Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Учитель-логопед в детском саду
Главная > Блог > Учитель-логопед в детском саду: навыки, направления деятельности
11.11.2022
10892
Время чтения: 12 минут

Учитель-логопед в детском саду: навыки, направления деятельности

Кто это такой? Учитель-логопед в детском саду выполняет задачи по устранению нарушений речи у детей. Дошкольный возраст благоприятен для устранения речевых дефектов на занятиях со специалистами.

Как работает? Работа логопеда уже давно вышла за рамки отработки отдельных звуков. Речь, как деятельность, связанную с высшей нервной системой, часто приходится развивать параллельно с мышлением, памятью и другими процессами. Регулярные занятия не только улучшают ее, но и хорошо влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Оглавление:
  1. Особенности профессии учитель-логопед
  2. Навыки и знания, необходимые учителю-логопеду
  3. Работа учителя-логопеда в детском саду
  4. Порядок оказания логопедической помощи в ДОУ
  5. Основные направления деятельности логопеда в ДОУ
  6. Обучение на учителя-логопеда
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Особенности профессии учитель-логопед

Учителя-логопеды – это высококвалифицированные специалисты, которые диагностируют и устраняют всевозможные речевые нарушения, выявляя и учитывая предпосылки их появления. В арсенале специалиста есть апробированные технологии и приемы, которые он использует в работе с детьми и взрослыми. Все они способствуют улучшению или полному восстановлению функций речи.

Учитель-логопед в детском саду

Специальность учителя-логопеда появилась не так давно. Свое начало специальность учителя-логопеда берет с XVII века, когда на территории Европы появились первые попытки корректировать речевые недостатки. В то время логопед уделял внимание нарушениям аудиального восприятия детей. Но по истечению трех веков, логопедия стала заниматься исправлением языковых функций. Основная цель работы специалиста данного профиля – работа над правильным произношением звуков родной речи.

Так как психическое развитие и речь индивидуума напрямую связаны, логопеду необходимо изучать основы психологии. Знание всех тонкостей этой науки поможет сделать коррекцию речи более качественной.

Большинство дефектов воспроизведения речи носят психологический характер, реже являются врожденными анатомическими аномалиями. Нарушения речи могут появиться в любой момент жизни, не только в раннем возрасте, но и, например, во взрослом после инсульта. Поэтому квалифицированный учитель-логопед всегда должен не только иметь в запасе методики, соответствующие возрасту учащегося, но еще и безупречно ими владеть.

На сегодняшний день в этой специальности есть четкие разграничения с учетом возрастной категории: учитель – логопед, работающий только с детьми или только со взрослыми клиентами. Функциональные обязанности в обоих случаях идентичные, отличаются только применяемые методы и подходы к пациенту. Логопед обследует ученика, чтобы определить степень языкового дефицита и далее планирует свою работу по исправлению дефектов.

Навыки и знания, необходимые учителю-логопеду

Большинство людей уже в школе задумываются о будущей профессиональной деятельности, связанной с дефектологией, как правило, среди них чаще встречаются девушки. Но, специальность логопеда имеет свои требования к кандидату, одно из них – отсутствие дефектов звукопроизношения и грамотный речевой строй.

Общая культура речи тоже является преимуществом для тех, кто решил выбрать этот профессиональный путь. При взаимодействии с учащимися необходимо следить за корректностью стилистики, орфоэпии и избегать просторечий. Речевой стиль логопеда должен быть достойным примером для ученика, который совершенствует свои вербальные навыки.

Учитель-логопед в детском саду

Для качественного осуществления своей профессиональной деятельности, специалист, занимающийся патологиями речи, должен понимать физиологию и механизм человеческого голоса, а также ориентироваться в области анатомии. Не менее важным здесь является знание основ этики, детской психологии и педагогики, потому как логопед занимается с людьми, имеющими нарушения речи.

Специалист должен понимать феномен речевых дефектов и владеть разнообразным арсеналом способов их исправления.

Работа учителя-логопеда в детском саду

Учитель – логопед, работающий в детском саду, имеет две основных цели: ранняя диагностика речевых проблем у детей и своевременное оказание логопедической помощи.

Достижение этих целей реализуются путем решения следующих задач:

  • Развитие внимания к звуковым аспектам речи.
  • Обеспечение своевременной логопедической помощи дошкольникам.
  • Предупреждение нарушений письменной и вербальной речи.
  • Создание благоприятной обстановки на занятиях с логопедом.
  • Формирование мотивации к преодолению речевых трудностей.
  • Оптимизация применяемых в работе логопеда технологий и подходов с учетом возрастных особенностей детей и возможностей их здоровья.
  • Просветительская деятельность со всеми участниками дошкольного образовательного учреждения с целью популяризации логопедических занятий.

В чем необходимость раннего вмешательства учителя – логопеда? В возрасте 5-6 лет ребенок может некорректно произносить такие звуки как «Л» или «Р», на этом этапе такие дефекты могут быть в пределах возрастной нормы. Но, часто, родители беспокоятся о том, не сохранятся ли они в подростковом и более взрослом возрасте.

Неверное произношение отдельных звуков в совокупности со снижением фонематического слуха могут отрицательно повлиять на навыки письма в школе и даже спровоцировать трудности в выборе профессии. Если же ребенок с дошкольного возраста получает помощь логопеда, то риск вышеописанных проблем снижается или может совсем отсутствовать.

Порядок оказания логопедической помощи в ДОУ

Помощь учителя — логопеда в обычном детском саду имеет свои отличия от сопровождения специалистом по коррекции речи детей в группах логопедического дошкольного учреждения. В детском саду обычного вида помощь логопеда является дополнительной и оказывается только нуждающимся в ней детям, а специалист встраивает свой функционал в общеобразовательный процесс, не меняя его кардинально.

Учитель-логопед в детском саду

В общей сетке расписания массового дошкольного учреждения нет утвержденных часов для занятий логопеда, поэтому он вынужден составлять свой график и расписание работы с детьми, чтобы они не повлияли на качество изучения основной программы детского сада. При выстраивании режима своей деятельности специалист отталкивается от внутреннего расписания ДОУ.

План занятий должен быть согласован с методистом и заведующим детского сада. И, в отличии от детского сада с группами компенсирующего вида, дети получают помощь логопеда не ежедневно, а 2-3 раза в неделю.

Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, выявляются через психолого-медико-педагогическую комиссию, которая по результатам диагностических исследований выдает заключение по речевым особенностям ребенка.

Сопровождение детей ДОУ, имеющих нарушения речи, проходит в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Это определяется тем, что:

  • Требуется проводить логопедическую работу, учитывая общее расписание детского сада.
  • Индивидуальное сопровождение в обычном ДОУ необходимо по причине того, что дети имеют разную глубину речевых дефектов.
  • Познавательная сфера дошкольников находится на разном уровне развития.
  • Отличается уровень обучаемости каждого ребенка.
  • Несистематическое посещение логопедических занятий из-за частых болезней замедляет процесс коррекции и снижает его эффективность.

Это приводит к вариациям в составе группы, что неизбежно сказывается на работе учителя – логопеда. Он вынужден прибегать к практическим методам, которые нечасто освещают в профессиональных источниках.

Примером такого метода является занятие с одним ребенком с речевыми трудностями в присутствии остальных детей подгруппы. В течение того времени, которое уделяется индивидуальному занятию, другие дошкольники играют в игры или делают задания, предложенные логопедом.

Помимо экономии временных ресурсов, этот подход показал и другие положительные моменты: повышенную заинтересованность в успехе логопедической деятельности ребенком, большую непринужденность и внимательность к речи других ребят.

Основные направления деятельности логопеда в ДОУ

В систему логопедической помощи, реализуемой в детском саду, входят:

  • Диагностические процедуры. Своевременно исследуются не только речевое развитие, но и социально-личностные, познавательные и физические особенности детей с дефектами речи.
  • Коррекционно-развивающие мероприятия. Сюда входят расширение словарного запаса, развитие артикуляционного аппарата, автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование мелкой моторики, дыхательная гимнастика.
  • Просвещение и консультирование участников образовательного процесса (родители, педагоги). Это одна из многих функциональных обязанностей учителя-логопеда в детском саду. Может быть реализована в рамках родительского собрания, на котором родители получают информацию о факторах риска, особенностях и пользе логопедических занятий.
    В процессе консультирования педагоги и родители знакомятся со спецификой работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, и получают рекомендации, выполнение которых способствуют повышению эффективности оказываемой помощи. 
  • Методическая деятельность. Учитель-логопед создает рекомендации методического характера для родителей и педагогов, принимает участие в профессиональных объединениях, где происходит обмен опытом, занимается созданием развивающей среды, например, изготовлением пособий и другого дидактического материала для работы.
  • Аналитическая деятельность. Сюда входит анализ и мониторинг результатов коррекционно-развивающей деятельности, отслеживание динамики развития воспитанников. Для этого проводятся диагностические процедуры (в начале учебного года и в конце), данные которых сравниваются и анализируются, что дает возможность увидеть эффективность работы, проведенной за год.

Логопедические занятия в детском саду дают возможность исправить речевые нарушения в сенситивный период развития ребёнка. Дети легче осваивают языковые навыки, словарный запас растёт, за счёт чего речь улучшает своё качество — становится более выразительной и содержательной. Таким образом создаётся прочная основа для обучения в школе и эффективной коммуникации в социуме.

Обучение на учителя-логопеда

Какое же образование необходимо получить, чтобы работать учителем-логопедом в детском саду? Старшеклассники и выпускники, планирующие овладеть этой специальностью, часто ошибаются, считая, что достаточно пройти специальные курсы.

Они не всегда осознают, что их окончание не дает возможности профессионально заниматься логопедической деятельностью, по той причине, что курсы — это своего рода переподготовка для специалистов с высшим медицинским или педагогическим образованием.

Поэтому, если ваш выбор среди потенциальных профессий остановился на специальности учитель-логопед, ищите высшее учебное заведение с факультетом, на котором есть дефектологическая или логопедическая кафедра.

Учитель-логопед в детском саду

Чтобы получать образование в профильном вузе, старшекласснику нужно заранее продумать маршрут подготовки, так как некоторые предметы (в зависимости от требований вуза) придётся изучать углубленно, чтобы сдать после 11 класса, к ним относятся:

  • Русский язык
  • Биология
  • Литература
  • Обществознание
  • Математика

Как правило, для поступления в высшее учебное заведение, обязательными являются русский язык и биология. В зависимости от количества полученных баллов на экзамене по этим предметам решается, проходит ли абитуриент на бюджетное отделение.

Но следуют помнить, что список предметов для поступления может варьироваться с учётом требований учебного заведения, в котором вы желаете получить образование. Старайтесь заранее выяснить условия поступления в вуз, чтобы потом не возникло проблем.

Ещё одна особенность профиля в том, что кроме вступительных испытаний от вас могут попросить медицинское заключение от логопеда о том, что вы не имеете речевых нарушений. Часто высшие учебные заведения практикуют такой формат испытаний для абитуриентов как собеседование. Это даёт возможность увидеть потенциал поступающего для обучения на факультете. Для того чтобы пройти его успешно, важно тщательно подготовиться, заранее спланировав небольшую речь.

При выборе профильного высшего учебного заведения, которое обеспечит вам базовое образование, можно руководствоваться следующим списком учреждений, которые находятся в рейтинге лучших:

  • Государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
  • Институт специальной педагогики и психологии имени Р. Валленберга; Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова;
  • Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина;
  • Московский психолого-социальный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет;
  • Нижегородский государственный педагогический институт имени К. Минина;
  • Ярославский государственный педагогический институт имени К. Д. Ушинского.

По окончании любого высшего учебного заведения или курсов повышения квалификации в области логопедии, не стоит останавливаться и уходить исключительно в практику, исключая дальнейшее совершенствование своих теоретических знаний.

Чтобы оказывать эффективную помощь, учитель — логопед должен стремиться к дальнейшему развитию своего профессионального потенциала, пополняя копилку знаний и открывая для себя новые технологии и методики для логопедической деятельности.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw