Типы учителей и педагогические стили
Сохранить статью:
О чем речь? Педагоги различаются психотипом, темпераментом, отношением к преподаванию, ученикам и коллегам. Каждый индивидуален и использует подходящий для себя педагогический стиль. Типы учителей объединяются в распространенные группы по схожим качествам.
Для чего? Это влияет на результаты обучения и взаимодействие с окружающими, в первую очередь, с учениками. Зная особенности собственного типа, учитель выстраивает уроки так, чтобы получить наилучший результат.
Типы учителей по стилю преподавания
Для педагогической деятельности характерен определенный стиль исполнения, т. е. устойчивая система способов и приемов, применяемых педагогом в процессе работы. Стабильность системы и ее проявления в различных условиях позволяют выделить несколько типов учителей.
Существуют различные подходы к классификации педагогов. Каждая разновидность обладает своими достоинствами и недостатками. В течение жизни среднестатистический человек сталкивается с разными типами учителей.
В зависимости от стиля педагогической деятельности учителей можно подразделить на следующие группы:
Авторитарные педагоги
Учителя, входящие в эту группу, не рассматривают учеников с партнерской позиции, они видят в детях исключительно объект педагогического воздействия. Преподаватель единолично принимает решения, жестко контролирует выполнение своих требований, не учитывает мнение учащихся и конкретные ситуации, не обосновывает свои действия.
Такой подход к выстраиванию взаимоотношений с классом приводит к тому, что школьники перестают проявлять активность и инициативу на уроках, становятся агрессивными, у них снижается самооценка. При авторитарном стиле педагогической деятельности ученики в первую очередь заняты выстраиванием психологической защиты, а не развитием и усвоением знаний.
Подобный тип учителей в качестве методов воздействия на обучающихся использует приказы и поучения. Эти педагоги не испытывают удовлетворенности от выбранной профессии. Большое значение для них имеет методическая культура, они зачастую оказываются в роли лидеров в педагогическом коллективе.
Демократичные педагоги
Демократичный тип учителей рассматривает учеников в качестве равноправных партнеров, привлекает их к принятию решений, учитывает мнение, поощряет самостоятельность в суждениях, опирается не только на успеваемость по предмету, но и на личные качества ребенка.
В педагогической деятельности использует такие приемы, как побуждение к действиям, совет, просьбу. Этот подход приводит к здоровой самооценке учеников, их удовлетворенности от процесса обучения. Педагоги, применяющие подобный стиль педагогической деятельности, также испытывают удовлетворенность выбранной профессией.
Либеральные педагоги
Учителя с таким стилем педагогической деятельности предпочитают передавать инициативу ученикам и коллегам, перекладывать на них принятия решений и последующую ответственность. Они нерешительны, часто сомневаются, организацию и контроль учебной деятельности пускают на самотек. В классе либеральных педагогов неустойчивая атмосфера, зачастую случаются скрытые конфликты.
Перечисленные стили педагогической деятельности по-разному относятся к взаимодействию между учителем и учеником: в первом случае оно осуществляется на основе подчинения, во втором – на партнерских началах, в третьем – направленное воздействие отсутствует вовсе. В каждом из этих типов преподавания превалирует монологическая или диалогическая формы общения.
В. А. Кан-Калик предложил более детализированную классификацию учителей в зависимости от их включенности во взаимодействие с учениками:
- увлеченные учителя заинтересованы в совместной с учениками творческой деятельности, а также в своем деле, в выбранной профессии;
- дружески расположенные педагоги успешно взаимодействуют с учениками, однако, используя такой подход, важно не перейти к фамильярному, панибратскому стилю общения, который крайне негативно отразится на педагогической деятельности в целом;
- дистанцирующиеся учителя обычно предпочитают авторитарный стиль взаимодействия, в их классах присутствуют образцовая дисциплина, организованность, прекрасные учебные показатели, однако фактически такой подход грозит ученикам конформизмом, фрустрацией, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний и пр.;
- запугивание и заигрывание с учениками выбирают педагоги, которые оказались в профессии случайно, совершенно в ней не заинтересованы.
Типы учителей по индивидуальному подходу
Как считал В. Н. Сорока-Росинский, учителя делятся на две группы: обладающие индивидуальностью и «безликие» педагоги.
Первая группа включает в себя ряд подгрупп:
- теоретики – уделяют максимум внимания теории в ущерб практической реальности;
- реалисты – чувствуют настроение учеников, могут вместе с ними радоваться, сопереживать, горевать, понимать интересы каждого;
- утилитаристы – близки к реалистам, рассматривают учеников в качестве объектов изучения, стремятся получить наилучшие показатели в процессе воспитания и обучения;
- артисты – в своих действиях опираются на вдохновение, интуицию, что является одновременно их сильной и слабой стороной.
Типы учителей по профессиональной позиции
М. Тален выделял различные типы учителей, исходя из их профессиональной позиции без учета потребностей учеников:
- «Сократ».
Этот тип учителей в школе обожает дискуссии, споры, которые может намеренно провоцировать. Зачастую выбирает роль «адвоката дьявола», защищает непопулярные позиции. Для таких педагогов характерны индивидуализм, отсутствие системности в учебном процессе. Возникающие на уроках конфронтации учат школьников отстаивать собственную позицию.
- «Руководитель групповой дискуссии».
Учителя этого профессионального типа занимают позицию посредников, заинтересованы в согласии и сотрудничестве между учениками, при этом достижение единомыслия для них более значимо, чем результат дискуссии.
- «Мастер».
Такие учителя являются для учеников образцами для подражания, причем это распространяется не только на учебный процесс, но и на отношение к жизни в целом.
- «Генерал».
К такому типу принадлежит большая часть учителей. Они выбирают авторитарный стиль взаимодействия с учениками, требуют от них беспрекословного подчинения и послушания.
- «Менеджер».
Учителя с таким типом личности выбирают индивидуальный подход к ученикам, поощряют самостоятельность и инициативность, обсуждают с детьми смысл заданий, качественно контролируют учебный процесс и оценивают итоговый результат.
на наши новости
500 000 пользователей!
- «Тренер».
Учителя такого типа нацелены на результат, они не видит в учениках индивидуальности, рассматривает их как членов команды, которая должна добиться группового успеха.
- «Гид».
Лаконичные, точные, сдержанные, но при этом скучные педагоги, которые заранее знают не только ответы, но и вероятные вопросы.
Типы учителей по профессиональному развитию
- «Организатор».
Этот тип учителей занимает лидерскую позицию как среди учеников, так и в педагогическом коллективе, любит внеклассные мероприятия, прекрасно справляется с исполнительной, мобилизационной и организаторской ролями. Отличается требовательностью, организованностью, энергичностью, волевыми качествами.
- «Предметник».
Наблюдательные, компетентные учителя, рационалисты, любящие творчество, уверенные в важности полученных знаний для дальнейшей жизни. Хорошо справляются с конструктивной, методической, обучающей, ориентировочной функциями педагогической деятельности.
- «Коммуникатор».
Общительные, добрые, привлекательные внешне, эмоциональные, эмпатичные, нравственные и пластичные в поведенческом плане учителя, неконфликтные экстраверты, любящие детей. Лучше всего справляются с коммуникативной функцией.
- «Интеллигент» (просветитель).
Для этого типа учителей характерен высокий уровень интеллекта и общей культуры, а также безусловная нравственность. Они отличаются принципиальностью, моральными качествами. Прекрасно справляются с гностической, воспитательной, информационной, развивающей, исследовательской функциями.
8 типов учителей с точки зрения учеников
- «Друг».
Для того чтобы стать другом ученикам, этот тип учителей часто устраивает неформальные посиделки, готов во внеурочные часы объяснять материал тем, кто не понял, входить в положение, выслушивать, поддерживать, давать советы, закрывать глаза на прогулы, некорректное поведение на уроках и невыполненные домашние задания, выгораживать учащихся перед директором и завучем.
Ученики его любят, чувствуют себя с ним комфортно. Однако на его уроках отсутствует дисциплина, хромает успеваемость, поэтому детям приходится осваивать программный материал самостоятельно.
- «Тиран».
На уроках учителей этого типа всегда царит железная дисциплина, отсутствуют прогульщики, домашние задания выполняются всеми и всегда. Малейшее нарушение порядка в классе грозит выставлением за дверь, отправлением к директору и вызовом родителей в школу.
У такого педагога можно получить прекрасные знания, однако отправлять к нему стоит только уверенного в себе ребенка, с устойчивой психикой, легко осваивающего школьную программу. «Тиран» совершенно не подходит сомневающимся в себе, беспокойным, застенчивым детям, все принимающим близко к сердцу, поскольку он никому не делает скидок и вовсе не знаком с индивидуальным подходом.
- «Мечта ученика».
Этот тип учителей знает все об индивидуальном подходе. Такой педагог интеллигентен, но при этом достаточно строг. Он похвалит за старания и хорошо выполненное задание, при необходимости тактично выразит недовольство, мягко укажет на допущенные ошибки.
Детям легко и интересно с таким педагогом, он может небанально объяснить новый материал, при этом поймут его абсолютно все. Изучает новые методы и приемы в обучении и с удовольствием применяет их на практике, дополняя устаревшую школьную программу. При этом не допускает приятельских, панибратских отношений с учениками, держит дистанцию, что делает его авторитет в глазах школьников непоколебимым.
- «Бунтарь».
Этому типу учителей известно все о новых методиках обучения. При этом он не готов использовать новые знания в качестве дополнения к существующей программе, его цель заключается в том, чтобы полностью заменить старое новым. Из-за этого педагог готов к постоянным спорам как с учениками, так и со школьной администрацией.
Эту категорию преподавателей интересует политика, поэтому любой урок, будь то геометрия, химия или черчение, они будут использовать для рассуждений о будущем страны и подрастающего поколения.
Некоторые педагоги-бунтари предлагают вообще отказаться от общеобразовательных школ и получать образование в другом формате. В адрес тех, кто с ними не согласен или демонстрирует низкую успеваемость, такие учителя публично отпускают язвительные замечания, поэтому неуверенным в себе ученикам, принимающим все близко к сердцу, спорить с ними категорически не рекомендуется.
Учиться у них интересно, однако далеко не всегда приятно. Впрочем, бунтари надолго в одной школе не задерживаются: они либо вступают в открытый конфликт с администрацией, либо увольняются сами, поскольку полагают, что школа ограничивает свободу их личности.
- «Искатель приключений».
Предыдущий тип учителей больше склонен к теоретизации и философским размышлениям, в то время как «искатели приключений» от теории быстро переходят к практике. Среди них чаще встречаются преподаватели естественных дисциплин. Они не конфликтуют открыто с администрацией школы, а молча собираются и отправляются вместе с учениками на экскурсии, в походы или просто на прогулку.
Педагоги этого типа считают, что знания усваиваются намного прочнее и лучше, если не просто изучать скучную теорию, но максимально погружаться в изучаемую тему. То есть стихи А. С. Пушкина лучше читать, не стоя у доски, а в его музее-квартире на Мойке, усвоить строение грибницы гораздо проще, в деталях рассмотрев ее в лесу под елкой.
К достоинствам этой категории преподавателей можно отнести нестандартный поход, на их уроках всегда интересно и весело, к недостаткам – отсутствие строгости и дисциплины. Поэтому некоторые ученики прогуливают уроки и совсем не знают предмет.
- «Бабушка».
Сегодня этот тип учителей встречается очень редко. Хотя школа ежегодно принимает в свои ряды молодых специалистов, пенсионеры старой закалки продолжают крепко держаться за свои места.
Они учат подрастающее поколение, используя учебники и методы прошлого века, стремятся привить молодежи советские ценности и любовь к коммунизму и при этом не забывают поправлять рубашки и вытирать носы. На уроках «бабушек» дисциплина совершенно отсутствует, большая часть класса либо прогуливает, либо издевается над ними, а впитывают знания только круглые отличники и ботаники.
- «Нытик».
Чаще всего учителя-нытики встречаются среди женщин, хотя исключения бывают везде. Поводы для жалоб и причитаний они находят всегда – это и плохая успеваемость, и невыполненные домашние задания, и плохо написанные контрольные работы, и отставание от учебного графика.
Данную категорию педагогов не любят ни ученики, ни другие учителя, ни родители, которые на собраниях вместо полезной информации относительно образовательного процесса получают отповедь о неоцененном труде педагога, проблемах в личной жизни и непослушных учениках, неспособных усвоить элементарные знания. Даже круглые отличники и ботаники зачастую перестают слушать ежедневное нытье, не говоря уже об остальных учениках. А это отрицательно сказывается на успеваемости класса.
- «Наставник».
Один из самых лучших типов учителей. Эта категория отличается мудростью, спокойствием, эрудицией, любовью к размышлениям. Они легко завоевывают авторитет у коллег, учеников и их родителей, для этого им не нужно прибегать к крикам, упрекам и плохим оценкам.
Преподаватели этого типа ставят перед собой задачу подсказать детям правильный путь, подтолкнуть к самостоятельному принятию решений, научить думать. Они предпочитают задачи на логику и сообразительность, эксперименты, далеко не всегда дают ответы на вопросы, но при этом предлагают учащимся порассуждать, высказать и обосновать свою точку зрения.
Ребенок, который заинтересован в предмете, легко найдет общий язык с наставником. В то же время он не будет заставлять учиться того, кому предмет неинтересен, однако и положительных оценок ставить не станет.
Часто задаваемые вопросы о типах учителей
Отвечаем на частые вопросы.
Зачем учителю знать свой тип?
Когда учитель знает, к какому типу он принадлежит, ему проще обнаружить свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с учениками. В таком случае он сможет сформировать свой стиль деятельности, который подчеркнет его лучшие черты и при этом минимизирует влияние отрицательных качеств. С учетом своего вида преподавательской деятельности легче добиться прекрасных результатов в образовательной и воспитательной работе.
Какие различают типы центрации учителя?
Центрацией называют избирательную направленность преподавателя на различные стороны педагогического процесса.
Существует шесть типов центрации:
- Конформная – предпочтение отдается интересам и мнению коллег.
- Эгоцентрическая – педагог ставит во главу угла собственные интересы и потребности.
- Гуманистическая – учитель концентрируется на интересах учеников.
- Методическая (познавательная) – преподаватель сосредоточен на средствах и методах обучения.
- Педагоги с нереализованными индивидуальными потребностями – из-за исполнительности и репродуктивного характера деятельности они отдают предпочтение интересам и требованиям администрации школы.
- Педагоги, концентрирующиеся на интересах родителей.
В чем проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности?
Каждому педагогу присущ индивидуальный стиль педагогической деятельности, проявляющийся в следующих аспектах:
- Темперамент, то есть время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональный отклик.
- Характер реакций на возникающие в процессе педагогической деятельности ситуации, включая нестандартные.
- Выбор приемов и методов преподавания и воспитания.
- Стиль педагогического общения.
- Реакция на действия и поступки учеников.
- Использование средств психолого-педагогического воздействия на школьников и пр.
Кроме того, можно классифицировать типы учителей, исходя из психотипов личности, соционики и др., рассматривая их под разными углами. Зная, к какой категории относится преподаватель, ученикам и родителям проще выстроить с ним контакт, придерживаться верной тактики поведения.
Учитель же, зная, к какой категории он принадлежит, сможет продуктивнее использовать свои сильные качества, лучше выстраивать отношения с учащимися, их родителями, другими педагогами и администрацией школы.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: