Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Психомоторное развитие: нормы, факторы влияния, отклонения
Главная > Блог > Психомоторное развитие: нормы, факторы влияния, отклонения
25.03.2023
1745
Время чтения: 17 минут

Психомоторное развитие: нормы, факторы влияния, отклонения

О чем речь? Психомоторное развитие ребенка подразумевает приобретение ряда навыков в двигательной и эмоциональной сферах, формирование поведенческих реакций. Оно начинается с самого рождения, пик его приходится на младший возраст. Каждому периоду во время взросления детей характерны свои особенности психомоторного развития.

На что обратить внимание? Есть определенные нормы, в соответствии с которыми ребенок либо опережает, либо отстает в развитии. На его уровень влияет множество факторов. Поэтому крайне важно следить за тем, какие навыки приобретает малыш, какое поведение демонстрирует, есть ли отхождения от норм.

Что такое психомоторное развитие

Психомоторное развитие – сложное понятие, объединяющее множество показателей. В их число входят рефлексы, зрение, слух, двигательные навыки, речь, мелкая моторика, сенсорика, эмоции, социализация и пр. При этом в каждом возрасте у ребенка в приоритете оказываются разные направления.

По сути, психомоторное развитие показывает, насколько созрел тот или иной мозговой центр в данный период жизни малыша. На каждом последующем этапе эти показатели оттачиваются и углубляются.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие детей нуждается в регулярной оценке. Частота ее зависит от того, к какой возрастной группе относится ребенок. Все дело в том, что в раннем возрасте малыши развиваются с физической и психоэмоциональной точки зрения достаточно быстро, далее этот процесс замедляется.

Оценка психомоторного развития ребенка должна проводиться:

  • до 1 года – один раз в месяц;
  • с 1 до 2 лет – раз в три месяца;
  • с 2 до 6 лет – один раз в год.

При оценивании психомоторного развития ребенка определяется соответствие уровня развития возрастной группе либо опережение или отставание от принятых нормативов.

Это понятие непростое, оно представляет собой комплекс, состоящий из большого количества критериев. К ним относятся рефлексы, зрение, слух, двигательные способности, мелкая моторика, умение общаться, эмоциональность ребенка, сенсорное восприятие, умение вести себя в обществе сверстников и старших. То есть оценка психомоторного развития дошкольника дает возможность выявить степень зрелости разных мозговых центров на различных этапах его жизни.

Наибольшее внимание у детей до одного года уделяется рефлексам, в возрасте от двух до трех лет большую важность имеют речевые способности и мелкая моторика, в 4-5 лет – умение находить общий язык со сверстниками. Важно, что каждый новый этап включает в себя не только приобретение новых навыков, но и оттачивание уже усвоенных. В раннем возрасте на психомоторное развитие оказывают влияние родители и близкие родственники.

Далее к этому процессу подключаются воспитатели детского сада, а когда малыш достигает школьного возраста – педагогический состав. Развитие ребенка – это не только усвоение новых умений, но и способность сочетать их с теми, что были приобретены ранее. К примеру, кроху учат самостоятельно держать ложку в руках, затем набирать в нее еду и подносить ко рту, не разлив содержимое.

Когда все эти три навыка будут усвоены, можно говорить о том, что ребенок умеет пользоваться столовым прибором. Для того чтобы дети полноценно развивались, родители и другие старшие члены семьи должны много общаться с ними, осознавать, что малыш – полноправный участник всего, что происходит в семье, а не только следить за процессом.

Психомоторное развитие

Критерии психомоторного развития ребенка

  • Генетические. Отставание от сверстников можно объяснить генетической предрасположенностью, если родители или бабушка с дедушкой развивались медленнее, чем прописано в общепринятых нормах.
  • Наследственные. Из-за заболеваний, которые передаются по наследству, ребенок может отставать в развитии.
  • Экологические. Плохая экология может стать причиной различных недугов у детей, что неблагоприятно сказывается на их психомоторном развитии.
  • Осложнения во время беременности у матери. Нарушения психомоторного развития ребенка может возникнуть из-за заболеваний мамы, инфекционных и воспалительных процессов, угрозы выкидыша или гипоксии.
  • Тяжелые роды. Применение стимуляции, использование врачами во время родов щипцов, родовые травмы нередко становятся причинами возникновения различных проблем со здоровьем у ребенка, а также отставания в развитии.
  • Социальная среда. На психомоторное развитие неблагоприятно влияет неблагополучная обстановка в семье, регулярные стрессы у ребенка, асоциальный образ жизни родителей.
  • Материально-бытовые условия. Далеко не всегда родители могут обеспечить ребенка всем необходимым для полноценного развития. К примеру, сбалансированным питанием и развивающими игрушками.
  • Недостаточное внимание к ребенку. Родители мало общаются с малышом, не принимают участия в играх, не проявляют нежности.

Психомоторное развитие первого года жизни

Психомоторному развитию детей до одного года присуща последовательность. Каждые несколько недель у них появляются новые навыки:

Первый месяц

  • Лежа на животе, малыш может слегка приподнять голову.
  • Когда ребенок слышит громкие звуки, то вздрагивает, замирает, плачет.
  • Кроха сосредотачивает внимание на том, что находится на расстоянии 20–30 см от него. Особенный интерес проявляет к лицу матери.
  • Поворачивает голову к источнику света.
  • Может зажимать в руках предметы, чаще всего – палец мамы.
  • Имеет сосательный навык, ищет и ловит ртом сосок мамы.
  • Если малыша взять на руки, он чаще всего перестает плакать.
  • Наблюдаются хаотичные движения ручками и ножками.

Психомоторное развитие

Второй месяц

  • Уже может произносить некоторые звуки.
  • Наблюдает за тем, что движется перед глазами.
  • Следит за движениями своей руки.
  • Лежа на животе, может несколько секунд удерживать голову в поднятом положении.
  • Поворачивает голову к источнику звука.
  • Умеет улыбаться.

Третий месяц

  • Когда лежит на спине, может держать голову вертикально.
  • Запоминает лица людей, помнит запах матери.
  • Лежа на животе, опирается на предплечья, может поднять голову. Следит глазами за предметом.
  • Когда слышит звук, пытается найти его глазами.
  • Может самостоятельно перевернуться на бок, когда лежит на спине.
  • Присутствует реакция на людей – когда ему улыбаются, отвечает улыбкой.

Четвертый месяц

  • Часто улыбается, смех – громкий.
  • Протягивает руку к игрушке над собой, дотрагивается до нее.
  • Может держать свой вес на ногах, колени при этом – прямые.
  • Отвечает на слова человека лепетанием.
  • Удерживает в ручке игрушку.

Пятый месяц

  • Звуки «ма-ма», «ба-ба», «да-да» часто повторяются.
  • Малыш способен различать яркие цвета.
  • Воспринимает ручки и ножки как средство игры.
  • Может переворачиваться со спины на живот.
  • Направление ручки к игрушке – уверенное, может захватить ее.
  • При поддержке родителей за руки может встать из положения сидя.

Психомоторное развитие

Шестой месяц

  • Услышав голоса и звуки, разворачивает корпус в их сторону.
  • Может переворачиваться со спины на живот и с живота на спину.
  • Держась за пальцы взрослого, может сесть из лежачего положения.
  • Выпрямив коленки и таз, уверенно стоит на ножках.
  • Пробует игрушки на вкус.

Седьмой месяц

  • Умеет самостоятельно сидеть.
  • Притягивает к себе различные предметы.
  • Может уверенно стоять на ножках, если его придерживать за плечи.
  • Передает игрушку из одной руки в другую, может держать ее обеими ручками.

Восьмой месяц

  • Часто говорит «ма-ма» и «па-па», при этом ни к кому не обращаясь.
  • Берет различные предметы и перекладывает их из одной ручки в другую.
  • Умеет ползать.

Девятый месяц

  • Стоит, держась за опору.
  • Произносит слова по слогам, много лепечет.
  • Ползает уже увереннее.
  • Становится актуальной схема «постоянного предмета». Если какой-либо предмет пропадет из поля зрения, малыш все равно понимает факт его существования.

Десятый месяц

  • Когда кто-то уходит, машет вслед ручкой.
  • В захватывании предметов принимают участие большой и указательный пальчики.
  • Когда ползает, может приподнимать живот над поверхностью.
  • Ходит, держась за опору (руки родителей, тележка, коляска).

Психомоторное развитие

Одиннадцатый месяц

  • Обращается к родителям, произнося вслух «мама», «папа».
  • Уже понимает смысл элементарных игр.
  • Может без опоры простоять несколько секунд.
  • Ходит с помощью опоры.

Двенадцатый месяц

  • Может самостоятельно пройти несколько шагов без опоры.
  • Подражает окружающим людям.
  • Жестикулируя, показывает свои желания.
  • Понимает элементарные поручения взрослых, такие как: «Сядь».

Выше приведены особенности раннего психомоторного развития, но на этом оно не останавливается. Малыш продолжает приобретать все новые навыки. В некоторых случаях это происходит не привычному для всех сценарию, некоторые дети опережают своих ровесников, другие – отстают от них.

Психомоторное развитие ребенка в два года

  • Одна из особенностей психомоторного развития детей в возрасте двух лет заключается в умении воспроизводить простые рассказы.
  • В своей речи ребенок использует глаголы, существительные и местоимения.
  • Сенсорное развитие подразумевает под собой умение подбирать похожие предметы, видеть отличия между ними.
  • В игре малыш последователен, понимает ее смысл.
  • Во время движения чередует шаги. Высота шага составляет порядка 15 см.
  • Может частично одеваться сам, при этом родители оказывают помощь.

Психомоторное развитие и кризис трех лет

Когда ребенку исполняется три года, начинает проявляться так называемый кризис трех лет. В этот период его поведение сильно меняется.

Если еще не так давно он был жизнерадостным и веселым, то сейчас он часто упрямится, отказывается слушать родителей. Поведение ребенка крайне сложно предугадать, поэтому маме и папе часто кажется, что они оказались в тупике. Они не понимают, как следует реагировать на истерики и капризы. В чем же кроется причина такого поведения?

Психомоторное развитие

В первую очередь стоит отметить, что это абсолютно нормально. Ребенок взрослеет, наступает переходный период. Если ранее он во всем полагался на родителей, то теперь уже осознает собственное «Я», пытается принимать какие-то решения, но при этом не может это никак обосновать.

Данный этап в психологии называется реакцией эмансипации, и каждый малыш должен пройти через него. Таким образом, он приобретает новые навыки, осознает собственную индивидуальность, отделяет себя от взрослых.

Если ребенок ведет себя так, как описано выше, это вовсе не указывает на какие-либо патологии. Кризис трех лет – распространенное и вполне естественное явление, которое проявляется всегда по-разному. На то, как это будет выражаться, влияет множество факторов, в числе которых поведение взрослых.

Чаще всего дети быстро успокаиваются, капризы проходят, если родители изначально выбирают верную тактику реагирования. То есть старшие не заостряют внимание на негативных проявлениях со стороны малыша, оказывают ему поддержку, когда он пытается сделать что-то без помощи взрослых. В таком случае он растет активным, развивается физически и умственно.

Если же такое поведение ребенка носит, скорее, хронический характер, он часто и громко плачет, кричит, может упасть на пол или на землю, когда рядом находятся незнакомые люди, закатывает истерики, которые сопровождаются кратковременными остановками дыханиями, то следует обратиться к психологу или психиатру. Специалист назначит обследование и подберет подходящую схему лечения.

Психомоторное развитие ребенка в четыре года

В четыре года малыш может подпрыгивать на обеих ногах во время движения или из положения стоя. Когда спускается по лестнице, у него получается перешагивать через ступеньку. Умеет бросать и ловить мяч, самостоятельно надевает одежду и обувь, застегивает и расстегивает молнию и пуговицы, чистит зубы зубной щеткой.

Психомоторное развитие

Ребенок самостоятельно определяет принадлежность отдельных предметов к группам, например: «Это фрукты, посуда, одежда, игрушки». Во время разговора использует глаголы в прошедшем времени и наречия, понимает, что такое множественное и единственное число. Малыш отличает друг от друга цвета, может сложить простой пазл, собрать комбинацию из кубиков, матрешку.

Кроха уже запоминает короткие стихотворения и слова песен, напевает мелодии. Проявляет любознательность. Постоянно задает родителям такие вопросы, как: «Почему?», «Как?», «Зачем?» и др.

Малыш в возрасте четырех лет охотно идет на контакт с ровесниками, любит играть, понимает правила игр, соблюдает их, не капризничает и не ссорится с другими игроками.

Психомоторное развитие детей пяти лет

Пятилетний ребенок умеет прыгать на одной ноге не только стоя, но и в движении, ходит на носках. При игре бросает мяч и ловит его кистями рук. В этом возрасте дети уже неплохо рисуют карандашом, собирают конструкторы.

Малыш может составить рассказ по предложенной ему картинке, умеет рисовать схематически человека. В этом возрасте дети считают до 5, но некоторые и до 10, знают адрес, по которому они проживают, свои имя и фамилию, могут сказать, сколько им лет. В разговоре начинают использовать предлоги. Некоторые запоминают весь алфавит.

Ребенок в возрасте пяти лет открыт к общению, у него появляется много новых знакомых.

Психомоторное развитие детей в шесть лет

Шестилетний ребенок хорошо бегает и прыгает, умеет приседать, выполнять наклоны туловища, танцевать, когда играет музыка. В этом возрасте дети увлекаются ездой на самокате и двухколесном велосипеде, делают зарядку по утрам, некоторые уже осваивают лыжи.

Психомоторное развитие

В шесть лет малыш осознает, где право, где – лево, верх и низ. Он понимает, что такое внутреннее, а что – наружное, может собрать более сложный конструктор. Если картинку разрезать на части, соединит обрезки в единое целое.

Шестилетние дети очень любят рисовать, с удовольствием переносят увиденное на бумагу, им нравятся раскраски. Малыши сравнивают понятия, могут определить их принадлежность к той или иной группе, понимают, в чем заключается переносный смысл поговорок и метафор. Осваивают простейший счет, могут решать несложные арифметические задачи, уверенно складывают и вычитают однозначные цифры.

Словарный запас ребенка включает в себя несколько сотен, реже – тысяч слов. Он умеет формулировать простые и сложные предложения. Речь становится основным инструментом общения.

Дети в 6 лет уже готовы идти в школу. В этом возрасте они знают, как контролировать собственное поведение, понимают, что их тревожит, и знают, как поделиться своими переживаниями с окружающими.

Рассказать подробнее о том, как должен развиваться ребенок в зависимости от своего возраста, может детский психолог. Специалист назначит ребенку обследование, результаты которого покажут уровень его психомоторного развития. Если будет выявлена его задержка, потребуется обратиться к неврологу или психиатру.

Проблему можно решить, когда врач правильно подберет лечение и посоветует реабилитационные мероприятия. Если же обследование покажет умственную отсталость, специалист сможет обеспечить выработку как минимум элементарных бытовых навыков, подскажет, как ухаживать за больным и как помочь ему адаптироваться в социальной среде.

Симптомы задержки психомоторного развития

На задержку психомоторного развития у детей указывают следующие факторы:

  • В движениях наблюдается вялость.
  • Ребенок слабо сосет грудь либо совсем отказывается от нее.
  • Малыш плохо реагирует на звуки и свет.
  • Не проявляет интереса к играм.
  • Не реагирует на родителей.
  • Не проявляет эмоций либо экспансивность слабо выражена.
  • Малыш не видит разницы между близкими родственниками и чужими людьми.
  • Речь формируется медленнее, чем у сверстников.
  • Нет предметно-манипуляционной деятельности.
  • Нарушена или отсутствует координация движений.

Важно: каждой возрастной группе присущи свои нормативы по развитию, но это не говорит о том, что все дети развиваются одинаково. Принятые стандарты – это лишь некоторый ориентир, но на самом деле каждый отдельный случай индивидуален. Если родители склонны полагать, что их ребенок развивается неправильно, значит, нужно обратить к специалисту.

Психолог назначит малышу обследование, на основании которого будет сделан вывод о своевременности психомоторного развития. При выявлении отклонений специалист определит их причину и подберет комплекс мероприятий, которые позволят устранить проблему.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 1
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw