Сопровождение детей с ОВЗ в школе тьютором
Сохранить статью:
В чем заключается? Сопровождение детей с ОВЗ – принцип, который ввели в школах с недавнего времени. Это значит, что ученики с особыми образовательными потребностями могут посещать учреждения вместе с тьюторами, которые будут помогать им освоиться и влиться в коллектив.
Как организовать? Воспользоваться услугами таких помощников могут все желающие родители, а школы обязаны разрешить посещать уроки вместе с детьми с ОВЗ посторонним. Все согласовывается с руководством документально. Сама процедура сопровождения подразумевает прохождение определенных последовательных этапов.
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Под сокращением ОВЗ принято понимать такой термин, как «ограниченные возможности здоровья». Дети с ОВЗ — это учащиеся, которые имеют выраженные нарушения здоровья, не только физического, но и психического. Ребенок с ОВЗ имеет возможность посещать любое учебное заведение, даже то, что находится рядом с местом его проживания. В работе с детьми с ОВЗ имеется ряд особенностей:
-
Принцип инклюзивности
В современной российской системе образования не так давно введен принцип инклюзивности. Согласно ему, дети, имеющие особенности в своем развитии, ходят в школу вместе с ровесниками (в соответствии с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ), причем больные дети имеют те же права, что и здоровые. Инклюзивное сопровождение детей с ОВЗ — это их социализация, дать им знания по предметам и подготовить их к следующим ступеням обучения.
Специально обученный и квалифицированный персонал
Для качественного образования учащихся с ОВЗ обязательно наличие в учебном заведении персонала, прошедшего специальную подготовку: ассистента (помощника) и тьютора (если следовать Приказу Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Данные должности ни в коем случае не надо путать, так как это специалисты, выполняющие различные задачи.
Тьютор — это педагог (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н), организатор персональной работы с учащимися. Он принимает участие в педагогическом процессе. Тьютор назначает психолого-медико-педагогический консилиум, но лишь по определенным группам обучающихся.
Тот, кто желает получить должность тьютора, должен обладать высоким уровнем квалификации: иметь стаж педагогического труда не меньше двух лет и диплом о высшем образовании по специальности «Образование и педагогика».
Ассистент (помощник) — технический специалист. Он обеспечивает сопровождение ребенка с ОВЗ не только по дороге в школу и домой после окончания занятий, но и помогает ему адаптироваться в школе, делать необходимые записи и др. Работать ассистентом может любой член педагогического персонала, даже помощник воспитателя и младшего воспитателя (этот факт отражен в тексте Письма Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).
Желающий получить место ассистента не проходит при приеме на эту должность таких жестких критериев отбора, как тьютор, чтобы работать с детьми с ОВЗ. Претендентам на данную должность достаточно иметь среднее общее образование и курсы, отвечающие требованиям Минтруда.
ПМПК и виды образовательных программ
Решение о наличии у ребенка ОВЗ принимается только членами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При подтверждении диагноза комиссия формирует заключение, в котором обозначены условия обучения и программы. Образовательному учреждению необходимо обеспечивать все изложенные требования.
Но есть некая тонкость. Первое заключение комиссии имеет четко обозначенные сроки: полное окончание ребенком начальной школы (получение основного начального образования). Дальше оно не действует, и, чтобы получить новое заключение, ребенок вновь проходит ПМПК, и здесь возможно три решения: снятие диагноза; продление или смена диагноза, причем в двух последних случаях комиссия дает новые рекомендации.
В соответствии с условиями рекомендаций определяются виды учебного процесса, необходимого ребенку с ОВЗ в образовательном учреждении:
- I — программа разработана на основе обычной, но в ней содержатся другие правила ее усвоения и другие сопутствующие требования;
- II — программа соответствует обычной, но к ней добавляется срок усвоения в два года;
- III — программа предназначена для обучающихся с диагнозом «умственная отсталость», а также имеющих аутические расстройства, с заболеваниями опорно-двигательной системы, органов зрения и слуха;
- IV — учащемуся необходима индивидуально подготовленная для него обучающая программа.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Сопровождение детей с ОВЗ тьютором — важный момент в инклюзивном образовании. Главное в тьюторской работе — адаптация учащегося, имеющего ОВЗ, к обстановке общеобразовательного учебного заведения, спланировать учебную деятельность ребенка и принимать активное участие в ее осуществлении, контролируя все этапы образования учащегося.
Что входит в обязанности тьютора
1. Создание комфортных условий для поступления и обучения ребенка.
- Помощь родителям (законным представителям) с выбором учебного заведения и зачислением в него, включая сбор и оформление необходимой документации (частные тьюторы).
- Организация в классе и школе удобного рабочего места и зоны для полноценного отдыха ребенка: парта учащегося в классе и место тьютора, учебные материалы в бумажном и электронном виде, достаточное освещение, принадлежности для сенсорного восприятия, аудиторию для проведения персональных уроков с ребенком.
- Сделать пространство школы удобным для реальных возможностей обучающегося с ОВЗ: передвижение в помещении, опираясь на указатели, разметку, текстовые таблицы, карточки-пиктограммы, наличие пандусов.
- Создать для ребенка индивидуальный учебный режим.
- Тесно взаимодействовать с педагогическим коллективом, родителями (законными представителями), одноклассниками для обеспечения психологического комфорта.
на наши новости
500 000 пользователей!
2. Социализировать ребенка.
- Оказывать помощь учащемуся с ОВЗ с социальной адаптацией, способствовать вхождению в коллектив сверстников, подружиться с ними и сохранять хорошие отношения.
- Содействовать здоровым детям в восприятии одноклассника с ОВЗ, чтобы они помогли ему не чувствовать себя «не таким как все» и не ощущать себя ущербным.
3. Помочь ребенку в прохождении учебного материала общеобразовательной программы.
- Оптимизировать предметные программы и учебный материал, опираясь на особенности ребенка, его индивидуальный психический и физический потенциал.
- Скорректировать учебный путь соответственно прогрессу развития ученика.
- Совместно с обучающимся одолевать трудности, возникающие в учебе.
- Скоординировать всех участников педагогического процесса (учителей-предметников, психолога, дефектолога, логопеда, заместителя директора) и родителей (законных представителей) в одну целую систему для успешного выполнения учебного плана.
Тьютор неотлучно находится рядом с ребенком во время учебного процесса:
- В корректной и четкой форме помогает ему включиться в процесс обучения.
- Оказывает ребенку поддержку в незнакомой для него или непривычной, часто меняющейся обстановке.
- Заводит специальный дневник, куда постоянно вносит свои наблюдения.
- Взаимодействует с преподавателем так, чтобы обучение школьника с ОВЗ не оказало ущерб качеству знаний для целого класса.
Взаимодействие тьютора со школой
Как выбрать тьютора? Данный специалист или назначается руководителем учебного заведения в соответствии с решением ПМПК из членов школьного персонала, или же его нанимают родители (законные представители).
Для успешного образования и воспитания учащихся, имеющих особенности в развитии, тьютор должен четко следовать таким принципам взаимодействия с учебным заведением:
- Открытость
Для полноценного развития ребенка с ОВЗ надо выходить за рамки обычной школьной программы, согласовывая все решения и действия с преподавателем, и использовать все культурно-социальные ресурсы (библиотеки, музеи, дома науки и творчества и пр.).
- Вариативность
Рациональное использование разных методов обучения и развития, которые есть в потенциале школы (кружки, секции, библиотека, дополнительные занятия) и создание новых, например: «Комната тишины» для детей с расстройством аутистического спектра, «Комната с батутом» для гиперактивных учащихся.
- Непрерывность
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ необходимо на всех этапах обучения в школе, но по мере взросления ребенка содержание работы тьютора меняется. В первом классе и во время учебы в начальной школе необходима постоянная помощь во время уроков и перемен.
В дальнейшем, что касается средней школы, все зависит от того, какие успехи ребенок будет делать в учебе и в коллективе: ему потребуется помогать в письменных предметах, а также решать его конфликты с одноклассниками. Старшеклассникам следует оказывать содействие в подготовке учебно-исследовательских работ и в выборе будущей профессии.
- Индивидуализация подхода
Тьютор имеет право выбирать оптимальные темпы и методы обучения. Тьютор должен работать в тесном взаимодействии с преподавателем, чтобы ученик получал знания с учетом особенностей его системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. К примеру, ученик с нарушениями мелкой моторики может писать на доске не мелом, а влажной губкой и решать, пока вода не высохнет полностью.
- Персонификация
Тьютор и преподаватель вместе принимают и следуют личным особенностям ученика. Обучать необходимо именно тому, что на данном этапе важнее ребенку. К примеру, во время урока географии учащиеся рассказывают о природе Севера, а ребенок с особенностями развития демонстрирует подборку собственных интересных видеосюжетов о традициях народа, проживающего в данном регионе. Если ребенок и учитель испытывают неприятие друг к другу, то тьютор имеет право предложить дистант.
Не все преподаватели внутри принимают тьютора. Одни испытывают неприятные эмоции, если на уроке находится посторонний человек. Другие общаются с «нестандартным» ребенком только через тьютора, а не самостоятельно. Но как только учитель поймет, что тьютор — это дополнительный педагогический потенциал и его партнер в непростом деле обучения, то сразу начинается продуктивное сотрудничество.
Учитель и тьютор ставят совместные образовательные цели и задачи, учитывая склад характера ученика и особенности его поведения. Они ищут способы борьбы с возникающими проблемами. Решаются технические вопросы: на каком уроке присутствие тьютора необходимо, а на каком не обязательно. Иногда тьютору разрешается на несколько уроков оставить своего подопечного и работать в другом классе (если у педагога не один, а несколько тьюторантов).
В результате, плодотворно взаимодействуя с преподавателем и создавая ученику понятие о ведущей функции учителя в процессе получения знаний, он выполняет роль координатора между ребенком и образовательным учреждением.
Сопровождение тьютором ребенка с ОВЗ на уроке и перемене
В чем состоит тьюторская поддержка и сопровождение детей с ОВЗ? Сначала тьютор провожает ребенка в школу, если необходимо, помогает снять верхнюю одежду и уличную обувь, ведет к учителю на урок.
Во время учебного процесса
- Концентрирует внимание ребенка на преподавателе: «Смотри на Елену Сергеевну». «Подумай». «Открой такую-то страницу учебника». «Напиши слово…».
- Использует способ письма «рука в руке».
- Распределяет учебную нагрузку, выявляя, в какой момент надо сделать перерыв или перейти к другому заданию. Выбирает для работы учащегося наиболее доступные упражнения.
- Контролирует физическое и эмоциональное состояние: использует точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату, где проводит сеанс адаптивного ФК.
Во время перемен
- Смотрит за общением одноклассников ребенка, к которому подключает своего подопечного.
- При общении ребенка с одноклассниками помогает правильно построить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.
- Участвует в решении конфликтов, возникающих у ребенка с ровесниками.
- В тактичной форме отвечает на различные вопросы детей, даже самые глупые и неуместные, используя следующий порядок: «Когда он был маленьким, то заболел…. Ему тяжело (что именно тяжело)… А все же Петя хороший мальчик… Ему понравится… Ему вот это интересно…»
- Тьютор должен построить доверительные отношения со своим подопечным, так как педагог не только его проводник, но и защитник, помощник, выразитель всех желаний и потребностей.
- Чем еще полезно ребенку с нарушениями здоровья тьюторское сопровождение? У «особенного» ученика появляются и повышаются мотивация к учебе и интересы к какому-то предмету. Дети успешно входят в школьную жизнь и отлично проходят по образовательному маршруту. И эти факты свидетельствуют о нужности профессии тьютора.
Работа тьютора с родителями
Сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ включает такую работу тьютора:
- Помогает почувствовать и принимать особенности тьюторанта, и, опираясь на них, выработать личные учебные технологии.
- Совместно с родителями способствует формированию позитивного отношения ребенка к своей личности, самоуважения, уверенности в своих силах.
- Сообщает родителям, как ребенок провел учебное время, какие трудности он испытывал, и какие способы решения их он нашел.
- Анализирует с родителями свои наблюдения, зафиксированные в дневнике тьютора.
- Помогает вместе с родителями в выполнении домашних заданий.
- Вместе с ребенком и родителями посещает индивидуальные коррекционные занятия у специалистов (психолога и дефектолога).
- Совместно с родителями консультируется у учителей-предметников.
- Знакомит родителей с одноклассниками тьюторанта.
- Способствует налаживанию отношений с родителями одноклассников ребенка.
Особенности сопровождения детей с ОВЗ различных категорий
Дети с особенностями развития, поступающие на обучение в школу, обладают различными нарушениями (в области слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта), а также расстройства эмоционально-волевой сферы, включая РДА, задержкой и комплексными нарушениями развития.
Разница бывает большая: от учащихся с незначительными нарушениями, испытывающих временные и довольно легко решаемые проблемы, до тех, у кого нарушения тяжелы и необратимы; от детей, которые могут с помощью педагогов учиться наравне с ровесниками, и тех, кому нужна адаптированная к их особенностям индивидуальная образовательная программа.
По ходу развития ребенка имеют место и вторичные по своей природе нарушения. И потому психическое развитие ребенка напрямую будет связано с качеством его дальнейшего обучения и воспитания.
Что оказывает влияние на развитие ребенка с ОВЗ
- Вид (тип) нарушения.
- Особенности первичных нарушений.
- Время появления первичных нарушений.
- Особенности окружающей социальной и психолого-педагогической обстановки.
Поэтому тьютор должен знать и учитывать в работе не только личные черты ребенка, но и специфику его заболевания. В основе поддержки и сопровождения детей с ОВЗ лежит понимание особенностей обучения и воспитания конкретного ребенка, а также понимания, к кому из нужных ребенку специалистов он может обращаться по разным причинам.
Этапы организации тьюторского сопровождения
Работа тьютора с ребенком, поступившего на обучение в образовательное учреждение, состоит из этапов, которые проходят как «особенные» дети, так и нормальные:
- Сбор сведений о ребенке.
- Анализ собранной информации и собственных наблюдений.
- Совместная работа с прочими специалистами: рекомендации для ребенка и родителей, а также личного плана обучения и воспитания учащегося.
- Исполнение поставленных требований.
- Анализ ситуации развития учащегося, внесение корректировок в планирование.
Дальнейшее взаимодействие с обучающимся производится при обнаружении трудностей или отклонений в развитии ребенка.
Сопровождение детей с ОВЗ в школе в рамках инклюзивной программы включает в себя несколько этапов.
1. Первый этап включает в себя такие действия: запрос на право сопровождения, заявление родителей (законных представителей) учащегося с особенностями развития в соответствии с заключением ПМПК (ознакомление с итогами обследования учащегося, проведенного специалистами, с медицинской картой, спланированным маршрутом образования).
2. Знакомство и установление контакта: с ребенком и его семьей, характером и особенностями будущего ученика, кругом его интересов, сильными и слабыми сторонами; наблюдение за ребенком и его окружением; выявление поведенческих реакций, уровня развития его социальной адаптации и видения окружающего мира. Тьютор обязан показать родителям (законным представителям), что имеет интерес к работе с их ребенком и имеет цель получить положительный итог.
3. Адаптация. На данном этапе проводится ежедневное и последовательное взаимодействие тьютора и ученика по включению в учебный процесс и социализация, вхождение ребенка в разные ситуации: учебные и внеучебные. Адаптация — это и приспособление школьных помещений, режима обучения, учебных программ и методических пособий к особенностям учащегося с ОВЗ.
4. Основной этап. Здесь важно давать постоянную положительную эмоциональную поддержку, при которой ученик легче привыкает к новым для него условиям. И поэтому «особенный» ученик сможет перейти на новую для него ступень, так как у него снизятся или исчезнут совсем тревожность и напряженность. В это время происходит взаимодействие с учащимся по поводу и в ходе обучения, оценка первых итогов. Задача тьютора в данный момент — социализация и коррекционно-развивающее обучение, и, кроме того, поддержка мотивации ребенка, дать ему уверенность в своих силах и успехах.
В это время также необходимо проводить диагностику во время обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, анализировать и оценивать первые результаты, ресурсы и дефициты в умственной, коммуникативной и прочих областях деятельности ученика, и, если есть необходимость, вносить изменения в ИОП.
5. Завершающий этап. В этот период тьютор постепенно дает ученику полную самостоятельность в учебе, которую потом оценивают. Это главный критерий успешности работы тьютора: выход его из системы или снижение его влияния. Как только у одного ребенка снизится потребность в тьюторе, педагог сможет также оказывать помощь другим ученикам.
Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ направлено не только на получение ребенком знаний, но и на его адаптацию в детском коллективе. Поэтому в классе не должно быть более двух учеников с гиперактивным поведением, чтобы они не мешали друг другу.
Если ребенок уже справляется сам с учебной нагрузкой (к примеру, на уроках физической культуры, труда), то тьютор в свободное время сможет спокойно работать в индивидуальном порядке с ребенком, еще не умеющим контролировать себя.
Понятно, что в условиях инклюзивной практики нужно развитие тьюторства, потому что это важный ресурс для образования современной, эффективной образовательной системы, направленной на учащегося с особенностями развития.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: