозами, можно классифицировать его на следующие формы:
- лёгкая форма — СДВГ у ребёнка без других болезней;
- сложная форма — СДВГ отягощается другими заболеваниями.
Рекомендации для учителей по работе с детьми с СДВГ
Диагностировать СДВГ у ребёнка и выработать стратегию лечения должен специалист. Однако успех всех усилий зависит также от родителей и даже школьных педагогов.
Учителю важно создать комфортную атмосферу в классе, чтобы любому ребёнку (в том числе с СДВГ) было интересно и легко обучаться. Для этого нужно придерживаться следующих принципов:
- Следить за дисциплиной.
Обязательно должны быть оговорены правила поведения на уроках, переменах, эффективных коммуникаций друг с другом и педагогами, которые едины для всех. Никаких двойных стандартов и исключений. Можно даже разработать устав класса и повесить его на видное место для наглядности.
- Определить, какая нагрузка подойдет ребёнку с СДВГ.
Желательно провести диагностику и определиться с нагрузкой в первый месяц обучения. Например, определить, сколько времени ребёнок с СДВГ может сосредотачиваться на выполнении задания до того момента, как начнет отвлекаться. Не стоит загружать его большим объёмом информации, так как это создаёт стрессовую ситуацию и может вызвать импульсивную реакцию. Большой объём заданий, скорее всего, вызовет отрицание у ребёнка и нежелание что-либо делать вообще.
- Найти способы удержания внимания ребенка с СДВГ.
Существует ряд педагогических приёмов, которые можно использовать с детьми, у которых наблюдаются неврологические нарушения. Их рекомендуется сажать за первую парту, там меньше возможностей отвлечься, и педагог видит, чем занят ребёнок.
Также нужно дополнительно обсудить правила поведения на уроках. Не помешает договориться о каких-то тайных знаках, чтобы вернуть внимание к теме урока (вместо постоянных резких замечаний, которые дети с СДВГ часто пропускают мимо ушей). Например, педагог стучит по парте, когда ребёнок отвлекается. Также можно посмотреть вариант индивидуальных упрощенных заданий.
- Обратить внимание на ситуации, которые вызывают импульсивные эмоции.
Вполне вероятно, что это будут контрольные работы, какие-то внешкольные мероприятия, родительские собрания. Лучше всего подготовить ребёнка заранее, обговорив с ним важность соблюдения правил и взаимоуважения. Если ребёнок с СДВГ импульсивно реагирует на плохие оценки, дайте ему понять, что оценивается только усвоение учебного материла, а не сам ребёнок.
В момент вспышки импульсивной реакции лучше всего отойти с ребёнком в сторону, не повышать голос и не отчитывать его. Можно предложить попить, приобнять за плечи, проявив таким образом участие.
- Оказывать помощь в урегулировании проблемных ситуаций.
Часто ребёнок с СДВГ не осознаёт, что своими действиями может кого-то обидеть, мешает вести урок и т.д. Педагогу важно объяснить, что вызвало негативные последствия, чем ребёнок обидел другого человека. Рекомендуется обговаривать подобные проблемы сразу, пока они актуальны, не откладывая на потом.
- Хвалить ребёнка с СДВГ за любые успехи.
У детей с повышенной двигательной активностью часто низкая самооценка, выражающаяся в том, что они психуют, когда что-то не получается, ругают себя. Педагогу нужно помочь ребёнку поверить в свои силы, хвалить его, замечать мелкие успехи. Также важно не отчитывать ребёнка постоянно, а только по делу, чтобы он видел, что учитель справедлив, ругает и хвалит, когда нужно.
- Удерживать внимание ребёнка.
Так как дети с СДВГ часто отвлекаются и не могут сосредоточиться длительное время на одном виде деятельности, педагогу нужно стараться грамотно выстраивать время урока, чередуя виды занятий и не занимаясь длительное время только одним делом. Можно добавлять работу в парах, интересные видеоматериалы по теме урока и прочее.
- Поддерживайте ребёнка с СДВГ в учебном процессе.
Бывает, что детям тяжело даются некоторые формы среза знаний (например, ответ у доски или проектная деятельность). Можно пойти навстречу ребёнку и договориться об альтернативном способе подтверждения усвоенного материала по теме. Например, написать реферат вместо проектной работы.
Конечно, обучение детей с СДВГ – непростая задача для любого педагога. Тут не работает усреднённый подход, требуется применение разнообразных методов, сдержанность, деликатность и при этом настойчивость в принципиальных вопросах. Педагогу обязательно нужно консультироваться с психологом, родителями, педагогами со стажем, чтобы обучение ребенка с СДВГ было успешным.
Для роста в профессии очень важно уметь работать с разными детьми, находить общий язык и выстраивать отношения с учениками, способствуя высоким показателям их успеваемости и корректируя возникающие трудности.
Прогноз и профилактика
Согласно статистике, у половины детей с СДВГ диагноз со временем снимается благодаря своевременному комплексному подходу к лечению неврологических нарушений. Конечно, успех зависит от того, насколько сильно были выражены симптомы синдрома изначально. В любом случае, дети с СДВГ требуют особого внимания на протяжении всего обучения. Многие люди живут с данным синдромом всю жизнь с той или иной степенью выраженности.
Крайне важно свести к минимальному уровню риски при беременности и родах, а также вовремя диагностировать нарушения неврологического плана. Чтобы дети с СДВГ умели вести себя в коллективе, выстраивали здоровье взаимоотношения в классе, родителям и педагогам нужно проявлять к ним участие, заинтересованность и внимание, корректируя асоциальное поведение и хваля за успехи.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: