Системно-деятельностный подход в современной школе
Сохранить статью:
Что это такое? Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС ориентирован на самостоятельную, ресурсную и всестороннюю познавательную деятельность ученика. Главная цель – помочь обучающемуся перейти от простого репродуктивного знания к практическому. Таким образом, деятельность выступает как разновидность системы.
Каковы преимущества? Системно-деятельностный подход поощряет активность учащихся в таких видах деятельности, как чтение, письмо, исследование и обсуждение тем, связанных с предметом. Он также способствует развитию навыков решения проблем, побуждая учеников критически осмысливать изучаемый материал и разрабатывать решения сложных проблем, с которыми они могут столкнуться.
Суть системно-деятельностного подхода в образовании
Системно-деятельностный подход – это способ организации образовательного процесса. Особое значение в нем придается активному, разностороннему и, как правило, самостоятельному процессу получения знаний учеником. Метод базируется на постепенном переходе от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Здесь под понятием «деятельность» следует понимать некоторую систему. Тот, кто ее осуществляет, является в ней субъектом.
В этом подходе есть цель и средства для ее достижения, процесс преобразования и его итог. Согласно определению психолога А. Н. Леонтьева, деятельность представляет собой присущий только человеку процесс активного отношения к окружающему миру, который включает закономерное преобразование реальности.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении впервые появилось в 1985 г. Особенный вклад в разработку методики внесли классики отечественной науки, а именно Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.
В основе системно-деятельностного подхода лежит деятельностный метод, суть которого в том, что в организации образовательного процесса главную роль играет проблема самоопределения воспитанника образовательного учреждения в рамках учебного процесса. В этом случае стоит цель воспитать в ребенке такую личность, которая в первую очередь является субъектом жизнедеятельности, то есть полноправным хозяином своей жизни и деятельности.
Ученик ставит цели, решает задачи и несет ответственность за итоги своей деятельности. То есть главное в том, чтобы обучающийся умел учиться. Следовательно, учебную деятельность следует рассматривать как универсальный инструмент развития.
Деятельность характеризуется следующими критериями:
- Наличие системы, направленной на достижение определенной цели.
- Качественная обратная связь.
- Наличие генетически развивающегося плана анализа.
Главный принцип, на котором базируется деятельность, предполагает создание педагогом специальных условий, в рамках которых ученики сами находят и осмысливают учебный материал, опираясь при этом на те знания, которые у них уже есть.
Еще один подход – компетентностный – признает важность познаний, но здесь акцент делается на то, чтобы ученик научился применять полученные знания посредством ключевых компетенций. Формирование последних происходит в результате реализации системно-деятельностного подхода.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) базируется на методологии системно-деятельностного подхода. Главная цель стандарта – развить личность ученика и сформировать гражданскую идентичность.
Системно-деятельностный подход подразумевает:
- Воспитание и развитие в учащихся таких качеств личности, которые отвечают требованиям современного информационного общества.
- Обращение к стратегии социального проектирования и конструирования.
- Важность федеральных государственных стандартов в сфере образования.
- Решающую роль содержания образования и методов организации учебных процессов и сотрудничества. Они помогают достичь поставленных целей, связанных с личностным, социальным и познавательным развитием учеников.
- Важность личных возрастных, психологических и физиологических качеств подопечных.
- Обеспечение в системно-деятельностном подходе принципа преемственности видов образования, а именно дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего.
- Применение разнообразных индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, в рамках подхода уделяется должное внимание индивидуальному развитию каждого ребенка, в том числе одаренных детей и учеников с ОВЗ. Образовательное учреждение должно обеспечивать возрастание творческого потенциала, познавательной мотивации, применение различных форм учебного сотрудничества и увеличение зоны ближайшего развития.
Изучение и применение системно-деятельностного подхода в учебной деятельности характеризуется высокой актуальностью, что можно связать с постепенным введением ФГОС.
Особенностью применения системного-деятельностного подхода при ФГОС является нацеленность на результаты в образовательной деятельности на базе этого метода. Следовательно, на каждом этапе процесса, начиная с планирования и заканчивая контролем, приоритетным направлением является развитие личности ученика, которое базируется на изучении им обобщенных способов деятельности, то есть на универсальных учебных действиях.
на наши новости
500 000 пользователей!
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что смысл традиционного подхода в образовании в том, что важнейшую роль играют знания, которые будут приобретены учащимися. То есть чем больше знает обучающийся, тем выше уровень его образования. Центром системно-деятельностного метода обучения в условиях ФГОС становится деятельностный подход, позволяющий ученикам познавать мир самостоятельно.
Принципы системно-деятельностного подхода
В результате внедрения системно-деятельностного подхода в обучение у учеников формируются личностные качества, которые играют важную роль в образовательном процессе и развитии личности.
Системно-деятельностный подход базируется на следующих принципах:
- Принцип деятельности. Специалисты должны создать условия образовательного процесса, в рамках которых ученики будут самостоятельно искать информацию, а не получать ее от учителя. Таким образом, обучающиеся проявляют активность, учатся пользоваться разнообразными источниками, а также применять имеющиеся у них знания на практике. Следовательно, ими будет осознан объем и формы своей деятельности, которые могут меняться.
- Принцип непрерывности. Под ним понимается преемственность между всеми ступенями и этапами образовательного процесса на уровне содержания, методики и технологии.
- Принцип системности способствует формированию у учеников целостной картины мира. Системно-деятельностный подход на уроках подразумевает подачу теоретического материала на стыке наук.
- Принцип минимакса. Ученикам предлагают максимальные возможности обучения, при этом программа усваивается лишь на минимальном уровне, закрепленным ФГОС.
- Принцип вариативности формирует у учащихся способности к рассмотрению разных вариантов и принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип психологического комфорта. Специалисты в рамках системно-деятельностного подхода обязаны выполнять требование о создании доброжелательной атмосферы. Отсутствие стрессовых ситуаций на уроках позволит ученикам максимально полно усваивать информацию.
- Принцип творчества, в рамках которого дети приобретают собственный опыт. Происходит стимулирование творческих способностей и подходов для решения различных задач, поставленных перед учениками.
Основные технологии системно-деятельностного подхода
Для улучшения эффективности системно-деятельностного подхода в школе в педагогике были разработаны разные технологии. К ним относятся:
Проблемно-диалогическая технология
В рамках этого метода устанавливается учебная проблема, находятся пути ее решения. Согласно ФГОС учитель, применяющий на уроке системно-деятельностный подход, вместе с учениками формулирует тему занятия и его цели. Все участники образовательного процесса, взаимодействуя между собой, решают поставленные задачи. Таким образом осуществляется формирование новых знаний.
Технология оценивания
Позволяет ученикам контролировать самих себя, давать оценку своей деятельности и ее результату, что способствует развитию мотивации к успеху.
Технология продуктивного чтения
Дает возможность ученикам понимать суть прочитанного, выбирать наиболее ценные данные, анализировать ее и формировать собственную позицию.
Применение приведенных технологий дает возможность научиться самостоятельно находить и обрабатывать информацию, формировать свою позицию, выявлять ошибки и исправлять их. Современный учитель должен уметь применять эти техники в рамках своей деятельности, тогда будут реализованы те требования к образовательному процессу, которые прописаны во ФГОС.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке
Системно-деятельностный подход в образовательной программе будет полезен лишь в том случае, если его принципы правильно реализуются. От педагога требуется грамотно составить план занятия и провести его с учетом главных принципов этого метода. Урок должен проходить поэтапно:
- Озвучивание темы урока, его цели и содержания. Педагог должен рассказать, какие знания и умения получат ученики, а также перечислить виды деятельности, которые будут использованы на занятии.
- Следующий этап занятия – мотивационный. Здесь педагогу нужно активизировать познавательную деятельность подопечных, используя различные приемы и методы, создать условия, в которых дети будут самостоятельно осуществлять познавательную деятельность и сотрудничать друг с другом, настраиваясь на «ситуацию успеха».
- Подбор учебного материала по теме занятия, который способствует развитию учеников. Проектирование способа, схемы и алгоритма решения поставленных задач происходят коллективно.
- Организация познавательной деятельности и взаимодействия учеников. Также важно, чтобы каждый обучающийся успел поработать на уроке индивидуально.
- Отбор методов обучения. Педагог рассказывает, как фильтровать информацию из различных источников, в том числе из печатных изданий и Интернета, систематизировать данные посредством таблиц, графиков и диаграмм. Особое значение придается применению в работе современных интерактивных способов обучения и нетрадиционных форм занятий.
- Рефлексия. На нем подводятся итоги занятия, проводится анализ деятельности, ученики самостоятельно оценивают ее результаты. От последних зависит, какое домашнее задание получат дети.
Для успешного применения системно-деятельностного подхода необходимо проводить межпредметное изучение. Важно ставить перед учениками жизненные задачи на стыке наук. В таком случае обучение будет более интересным и повлечет за собой максимально активное усвоение учебной программы и понимание обучающимися взаимосвязи между разными предметами.
Результаты применения системно-деятельностного подхода
Классифицируются на:
- Личностные. Ученики способны к самостоятельному обучению, у них развивается мотивация на получение знаний, формируются собственные позиции.
- Метапредметные. Обучающие познают науки, учатся регулировать свою деятельность, общаются с учителями и другими участниками учебного процесса.
- Предметные. Ученики получают базовые знания и навыки по их преобразованию для дальнейшего практического применения, формируется целостная картина мира.
Более подробное освоение системно-деятельностного подхода, прохождение тестирования и получение сертификата возможно тут: системно-деятельностный подход в школьном образовании
Итак, применение системно-деятельностного подхода дает возможность сформировать и развить в детях личность. В рамках образовательного процесса они приобретают ценный опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни. Востребованный современный человек – это тот, кто умеет находить нужные данные, систематизировать их и использовать в своей деятельности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: