Учебная нагрузка учителя: как рассчитать и что учитывать
Сохранить статью:
От чего зависит? К началу учебного года необходимо распределить учебную нагрузку учителя и документально оформить ее. В соответствии с ней рассчитывается оплата труда педагога. При этом учитываются возраст учеников, характер занятий и их объем.
Как считать? Важно понимать, что входит в рабочее время учителя и как сказывается на нем увеличение или уменьшение нагрузки. Также нужно учитывать различные нестандартные ситуации, например, карантин. Все эти нюансы предусматривает законодательство, и сейчас мы попробуем в них разобраться.
Как рассчитывается и нормируется учебная нагрузка учителя
Педагогам, работающим в должностях, перечисленных в подп. 2.3–2.8 Приложения 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее – Приказ № 1601), установлены тарифные ставки. Например, продолжительность труда воспитателя детского сада – 36 часов в неделю, а преподавателя в школе – 18 часов.
Деятельность педагога образовательного учреждения (ОУ) соотносится с определенной ставкой (окладом) оплаты труда, если выполнена установленная для должности норма часов работы. Это количество затраченного времени является учебной нагрузкой учителя школы. Каждое ОУ определяет ее объем, учитывая:
- Установленное принятыми учебными планами и программами количество часов труда.
- Ситуацию с кадровой обеспеченностью образовательного учреждения.
- Иные условия деятельности в этом ОУ (специфика обучающихся и др.).
Обычно образовательные учреждения формируют объем нагрузки в соотношении с количеством часов занятости педагога по учебному плану. Федеральные ОУ разрабатывают эти проектные документы в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (далее – Приказ № 1312).
По нему для обычных средних школ преподавание русского языка в первом классе составляет 168 час/год, во 2–4 – по 170 часов. ОУ в регионах принимают учебные планы в соответствии с разработками управлений образования субъектов федерации, учитывающими местные особенности, но базирующимися также на требованиях федерального базисного учебного плана.
Расчетный объем учебных часов по специальности на образовательное учреждение распределяется среди педагогов. При этом учитывается установленная по ст. 333 Трудового кодекса РФ сокращенная длительность рабочего времени учителя – не больше 36 час/неделя.
Но максимальное количество часов занятости педагога также должно быть предусмотрено в типовом положении о данном ОУ: это позволяет соотнести объем работы учителя с особенностями каждого конкретного учреждения.
Специфика измерения учебной нагрузки учителя:
- По п. 1.3 Приложения 2 к Приказу № 1601 ее размер должен быть уточнен до открытия учебного года в этом ОУ. После распределения ее по педагогам все показатели нагрузки фиксируются в приказе по образовательному учреждению.
- Расчет рабочего времени учителя в соответствии с п. 2.8.1 Приложения 1 к Приказу № 1601 производится с учетом нормы в 18 час. в неделю. При этом, конечно, существует возможность изменения этого объема в зависимости от специфики деятельности педагога и образовательного учреждения.
- При несоответствии нагрузки указанной выше норме по п. 4 Приложения 1 к Приказу № 1601 необходимо создать и подписать документ о согласии учителя с нагрузкой на новый учебный год.
Верхний предел учебной нагрузки учителей школ и педагогов российских садиков законодательно не определен. Но для них назначена рабочая неделя в 36 часов, то есть повышать объем занятости можно только до этого предела. Если специалист хочет и имеет возможность трудиться больше, то это надо представить как сверхурочную занятость либо зарегистрировать внутреннее совместительство (по ст. 60.1 и ст. 97 Трудового кодекса РФ и Письма Минтруда от 05.09.2017 № 14-2/ООГ-6849).
При распределении учебной нагрузки учителям нужно учитывать следующие требования:
- Педагогу, для которого это ОУ – основное место трудоустройства, лучше объем занятости в следующем году не изменять.
- Создайте и соблюдайте систему преемственности учебной деятельности в классах и классах-комплектах по дисциплинам, предметам, модулям обучения и курсам.
- Лучше закольцовывать преподавание предметов: ведущему занятия у выпускников на следующий год предложить только начинающих освоение данной дисциплины.
- Если педагог в школе (по основному месту работы) занимается на дому с длительно болеющими детьми, включайте эти часы в его учебную нагрузку.
- Не рекомендуется во время каникул изменять объем занятости учителя, в т. ч. когда он преподает обучающимся на дому, а причина этого (заключение медиков) действует лишь до конца учебного года.
- Лучше отдельно оплачивать объем учебной нагрузки учителя, который он выполнил, замещая временно отсутствующего коллегу.
Что входит в рабочее время учителя
В рабочее время педагога за неделю обычно по ставке включают 18 часов по норме и добавляют время на методическую деятельность. Но любой учитель сразу задаст вопросы о дополнительной занятости (в том числе классном руководстве), труде на каникулах и во время карантина.
Что же должно входить в это время:
- Учебная нагрузка учителя. Она нормируется (ставка – 18 рабочих часов) и обозначает объем уроков, которые ведет преподаватель. Определение рабочего времени производится по Приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536.
- Ненормируемая занятость педагога. Она включает в себя классное руководство, управление методической деятельностью, работу в закрепленном кабинете, иные обязанности. Эта нагрузка определяется особо.
Постоянным вопросом является определение объема часа при расчете педагогической занятости. Подчеркиваем, что по Приказу № 1601 при исчислении учебной нагрузки в нее включаются и сами занятия, и перерывы между ними, а за час принимается именно астрономический период, то есть 60 минут.
Нюансы учебной нагрузки учителя
Некоторые вопросы этой темы требуют уточнений.
Как определяются ненормируемая занятость и дополнительные обязанности?
В отличие от объемов учебной нагрузки учителей, эта деятельность регулируется внутренними бумагами образовательного учреждения: регламентом его работы, программой школы на год, трудовыми договорами, расписаниями всех занятий, графиком дежурств. Данные документы разрабатываются администрацией и визируются директором ОУ. Требования внутреннего регламента согласуются с членами профсоюза школы.
Затраты времени на ведение учебной документации и консультирование родителей указываются в правилах трудового распорядка, принятых ОУ.
Время занятости учителя подготовкой и ведением собраний родителей, участием в педагогических/методических советах определяется в годовом плане школы.
В нем же и в иных документах ОУ указываются затраты времени на внеклассную деятельность (оздоровительные/спортивные мероприятия, конкурсы, экскурсии и т. п.).
Способы расчета и оплаты часов дополнительной занятости педагога (на оценку письменных работ, руководство классом, управление методической деятельностью, заведование кабинетом) определяются трудовым договором.
То, сколько времени учитель должен тратить на школьные дежурства, прописывается в соответствующем графике. Эта схема учитывает, что педагог не должен быть в ОУ в те дни, когда у него нет уроков.
Как определяют переработки, не входящие в объем учебной нагрузки учителей?
За участие в представленных в годовом плане мероприятиях в свой выходной педагог получает другой выходной или двойной расчет. Если такая деятельность не была запланирована, то администрация ОУ издает приказ по оплате отработанного времени в двойном размере и предоставлении выходного.
на наши новости
500 000 пользователей!
Учитель обязан приходить в школу в дни без уроков?
Педагог должен появляться в ОУ в это время только на обязательные мероприятия, указанные в годовом плане. Также учитель не обязан посещать школу один день в неделю, который, по рекомендации Минобрнауки России, может быть предоставлен для подготовки к занятиям (если это принято администрацией).
Как оплачивается неполная занятость? А если происходит уменьшение учебной нагрузки учителя в текущем году?
В первой ситуации по Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 оплата ставки гарантирована в полном размере. Если произведена догрузка специалиста иной педагогической деятельностью до нормы, в перечисленных ниже случаях:
- Учителям-специалистам начальной школы (1–4 кл.) при дополнении их занятости уроками физкультуры, музыки, рисования и иностранного языка.
- Педагогам этих же классов сельских ОУ с обучением на родном национальном языке, не имеющим соответствующей подготовки для ведения занятий на государственном русском.
- Учителям русского языка негородских начальных школ с национальным языком обучения.
- Преподавателям физкультуры в сельских ОУ, иностранного языка в школах при химлесхозах, а также в поселениях при сплавных либо лесозаготовительных предприятиях.
Бывает, что после начала занятий происходит уменьшение учебной нагрузки учителя по независящим от него основаниям. Тогда с этого момента до завершения учебного года ему положены:
- Оплата труда за отработанные часы – когда эта нагрузка выше определенной на ставку нормы.
- Заработок по полной ставке – если нагрузка стала меньше ставочной и нельзя предложить учителю догрузку иной педагогической деятельностью.
- Получаемая специалистом оплата труда до снижения учебной нагрузки, если она меньше ставочной и нет возможности добавить другую педагогическую работу.
Как учитываются «окна»?
Администрация ОУ обязана определять учебную нагрузку учителя и составлять его расписание так, чтобы между занятиями были перерывы не более двух часов подряд. Большие «окна» допустимы исключительно с письменного согласия педагога.
Как считается участие в проведении ЕГЭ?
Помощь учителя в подготовке единого государственного экзамена предполагает освобождение его от основной занятости и денежную компенсацию. Регионы самостоятельно устанавливают порядок ее получения и размер.
Рабочие каникулы в учебной нагрузке учителя
Определение учебной нагрузки учителей базируется на понятии школьного года. Это основополагающая характеристика процесса, так как именно на данное время ориентированы планы обучения, методики, объем работы специалистов.
В РФ каждый учебный год начинается в День знаний, 1 сентября, а от следующего он отделен двухмесячными летними каникулами. Еще во время обучения установлены периоды, в которые учебные занятия не проводятся. Они зависят от типа, технологии деятельности ОУ – например, в школе это весенние/осенние каникулы, сессионное время в вузах и др.
Но для педагогов все короткие и часть летних каникул, а также время, объявленное карантинным, являются рабочими (кроме дней государственных праздников). Каждое ОУ само определяет форму загрузки учителей в эти периоды. Законны повышение квалификации, переподготовки, профессиональные курсы.
Можно обновлять образовательные программы или подготавливать контрольно-измерительные материалы дома. Некоторые педагоги могут быть заняты в школе методической деятельностью.
Единственное условие: все формы загрузки учителей в это время должны быть закреплены нормативными актами образовательного учреждения.
Но необходимо учитывать, что по Приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 все периоды каникул, не являющиеся для педагога ежегодным оплачиваемым основным либо дополнительным отпуском, это его рабочее время.
Во время каникул, когда отсутствует учебная нагрузка у учителей, не находящихся в отпуске, они должны заниматься дополнительными обязанностями: методической, профессиональной и организационной деятельностью, которая направлена на подготовку и реализацию образовательной программы.
Но все это производится исключительно в объеме нормированного рабочего времени, то есть установленных для каждого специалиста часов учебной педагогической занятости. И при этом режим данного труда учителей в период каникул должен быть определен локальными актами образовательного учреждения и отображен в графиках занятости с указанием его характеристик и особенностей.
Таким образом, рабочее время каждого педагога состоит из преподавательской и другой деятельности, связанной с образованием. Если в объеме этих часов учебная нагрузка превышена, то оплата переработки производится пропорционально излишку времени, исходя из суммы за полную ставку. В случае, когда педагог был занят более установленной нормы, в действие вступает ст. 152 гл. 21 Трудового кодекса РФ.
Необходимо отметить, что сложности и проблемы определения учебной нагрузки и занятости учителей могут быть устранены только с принятием нового постановления Министерства просвещения России, которое отменит подразделение рабочего времени специалистов сферы образования на нормированное и ненормированное.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: