Сурдопедагогика: цели, задачи, методики
Сохранить статью:
О чем речь? Одно из важнейших чувств человека – слух. Его нарушение приводит к проблемам с развитием речи, интеллектуальному отставанию и ряду других трудностей. Это мешает адаптации детей в детском саду и школе.
Что поможет? Сурдопедагогика – это отрасль педагогики, изучающая потребности глухих людей и использующая различные приемы для их успешной адаптации в обществе и максимальной компенсации неработающего органа чувств.
История сурдопедагогики
Летописные источники свидетельствуют о том, что на Руси обучение и воспитание глухих детей находилось в ведении церквей и монастырей. Позже в нашем государстве на смену церковно-монастырскому призрению пришла система общественных благотворительных заведений – сиротских домов и приютов. Известен успешный опыт Петербургского и Московского воспитательных домов, в которых осуществлялся воспитательный процесс и ремесленная подготовка детей с нарушениями слуха вместе со слышащими сиротами.
Важным этапом в развитии отечественной сурдопедагогики стало появление в XIX веке первых мимических и устных систем обучения глухих. В 1806 году в городе Павловске под Санкт-Петербургом открылась первая специальная школа для обучения глухих детей. В ней учились только представители высших сословий, имеющие нарушения слуха.
В это же время большой вклад в развитие отечественной сурдопедагогики как науки внесли известные русские сурдопедагоги: И. А. Васильев, Г. А. Гурцов, Н. М. Лаговский, А. Ф. Остроградский, Ф. А. Рау, И. Я. Селезнев, В. И. Флери.
На начальных этапах развития система обучения детей с нарушениями слуха основывалась на использовании двух языков – словесного и жестового. Но уже в конце XIX века в российских школах для глухих язык жестов отошел на второй план, приоритет был отдан устной словесной технологии.
В 1900 году супруги Федор Андреевич и Наталья Александровна Рау открыли в Москве первый детский сад для детей с нарушениями слуха. В начале ХХ века формируется дошкольная сурдопедагогика как раздел специальной педагогики. В СССР учебные заведения для глухих вошли в государственную систему образования.
В 30-х годах ХХ века создавались отдельные классы, а позже и специальные школы для плохо слышащих и позднооглохших детей. Периодом интенсивного развития оригинальной отечественной системы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей считаются 50-е годы прошлого века.
Именно в это время в НИИ дефектологии АПН СССР учеными проведен ряд важных исследований. Существенный вклад в создание эффективной системы речевого развития и обучения детей с нарушениями слуха внесли сурдопедагоги: В. И. Бельтюков, Р. М. Боскис, А. И. Дьячков, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина и многие другие, а также сурдопсихологи: Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф.
Объект, субъект, предмет сурдопедагогики
Сурдопедагогика (от лат. surdus – «глухой») – это один из разделов специальной педагогики, который изучает организацию обучения и воспитания детей и взрослых с различными нарушениями слуха.
Как научная дисциплина, сурдопедагогика обосновывает деятельность специальных организаций, обеспечивающих разностороннее изучение и дифференцированное обучение глухих и слабослышащих ребят дошкольного и школьного возраста. Сурдопедагогами разработаны оригинальные методы и специальные средства для осуществления учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха различной степени.
Ребенок с недостатками слухового восприятия нуждается в особом сурдопедагогическом подходе и в создании специальных условий, соответствующих его способностям и образовательным потребностям.
Советский психолог, исследователь особенностей детского развития и проблем дефектологии Л. С. Выготский обосновал положение об «общности социальных целей и задач общей и специальной школ». Из него следует, что сурдопедагогика должна способствовать достижению общих целей образования в отношении детей с нарушениями слуха.
Общей целью сурдопедагогики и образования является гармоничное целостное развитие физических, психических и социальных качеств человека с недостатками слуха как субъекта деятельности, общения и познания.
Для достижения общей цели необходимо успешно решить комплекс основных практических и теоретических задач. В свою очередь, практические задачи можно разделить на образовательные, воспитательные и специальные.
Четко сформулированные общедидактические задачи сурдопедагогики позволяют регулировать процесс и содержание учебной деятельности и являются установками для обучения как здоровых детей, так и с недостатками слуха.
Базовые образовательные задачи сурдопедагогики
В соответствии с образовательной целью практика сурдопедагогики предполагает постановку базовых образовательных задач:
- создание оптимальных условий для развития мышления глухих и слабослышащих обучающихся с учетом их возможностей и способностей, формирование умения творчески решать проблемные задачи;
- стимулирование у детей с нарушениями слуха интереса к учению, создание благоприятных условий для удовлетворения их потребности в саморазвитии и самообразовании;
- активизация когнитивных процессов у обучающихся с недостатками слуха в условиях целенаправленного обучения, формирование у них умений и навыков учебной деятельности, развитие устной и письменной речи;
- формирование мировоззрения глухих и слабослышащих детей, расширение их общего кругозора в процессе ознакомления с научной картиной мира;
- развитие представлений, умений и навыков, которые необходимы лицам с трудностями слухового восприятия для трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях, профессиональная подготовка.
Помимо образовательных, также осуществляется реализация воспитательных задач сурдопедагогики, направленных на личностное развитие и формирование общих способностей детей с нарушениями слуха.
на наши новости
500 000 пользователей!
Специальные воспитательные задачи
- Установление типа, характера и структуры слуховых нарушений, выявление других сопутствующих дефектов, дифференциация глухих детей по уровню речевого развития, времени и степени потери слуха, оказание индивидуальной, личностно-ориентированной сурдопедагогической помощи, определение наиболее оптимального образовательного маршрута и формы обучения для каждого ребенка с трудностями слухового восприятия.
- Нормализация жизни и деятельности глухих и слабослышащих детей, преодоление отклонений в их психическом и социальном развитии, формирование словесной речи посредством широкой практики коммуникации, развитие навыков восприятия и понимания устной речи, активизация сенсорно-перцептивной деятельности с опорой на остатки слуха.
- Создание для детей с недостатками слуха специальных образовательных условий, способствующих увеличению их компенсаторных возможностей, комплексному личностному развитию, стимулированию сохранных функций организма в процессе обучения и овладения практической деятельностью, восполнению дефицита сенсорной информации.
- Восстановление нарушенных социальных связей неслышащего индивида, обеспечение социально-бытовой адаптации и трудовой реабилитации с учетом индивидуальных возможностей, особенностей и рекомендаций экспертизы трудоспособности, организация единой открытой и доступной образовательной среды для всех возрастных групп лиц с нарушениями слуха.
- Организация наиболее оптимального режима коррекционного обучения глухих и слабослышащих детей, создание в учебном заведении благоприятного психологического климата, реализация мероприятий, направленных на оздоровление обучающихся, профилактику и предупреждение у них вторичных нарушений развития, побуждение к саморазвитию и самокоррекции.
При планировании повседневной образовательной и воспитательной работы сурдопедагоги самостоятельно формируют цели и задачи для каждой конкретной программы, учебного блока коррекционных или развивающих занятий, внеклассных мероприятий, хотя при этом и опираются на базовые подходы современной сурдопедагогики.
Процесс обучения детей с нарушением слуха
Главной особенностью современного процесса обучения глухих и слабослышащих детей является использование различных технических средств, которые помогают выполнить передачу информации, опираясь на зрительное восприятие.
В сурдопедагогике широко используются следующие технические средства:
- видеоаппаратура, техника для передачи изображений;
- статическая и динамическая проекция;
- лазерные диски, кодирующие изобразительные и звуковые сигналы.
Кроме того, в сурдопедагогике часто применяют такие телекоммуникационные средства, как видеосвязь, телефакс, телетекст, бегущая строка, телепередачи с сурдопереводом. В современном мире технические средства занимают особое место в процессе общения и обучения детей с различными нарушениями слуха.
Компьютер стал незаменим при обучении детей с различными нарушениями слуха. Если в массовой общеобразовательной школе он способствует оптимизации учебного процесса, то в специальном образовательном учреждении для глухих и слабослышащих детей является средством компенсации недостатка сенсорной информации и утраченной или нарушенной слуховой функции, помогает преодолеть вторичные отклонения в развитии.
Специально разработанные компьютерные программы по разным дисциплинам позволяют сурдопедагогам осуществлять индивидуальный подход в обучении, представлять учебный материал в более доступном оптическом виде.
Немаловажная задача сурдопедагогики – создание благоприятных условий для социальной адаптации и интеграции детей с нарушенным слухом. Большой упор делается на социальную направленность обучения. Успешность выпускника зависит от его самоопределения, социокультурной идентификации, формирования семейных ценностей и круга друзей.
Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога
Коммуникативная компетентность является обязательным условием профессионализма сурдопедагога. Эффективному общению способствуют следующие условия:
- владение культурой общения – соблюдение речевого этикета и лексических норм;
- высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей и средств убеждения;
- успешное применение коммуникативного опыта в учебно-воспитательной, методической и научной сферах общения.
В сурдопедагогике очень важны не только профессиональные, но и личностные качества учителя: целеустремленность, гибкость, искренность, убежденность, самокритичность, толерантность, оптимизм, умение владеть собой и сдерживать негативные эмоции. Профессиональное мастерство педагога требует постоянного совершенствования.
Основанием всех профессионально-личностных качеств сурдопедагога является его потребность в общении с детьми. Своими личностными качествами педагог способен обеспечить эффективное эмоционально-волевое воздействие на процесс общения с обучающимися.
Суггестивные качества и способности: эмоционально влиять на слушателя, в процессе общения активизировать не только разум, но и чувства ребенка, внушать и пробуждать эмоции, вызывать ассоциации, развивать воображение и фантазию ученика.
Перцептивные качества: наблюдательность, умение определять психическое состояние собеседника по внешним признакам, распознавать эмоции по выражению лица. Все эти навыки помогают учителю реагировать соответствующим образом, мгновенно корректировать собственное поведение, применять способы воздействия в соответствии с ситуацией.
Также деятельность в сфере сурдопедагогики требует от педагогического работника и других не менее важных способностей: уметь быстро переключать свои эмоции, использовать все многообразие средств эмоционального воздействия, находить и использовать нестандартные способы речевой коммуникации, необходимые для достижения определенной учебной цели.
Ценностные ориентиры и социальная позиция наиболее полно отображают внутренний и внешний личностный потенциал сурдопедагога. Глухие дети чаще всего воспитываются в условиях специализированных школ-интернатов, их социальные контакты значительно ограничены, поэтому нравственные качества педагогов являются определяющими для формирования гармоничной личности обучающихся.
Профессиональная компетентность сурдопедагога – это совокупность различных качеств, умений и навыков: конструктивно-организаторских, исследовательских, коммуникативных, гностических, проективных, которые необходимы для высококвалифицированного и творческого решения поставленных задач, анализа педагогических ситуаций и результатов учебно-воспитательной работы.
Обучение на сурдопедагога в дошкольном образовании
Вы можете воспользоваться возможностью пройти тестирование и получить сертификат, подтверждающий высокий уровень профессиональной подготовки по следующим направлениям:
- «Сурдопедагогика».
- «Дифференциальная диагностика детей с нарушением слуха».
- «Психология лиц с нарушением слуха».
- «Организация и содержание психолого-педагогических комиссий в современных условиях».
- «Предметно-пространственная среда в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха».
- «Методика воспитания детей с нарушением слуха».
- «Система работы дошкольных учреждений для лиц с нарушением слуха».
- «Особенности взаимодействия сурдопедагога и родителей».
- «Раннее вмешательство сурдопедагога».
- «Вербальные и невербальные средства коммуникации».
Преимущества сервиса
- Соответствие ФГОС. Все мероприятия на портале проводятся в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и ФГОС.
- Быстро. Вы получаете моментальный доступ к результатам тестирования. Результаты публикации статей, методических материалов и участия в творческом конкурсе – в течение одного рабочего дня.
- Честно. Бесплатное участие в любом конкурсе. Вы оплачиваете только изготовление документа, когда вам уже известен результат.
Развитие современной науки позволяет выявить слуховые нарушения даже у новорожденного ребенка. Своевременная дифференциальная диагностика детей с недостатком слуха, использование методов дошкольной сурдопедагогики позволяют максимально компенсировать уже выявленные дефекты и предупредить возможное развитие психофизиологических отклонений.
Понравилась статья? Поделитесь: