Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Готовые документы, шаблоны занятий, рабочие листы, лэпбуки от 149 руб
Перейти в магазин
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Педагогический дизайн в современной школе
Главная > Блог > Педагогический дизайн в современной школе
16.05.2023
1355
Время чтения: 16 минут

Педагогический дизайн в современной школе

Что это такое? Понятие педагогического дизайна относительно новое в современной системе образования. Оно возникло в ответ на устаревание прежних стандартов оформления качественных знаний.

Как влияет? Очевидно, что сегодня уже не работают традиционные методы линейной педагогической подготовки. Педагогический дизайн применяется еще на стадии разработки обучающих материалов. Как же он помогает лучшему усвоению знаний?

Оглавление:
  1. Что такое педагогический дизайн
  2. Ключевые задачи педагогического дизайна
  3. Принципы педагогического дизайна
  4. 5 этапов разработки учебных материалов согласно принципам педагогического дизайна
  5. Модели педагогического дизайна
Готовые шаблоны для логопеда ДОУ и школы Скачать шаблоны

Что такое педагогический дизайн

У такого необычного термина, как «педагогический дизайн», есть несколько определений, но смысл общий. Это совокупность процессов для создания учебного продукта. На английском языке понятие «педагогический дизайн» звучит как instructional design, что дословно переводится «проектирование инструкций». Создает образовательный продукт instructional designer – проектировщик конструкций.

Педагогический дизайн

Данный перевод нельзя назвать на сто процентов корректным, по этой причине в русскоязычной среде актуальнее термин «педагогический дизайн». Он включает в себя не только разработку обучения, сюда же входят любого вида образовательные новшества и решения для детей и взрослых.

Чаще всего педагогические дизайнеры занимаются разработкой дистанционного обучения, потому что оно имеет особую специфику, ведь материал для онлайн-курсов должен быть грамотным и понятным. Такой дизайн ориентирован на любые формы обучения: очные программы и смешанные, материалы и пособия.

Работа педагогического дизайнера важна, потому что требуется выполнить широкий спектр задач. На плечах дизайнеров лежит проектирование полного обучающего курса, который должен соответствовать необходимым методическим принципам и подходам.

В компетенции педагогического дизайнера решать, какой сложности и какой материал войдет в учебную программу, какой порядок изучения контента нужно преследовать и в какой форме его представить: может быть, выбрать видеоформат или написать текст. Объем курса и его отдельные темы, практические упражнения и контроль усвоения материала разрабатывает также педагогический дизайнер.

В обучении важную роль играет интерес, а именно создатель программы отвечает за понятное и интересное изложение материала. Необходимо уловить баланс между слишком сложной подачей и очень простой. Все это дает понять, насколько большое значение играет педагогический дизайн в образовании.

Очевидно, что объектом в данной теме является образовательный продукт, обучение. Возможно, более знакомым и понятным термином для специалиста, который этим занимается, будет «методист». По сути, это то же, что и педагогический дизайнер.

Создание обучающего курса включает в себя не только подбор контента и его форматирование. Так как в итоге получается продукт, то методисту необходимо знать о продуктовом подходе, другими словами, это не просто создание курса, а разработка продукта.

Это говорит о том, что к описанным выше действиям добавляются еще анализ аудитории, работа с показателями, которые отражают эффективность, и конечно же, определенные правила рабочего процесса. Данная специальность довольно многогранна.

Ключевые задачи педагогического дизайна

На самом деле, технология довольно проста. Сначала такому дизайнеру необходимо понять, для кого создается продукт, какими особенностями и потребностями характеризуется аудитория. Из этого определяется цель обучения.

Педагогический дизайн

Далее возникает задача обозначить, какую информацию и каким образом нужно передать, чтобы аудитория овладела знаниями наиболее эффективно в короткий срок. Поэтому необходимо выявить требования, которым продукт будет соответствовать. Все это должно создаваться в процессе выстроенной и систематизированной работы команды опытных и грамотных методистов.

Рассмотрим подробнее основные задачи педагогического дизайна образовательных программ:

  • исследование целевой аудитории, ее портрет, потребности, компетенции и ожидаемые результаты от курса;
  • определение задач и целей образовательного контента;
  • исследование контента и его структурирование в зависимости от целей;
  • выбор средств и методов образовательного процесса;
  • разработка визуального дизайна, айдентики;
  • создание средств контроля, тестов, практических заданий;
  • загрузка курса в систему управления дистанционным обучением (Learning Management System);
  • создание методов оценки и эффективности контента;
  • анализ всей программы, совершенствование учебного курса.

Следование этапам именно в таком порядке позволит создавать качественные образовательные программы.

Принципы педагогического дизайна

Итак, главной задачей проектирования образовательного курса является наиболее полная передача подходящей информации в понятном и доступном формате для обучающегося. Важна не столько передача материала (даже простые методы позволяют эту задачу выполнить), а его восприятие и усвоение, применение на практике, в реальной жизни – это более значимо.

Чтобы учебный курс удовлетворял всем потребностям аудитории и соответствовал стандартам, в основу педагогического дизайна были положены 8 принципов. Их выявил психолог из США Роберт Ганье, который является одним из основателей педагогического дизайна.

Педагогический дизайн

  • Ученики должны быть замотивированы и заинтересованы в усвоении всего курса, отдельных тем и методов изучения.
  • Объяснение целей и задач, так как учащийся должен понимать, для чего ему нужен курс и какие знания он получит.
  • Добавление нового контента. Эта часть является самой сложной, так как наша психика воспринимает новый материал выборочно. По этой причине нужно разработать разные элементы, которые дадут возможность удержать внимание учащегося на конкретных нужных моментах. Необходимо донести до ученика основную мысль образовательного курса в наиболее понятной форме.
  • Сопровождение обучения. В это понятие входит не только руководство над учащимися, но и формирование у учеников цели сохранения полученной информации на долгий срок.
  • Практическое применение навыков. Чтобы закрепить полученную только что новую информацию, нужно продемонстрировать ее использование в жизни. Это поможет теоретические знания связать с практикой.
  • Фидбэк. Обратная связь необходима для оценки эффективности курса и метода обучения. Проектируя обучающий курс, надо продумать наиболее подходящий для целевой аудитории способ получения отзыва.
  • Оценка успеваемости и эффективности курса в целом.
  • Проведение практики, повторное объяснение непонятных или сложных моментов, сохранение знаний и грамотное их применение. Этот принцип схож с 5 пунктом, однако здесь речь идет о выходе за рамки обучающего курса, применении навыка в новых реалиях. Именно в таких условиях получится понять, насколько хорошо усвоен материал.

5 этапов разработки учебных материалов согласно принципам педагогического дизайна

Разработка обучающего курса во многом схожа с программированием, логистикой, дизайном и прикладной психологией. Их объединяет логичное следование конкретным процедурам со своими задачами и способами их решения, которые можно сгруппировать в несколько этапов.

Педагогический дизайн

Существует модель ADDIE, которая позволяет педагогический дизайн и педагогическое проектирование сделать максимально эффективными:

Analysis – анализ

На этом этапе нельзя ошибиться, так как именно здесь выделяются ключевые элементы, исследуются потребности учащихся и задачи преподавателей, формулируются цели обучающего курса, анализируется аудитория, подбираются наиболее эффективные методы работы.

На этом шаге необходимо перечислить предполагаемые результаты. Так как он включает в себя многие последовательные действия, то делится еще на более мелкие этапы. Это позволяет определить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание при проектировании наиболее эффективного продукта.

Чем конкретнее будут сформулированы цели, тем проще выбрать необходимые инструменты, которые помогут сосредоточиться на интерактивных элементах и применять уже полученные знания.

В открытом доступе до 24 февраля
Скачайте бесплатно авторские разработки готовых сценариев праздников
  • 8 марта: сценарий классного часа с викториной
  • День космонавтики: презентация и сценарий праздника
  • 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»
Уже скачали 4372 человека

Этап анализа предполагает и подбор методик, оценивающих эффективность обучающего процесса. Ожидаемые результаты должны быть конкретными, так как они – основа содержания и формы практических и контрольных заданий. Опираясь на прогнозируемые ожидания, можно ознакомиться с похожими проектами и программами других авторов.

Эта информация служит помощником и для учащихся – она позволяет сосредоточить внимание на основной идее курса и сфокусировать усилия для достижения поставленных целей.

В процессе анализа выявляются цели, которые позже можно обсудить повторно. После этого начинается непосредственно проектирование.

Design – проектирование

Самая интересная часть проекта, которая зачастую бывает непростой. Опираясь на все результаты, полученные во время анализа, нужно составить план и структуру контента, схемы практических заданий, методы оценивания. Сюда же входит создание интерфейса и дизайн в целом.

Сложность может возникнуть при оформлении множества непохожих друг на друга элементов. Говоря проще, необходимо создать модель, форму всего проекта, которая упорядочит все компоненты и будет отвечать задачам, поставленным на первом этапе.

Педагогический дизайн

Как и анализ, данный шаг нужно разделить на этапы поменьше для наиболее эффективной работы:

  • Принятие решения о выборе средств обучения. Сначала проводится анализ аудитории, исследование ее ожиданий (условий и формы обучения). Изучаются материалы и применимость к ним определенных методов. После этого начинается конкретизация учебных задач и инструментов, выявление нужных знаний и навыков, которые позволят выполнить все поставленные задачи.
  • Разработка схематического плана учебного контента и утверждение дизайна типовых экранов. Составление макетов различных элементов и их экспертная оценка. Здесь важно сформулировать точные технические требования к проекту.
  • Обязательно нужно создать пробную версию материала: текст, иллюстрации, анимацию, интерактивные компоненты, аудио- или видеозаписи. Важность этого этапа в том, что он позволяет обнаружить ошибки, а у разработчика появляется возможность их устранить.
  • В соответствии с задачами проводится оценка материала, его исправление или дополнение в случае необходимости. Лучше всего помогает получить объективную характеристику мнение со стороны. Оценить продукт поможет педагогический эксперимент c привлечением аудитории или мозговой штурм с командой разработчиков, который позволит обнаружить слабые и сильные стороны проекта.
  • Развитие и сопровождение обучающего контента. Данный этап характеризуется устранением незначительных технических проблем, которые возникли во время пробного запуска продукта. Здесь же происходит дополнение модулей, построение логических связей. Возможны заготовки новых версий или новых продуктов на основе уже созданных.

Development – разработка

Любой проект не обходится без этого важного технического шага. Здесь создается структура из всех подобранных элементов и материалов. Появляются новые компоненты, логически связанные с остальными, проверяется их совместимость. На этой стадии отрабатываются различные тонкости, касающиеся подачи материала, например, интонация, стиль и форма изложения. Подбор происходит с учетом особенностей целевой аудитории и целей продукта.

На данной стадии завершается интеграция общего контента, выбираются эффективные задания и формы обратной связи для контроля усвоения материала. Интерфейс и связки между различными темами или вопросами оттачиваются. Особое внимание уделяется определению инструментов для оценки эффективности курса. Эта стадия состоит из творческой и кропотливой работы, которая требует гибкости и креативности от создателей, несмотря на жесткие исходные установки.

Implementation – реализация

Загрузка конечного продукта на нужный ресурс или LMS – система управления обучением. Может показаться, что эта стадия незначительна, однако именно на ней происходит оценка того, насколько продукт применим в реальности. Решается, подходит ли курс выбранной аудитории, появляется первая информация об эффективности, налаживается коммуникация с учениками. Все это позволяет усовершенствовать работу обучающего продукта.

Педагогический дизайн

Evaluation – оценка

На основе полученной с предыдущего этапа информации происходит оценка эффективности курса. Свежие результаты сравниваются с обозначенными во время анализа задачами и целями. Осуществляется оценка контента, достижений намеченных целей, сложности выполнимости различных видов заданий и их связи с основной задачей.

Полученный результат используется для совершенствования продукта. По идее, этот этап должен стать обоснованием выпуска новой улучшенной версии образовательного курса и пересмотра требований к элементам.

Модели педагогического дизайна

Педагогический дизайн технологий и программ обучения может разрабатываться и по другим моделям:

SAM

Successive Approximation Model – модель последовательных приближений.

Концепция данной модели состоит в регулярном повторении циклов обучающего продукта. Постепенно нарастает фокусировка усилий, то есть педагогический дизайнер подходит к решению задачи.

Масштабные проекты собираются в несколько небольших этапов. Каждый этап должен соответствовать определенному компоненту продукта, а элементы привязки нарастают постепенно.

Стадии разработки по модели SMA:

  • Подготовительная ступень. Включает в себя поиск нужного материала и создание базы данных из информации, которая будет преподаваться.
  • Цикличная разработка. Потребует участия всех, кто имеет отношение к разработке проекта, так как рождается основа курса. Далее создаются новые элементы, которые наполнят материалом продукт.
  • Цикличное развитие – этап, отличающий эту модель от других. Постоянная разработка и включение новых элементов в обучающий курс.
  • Карта действий. Требует работы как эксперта, так и обучающегося, тестирующих продукт. Такой метод позволяет оценить действия человека в процессе обучения. Эти действия изучаются в новой, нетипичной среде. Здесь же анализируются полученные данные.

Модель лучше подойдет для каких-либо корпоративных обучающих курсов, так как в таком случае легче обозначить цель и понять, насколько легко или сложно она достигается.

Педагогический дизайн

SMART

Specific, Measurable, Attainable, Relevant и Time-bound – конкретный, измеримый, достижимый, актуальный и ограниченный во времени. Расшифровка названия говорит о целях, которые должны быть достигнуты с помощью такой модели.

В данном случае быстрота усвоения материала (или какой-либо другой задачи) зависит от грамотности формулировки. Способ выполнения задачи не играет роли. Здесь применяется и пошаговое планирование, и циклы. Использование данной концепции в педагогическом дизайне образовательной среды обосновывается потребностью выполнения детального анализа и плана до начала разработки.

ALD

Agile Learning Design – гибкая модель дизайна.

Отличительные черты – гибкость, скорость и кооперативность разработки обучающего продукта. Лучше всего модель подойдет для курсов дистанционного обучения с мощной подачей информации и для курсов, в которых обучающиеся очень замотивированы.

Основные принципы:

  • обучение проходит в формате своеобразного диалога;
  • задачи выполняются быстро, так как в обучении используются стандартный инструментарий и встроенные шаблоны;
  • учащийся заинтересован в курсе, а его стимулируют еще больше;
  • в приоритете преподнесение основной информации (в случае необходимости менее весомые данные быстро войдут в состав образовательного продукта);
  • важен процесс, а не планирование обучения;
  • каждый пройденный этап оценивается учащимся.

Данная модель концентрируется больше на потребностях в материале конкретного студента, а лишний контент не добавляется. Как только у обучающего появляется потребность в новой информации, она предоставляется.

Педагогический дизайн

Модель ALD больше подходит для повышения квалификации или для обучения новых сотрудников.

Среди методистов можно найти тысячи мнений о перечисленных моделях, но нельзя поспорить с тем, что каждая из них отвечает потребностям различных групп, обладает сильными или слабыми сторонами, но в то же время ориентируется на конкретный сегмент.

Грамотно составленная модель ADDIE позволит разработать подходящие инструменты для образовательного курса, который нацелен на усвоение базовых знаний (для этого необходима хорошая квалификация специалиста по педагогическому дизайну).

Если использовать в качестве примера модель SAM, она позволит сократить время на разработку, и процесс создания пройдет проще. Присущая методике гибкость позволит скорректировать курс согласно новым требованиям. ALD-модель поможет в короткий срок разработать узконаправленный курс.

Педагогический дизайн современных программ и технологий урока в школе развивается. Прогресс позволяет создавать курсы, где учащийся выступает центром, активным участником. По этой причине необходимо не только учебные материалы подбирать, но и опыт обучающегося. Возникает новая роль – дизайнер образовательного опыта. В его компетенции входит как поиск и форматирование материала, так и создание общей образовательной среды, в которой студент проявляет себя.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
×
Товары дня
Выиграть
интерактивную доску
Скачать шаблоны
учителя-логопеда
Выиграть
ноутбук
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw