Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Современная начальная школа и ее особенности
Главная > Блог > Современная начальная школа и ее особенности
16.02.2023
3957
Время чтения: 15 минут

Современная начальная школа и ее особенности

О чем речь? Приоритетом в современной образовательной системе стало всестороннее развитие ребенка. Целью теперь является формирование личности, готовой саморазвиваться и правильно взаимодействовать с окружающим миром.

На что обратить внимание? В соответствии с российским законодательством образовательная программа должна способствовать формированию у детей адекватной картины мира. Особенно это важно в отношении естественных дисциплин, являющихся фундаментом базовых знаний.

Оглавление:
  1. Проблемы современной начальной школы и не только
  2. Цели и задачи современной начальной школы
  3. Особенности современной начальной школы
  4. Ученик в современной начальной школе
  5. Место учителя в рамках современной начальной школы
  6. Рецепт улучшения уроков в современной начальной школе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Проблемы современной начальной школы

Педагоги в своей работе с детьми сталкиваются со множеством проблем. В основном это связано с:

  • непониманием целей обучения со стороны самих детей (как правило, все учатся для родителей);
  • эмоциональной несдержанностью учителей, приводящей к возникновению конфликтов с классом;
  • наличием барьера между педагогами и родителями (как следствие, возникает преграда между учителем и ребенком);
  • несоответствием учебного материала реальному интеллектуальному уровню школьников (как правило, первоклассников), а также некомпетентностью самих учителей.

В этой статье мы подробно разберем лишь основные из огромного числа возникающих трудностей.

Проблемы современной начальной школы

Наибольшую обеспокоенность должна вызывать незаинтересованность детей в учебном процессе. Чтобы вызвать у ребенка интерес, педагогам нужно менять структуру занятий. Тут в свою очередь может возникнуть другая проблема — нежелание учителей в корне менять методику обучения.

Цели и задачи современной начальной школы

Приоритетом в современной образовательной системе стало всестороннее развитие ребенка. Целью теперь является формирование личности, готовой саморазвиваться и правильно взаимодействовать с окружающим миром. Успеха в жизни достигнут лишь коммуникабельные люди, обладающие широким кругозором и способные к самостоятельному принятию решений.

Современная начальная школа как основа для формирования личности и как базис для дальнейшей деятельности человека является самым первым этапом всего образовательного процесса. В процессе получения начального образования дети постигают окружающий мир, приобретают навыки общения и решения прикладных задач. Этот этап совпадает с активным развитием ребенка, поэтому он столь важен и приоритетен.

Сегодня наблюдаются глобальные изменения в области отечественного начального образования, которое становится все более универсальным и открытым, развиваясь в контексте действующей программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Упор делается на удовлетворение базовых потребностей в образовательном процессе.

Система российского образования с 2001 года направлена на достижение трех целей: доступности, качества и эффективности. При этом ученики начальных классов школ должны осваивать базовые образовательные компетенции, которые сформируют у них в дальнейшем основные навыки. Кроме того, у детей необходимо развивать познавательные, творческие и коммуникативные способности, воспитывать в них основы поведения в социуме.

Проблемы современной начальной школы

Учитывая проблемы и перспективы современной начальной школы в России, образовательные реформы в основном нацелены на обеспечение принципиально нового качества образования, когда приоритетом является удовлетворение потребностей развивающейся личности. Последнее необходимо для формирования людей, способных позитивно влиять на общество в целом.

Существует Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС НОО), который регламентирует стоящие перед школой задачи. В частности, начальная стадия обучения, будучи фундаментом всего образовательного процесса, должна побуждать детей учиться и постигать новое.

Без этих навыков дальнейшее обучение в средней школе (а значит, и получение профессионального образования) будет невозможным. Указанный стандарт также включает в себя обязательные универсальные учебные действия (УУД), выполняющие познавательную, регулятивную, коммуникативную и личностную функции.

В соответствии с российским законодательством образовательная программа должна способствовать формированию у детей адекватной картины мира. Особенно это важно в отношении естественных дисциплин, являющихся фундаментом базовых знаний.

Именно с явлениями природы (живой и неживой) человек сталкивается на самых ранних этапах жизни и уже в этом возрасте стремится познать их. Но получаемого в процессе познания опыта недостаточно, чтобы самостоятельно анализировать природные явления, обобщать их и устанавливать закономерности.

Эту задачу для развития ребенка должна выполнять начальная школа. А именно, школьная программа способствует:

  • овладению школьником базовой системой знаний, позволяющих самостоятельно решать разного рода учебные и бытовые задачи;
  • подготовке школьника к дальнейшему получению образования;
  • развитию навыков использования полученных знаний для гармоничной жизни в окружающем мире без причинения вреда кому-либо или чему-либо;
  • адаптации к меняющимся условиям среды и к взаимодействию в социуме;
  • развитию у школьника желания и навыков действовать в соответствии с ценностями общества и с собственными ожиданиями;
  • саморазвитию и желанию самообучаться.

Особенности современной начальной школы

Итак, за последние 20 лет методики отечественного начального образования существенно изменились под влиянием жизненной необходимости. В частности, это потребовалось, когда явно обнаружились противоречия между новыми образовательными требованиями и действительными результатами, на которые нацелены существующие образовательные программы.

Проблемы современной начальной школы

Начальное образование сегодня модернизируется сразу по нескольким направлениям:

  • Смена целей образовательного процесса, когда приоритетом в деятельности ребенка становится учеба.

Данное приоритетное направление служит основой для исправления всех составляющих методической системы, включая содержательную часть, методы и средства преподавания, формы организации, контроль и оценку. В рамках прежней парадигмы усвоение школьниками знаний и навыков было основной целью, а не средством развития.

Теперь же наиболее важно выделять универсальные учебные действия в качестве фундамента для создаваемых компетенций у ребенка. Как результат, новая система оценки знаний должна стать безотметочной.

  • Согласование всех компонентов образовательного процесса в единый непрерывный цикл и создание таким образом преемственности в развитии ученика.

Непрерывность образования реализуется как по вертикали (с плавным переходом дошкольного образования к начальному и далее к общему), так и по горизонтали (с обеспечением тесной взаимосвязи обязательной программы с дополнительными, свободно выбираемыми). Как следствие, учебные программы нацеливаются на самоценность личности на каждом этапе взросления, гармонизацию образования в целом.

  • Ориентация начального образования на личностные критерии путем обеспечения вариативности образовательного процесса на этом этапе.

Школьники, их родители, а также сами преподаватели должны иметь возможность выбирать компоненты учебной программы. При этом общеобразовательные и индивидуальные планы тесно сплетаются с государственными требованиями и стандартами. Деятельность педагогов в целом сосредоточена на сохранении индивидуальности каждого ученика, но с обеспечением ведущей роли преподавателям. Также создаются благоприятные условия для преподавания с разным темпом в зависимости от конкретных способностей у детей.

  • Обновление содержательной части, включая введение новых дисциплин.

Таким образом обогащается содержание начального образования, обеспечивается пропедевтическая функция школы. Учебный план расширяется благодаря включению вспомогательных программ, интегративных дисциплин и развивающих предметов во второй половине дня.

Школьный возраст характеризуется наибольшей восприимчивостью детей к духовному и ценностному воспитанию. Допущенные в этот период педагогические ошибки в дальнейшем достаточно сложно исправить. Полученная в итоге деформация может негативно сказаться на онтогенезе. Поэтому начальная школа особое внимание уделяет именно воспитанию детей.

С другой стороны, родители обычно очень скрупулезно относятся к выбору первого учителя начальных классов для своего ребенка. Но с учетом территориального принципа контингент учащихся одного класса все равно будет оставаться неравномерным.

Проблемы современной начальной школы

В процессе конкуренции между разными школами выигрывают те заведения, в которых успешно налажено дистанционное обучение, работает квалифицированный штат педагогов, на высоком уровне оснащены учебные кабинеты и пр. В последнее время в системе школьного образования появились следующие нововведения:

  • стал доступен выбор учебной программы по ФГОС;
  • у школьников появилась возможность выбирать платные курсы;
  • как для учителей, так и для учеников предоставлены на выбор очная, очно-дистанционная, дистанционная и заочная формы обучения;
  • образование приобрело инклюзивный характер, позволяя в одном классе обучать детей с ОВЗ;
  • введен ряд новых дисциплин (несколько иностранных языков, риторика, внеурочные занятия и пр.);
  • на выбор предоставляется участие во множестве всевозможных конкурсов, в том числе бесплатно;
  • для школьников и учителей выпущены специализированные рабочие тетради, а также изготовлены тренажеры;
  • учебные задания усложнены в расчете на помощь детям со стороны взрослых;
  • экзамены сдаются в форматах ЕГЭ и ОГЭ;
  • учебные классы оснащены интерактивным оборудованием и компьютерами;
  • введена система электронных дневников и журналов;
  • учебные пособия также выпускаются в электронном виде;
  • школьники могут пользоваться услугами платных завтраков и обедов;
  • отсутствуют жесткие стандарты школьной формы и требования к ее ношению;
  • контингент школьников стал многонациональным.

Ученик в современной начальной школе

По сравнению со своими сверстниками 20-30-летней давности теперешние школьники развиваются в принципиально других условиях. В основном это связано с бурной информатизацией, с возможностью свободно общаться по сети. Другими причинами изменившихся условий являются более высокая занятость родителей, большее разнообразие форм социализации, общая смена ценностей и множество других факторов разного характера. На ребенка теперь сильнее влияют средства массовой информации и конфессиональное воспитание.

В частности, ценностная среда для современных школьников создается старшими членами семьи, прошедшими через во многом противоречивый период в течение последних 20-25 лет. И зачастую ценности у нескольких членов семьи не совпадают. Также между педагогами и родителями возникают разногласия относительно глобальных воспитательных вопросов.

Проблемы современной начальной школы

Особое влияние на современного школьника оказывает интернет, развивающий его информационную компетентность. Ребенок осваивает новые для себя области знаний и в процессе этого расширяет свой круг общения. Интернет дает возможность сравнивать разные мнения по множеству вопросов, давать этим мнениям собственную оценку. Вступая в виртуальное общение, дети свободно ориентируются в информационном пространстве.

Безусловно, тут есть и негативная сторона. В сети имеется множество сомнительных ресурсов, присутствуют пользователи с нежелательными с воспитательной точки зрения взглядами. Общение детей с такими людьми, а также бесконтрольный просмотр противоречивого контента могут пагубно сказаться на нравственном воспитании.

Помимо интернета определенный вред детскому восприятию способны нанести ряд телепередач и фильмов, а также некоторые компьютерные игры. Особенно это опасно в силу неспособности ребенка критически анализировать получаемую информацию.

Еще не так давно педагоги уделяли чрезмерное внимание индивидуальному подходу в системе школьного воспитания. При этом зачастую ребенку не передавались навыки социального взаимодействия и сотрудничества. В итоге младшие школьники переняли основные черты изменившегося общества, обретя такие из них, как большая независимость, свобода от обязанностей, более критическое отношение ко взрослым, так называемое клиповое мышление, эклектичное восприятие мира, а также высокая, но бессистемная информированность.

Главное, что отличает современных детей от прежних — их большая независимость друг от друга по интересам, потребностям, поведению, тяге к познанию, готовности действовать и прочим критериям.

Как уже говорилось, на ребенка существенно влияют различные виды СМИ. Можно вспомнить, что, например, дети из одного двора были более сплоченными, вместе играли в контактные игры, учились жить в коллективе и при необходимости уступали друг другу. Теперь почти каждый ребенок обладает гаджетом и все больше времени проводит в интернете, что сподвигает к виртуальному общению без необходимости выходить на улицу.

Благодаря этому дети с ранних лет учатся ориентироваться в информационном пространстве, заводят личные блоги и т. п. Но нельзя забывать об отрицательных сторонах присутствия ребенка в интернете:

  • неограниченный доступ к сомнительным ресурсам;
  • возможность общаться с пользователями, имеющими нежелательные намерения и взгляды;
  • возможность просмотра неоднозначного видеоконтента;
  • доступ к онлайн-играм сомнительного характера.
Проблемы современной начальной школы
Проблемы современной начальной школы

Но несмотря на независимость и индивидуальность современных детей, в сравнении с прошлыми поколениями они обладают более слабым здоровьем и меньшей выносливостью. Преобладающими группами здоровья сегодня являются вторая и третья, в то время как раньше превалировала первая.

В каждом конкретном случае на это влияют образ жизни, особенности питания, состояние окружающей среды, социальное положение семьи. Поэтому здоровье ребенка родители должны поддерживать, поскольку от него в числе прочего зависит успех в учебе и дальнейшей жизни.

Еще одной особенностью современных школьников можно назвать гиперактивность. Часто такие первоклассники не могут сосредоточиться на учебе, непослушны и рассеяны. Их сложно заставить выполнять поставленные задачи, в ответ они сопротивляются и выражают протест.

Итак, еще раз перечислим характерные качества современного ребенка, которые соответствуют и характеристике общества в целом.

  • Дети более независимы по сравнению со своими сверстниками из прошлого.
  • Дети критичны по отношению к взрослым.
  • Современные дети обладают клиповым мышлением, в то время как ранее мышление было в основном понятийным (логическим). Это означает, что вместо сопоставления и применения на практике уже известных знаний ребенок презентует отдельные факты, вырванные из контекста.

Характерные особенности современных школьников обусловлены:

  • переизбытком неструктурированной информации;
  • большей свободой и независимостью в поведении;
  • повышенным чувством собственного достоинства;
  • недоверчивостью к излишне опекающим взрослым;
  • слабыми навыками живой коммуникации;
  • сравнительно низкой социализацией;
  • общей несамостоятельностью вследствие гиперопеки взрослых;
  • относительно слабым здоровьем и низким уровнем физподготовки.

Школьники сегодня поддерживают с учителями как официальные, так и дружеские отношения, которые могут меняться под влиянием изменения взглядов школьников и множества других факторов. Как и ранее, в настоящее время могут возникать конфликты с педагогами. Родители же активно обсуждают возникающие в обществе дискуссии относительно известного вопроса «Кто виноват?», на который определенного универсального ответа не существует.

Принято считать, что основная ответственность ложится на педагога, способного рационально решать споры с детьми. Во все времена образование считалось, считается и будет считаться базой для формирования личности вне зависимости от формы преподавания. Ощущая постоянную поддержку родителей и близких людей, ребенок сумеет занять свое место и удерживать его в непрерывно меняющемся мире.

Проблемы современной начальной школы

Помимо повышенной осведомленности и эрудированности в разных вопросах, а также большей раскрепощенности, для современных школьников характерно соседство диаметрально противоположных качеств (доброта и эгоизм, индивидуализм и коллективизм, смелость и страх). У детей младшего школьного возраста часто встречается дисгармония в развитии, когда эмоционально-волевой аспект отстает от развитого интеллекта. Проявляется это в повышенной инфантильности и несамостоятельности.

Демократические принципы воспитания, так популярные сегодня, приводят в итоге к тому, что дети в некоторых областях знают намного больше, чем их родители. Как уже упоминалось, особое влияние на это оказывает более насыщенное информационное поле. Информацию, которой наполнен современный мир, ребенок впитывает легко и быстро.

Сложности начинаются, когда необходимо проявить творческие качества. Анализировать и систематизировать получаемую информацию, а затем на основе этого придумывать что-то новое современным детям очень сложно. Они с большим трудом проявляют творческую активность, так как настроены на получение мгновенного результата одним условным нажатием кнопки. Таким образом, информационное взросление наступает гораздо раньше социального. В целом среди современных первоклассников наблюдается меньшая самостоятельность и неумение принимать решение без помощи взрослых.

Особняком стоит проблема гиперактивности детей. Рассеянность, неспособность сконцентрироваться на теме занятия, постоянное движение, нежелание выполнять указания взрослых и выражение протеста встречаются сегодня достаточно часто. Пытаясь сопротивляться, дети могут проявлять агрессию, в том числе к своим сверстникам. Это ведет к проблемам с адаптацией в школе.

По статистике две трети матерей выявляют у своих детей склонность к конфликтам в коллективе, что значительно снижает успешность обучения и затрудняет формирование адекватного поведения в обществе.

Дети во все времена ориентировались на сказочных героев, сопровождающих их детство. На фоне этого происходит развитие в ребенке личности. Однако персонажи сказок прошлого, пропагандирующих доброту, заботу, дружбу и взаимоуважение, резко отличаются от героев современного детского контента. Во времена наших бабушек и дедушек было четкое разделение на добрых героев (Илья Муромец, Иван Царевич и т. п.) и злых (Кощей Бессмертный, Баба Яга).

Сегодняшними кумирами детей являются как положительные, так и отрицательные персонажи: Человек-паук, Джек Воробей, герои саги о Трансформерах и т. д. Они привлекают современное поколение прежде всего суперспособностями и далеко не всегда соответствуют правильным духовным ценностям.

Нынешняя индустрия развлечений в целом нивелирует понятия о добре, зле, боли, страхе. Это приводит к утрате в детях романтизма и замене его на рационализм и прагматичность. Наиболее приоритетными в мире современного ребенка являются материальные ценности.

Проблемы современной начальной школы

Сильная воля проявляется лишь тогда, когда требуется добиться чего-то от взрослых в личных целях. В остальном дети чаще всего слабовольны, их сложно мотивировать к общественно значимым поступкам. Современная начальная школа как среда воспитания младших школьников в особенности сталкивается с неспособностью некоторых учеников самостоятельно улаживать конфликты со сверстниками. Пропала естественная дворовая культура, воспитывающая в детях коллективизм и ценность дружбы.

Сегодняшний ребенок, контактирующий с друзьями часто по интернету, может просто прекратить общение. Некоторым образом усугубляют ситуацию и сами родители, отправляя своих чад в различные секции и лишая их тем самым возможности свободно и вживую общаться со сверстниками во дворе.

Кроме того, среднестатистическая семья имеет лишь одного ребенка, на воспитание которого у матери и отца часто банально не хватает времени. Как результат, ребенок проводит досуг в одиночестве у телевизора или гаджетов, не развивая в себе навыки примирения, нахождения компромиссов в спорах, сотрудничества и живого общения.

Место учителя в рамках современной начальной школы

Среди отличительных черт старого и нового образовательных стандартов особо выделяется роль учителя. Раньше он воспринимался исключительно как лектор. Теперь же учитель выполняет роль наставника, что по идее должно удовлетворять ожидания и педагогов, и школьников.

Согласно так называемой пирамиде обучения Эдгара Дейла, ученики способны запомнить лишь 5 % устного лекционного материала. Остальные 95% дети усваивают, вовлекаясь в учебную деятельность и проявляя при этом активность.

Появление роли наставника должно устранять очевидную проблему прошлого, но только при наличии желания и усилий самого педагога. Необходимо, как минимум, выстроить такой учебный план, чтобы детям действительно хотелось идти на уроки.

Проблемы современной начальной школы

В нынешних условиях развитой рыночной экономики и активно выстраиваемого гражданского общества качественно меняется и современная начальная школа. Опыт и перспективы ее говорят о необходимости подготовки ребенка не к индустриальному обществу, а к окружению, сформированному знаниями.

В текущей информационной эпохе образование призвано максимально полно удовлетворять образовательные потребности человека, обусловленные не только стремлением к самовыражению, но и влиянием динамичности мира. Иными словами, для комфортной жизни в быстро меняющихся условиях требуется постоянно пополнять багаж знаний.

Рецепт улучшения уроков в современной начальной школе

Прежде всего необходимо убедить учителей в продуктивности нового стандарта обучения.

  • Организация открытых уроков.

В процессе их проведения наглядно видна активность детей и их желание обучаться.

  • Использование современной техники.

Интерактивная доска вызывает у ребенка куда больший интерес, нежели обычная. А потому он хочет почаще стоять возле нее. К тому же современное учебное оборудование позволяет в процессе урока применять полученные знания на практике.

Используя новейшие информационные средства, учитель стимулирует у школьников развитие познавательного интереса. Дети стремятся самостоятельно выполнять задания, иногда консультируясь с преподавателем, и тем самым проявляют себя как субъекты деятельности. А поскольку школьники младших классов обладают преимущественно образным мышлением, они будут лучше усваивать материал, подаваемый не только на доске, но и на их персональных ноутбуках.

  • Показ короткого познавательного мультфильма.

Для этого достаточно выделить 10 минут в конце урока. Ребенок будет одновременно отдыхать и закреплять пройденный материал. Как вариант, после традиционного урока организуется инновационное занятие на ту же тему. Затем учитель проводит тест, по результатам которого выясняет, какая модель оказалась более эффективной.

На первое время в процессе внедрения новых технологий можно привлечь специалиста, который будет помогать педагогу в освоении этих технологий и совместно с ним составлять план инновационных занятий.

Итак, современная начальная школа — это основа, формирующая учебную деятельность ребенка. Именно на этом этапе должна быть обеспечена познавательная мотивация школьников. Здесь формируется фундамент нравственного поведения, когда дети учатся сотрудничать с учителем и друг с другом. А начальная школа должна способствовать этому, развивая и совершенствуя универсальные учебные действия.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Воспитатели России
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw