Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Системно-деятельностный подход в современной школе
Главная > Блог > Системно-деятельностный подход в современной школе
30.05.2023
2081
Время чтения: 15 минут

Системно-деятельностный подход в современной школе

Что это такое? Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС ориентирован на самостоятельную, ресурсную и всестороннюю познавательную деятельность ученика. Главная цель – помочь обучающемуся перейти от простого репродуктивного знания к практическому. Таким образом, деятельность выступает как разновидность системы.

Каковы преимущества? Системно-деятельностный подход поощряет активность учащихся в таких видах деятельности, как чтение, письмо, исследование и обсуждение тем, связанных с предметом. Он также способствует развитию навыков решения проблем, побуждая учеников критически осмысливать изучаемый материал и разрабатывать решения сложных проблем, с которыми они могут столкнуться.

Оглавление:
    1. Суть системно-деятельностного подхода в образовании
    2. Принципы системно-деятельностного подхода
    3. Основные технологии системно-деятельностного подхода
    4. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть системно-деятельностного подхода в образовании

Системно-деятельностный подход – это способ организации образовательного процесса. Особое значение в нем придается активному, разностороннему и, как правило, самостоятельному процессу получения знаний учеником. Метод базируется на постепенном переходе от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Здесь под понятием «деятельность» следует понимать некоторую систему. Тот, кто ее осуществляет, является в ней субъектом.

В этом подходе есть цель и средства для ее достижения, процесс преобразования и его итог. Согласно определению психолога А. Н. Леонтьева, деятельность представляет собой присущий только человеку процесс активного отношения к окружающему миру, который включает закономерное преобразование реальности.

Понятие системно-деятельностного подхода в обучении впервые появилось в 1985 г. Особенный вклад в разработку методики внесли классики отечественной науки, а именно Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.

Системно-деятельностный подход

В основе системно-деятельностного подхода лежит деятельностный метод, суть которого в том, что в организации образовательного процесса главную роль играет проблема самоопределения воспитанника образовательного учреждения в рамках учебного процесса. В этом случае стоит цель воспитать в ребенке такую личность, которая в первую очередь является субъектом жизнедеятельности, то есть полноправным хозяином своей жизни и деятельности.

Ученик ставит цели, решает задачи и несет ответственность за итоги своей деятельности. То есть главное в том, чтобы обучающийся умел учиться. Следовательно, учебную деятельность следует рассматривать как универсальный инструмент развития.

Деятельность характеризуется следующими критериями:

  • Наличие системы, направленной на достижение определенной цели.
  • Качественная обратная связь.
  • Наличие генетически развивающегося плана анализа.

Главный принцип, на котором базируется деятельность, предполагает создание педагогом специальных условий, в рамках которых ученики сами находят и осмысливают учебный материал, опираясь при этом на те знания, которые у них уже есть.

Еще один подход – компетентностный – признает важность познаний, но здесь акцент делается на то, чтобы ученик научился применять полученные знания посредством ключевых компетенций. Формирование последних происходит в результате реализации системно-деятельностного подхода.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) базируется на методологии системно-деятельностного подхода. Главная цель стандарта – развить личность ученика и сформировать гражданскую идентичность.

Системно-деятельностный подход подразумевает:

  • Воспитание и развитие в учащихся таких качеств личности, которые отвечают требованиям современного информационного общества.
  • Обращение к стратегии социального проектирования и конструирования.
  • Важность федеральных государственных стандартов в сфере образования.
  • Решающую роль содержания образования и методов организации учебных процессов и сотрудничества. Они помогают достичь поставленных целей, связанных с личностным, социальным и познавательным развитием учеников.
  • Важность личных возрастных, психологических и физиологических качеств подопечных.
  • Обеспечение в системно-деятельностном подходе принципа преемственности видов образования, а именно дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего.
  • Применение разнообразных индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, в рамках подхода уделяется должное внимание индивидуальному развитию каждого ребенка, в том числе одаренных детей и учеников с ОВЗ. Образовательное учреждение должно обеспечивать возрастание творческого потенциала, познавательной мотивации, применение различных форм учебного сотрудничества и увеличение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход

Изучение и применение системно-деятельностного подхода в учебной деятельности характеризуется высокой актуальностью, что можно связать с постепенным введением ФГОС.

Особенностью применения системного-деятельностного подхода при ФГОС является нацеленность на результаты в образовательной деятельности на базе этого метода. Следовательно, на каждом этапе процесса, начиная с планирования и заканчивая контролем, приоритетным направлением является развитие личности ученика, которое базируется на изучении им обобщенных способов деятельности, то есть на универсальных учебных действиях.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что смысл традиционного подхода в образовании в том, что важнейшую роль играют знания, которые будут приобретены учащимися. То есть чем больше знает обучающийся, тем выше уровень его образования. Центром системно-деятельностного метода обучения в условиях ФГОС становится деятельностный подход, позволяющий ученикам познавать мир самостоятельно.

Принципы системно-деятельностного подхода

В результате внедрения системно-деятельностного подхода в обучение у учеников формируются личностные качества, которые играют важную роль в образовательном процессе и развитии личности.

Системно-деятельностный подход базируется на следующих принципах:

  • Принцип деятельности. Специалисты должны создать условия образовательного процесса, в рамках которых ученики будут самостоятельно искать информацию, а не получать ее от учителя. Таким образом, обучающиеся проявляют активность, учатся пользоваться разнообразными источниками, а также применять имеющиеся у них знания на практике. Следовательно, ими будет осознан объем и формы своей деятельности, которые могут меняться.
  • Принцип непрерывности. Под ним понимается преемственность между всеми ступенями и этапами образовательного процесса на уровне содержания, методики и технологии.
  • Принцип системности способствует формированию у учеников целостной картины мира. Системно-деятельностный подход на уроках подразумевает подачу теоретического материала на стыке наук.
  • Принцип минимакса. Ученикам предлагают максимальные возможности обучения, при этом программа усваивается лишь на минимальном уровне, закрепленным ФГОС.
  • Принцип вариативности формирует у учащихся способности к рассмотрению разных вариантов и принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип психологического комфорта. Специалисты в рамках системно-деятельностного подхода обязаны выполнять требование о создании доброжелательной атмосферы. Отсутствие стрессовых ситуаций на уроках позволит ученикам максимально полно усваивать информацию.
  • Принцип творчества, в рамках которого дети приобретают собственный опыт. Происходит стимулирование творческих способностей и подходов для решения различных задач, поставленных перед учениками.

Основные технологии системно-деятельностного подхода

Для улучшения эффективности системно-деятельностного подхода в школе в педагогике были разработаны разные технологии. К ним относятся:

Проблемно-диалогическая технология

В рамках этого метода устанавливается учебная проблема, находятся пути ее решения. Согласно ФГОС учитель, применяющий на уроке системно-деятельностный подход, вместе с учениками формулирует тему занятия и его цели. Все участники образовательного процесса, взаимодействуя между собой, решают поставленные задачи. Таким образом осуществляется формирование новых знаний.

Технология оценивания

Позволяет ученикам контролировать самих себя, давать оценку своей деятельности и ее результату, что способствует развитию мотивации к успеху.

Системно-деятельностный подход

Технология продуктивного чтения

Дает возможность ученикам понимать суть прочитанного, выбирать наиболее ценные данные, анализировать ее и формировать собственную позицию.

Применение приведенных технологий дает возможность научиться самостоятельно находить и обрабатывать информацию, формировать свою позицию, выявлять ошибки и исправлять их. Современный учитель должен уметь применять эти техники в рамках своей деятельности, тогда будут реализованы те требования к образовательному процессу, которые прописаны во ФГОС.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке

Системно-деятельностный подход в образовательной программе будет полезен лишь в том случае, если его принципы правильно реализуются. От педагога требуется грамотно составить план занятия и провести его с учетом главных принципов этого метода. Урок должен проходить поэтапно:

  • Озвучивание темы урока, его цели и содержания. Педагог должен рассказать, какие знания и умения получат ученики, а также перечислить виды деятельности, которые будут использованы на занятии.
  • Следующий этап занятия – мотивационный. Здесь педагогу нужно активизировать познавательную деятельность подопечных, используя различные приемы и методы, создать условия, в которых дети будут самостоятельно осуществлять познавательную деятельность и сотрудничать друг с другом, настраиваясь на «ситуацию успеха».
  • Подбор учебного материала по теме занятия, который способствует развитию учеников. Проектирование способа, схемы и алгоритма решения поставленных задач происходят коллективно.
  • Организация познавательной деятельности и взаимодействия учеников. Также важно, чтобы каждый обучающийся успел поработать на уроке индивидуально.
  • Отбор методов обучения. Педагог рассказывает, как фильтровать информацию из различных источников, в том числе из печатных изданий и Интернета, систематизировать данные посредством таблиц, графиков и диаграмм. Особое значение придается применению в работе современных интерактивных способов обучения и нетрадиционных форм занятий.
  • Рефлексия. На нем подводятся итоги занятия, проводится анализ деятельности, ученики самостоятельно оценивают ее результаты. От последних зависит, какое домашнее задание получат дети.

Для успешного применения системно-деятельностного подхода необходимо проводить межпредметное изучение. Важно ставить перед учениками жизненные задачи на стыке наук. В таком случае обучение будет более интересным и повлечет за собой максимально активное усвоение учебной программы и понимание обучающимися взаимосвязи между разными предметами.

Результаты применения системно-деятельностного подхода

Классифицируются на:

  • Личностные. Ученики способны к самостоятельному обучению, у них развивается мотивация на получение знаний, формируются собственные позиции.
  • Метапредметные. Обучающие познают науки, учатся регулировать свою деятельность, общаются с учителями и другими участниками учебного процесса.
  • Предметные. Ученики получают базовые знания и навыки по их преобразованию для дальнейшего практического применения, формируется целостная картина мира.

Более подробное освоение системно-деятельностного подхода, прохождение тестирования и получение сертификата возможно тут: системно-деятельностный подход в школьном образовании

Итак, применение системно-деятельностного подхода дает возможность сформировать и развить в детях личность. В рамках образовательного процесса они приобретают ценный опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни. Востребованный современный человек – это тот, кто умеет находить нужные данные, систематизировать их и использовать в своей деятельности.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральный институт педагогических измерений
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  4. Портал учителя РФ
  5. Всероссийский педагогический портал
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw