Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Учитель и соцсети: правила ведения и поведения
Главная > Блог > Учитель и соцсети: правила ведения и поведения
10.10.2022
3020
Время чтения: 12 минут

Учитель и соцсети: правила ведения и поведения

Проблема. Активность учителя в соцсетях не может остаться незамеченной. Ведя свою страницу и добавляя в качестве друзей учеников и родителей, педагог становится медийной личностью, транслирующей свой образ жизни и своё мировоззрение. Отдельные громкие случаи, связанные с такими аккаунтами, показывают, что подписчики внимательно следят за контентом и готовы высказывать свое мнение не только в личные сообщения, но и писать жалобы в вышестоящие инстанции.

Решение. В настоящее время нет строгого регламента на ведение личной страницы учителя в соцсетях. Кто-то закрывает ее, кто-то живет в Сети под псевдонимом, а кто-то добавляет в друзья всех желающих и не только фильтрует то, что публикует, но и добавляет полезную информацию для подписчиков.

Оглавление:
  1. 5 правил управления аккаунтом в соцсетях для учителя
  2. Моральный кодекс учителя
  3. Плюсы и минусы соцсетей в педагогической деятельности
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

5 правил управления аккаунтом в соцсетях для учителя

Для педагога сегодня не проблема – создание учетной записи в соцсети. Но предварительно надо наметить, какова и для чего планируется страница, сформулировать правила общения с ее посетителями. Для этого делаются следующие шаги:

правила общения в соцсетях

  1. Формулируется цель общения на этой площадке. Она может быть любой – от раскрытия души в дружеских разговорах до реализации творческих амбиций и получения отзывов от коллег. Аккаунт поможет и в самопиаре, чтобы ваш класс всегда был полон новыми учениками, а родители с восхищением рекламировали самого лучшего педагога города. Продумайте именно личную цель для этой конкретной соцсети.
  2. Следующий шаг – установка задач. Здесь важно избежать разноплановости, многозадачности. Нельзя в одном аккаунте охватить все свои желания и возможных посетителей. Загруженный работой педагог не сможет вести страницу так, чтобы она привлекала одновременно его учеников, профильных учителей, работающих в школе и представленных в соцсети, и чиновников из Министерства образования. </br></br>Это очень непросто: потребуется регулировать доступ к любому посту читателей разных групп, формировать для каждой из них план публикаций, не путаться в стилях общения. Если желание собрать всех в одной сети очень сильно – попробуйте создавать закрытые авторские сообщества. Но не нужно все их размещать на личной странице.
  3. Четко зафиксируйте свою целевую аудиторию. Это зависит от цели и задач страницы. Для этого решите: кто будет на ней вашим другом, для кого достаточно роли читателя без возможности комментировать. Определитесь и с теми, кому доступ к странице будет закрыт. Ответы на эти вопросы должны привести к некоторой однородности группы. А степень совпадения портретов ее членов будет влиять на особенности и качество общения с этими людьми, на сложность достижения цели.
  4. Определитесь с приватностью. Если для друзей страница открыта, то какие возможности вы хотите предоставить другим посетителям? Это важный вопрос взаимодействия учителя и соцсети, особые правила выживания. Нужно выбрать один из вариантов приватности:
    • Материалы могут быть видны только вам. В этом случае общение на странице полностью исключено. Такой вариант используют обычно как личный дневник или органайзер. Здесь достигается полная приватность.
    • Страница доступна тем, кто отнесен к вашим друзьям. Кулуарный вариант, где только хозяин определяет количество гостей. Есть только одно но: каждый подключенный вами новый человек увидит не только свежие, но и все ранее созданные посты.
    • Информация будет известна друзьям и их кругу близких. Такой вариант используется для того, чтобы посетителей страницы стало больше и для расширения круга ваших знакомых.
    • Вариант, когда со страницей может ознакомиться любой человек. Он может быть использован, если владельцу аккаунта нужно продемонстрировать как можно большему количеству людей свои профессиональные успехи, привлечь к себе внимание.
  5. Дисциплинарный шаг, на котором определяются те условия, которые должны соблюдать все посетители страницы. Для того, чтобы каждый мог их прочесть, перечень правил поведения закрепляется прямо под шапкой веб-ресурса. Что нужно включить в этот список, решает владелец страницы. Но чаще всего в него вносят следующие ограничения, которые также считаются правилами выживания в паре «учитель и соцсети»:
    • Связанные с унижением, оскорблением создателя площадки и ее посетителей.
    • Применение ненормативной/бранной лексики в материалах и комментариях.
    • Разжигание межнациональной, межэтнической розни, негатив в отношении религиозных конфессий и государства.
    • Комментарии и сопровождающие их материалы сексуального характера (фотоснимки, картинки, видео и т. п.).
    • Информация, распространяющая призывы к насилию либо его рекламирующая.

Моральный кодекс учителя

Социальные сети представляются многими людьми как иная, чаще – более приемлемая для них лично – реальность, где они могут устанавливать собственные законы жизни. Но по своей сути интернет-сообщества – это лишь инструмент, используемый обычным человеком нашего мира в своих целях.

Поэтому и действуют в них все те же принципы общения, принятые в современном обществе. Те группы людей, к коммуникативным качествам которых в реальности социум предъявляет особые требования, должны соблюдать их и в интернете. К ним относятся и учителя в соцсети.

Таким требованиям необходимо следовать и педагогам, причем и в обычной жизни, и в социальных сетях – на своей или чужой страничке, не только в своих сообществах. Базовые положения кодекса поведения учителя в соцсетях (и не только):

  • Ведите общение в соответствии со своим социальным положением. Профессия педагога обязывает. Вы для ученика должны быть примером, поэтому он будет остро реагировать на любое несоответствие. Никогда (интернет все помнит) никого не обижайте, тем более – не оскорбляйте, не выражайтесь резко и грубо.
  • Поддерживайте моральный облик учителя. Не стоит публиковать свои фото, которые кто-нибудь может воспринять как компромат. Даже в своем аккаунте не размещайте снимки, видео с алкоголем, курением, в недопустимых (не тех, которые можно показать своему ребенку) ситуациях. </br></br>Не рекомендуется и использование юмора «на грани фола». Любое такое послание может через знакомых попасться на глаза коллегам, руководству, родителям, ученикам – и это скажется на их оценке вашего морального облика.
  • Тайна ученика должна оставаться только его секретом. Даже несмотря на ваше желание представить своим друзьям материал с урока или результат выполнения задания на закрытой от посторонних страничке. Представьте, что будет с ребенком, увидевшим свою смешную оговорку/ошибку, глупую опечатку в Сети, да еще и обидные комментарии под ней. А как он после этого будет относиться к вам? Не допускайте подобных случаев без согласия воспитанника, нельзя публиковать такие материалы даже без имени ученика.
  • Не уподобляйтесь сороке-сплетнице. Для педагога это особенно важно, так как вы по роду деятельности часто знакомы с семейными тайнами, проблемами и иными неурядицами многих людей. Эта информация не должна попасть в соцсети. Не нужно передавать разговор с ребенком или родителем даже без упоминания фамилий, имен – знакомые легко определяют участников события. В результате тайна – общеизвестна, а вы получаете неблагозвучное реноме.
  • Негатив в отношении других, в том числе и учителей, в соцсети недопустим. Во-первых, это представляет вас как не вполне корректного специалиста. Во-вторых, критика отсутствующего в этот момент лица – признак неэтичности. И все это скажется на ваших отношениях с педагогами. </br></br>Приемлемо заявить о том, что придерживаетесь другого мнения или не считаете возможным использование этого метода – то есть предпочтите формулировки, описывающие ваше мнение, а не оскорбляющие коллегу. Такой выход подходит и для общения вне Сети.

Моральный кодекс учителя

Представленные принципы общения в социальных сообществах помогут сохранить дружеские отношения с воспитанниками. Это часто помогает: и через долгое время вы будете включены в содружество бывших учеников, будете знать их путь. А если вдруг нужна моральная поддержка, то что может быть лучше, чем в ответ на вопрос в соцсети о том, что было хорошее в нашем классе, получить большое количество приятных воспоминаний, где вы – лучший друг детей.

Плюсы и минусы соцсетей в педагогической деятельности

Правило добавления в друзья одно и для жизни, и для социальных сетей. Здесь вы сами все решаете. Есть специалисты, которым совершенно не по вкусу идея общения с учениками еще и в интернете: устал от них в школе, хочу просто снять «маску учителя», а они опять будут про уроки…

Плюсы и минусы соцсетей в педагогической деятельности

Но аккаунты с большим числом подписчиков (бывших и сегодняшних воспитанников) говорят об обратном: при соблюдении принципов общения они становятся настоящим помощником учителя в соцсети и необходимым ресурсом для учеников.

К положительным эффектам использования педагогами социальных сетей относят следующие:

  • Общение с учениками на привычной для них интернет-площадке улучшает взаимопонимание и делает более эффективным коммуникативный процесс.
  • Социальные сети могут использоваться как место распространения электронных учебных материалов, дополнительных изданий, отсутствующих в общем доступе, собственных разработок педагога. Это быстро, удобно для всех и также сближает.
  • Контакты с некоторыми детьми в индивидуальном порядке, когда застенчивый ребенок решает проблему не в аудитории, а перед монитором, позволяют ему раскрепоститься и успешнее общаться с педагогом и одноклассниками.
  • Нет необходимости менять режим нахождения в школе. Если нужно дополнительное занятие по не до конца понятой теме, его можно провести онлайн, в соцсети, в удобное для учителя и воспитанников время. Его же можно использовать для ответов на вопросы.
  • В соцсетях можно заниматься совместным онлайн-проектированием. Это ученикам дает доступ к его материалам в любое время, педагогу – возможность контроля хода исследования. Через опрос легче выявить оценку результата работы детей или их честные мнения по какому-либо вопросу.
  • В своей группе социальной сети педагог может выкладывать собственные и сторонние тематические аудио-, видеозаписи. Ученики же легко отыщут нужный им материал по ключевым словам в поиске.
  • Когда ребенок не может прийти в школу или обучение идет в дистанционном режиме, некоторые соцсети можно использовать для занятий на расстоянии. Они должны иметь функцию онлайн-трансляции, а вопросы ученики могут задавать в чате во время урока.
  • Хорошо подходит социальная сеть для организации культурной жизни класса. С ее помощью можно договариваться о том, как будет проходить экскурсия или поход, обсуждать план мероприятий. А после события – здесь же собрать впечатления детей, поделиться фото- и видеозаписями, из которых создать «Банк эмоций» за годы учебы.
  • Кроме всего перечисленного, социальная сеть подходит для контактов с родителями, которые из-за занятости не всегда в курсе школьных дел и успехов своего ребенка. Главное, чтобы у них были аккаунты в этой сети. Также педагог, вступив в профессиональное сообщество, может получать новые знания и информацию, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов преподавания.

Конечно, как и у любого сервиса, у социальных онлайн-групп есть и свои минусы. На них также нужно обращать внимание, как и на правила «выживания» учителя в соцсети, стараться предотвратить их проявление либо нивелировать эти недостатки. Список основных возможных проблем:

  • Соцсеть одновременно выступает и помощником в образовательном процессе, и отвлекающим от него фактором. Часто ребенка больше интересует общение с ровесниками и развлекательный контент, чем новая информация на странице учителя.
  • Ведение своей площадки, регулярное наполнение ее актуальными, интересными и притягательными материалами – это трудоемко и требует больших затрат времени. В социальной сети важно не просто отработать по предложенной руководством схеме, а внести в нее собственные творческие решения. Надо использовать продуманные способы привлечения внимания детей и родителей, быть интересным для своих коллег, умело проводить онлайн-занятия и консультации.
  • В некоторых школах и селах до сих пор есть проблемы с работой интернета, поэтому все выложенные на странице материалы придется хранить на физических носителях, бумаге.
  • Часто ведение страницы в социальной сети, блога – это не оплачиваемое личное решение и занятие педагога.
  • Необходимость постоянного контроля приватности. В школе и в соцсети учитель должен быть примером для детей. В том числе в профессиональном использовании возможностей интернета с сохранением тайны личной жизни (собственной и других лиц).

Векторы развития социальных процессов и сетей формируют устойчивое мнение о том, что виртуальное общение будет занимать все более значимое место в образовательном процессе. Поэтому педагог всегда должен поддерживать свои знания и навыки в использовании ИК-технологий в актуальном состоянии.

Ведение учителем страницы в соцсети – это занятие, характеризующее личность и профессионала. Поэтому и в онлайн-общении нужно быть самим собой, развиваться, стремиться к лучшему и быть реальным примером для учеников.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw