Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Советская система образования: принципы, преимущества, роль в будущем
Главная > Блог > Советская система образования: принципы, преимущества, роль в будущем
28.02.2023
18647
Время чтения: 18 минут

Советская система образования: принципы, преимущества, роль в будущем

Чем знаменита? Большинство людей, воспитанных советской системой образования, справедливо считают ее совершенной. Что и говорить, если Джон Кеннеди отзывался о ней так: «Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».

На что обратить внимание? И все же были у него и недостатки. Но, следует признать, это были минусы не самой системы. Так почему же она была заменена Болонской программой и стоит ли сегодня возрождать стандарты советского образования?

Оглавление:
  1. История становления советской системы образования
  2. Плюсы советской системы образования
  3. Минусы системы
  4. В чем разница между советской системой образования и болонской
  5. 5 принципов советской системы образования, которые нужно применять в современной педагогике России
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

История становления советской системы образования

В 1897 году в царской России была проведена перепись населения, по результатам которой выяснилось, что всего 28,4 % всех жителей страны были обучены грамоте. Причем у женской части эта доля составляла всего 13 %. С приходом советской власти необходимость в повышении качества обучения резко возросла, ведь стране требовались грамотные и высокообразованные специалисты, которые были способны поднять уровень развития СССР на порядок выше.

Абсолютно новая, созданная большевиками, советская система образования должна была стать доступной для всего населения страны и кардинально отличаться от царской.

Советская система образования

Новые образовательные программы должны были быть не просто высшего качества и удовлетворять нуждам государства, но и массовыми. Однако неспокойное время наложило свои коррективы на планы власти, и формирование обновленной системы образования было отложено на некоторый срок, пока длилась послереволюционная Гражданская война.

В течение первого года правления советской власти те школы, что сохранились после ухода царского режима, предоставлялись сами себе. Большевики создали Народный комиссариат просвещения – орган государственной власти РСФСР, который контролировал почти все культурно-гуманитарные сферы в 1920–1930-х годах. Именно его внимание на первых порах и было сосредоточено лишь на запрете изучения религии в школах и включении в программу пропаганды политики.

Осенью 1918 года все школы СССР были взяты Народным комиссариатом просвещения под контроль. Тогда же и появилось такое понятие, как Единая трудовая школа. Она была поделена на две категории, в которые входили:

  • дети 8-13 лет;
  • дети 14-17 лет.

Интересный факт: создание абсолютно новой советской системы образования в школах стало основной задачей правительства страны, о чем и было заявлено на VII съезде партии, прошедшем в 1919 году. Позднее, вплоть до развала Советского Союза, она еще не раз претерпевала радикальные перемены. Времена быстро менялись, а вместе с ними и необходимость в поиске новых форм и способов решения актуальных задач.

Декабрь 1919 года стал переломным моментом в жизни страны. Тогда В. И. Ленин издал указ, по которому должна была быть ликвидирована безграмотность населения. По всем регионам создавались ликбезы, которые помогали не умеющим читать и писать людям повысить уровень своей грамотности. Несколько миллионов взрослых граждан страны первый раз в жизни оказались за школьной партой. Открывалось множество библиотек и изб-читален.

Процесс обучения грамоте жителей Советского Союза возрастом 18-30 лет проходил по специально разработанной программе, рассчитанной на срок 7 месяцев. Ежедневные занятия проводились в ликбезах по 6-8 часов. СССР был многонациональной страной, и поэтому буквари для взрослых издавались на 40 языках, удовлетворяя потребности всех народов, проживающих на территории.

Добровольное участие в обучении людей принимали все желающие, члены комсомола и пионеры. Существование ликпунктов (пунктов по ликвидации неграмотности, то есть школ первоначальной грамотности) продлилось до самого начала в 1941 году Великой отечественной войны. Доля образованных жителей Союза к 1926 году увеличилась до 56,6 %, а к 1937 стала уже 86 %.

Интересный факт: для детей была разработана советская система всеобщего образования. В августе 1923 года Советом народных комиссаров было принято решение о разработке учебного плана, который требовалось полностью сформировать в течение 10 лет, к 1933 году. Это коснулось всех республик, которые были частью Советского Союза. Таким образом, детям была предоставлена возможность проходить обучение в любых населенных пунктах, даже самых маленьких.

Когда завершилась Гражданская война, на территории СССР было порядка 7 млн беспризорных детей. Задача по повышению качества жизни и обучению их грамоте была возложена на основанную Дзержинским специальную комиссию. Проблема беспризорности в Союзе была полностью решена к 1935 году. К тому моменту всех детей охватила новая советская система специального образования.

Советская система образования

В середине 1920-х повсюду открывались дошкольные учреждения – детские сады. Причем не только в больших городах, но и селах и даже деревнях. Детский сад являлся основополагающим элементом новой системы образования, к началу 1941 года дошкольные учреждения регулярно посещали более 2 млн детей, а к 1970 году их насчитывалось уже 12 млн.

К 1959 году полностью сформировалась система, которая объединяла в себе ясли и детские сады, в учреждения ходили все дети возрастом от двух месяцев и до 7 лет. Почти за три десятилетия до этого, в 1930 году, в Советском Союзе был подписан указ о введении всеобщего начального образования, и это был огромный шаг вперед на пути к решению проблемы массовой безграмотности жителей, значительные результаты этого нововведения появились уже к 1940 году.

В течение первых нескольких лет с момента формирования СССР происходили постоянные существенные изменения в системе обучения граждан. В 1934 году заново был включен в программу школьного образования предмет «история». Тот уровень, который удалось достичь до 1941 года, сильно пострадал из-за начавшейся Великой отечественной войны, и после ее завершения все потребовалось восстанавливать с нуля. В общеобразовательных школах педагогам, которые вели обучение на русском языке, обеспечивались различные льготные условия.

Когда подходили к концу 1950-е годы, стали открываться специализированные школы с уклоном в углубленное изучение предметов. В приоритете было обучение детей точным наукам.

В стране ощущалась сильная нехватка специалистов, что мешало СССР занять достойную позицию на мировой арене в сфере развития технологий.

Математические школы были пределом мечтаний сотен тысяч школьников Союза, а в высшие учебные заведения подавали заявки порядка 5 млн абитуриентов ежегодно начиная с 1936 и до 1986 года. Такой рывок советская система высшего образования получила благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву. В годы его правления была полностью переосмыслена вся основа системы образования и продуман план ее реформы.

Начиная с 1969 года подверглось изменениям устройство среднего образования: с 1-го по 3-й класс стали начальной школой, с 4-го по 8-й классы отнесли к средней, а старшими сделали 9-й и 10-й классы. В то же десятилетие реформа коснулась средних специальных учебных заведений – техникумов, которые заняли ступень между школой и вузом.

Вместо действующих при крупных предприятиях школ ФЗУ, которые осуществляли подготовку квалифицированных рабочих, были основаны профессионально-технические училища (ПТУ), куда возможен прием абитуриентов уже после 8-го класса школы.

В целях оказания помощи в получении образования детям из неполных, малообеспеченных и многодетных семей создавались интернаты, представляющие собой не только учебное заведение, но и место временного проживания ребенка. Так дети учились и жили в них по будням, а на выходные и праздники уезжали домой к родителям. В общеобразовательных школах ввели продленку, которая давала возможность работающим родителям забирать ребенка не сразу после уроков, а вечером, при этом в течение дня его полноценно кормили и учитель помогал с домашним заданием.

После всех преобразований, прошедших в 1958 году, советская система образования считалась лучшей в мире и далее, вплоть до развала СССР, оставалась в том же виде.

Вузы страны являлись вершиной системы, благодаря им ежегодно выходили в свет грамотные специалисты и всесторонне развитые люди, способные поднять на новый уровень многие сферы жизни государства. В СССР было доступно для обучения студентов более чем 800 институтов и университетов, среди которых:

  • политехнические;
  • сельскохозяйственные;
  • педагогические;
  • медицинские;
  • юридические;
  • экономические;
  • искусства и культуры.

Специалистов в сфере промышленности выпускали институты, а гуманитарные и естественные науки изучались в университетах. Высшие учебные заведения в большинстве своем были оборудованы специальными классами для проведения исследований и опытов, потому являлись базой для научных работ, создания новой бытовой техники, а также элементов технического оснащения для заводов.

Советская система образования

Студенты вузов принимали активное участие в разработке новых технологий, при этом стараясь изучить как можно больше новых наук. В зависимости от того, насколько студент преуспевал в учебе и общественном труде, ему выплачивали стипендию определенного размера. Это служило отличным стимулом больше работать и лучше учиться. Для того чтобы высшее образование стало доступным всему населению страны, руководство СССР ввело абсолютно новую заочную форму обучения, которая ранее нигде в мире не применялась.

Хотя система образования в Союзе была идеологизированной, уровень ее эффективности и качества подготовки специалистов по достоинству был оценен и другими государствами.

Плюсы советской системы образования

Достоинств и правда можно назвать немало. Это не только массовость и доступность среднего школьного образования, но и его высочайшее качество, которое до сих пор часто ставится в пример при сравнении с нынешним.

Фундаментальность и разносторонность полученных в результате обучения знаний

Основу советского обучения все-таки составляли такие дисциплины, как русский язык, биология, математика и физика. Но и предметы, которые давали школьникам системное представление обо всем мире, входили в число обязательных. По итогу, выпускаясь из школы, человек обладал обширным набором знаний, и именно они создавали нерушимый фундамент для дальнейшей подготовки его в качестве высококлассного специалиста в любой области.

Качество получаемого образования напрямую зависело от систематизации данных, изучаемых на разных дисциплинах. То, что ученикам преподавали на физике, было связано со знаниями, полученными на химии и математике. Изучение предметов проходило параллельно, что позволяло синхронизировать знания и создавать в воображении школьников полноценный образ мира.

Наличие стимула и стремления к изучению нового

На сегодняшний день у школьников существует одна важная проблема – они попросту не желают учиться, многим ученикам старших классов кажется, что занятия вообще не имеют отношения к их собственному будущему. В СССР детей мотивировали связанные между собой факторы:

  • Оценки в дневнике четко соответствовали тем знаниям, что получил школьник. Если его успеваемость была низкая, педагог вправе был поставить 2 или 3 даже итогом за год. Классы не соревновались между собой статистикой, а двоечник рисковал остаться на второй год. Желание не упасть в грязь лицом перед одноклассниками заставляло многих задуматься об учебе и взяться за ум. Получить более высокие баллы за деньги не представлялось возможным.
  • Над слабыми учениками брали шефство и помогали бороться со своими проблемами более способные старшие школьники. Помощь продолжалась до тех пор, пока оценки не становились лучше, а знаний не прибавлялось. Для отличника в этом тоже была польза – в процессе объяснения предметов своим подопечным они сами глубже изучали материал и повторно его прорабатывали. Многие из участников такой системы позднее добились значительных успехов, стали обладателями международных наград в различных областях науки.
  • Условия были равными для всех школьников. Тот статус и положение в обществе, которое имели родители, не оказывало никакого влияния на оценки и качество получаемых ребенком знаний. Обучение осуществлялось в одинаковых условиях и по одной программе, поэтому было доступно для каждой семьи.

Для поступления в высшее учебное заведение хватало знаний, полученных в школе, в услугах репетиторов не было нужды. Распределение после окончания вуза не всем приходилось по душе в обязательном порядке, однако таким образом молодых специалистов обеспечивали работой и позволяли раскрыть свои способности и применить знания на практике.

Советская система образования

  • Помимо обучения детей, школа занималась и их воспитанием. Большая часть свободного времени проводилась в стенах заведения, школу действительно интересовали внеурочные занятия своих подопечных. Обязательные секции практически не давали возможности бесцельно тратить время, благодаря чему все больше увеличивалась тяга к знаниям.
  • Для учащихся советских школ были доступны бесплатные дополнительные занятия наряду с общей программой обучения. Воспользоваться данной возможностью могли семьи даже с минимальным достатком.
  • Значительный размер стипендии для студентов – до 1/3 от средней зарплаты по Союзу.

Все эти факторы в совокупности служили отличным стимулом к обучению, уровень которого был одним из самых высоких в мире.

Требования к педагогическому составу и уважение к работе преподавателей

В любой общеобразовательной школе на территории СССР высокий социальный статус учителя был непоколебим. К педагогам всегда относились с особым уважением, профессию и труд почитали. Школа была особо значимым местом, удостаиваемым главными ролями в кинофильмах, сказках и песнях. Учитель всегда представлялся как высокообразованный, интеллигентный и честный человек, на которого следовало равняться.

Однако на то была веская причина. К учителям в советских школах предъявлялись особые требования, получить профессию было не так легко, и поэтому педагогические вузы выпускали людей, которые обладали внутренним стержнем и призванием обучать и воспитывать детей.

Такой порядок вещей оставался неизменным вплоть до 1970-х годов. Заработная плата педагогов в школе была значительно выше среднего уровня. Постепенно приближался период перестройки, и ситуация во многих сферах жизни менялась, в том числе снижался авторитет педагога. Влияние на это оказало развитие капитализма, смена курса на материальные ценности. Целью все больше становилось получение денежных средств, и профессия учителя не стала исключением. Снизились престиж и заработная плата, а значит, и вся система оценивания знаний существенно потеряла в качестве.

Можно подвести промежуточный итог и выделить основные особенности советской системы образования:

  1. Обширные знания о мире и навыки, полученные в результате многопрофильного обучения и синхронизации полученных данных.
  2. Патернализм и большое количество бесплатной внеурочной деятельности способствовало постоянной поддержке интереса к обучению.
  3. Непоколебимый авторитет педагога, уважение к его труду и уставу школы в целом.

Советская система образования

При рассмотрении советской системы образования с современной точки зрения становятся видны некоторые недочеты. Вернувшись назад и обладая нынешними технологиями и знаниями, мы могли бы еще выше поднять уровень и без того высококачественного обучения, созданного великой державой.

Минусы системы

Мы не берем в расчет идеологические ценности страны, ведь времена меняются, и критиковать систему того периода означает указать на недостатки всей истории государства. Обратим внимание на основные недочеты и сделаем на их основании ценные для опыта выводы.

Чего же возможно было избежать и во времена Советского Союза:

  • Большую часть занимала теория, а не практическая деятельность. Ставшая крылатой фраза Аркадия Райкина как нельзя кстати описывала ситуацию: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте…». Смысл ее как раз и состоял в том, что обучение строилось в основном на теоретических знаниях, но применять их на практике получалось редко. Однако это не снизило количество выпускаемых в жизнь высококлассных специалистов, конструкторов и инженеров.
  • Изучению иностранных языков уделялось мало внимания. Общение с носителями языков сводилось к нулю, что приводило к обучению языкам на основе часто устаревших данных в учебных пособиях. Школьники в СССР хоть и умели грамотно писать, а также знали правила и звучание большого количества слов, но разговаривать на иностранном языке не могли даже на начальном уровне. Все это было результатом недоступности иностранных произведений, музыки и кино, да и в целом отсутствия нужды в общении с носителями иностранных языков.
  • Запрет на отсылку к зарубежным источникам и литературе. Виной тому стал железный занавес, который и стал причиной недостатка регулярно обновляющихся данных из-за рубежа и консервацию устоев советской системы образования. Поэтому после развала Союза, к 1992 году, влияние западных стран резко возросло и стала очевидной необходимость в реформации школьной системы образования.
  • Не существовало возможности перехода на домашнее обучение и сдачу предметов экстерном. Здесь двоякое мнение, но все-таки невозможность сильных школьников сдавать дисциплины раньше других и переходить на следующую ступень обучения сильно затормаживало развитие высококвалифицированных специалистов. Все должны были быть равны между собой.

Конечно, недостатки при большом желании можно отыскать во всем, и советская система не исключение. И все-таки ее сила и эффективность до сих пор остаются вне сомнений. Может быть, наступит тот день, когда мы вновь вернем к жизни отточенную схему советской системы образования и на ее основе выстроим новую, объединив накопленные знания тех лет и современные технологии.

В чем разница между советской системой образования и болонской

Длительность обучения в вузе в СССР составляла 5 лет, по его окончании студенты получали статус специалистов, при этом для всех образование было бесплатным. Когда Союз распался, помимо бюджетных мест, образовались еще и коммерческие, то есть на платной основе. Программа специалитета сохранялась еще довольно долгое время.

Советская система образования

Основным отличием специалитета того времени от бакалавриата являлось количество академических часов. Диплом специалиста выдавался после прохождения полного курса обучения, в котором было не менее 300 часов, в то время для диплома бакалавра требовалось 120-240 часов. После окончания советского специалитета выпускник имел возможность продолжить обучение сразу в аспирантуре, без необходимости поступления в магистратуру.

После получения специальности все выпускники вузов получали распределение и обязаны были отработать на предприятии не менее 3 лет. Когда СССР распался, вместе с ним исчезла и эта характерная особенность, выпускников уже не обеспечивали работой сразу после окончания учебы.

Особенность болонской системы состоит в самостоятельном выборе студентом необходимых для его будущей работы предметов. Она дает возможность при желании студента перевестись в другой вуз, даже если он находится в иной стране. Система образования в Советском Союзе такого не позволяла.

Присоединение России к Болонскому процессу произошло лишь в сентябре 2003 года. Данный шаг был сделан с целью установления дружеских отношений с другими государствами и повышения статуса вузов нашей страны в мировом сообществе. Теперь студенты обладали большей свободой передвижения, могли поехать за границу по обмену и для прохождения там практики. И Россия тоже стала принимать учащихся иностранных вузов в свои учебные заведения, выделяя для них места для обучения на коммерческой основе.

Присоединение России к Болонскому процессу не представлялось возможным без соответствия основным положениям декларации: требовалось включение двухуровневой системы обучения и шкалы оценивания полученных знаний в учебных кредитах и доведение учебных программ до удовлетворения стандартам Европы. Одним из обязательных пунктов стала выдача приложения к диплому со всеми оценками и указанным количеством академических часов.

Решение о присоединении страны к новой системе пришлось не по вкусу педагогам, ректорам вузов и депутатам. Основной темой для критики стало падение качества образования и количества часов: замена специалитета бакалавриатом привела к уменьшению не только срока обучения с 5 до 4 лет, но и снижению уровня навыков и практических знаний, необходимых для освоения будущей профессии.

Советская система образования

Часто выпускники бакалавриата продолжают обучение в магистратуре, это позволяет лучше усвоить базовые знания профессии. А возможность легко передвигаться по миру приводит к тому, что грамотные специалисты переезжают жить и работать в другие страны с более выгодными условиями труда.

Первая советская система образования была по достоинству оценена всем миром, в отличие от нынешней. Поставленные во время присоединения к Болонской системе задачи и цели не оправдали ожиданий: студенты, получившие специальность в вузах России, не сразу принимаются в странах Запада без прохождения дополнительных тестирований.

Достоинства и недостатки Болонской системы образования

Достоинства Недостатки
Универсальный диплом дает возможность студентам при желании перевестись и продолжить обучение в любом вузе, входящем в состав Болонской системы. Грамотные специалисты покидают страну в поисках лучших условий, что является причиной нехватки кадров в России.
Оценка знаний, полученных студентами, при помощи кредитов является унифицированной: все данные по предметам сохраняются и после перевода в другое учебное заведение. Система бакалавриата знакомит студентов лишь с основой профессии. Чтобы детально вникнуть во все нюансы, требуется продолжать обучение в магистратуре, а это требует дополнительных временных и финансовых затрат.
Полученную на бакалавриате специальность возможно изменить при поступлении в магистратуру. На магистратуру выделяется меньше бесплатных мест, чем на бакалавриат. К примеру, в 2023-24 учебных годах на бакалавриат выделено государством более 300 тыс. бесплатных мест, а на магистратуру вдвое меньше.
Из всего курса возможно изучать именно те предметы, которые понадобятся для профессии. Диплом бакалавра при приеме на работу часто считается неполным высшим образованием, вследствие чего возникают сложности.

Правительство Российской Федерации планирует создание совершенно новой, уникальной системы высшего образования, которая объединит в себе специалитет и двухуровневое образование, то есть бакалавриат и магистратуру. Ее основополагающие моменты пройдут стадию обсуждения совместно с ректорами вузов.

Получить диплом бакалавра, отучившись 4 года, а затем при желании продолжить обучение в магистратуре будет так же возможно, как и ранее. Выпускники вузов нашей страны продолжат свободно переводиться в учебные заведения по России и другим странам, даже если они проходили обучение не по Болонской системе.

Количество направлений в специалитете увеличится, и уже в 2024 году планируется внедрить обновленный список программ обучения.

Магистратура тоже не останется без изменений. На сегодняшний день для смены специальности после получения диплома бакалавра нужно пройти экзаменационный этап. Позднее сменить специальность будет возможно только на аналогичную.

5 принципов советской системы образования, которые нужно применять в современной педагогике России

Чтобы понять, что такое советская система образования, нужно посмотреть на нее под разными углами. С одной точки зрения, она подарила державе многих великих людей. А с другой – была похожа на армию со своей нерушимой идеологией и дословным запоминанием материла. Современные эксперты выдвинули свои точки зрения относительно ныне актуальных и устаревших принципов советской системы образования, основываясь на проведенном анализе.

Советская система образования

В первую очередь, приведем примеры того, что не потеряет свою актуальность еще многие годы.

Подготовка детей ко взрослой жизни

«Преодоление отрыва школы от жизни!» – похоже на некий призыв к действию в современном образовании. Но в действительности эта фраза родилась в далеком 1958 году. На рассвете 1960-х годов в школьную программу внедряли производственную практику, и дети, получившие аттестат о среднем образовании, имели за плечами не только теоретические знания, но и некоторые практические навыки. Конечно, в основном это был рабочий класс: машинисты и доярки, а не ученые-разработчики, однако сама идея весьма актуальна.

В том же периоде открывались в стране и школы, куда принимали только одаренных детей, где углубленно обучали их языкам и точным наукам. Их не заставляли работать в полях и проходить практику «на картошке». В таких учебных заведениях готовили ученых, будущее страны.

Если перевести данные принципы на современную систему образования, то становится понятно, что, помимо теоретических знаний, необходима регулярная практика. Повсеместно в школах вводятся дополнительные занятия по робототехнике с построением 3D-моделей, а основная программа все больше приближается к реальной жизни.

Системный подход

Прохождение полного курса обучения в школе означало наличие у выпускника четко сформированного понятия о мире в целом. Больший уклон, конечно, был в сторону партийных учений и революции в мире. Но все-таки системный подход к обучению присутствовал. И развивать его становится все важнее вместе с постоянным ростом объема полученной информации об окружающем мире. Но теперь в центре должна стоять не идеология, а научный метод изучения мира.

Советская система образования

Какую бы профессию ни выбрал школьник – художник, кондитер или машинист поезда, он будет уметь делать осознанный шаг, как на шахматной доске, заранее продумывать возможные исходы событий, как на уроке математики, и доказывать другим людям свою точку зрения, как в эссе по литературе. Чем больше в школьной программе разнообразных дисциплин, тем многограннее становится картина мира.

Помощь более слабым ученикам

Во времена СССР более сильные ученики брали под свою опеку двоечников, оказывая им помощь в изучении материала и исправлении неудовлетворительных оценок. И это было выгодно обеим сторонам: наставники лучше прорабатывали предметы, а двоечники могли наладить учебу, с поддержкой это было легче сделать.

Сегодня место отличников заняли репетиторы, правда, теперь на платной основе. Онлайн-формат обучения позволяет заниматься из любой точки мира, нужно лишь наличие интернета.

Изучение базовых принципов

Советские школы подвергались критике именно за большой разрыв теории и реальной жизни. Зубрежка теорем и формул не давала никаких навыков в профессии, а в институте вообще заставляли все забыть и учить заново.

Но разностороннее образование не так плохо, как кажется на первый взгляд. Многое, вероятнее всего, никогда более вам не понадобится, но именно эти знания окрашивают мир в яркие цвета и дают возможность посмотреть на него под разными углами.

Да и сейчас школьник вправе сам выбирать те предметы, которые ему интересны, и изучать их более детально.

Советская система образования

Гуманизация системы образования

Школы последних лет существования Союза и учителя делали акцент на уважении к душевной организации учащихся. Учебу старались сделать более интересной для школьников, подключить к процессу фантазию и творчество. Все это не перестает быть актуальным и сегодня.

Главное не терять фокус на самом главном. Классические уроки в классе могут проходить сухо и неинтересно, а онлайн-конференции с педагогом, наоборот, будут нацелены на подачу знаний в том формате, который сохранит и приумножит желание ребенка к изучению нового материала. Как вы уже поняли, зубрежка не дает таких результатов, и от нее лучше вообще отказаться.

Споры о том, была ли система образования в Советском Союзе лучшей в мире, не утихают и по сей день. На этот счет мнения людей порой четко противоположные. Однако никто не станет отрицать факт наличия пропаганды идеологии детям с малых лет, начиная с советской системы дошкольного образования, но и она приносила свои положительные результаты.

В самые кратчайшие сроки удалось полностью избавиться о безграмотности в стране, образование стало доступным для всех слоев населения, а также в СССР было рекордное число лауреатов Нобелевской премии и медалистов олимпиад в самых разнообразных областях. Ученики советских школ брали первые места на олимпиадах по всему миру несмотря на то, что система образования СССР сформировалась почти на 100 лет позже, чем в странах Запада.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 4 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...