Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Тифлопсихология: задачи, принципы, методы исследований
Главная > Блог > Тифлопсихология: задачи, принципы, методы исследований

Тифлопсихология: задачи, принципы, методы исследований

О чем речь? Современная тифлопсихология – наука, исследующая закономерности развития человека с полностью или частично нарушенным зрением, а также возможности его компенсации с помощью таких анализаторов окружающей среды, как слух и осязание.

На что обратить внимание? Изучение особенностей восприятия, памяти и мышления слепых и слабовидящих людей для последующей коррекции осуществляется с помощью различных методик – как традиционных, так и специально разработанных, основанных на применении точных приборов.

Оглавление:
    1. История развития тифлопсихологии
    2. Предмет и объект тифлопсихологии
    3. Связь дисциплины с другими науками
    4. Задачи тифлопсихологии
    5. Принципы тифлопсихологии
    6. Методы исследований в тифлопсихологии
    7. Психологическая характеристика детей с нарушением зрения
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

История развития тифлопсихологии

Впервые вопросы, связанные с психикой незрячих людей, рассмотрел Д. Дидро в своей книге «Письмо о слепых в назидание зрячим». Ее публикация помогла пробудить интерес к теме, спровоцировав начало исследований психики лиц с подобными проблемами.

В нашей стране на данную дисциплину обратили внимание в 1850-х гг. Это совпало с активным развитием психологии как науки. Психика слепых и слабовидящих превратилась в вопрос, интересовавший педагогов, психологов, врачей. В это время в периодических изданиях впервые стало обсуждаться психическое развитие людей, у которых проблемы со зрением, авторы заговорили о способах компенсации конкретных типов нарушений.

К началу ХХ века интересующая нас наука стала охватывать гораздо больший спектр тем. Статьи в периодических изданиях затрагивают:

  • Доступность для слепых восприятия материальных и пространственных характеристик предметов при помощи осязания. Принципы изменения характера, чувств у таких людей. Об этом рассуждал В. Мекер в 1903 году в работе «Эстетическое воспитание слепых».
  • Особенности развития чувств у слепых. Несколько исследователей выяснили, что некоторые чувства у незрячих проявляются более активно, чем у людей без проблем со зрением. К ним относятся воображение, внимание, мышление. Еще одна особенность слепых людей состоит в том, что им нужно меньше времени на формирование привычек, поскольку волевые качества личности более развиты. Данная информация содержится в работе К. К. Лейко «Психология слепых» (1908 г.).
  • Особенности осязания, тактильная чувствительность слепых стали предметом работы С. Геллера «Способность слепых приспособляться к жизни» (1911 г.).

Развитие тифлопсихологии было связано в первую очередь с изучением психики слепых людей, наличия у них наиболее развитых чувств и личных качеств. Также исследователи сопоставляли психику людей с нормальным зрением и с его нарушениями.

Следующий этап становления тифлопсихологии пришелся на время существования СССР, когда она выделилась в самостоятельную науку. В этот период свет увидели несколько фундаментальных работ советских тифлопсихологов, посвященных детальному рассмотрению психики людей с разными типами расстройства зрения. Подробный анализ позволил ученым предложить способы, которые могли бы компенсировать каждый из видов зрительного нарушения.

Наиболее значимых исследований прошлых лет

  • А. Г. Литвак «Пути развития отечественной тифлопсихологии»;
  • Л. И. Солнцева «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста»;
  • Л. П. Григорьева «Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников».

Тифлопсихология продолжает развиваться до сих пор. Специалисты изучают достаточно широкий спектр проблем, связанных с развитием психики слабовидящих и слепых людей. Также разрабатываются методы, позволяющие компенсировать подобные особенности и помочь незрячим адаптироваться в социуме.

Тифлопсихология

Основные современные фундаментальные труды

  • В. А. Кручинин «Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения»;
  • Л. И. Плаксина «Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения»;
  • Л. И. Фильчикова «Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушенным зрением».

Предмет и объект тифлопсихологии

Изначально определение тифлопсихологии связано с переводом данного слова с греческого: «tiphlos» – «слепой», то есть это «психология слепых». Со временем данная наука занялась темами, связанными не только с незрячими, но и со слабовидящими людьми.

Тифлопсихология является самостоятельной отраслью психологии. На данный момент в качестве ее объекта рассматриваются лица с нарушениями зрительных функций, у которых острота зрения находится в диапазоне 0–0,4 включительно на лучше видящем глазу с очковой коррекцией, то есть от полной слепоты до верхней границы слабовидения, а также люди, для которых характерно резко суженное поле зрения до 10°.

Связь дисциплины с другими науками

Благодаря физиологии и антропологии удается понять, насколько сильно развитие психики зависит от тяжести зрительной патологии, то есть диагноза, состояния зрительных функций и прочих факторов, сопутствующих заболеваний и присутствующих дефектов.

Медицинские науки используются, чтобы определить, как связаны особенности развития психики у подобных людей с уровнем развития общества в политической и социально-экономической сфере.

При помощи философии, социологии, иных социальных наук тифлопсихология получает данные о ключевых направлениях, методах и средствах обучения, воспитания и социализации детей. В результате специалистам удается сформировать психологические рекомендации по обучению слепых и лиц со слабым зрением.

Посредством обращения к историческим наукам удается определить, какую роль нервная система играет в формировании механизмов компенсаторного развития при визуальной депривации.

Науки о трудовой деятельности позволяют тифлопсихологам оценить возможности психики людей с дефектом зрения в процессе профессиональной деятельности.

Педагогические науки необходимы тифлопсихологии, чтобы точно с методологической точки зрения и теоретически грамотно рассматривать развитие психики, сознания, когда у человека наблюдаются серьезные проблемы со зрением.

Задачи тифлопсихологии

Среди задач тифлопсихологии выделяют теоретические и практические.

В рамках теоретического подхода данная наука стремится:

  • Описать и объяснить особенности психики, характерные исключительно для людей с дефектами зрения.
  • Рассмотреть общие, а также специфические закономерности развития психики на фоне визуальной депривации.
  • Изучить, каким образом развитие и проявление психики определяется характером и степенью тяжести зрительной патологии, временем ее появления, а также оценить, насколько сильное влияние оказывают на психику сопутствующие психофизические нарушения.
  • Выявить способы компенсации зрительного дефекта на уровне психических процессов, состояний и свойств, а также при взаимодействии подобных явлений психического характера.
  • Дать психологическое обоснование принципов, методов, способов и приемов коррекции нарушений, связанных с психическим развитием незрячего или слабовидящего человека.

Тифлопсихология

Практическими целями тифлопсихологии являются:

  • психологическое обоснование эффективных педагогических воздействий на слепых и слабовидящих детей или использования определенных методов в управлении развитием психики ребенка, имеющего серьезное нарушение зрения;
  • обоснование содержания, методов восстановления лиц, которые относятся к поздно ослепшим;
  • использование результативных методов воздействия на окружение инвалидов по зрению, способных помочь включению таких людей в общество;
  • продвижение тифлотехнических разработок, благодаря которым слепым и слабовидящим людям становятся доступны дополнительные каналы получения информации о мире.

Сложность в решении перечисленных задач объясняется тем, что в процессе развития психика слепых и слабовидящих испытывает на себе воздействие ряда факторов. К ним относятся различия в характере глазного заболевания, в состоянии зрительных функций, таких как острота, поле зрения, а также разница в причинах, темпах потери зрения и формирования определенного дефекта.

Принципы тифлопсихологии

В основе тифлопсихологии лежат несколько положений, используемых при выборе конкретных методических приемов. Это принципы сравнительного исследования, системного исследования, а также тщательности и регулярности:

Принцип сравнительного исследования в тифлопсихологии

Наиболее значим с точки зрения развития данной науки. Задача тифлопсихолога состоит в том, чтобы выбрать методики, сопоставить их с определенными аспектами сравнения с учетом задач исследования. Допустим, чтобы определить, как тяжесть зрительного дефекта влияет на развитие конкретного психического процесса, требуется сравнить протекание данного процесса у нормально видящих, полностью слепых, частично зрячих и слабовидящих людей.

Принцип системного исследования в тифлопсихологии

Его применение является еще одним перспективным направлением в развитии тифлопсихологии. Доказано: нарушения зрения оказывают влияние разной силы и значимости в зависимости от определенного психического процесса и даже его вида. Например, речь может идти о воздействии на виды памяти: зрительный, слуховой, осязательный, логический и образный.

А значит, лишь при системном рассмотрении психических процессов и их взаимосвязей тифлопсихология сможет выйти на высокий уровень теоретического обобщения. Это же относится к изучению психической деятельности во всех ее проявлениях, особенностей развития ребенка как личности.

Так, важно сопоставить закономерности психического развития, наблюдаемые у нормально развивающихся детей и малышей с особенностями развития при различных видах психического дизонтогенеза. Не менее важно соотнести их с характеристиками, которые присущи лишь слепым и слабовидящим.

Принцип тщательности и регулярности в тифлопсихологии

Речь идет об отслеживании формирования и развития психики слепых и слабовидящих детей. Обязательным условием процесса является активное специально организованное руководство, осуществляемое психологами и педагогами. В соответствии с данным принципом, тифлопсихологи внимательно подходят к отбору приемов и методик исследования, продумывают время, место проведения изысканий и состав испытуемых.

Не допускается отступать от изначально выбранных параметров, поскольку это негативно отразится на объективности. Нельзя временно и полностью останавливать работу над изучением детского развития в условиях визуальной депривации, даже если для этого появились субъективные причины или были сделаны преждевременные выводы.

Методы исследований в тифлопсихологии

Все указанные методологические принципы находят отражение и обретают более конкретную форму в частных методах исследования в рамках тифлопсихологии.

Традиционно в качестве основных методов применяют наблюдение и эксперимент. Их преимущество в том, что они позволяют собрать достоверную информацию о нюансах развития ребенка, обладающего тяжелой зрительной патологией.

Тифлопсихология

Также используются вспомогательные методы: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности, проективные методы. С их помощью удается проиллюстрировать идеи, построить гипотезы и предположения, которые в дальнейшем будут обоснованы при помощи основных методов исследования.

Иногда не получается рассматривать психические процессы, состояния лиц со слепотой либо с проблемами со зрением с применением общепсихологических методик. Данная особенность тифлопсихологии обычно объясняется нюансами сенсорно-перцептивной деятельности таких людей.

Поэтому общепсихологические методики подстраивают под изменившиеся условия эксперимента. Если этот вариант является недопустимым, их полностью заменяют подходами, которые были созданы именно для работы с психикой людей с полным или частичным выключением функций зрительного анализатора. Так, исследование зрительной памяти частично зрячих и слабовидящих предполагает увеличение угловых размеров, повышение контрастности и освещенности тест-объектов.

Когда применяются условно-рефлекторные методики, вместо зрительных раздражителей должны использоваться слуховые и осязательные. А, например, ощущение препятствия и ряд прочих феноменов рассматриваются при помощи особых методик тифлопсихологии.

Специалисты работают с новейшими объективными методиками исследования, задействуют точные приборы: электронный тахистоскоп, аномалоскоп, проекционный периметр, электроэнцефалограф, пр. Это позволяет получать все более точную информацию об особенностях психики слепых и слабовидящих. Накопленные экспериментальные данные обрабатываются и ложатся в основу теории.

Общая и специальная психология оперируют различными методами обработки экспериментального материала. Не так давно тифлопсихология стала активно использовать статистику при рассмотрении количественных показателей психических реакций. Благодаря статистическим методам удается составить объективную картину и судить о достоверности итогов исследования.

Кроме того, таким образом специалисты находят связи между психическими явлениями, соотносят их с состоянием зрительного анализатора, пр.

Методы необходимо выбирать с учетом задач и объекта изучения. Результаты научной работы определяются навыками специалиста в применении методики и соответствием последней сущности объекта исследования.

Психологическая характеристика детей с нарушением зрения

С точки зрения тифлопсихологии в психологической характеристике детей с проблемами со зрением ключевыми являются два направления:

Нюансы развития в познавательной сфере

Дети с подобными нарушениями получают меньше внешних впечатлений, что негативно сказывается на формировании внимания. Для них свойственно более медленное восприятие, а это отражается на скорости переключения внимания. В результате образы воспринимаются не целиком, а частями, ребятам сложно надолго сосредоточиться на объекте.

Чтобы компенсировать нехватку зрительной информации, слепому и слабовидящему важно задействовать сведения, которые он получает от остальных анализаторов, неважно, сохранились они полностью или нарушены. Анализ информации от одного вида рецепции не позволяет сформировать полный образ, в результате страдает способность ориентироваться в пространстве и полноценно трудиться.

Слепым и слабовидящим людям важно подстраиваться под актуальные на данный момент условия технического прогресса, им необходима значительная самостоятельность, активность. Эти требования имеют прямое отношение к развитию в человеке таких качеств, как произвольность организации деятельности, постоянное и активное ведение процесса, широкий объем внимания, умение распределять и переключать внимание с учетом окружающих условий.

Характеристики деятельности

Обычно у детей, обладающих глубокими нарушениями зрения, медленнее формируются различные формы активности. Ребятам требуется специальное обучение элементам деятельности и ее исполнительной части. Дело в том, что двигательная сфера подобных малышей имеет самое тесное отношение к дефекту – он сильнее всего воздействует на их двигательные акты. Исполнительская функция дается сложнее всего, поскольку в ее основе лежат мануальные способности слепых людей, а им свойственно несовершенство предметных действий.

Чтобы незрячий ребенок мог овладеть предметным действием, ему необходима совместная работа с взрослым в рамках тифлопсихологии, причем элемент содействия старшего по возрасту превращается в ведущий. Поскольку дети не могут прибегнуть к зрительному подражанию, происходит двигательное подражание, усвоение и повторение пассивных движений.

Тифлопсихология

При компенсации зрительной недостаточности ключевую роль играет организационно-волевая сторона обучения. Ребенок добьется результатов, если окажется активен, старателен, будет стремиться вперед, невзирая на трудности, связанные с практической стороной деятельности.

Итак, для незрячих или имеющих проблемы со зрением характерна особая система психических функций, которая качественно и структурно не похожа на систему других детей, развивающихся нормально. Даже если тифлопсихология не позволит привести в норму все процессы, она поможет скорректировать особенности развития.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw