Технология развивающего обучения: суть и задачи
Сохранить статью:
Что это такое? Технология развивающего обучения – это свод правил и методов, в основе которых лежит активно-деятельностный подход. Это означает, что ребенок должен быть вовлечен в процесс обучения, а не оставаться просто слушателем.
Как применить? Реализовать технологию развивающего обучения можно разными методами. Однако каждый преподаватель должен придерживаться основных правил и использовать определенные формы.
Суть технологии развивающего обучения
Первым о технологии развивающего обучения заговорил советский педагог и психолог В. В. Давыдов. Основная идея такого подхода заключается в вовлечении детей в образовательную деятельность, активное включение их мышления. В то время как традиционный объяснительно-иллюстративный метод предполагает механическое использование возможностей памяти.
В процессе обучения у детей формируют и развивают навыки активного мышления, учитывая их возрастные и психофизиологические особенности.
Исследования в области развивающего обучения проводили И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. Согласно теории Л. С. Выготского, сформулированной в тридцатые годы прошлого века, знания должны быть инструментом обучения, а само образование обязано опережать развитие ребенка.
Впоследствии над теорией Выготского работали А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др. Все они исходили из того, что личность ребенка должна формироваться в результате различных видов активной деятельности.
В 1950–60-е гг. Л. В. Занков разработал систему интенсивного всестороннего развития для учащихся начальных классов, реализовав теорию развивающего обучения на практике.
В шестидесятые годы прошлого века Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов разработали собственную педагогическую технологию развивающего обучения, в которой предлагали делать основной упор на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Разница между развивающим и классическим подходами к получению знаний
- Педагогический процесс сосредоточен на ребенке, его успехи определяют успешность обучения.
- Задача педагога заключается в построении программы, помогающей развивать активное мышление ученика.
- Обучение направлено на организацию и решение познавательных задач.
- Технология развивающего обучения в школе стимулирует обучающихся активно приобретать знания, основываясь на дидактическом подходе.
- В процессе получения знаний используются специальные методики и инструменты.
- Технология коррекционного развивающего обучения формирует у детей навыки мышления, а не механическое запоминание материала.
Цель развивающего обучения и воспитания заключается в развитии самостоятельности и независимости школьников, их взаимодействия с естественной средой обитания. Для успешного становления личности ребенок должен овладеть такими навыками, как планирование, целеполагание, организация деятельности, реализация проектов, оценка итогов.
Желаемый результат достигается за счет активно-деятельностного подхода к получению знаний, заменяющему объяснительно-иллюстративную методику.
Современная технология развивающего обучения, так же как и любая другая методика, обладает как достоинствами, так и недостатками. Остановимся на них подробнее.
Преимущества технологии развивающего обучения
Любой ребенок, независимо от своих исходных личностных и интеллектуальных данных, может обучаться по технологии развивающего обучения.
Благодаря данному подходу в младшем школьном возрасте у детей:
- формируется новый, теоретический тип мышления, который помогает в исследовании окружающего мира, понимании и осознании его сложности и многообразия, ориентации в нестандартных ситуациях;
- развивается интерес к узнаванию нового, поиску ответов на возникающие вопросы, ранее неизвестных источников информации;
- формируется способность к сотрудничеству как в учебном коллективе, так и за его пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
- развивается желание и умение учиться, что способствует формированию личности в старшем школьном возрасте, помогает в решении задач в профессиональной области и в жизненной сфере.
Достоинства технологии развивающего обучения
- большая часть победителей олимпиад обучаются по системе развивающего обучения;
- школьники, которые учатся по этой методике, обладают более высоким уровнем интеллекта;
- учащиеся умеют анализировать получаемую информацию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- дети способны мыслить нетрадиционно, решать задачи нестандартными способами;
- благодаря технологии развивающего обучения повышается самооценка школьников;
- за счет перечисленных факторов детям в дальнейшем проще реализовываться в профессиональной сфере.
По технологии развивающего обучения учителя не являются истиной в последней инстанции, а лишь помогают детям в познании окружающего мира.
Родители, выбравшие технологию развивающего обучения, получают умного, самостоятельно мыслящего ребенка.
3 технологии развивающего обучения
Рассмотрим подробнее технологии развивающего обучения.
Технология развивающего обучения Л. В. Занкова.
В основе технологии развивающего обучения Л. В. Занкова лежат следующие принципы:
- учебная деятельность носит высокий уровень сложности, поскольку для раскрытия своего потенциала обучающимся необходимо стремиться к цели и преодолевать трудности;
- ученики самостоятельно осознают свою интеллектуальную работу;
- основная позиция отводится научной теории;
- значительную роль в технологии развивающего обучения играет эмоциональная сфера, поскольку благодаря позитивным эмоциям у детей возрастает интерес к учебе и активному познанию;
- педагог оказывает помощь каждому ребенку в усвоении программы с учетом его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
на наши новости
500 000 пользователей!
Технология развивающего обучения Занкова предполагает создание условий, в которых дети получают возможность активно и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир.
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова направлена на развитие теоретического мышления детей, способность видеть явления окружающего мира и описывать свое отношение к происходящим процессам.
Ведущая роль в обучении отводится коллективной мыслительной деятельности, в процессе дети дискутируют и обсуждают друг с другом происходящее. При построении образовательных планов педагоги учитывают проблемы в обучении. Успехи учеников оценивают индивидуально, с учетом их потенциальных возможностей, при этом видно, насколько продвигается ученик в освоении программы.
Учебная деятельность направлена на достижение определенных целей, развитие теоретического мышления детей, их интеллектуальных способностей. Ученики должны проявлять активность в процессе обучения, формировать собственное мнение, развивать свои навыки, способности.
Педагог ставит перед учениками задачи, а они должны найти пути их решения. Решая проблемы, дети выходят на новый уровень развития.
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе по В. Н. Зайцеву.
Согласно этой технологии развивающего обучения должна быть обеспечена преемственность всех уровней образования: от дошкольного до старшего школьного.
Для младших школьников важно развивать навык чтения, который является ключом к успеваемости и лучшему усвоению знаний.
В основе программы обучения лежат следующие принципы:
- в начальной школе учебный год делится на три триместра;
- в период каникул для школьников организуют дополнительные занятия либо упражнения, которые они должны выполнять дома самостоятельно;
- для мотивации учеников начальной школы им выставляют только оценки «хорошо» и «отлично»;
- положительные эмоции в процессе получения знаний обеспечиваются игровыми формами заданий и хорошими или отличными оценками;
- упор делается на развитие навыков осмысленного чтения, дети должны не просто читать тексты, но и понимать прочитанное, уметь пересказывать и выделять основную мысль;
- подготовка к обучению в начальной школе начинается в дошкольных учреждениях, поскольку для успешного усвоения школьной программы важно умение слышать, пересказывать тексты, действовать в соответствии с инструкциями, считать, знать алфавит, копировать рисунки и т. п.
Правила развивающего обучения
Для достижения результата важно правильно организовать развивающее обучение:
- на уроках должна быть психологически комфортная атмосфера;
- в основе всей учебной деятельности лежат творческие задания;
- дети не обязаны механически запоминать весь объем информации, они должны усваивать теоретические закономерности (общенаучные, общепредметные и тематические понятия);
- все закономерности, которые дети должны усвоить в процессе обучения, не даются им в готовом виде педагогом, напротив, они должны вывести их самостоятельно или с помощью учителя, анализируя и систематизируя информацию, решая поставленные задачи, проводя исследования, выполняя проектную и прогностическую работу;
- для выполнения творческих заданий ученики самостоятельно разрабатывают алгоритмы, которые можно применять и в дальнейшей деятельности;
- учебный материал подается таким образом, что, изучая новые темы, учащиеся закрепляют и развивают уже полученные знания об основных общенаучных и общепредметных понятиях;
- освоение методов научной творческой деятельности происходит постепенно, в процессе изучения программного материала;
- изначально работа в соответствии с новыми методами и технологиями творческой деятельности происходит коллективно, затем учащиеся разбиваются на пары, в итоге переходят к индивидуальной деятельности;
- для контроля и анализа результатов усвоения программного материала применяют методы и технологии творческой деятельности, проводят теоретический и методологический анализ, самостоятельно составляют задания.
Формы развивающего обучения
В соответствии с технологией развивающего обучения учебная деятельность на уроках организуется посредством:
- Фронтальной работы, при которой учащиеся предлагают свои версии, а педагог их обобщает, управляя и координируя деятельность класса. Затем функции учителя передаются ученикам, они сами должны фиксировать версии, проводить обобщения и т. п.
- Парной работы, при которой учащиеся тратят меньше времени на поиск и обобщение версий, при этом учатся работать в паре, обучать других, оказывать при необходимости помощь партнеру.
- Групповой работы, на которую делается основной упор в различных методах технологии развивающего обучения. Ученики получают роли координатора, секретаря, докладчика, оформителя, эксперта, критика и пр.
Такой подход позволяет детям научиться работать в группе, сотрудничать в процессе поисково-исследовательской деятельности, разрабатывать индивидуальные планы достижения поставленной цели, проверять полученные результаты при помощи самостоятельно выявленных взаимосвязей и взаимозависимостей, обсуждать итоги работы на общих занятиях.
- Индивидуальной формы работы, которая подходит для выполнения творческих заданий, социально-значимых и социально-признаваемых проектов. На этом этапе учащиеся демонстрируют высшее проявление способностей к саморазвитию.
В технологии развивающего обучения используется отличный от классической формы подход к оцениванию успехов учащихся. Педагог ориентируется на интеллектуальные возможности ребенка, дает оценку его индивидуальному развитию. Если ребенок показывает не лучший результат, но при этом прилагает максимум возможных усилий, учитель поставит ему высший балл.
Оценки выставляются для того, чтобы стимулировать учеников к достижению успеха, показывать им их способности и возможности развития. Задача педагога, работающего по технологии развивающего обучения, в том, чтобы подтолкнуть каждого ребенка к развитию, активировать познавательный инстинкт, заинтересовать в самосовершенствовании.
Сейчас окружающий мир развивается семимильными шагами, поэтому важно, чтобы человек, вступающий в самостоятельную жизнь, был свободным, интеллектуально развитым, способным принимать решения без оглядки на других. Добиться такого результата можно с помощью технологии развивающего обучения.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: