Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Основные виды работ в школе: эффективный инструмент формирования знаний и навыков
Главная > Блог > Основные виды работ в школе: эффективный инструмент формирования знаний и навыков
05.10.2023
905
Время чтения: 18 минут

Основные виды работ в школе: эффективный инструмент формирования знаний и навыков

О чем речь? Виды работ в школе играют ключевую роль в развитии детей, поскольку помогают углубленному усвоению учебного материала и развитию навыков самостоятельного обучения.

Какие бывают? К ним относятся домашние задания для закрепления усвоенного материала, классные и контрольные работы, которые выполняются в школе, а также проекты, призванные развить креативность и творческие способности учащихся.

Оглавление:
  1. Разнообразие видов работ в школе в зависимости от целей
  2. Виды контрольных и проверочных работ в школе
  3. Домашнее задание для оценки знаний учащихся
  4. Основная цель фронтальной проверки письменных домашних заданий
  5. Часто задаваемые вопросы о видах работ в школе на уроке и дома
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Разнообразие видов работ в школе в зависимости от целей

Педагогические задачи решаются посредством различных форм внеурочной воспитательной деятельности в образовательной организации.

Виды работы в школе Целевое назначение Активные формы организации деятельности
Познавательная Расширение представлений об окружающем мире, интеллектуальное развитие, формирование интереса к профессиональному образованию и потребности в нем Урочная: лекция, семинар, защита проекта, ролевая игра, творческий отчет, нетрадиционный урок. Внеурочная: круглый стол, конференция, интеллектуальный марафон
Общественная Социализация обучающихся, включение их в общественную жизнь Участие в школьном самоуправлении, шефство, дискуссия, дебаты, выпуск периодических печатных изданий
Ценностно-ориентированная Целенаправленное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, мировоззрения, собственного «Я» Диспуты на темы нравственности, акции милосердия, изучение правил этикета и профессиональной этики, тестирование, анкетирование, составление психологической карты
Спортивно-оздоровительная Разностороннее физическое развитие, повышение выносливости, силы, пластичности, формирование установки на здоровый образ жизни, красоту человеческого тела и отношений Общая физическая подготовка, секции и кружки, спартакиады, товарищеские спортивные встречи и состязания
Художественная Формирование потребности в прекрасном, чувственного мироощущения, развитие и реализация индивидуальных творческих задатков и способностей Дополнительное образование, музыкальные и литературные гостиные, конкурсы творческой направленности, художественная самодеятельность, концерты, спектакли, тематические вечера отдыха, экскурсии в музеи, праздники
Свободное общение Развитие коммуникативных навыков, реализация потребности общения друг с другом, организация взаимно обогащающего досуга Коллективные дела, «час общения», «огоньки», викторины, «день именинника», вечера досуга
Трудовая Развитие любви к труду, создание, сохранение и приумножение материальных ценностей

Дежурство по классу и школе, общественно-полезный труд по самообслуживанию, различные виды работ в школе в период летней практики и т. д.

Виды контрольных и проверочных работ в школе

Отдельно стоит рассмотреть такие виды работ в школе, как проверочные и контрольные. С их помощью учитель может оценить уровень знаний, усвоенных обучающимися.

Основные виды работ в школе

Сначала необходимо понять, что такое проверочные и контрольные работы. Это два вида промежуточной аттестации, предназначенные для определения того, насколько успешно усвоен учебный материал. Оба способа проверки знаний имеют много общего:

  • ученики должны справиться с заданием индивидуально, без посторонней помощи;
  • время для выполнения упражнения ограничено;
  • запрет на списывание и использование справочных материалов, вспомогательных средств (телефонов, учебников, конспектов, шпаргалок и др.);
  • при получении оценки «удовлетворительно» или «хорошо» отсутствует возможность переписать задание;
  • проведение этих видов работ в школе на уроке.

Помимо общих характеристик, контрольные и проверочные работы имеют некоторые различия. Проверочные – это разновидность промежуточной аттестации, они предназначены для того, чтобы определить, насколько успешно обучающийся усвоил текущие темы. Проводятся регулярно и чаще, чем контрольные.

В проверочных и контрольных работах могут быть следующие задания:

  1. Задачи, примеры, тесты с возможностью выбрать правильный ответ из списка предложенных.
  2. Вопросы, на которые требуется дать полный, развернутый ответ.

Проверка знаний по некоторым предметам может проводиться в устной форме (например, разговорная часть по иностранному языку), в виде практических заданий (например, по физике, химии, биологии, технологии, музыке). Время, предназначенное для выполнения контрольной работы, ограничено (от 30 до 45 минут) и зависит от сложности и количества заданий.

Основные виды работ в школе

Существуют различные виды работ в школе на уроке. У каждого из проверочных или контрольных занятий своя, четко определенная цель:

  • Предварительный контроль.

Проводится в начале учебного года, четверти или семестра. Цель – проверить уровень знаний и умений, которые являются базовыми для освоения нового учебного материала. В соответствии с полученными результатами учитель планирует дальнейший образовательный процесс.

  • Текущий контроль.

Помогает педагогу понять проблемы, связанные с уяснением материала обучающимися, и при необходимости скорректировать учебный план. Цель – оценить результаты усвоения знаний в текущий момент обучения.

  • Периодический контроль.

Планируется после изучения темы, раздела, в конце четверти, полугодия. Цель работы – выявить и оценить уровень усвоения знаний каждым учеником.

  • Итоговый контроль.

Самый ответственный вид проверки. Цель – объективно оценить уровень знаний за определенный период обучения или за весь учебный год. По результатам итогового контроля делается вывод об успеваемости учащихся, выполнении учебного плана и качестве обучения.

Основные виды работ в школе

Можно выделить следующие виды работ в школе, которые являются проверочными и контрольными:

  • Теоретическая проверка. Этот вид работы предназначен для контроля уровня теоретических знаний. Форма проведения может быть устной или письменной, когда ученику необходимо ответить на вопросы развернутыми ответами.
  • Контрольное тестирование. Проверка знаний осуществляется в форме теста с возможностью выбрать ответ из двух вариантов – «да» или «нет». Некоторые вопросы могут предполагать краткий ответ, который следует вписать в пустую строку.
  • Практические задачи. Чаще всего их решают при проверке знаний по предметам естественно-научного цикла, технических и математических дисциплин, на уроках технологии и физической культуры.
  • Кейсы. Особая форма контроля и оценки знаний, когда обучающиеся индивидуально или в группе разрешают определенную проблемную ситуацию. Результатом такой деятельности является презентация или творческий проект.
  • Комбинированная контрольная работа. Может совмещать различные типы заданий, расширяет для учителя возможности проверки знаний, позволяет выявить способности учащихся.

Домашнее задание для оценки знаний учащихся

Домашняя работа – это учебное задание, которое каждый обучающийся выполняет самостоятельно, после уроков, без непосредственного руководства и помощи педагога.

Выделяют следующие виды домашней работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная домашняя работа. Задание составляется индивидуально, для отдельных обучающихся. Цель – проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Чаще всего упражнение выполняется в письменной форме, на карточках или в тетради на печатной основе.

Основные виды работ в школе

Групповая домашняя работа

Предназначена для выполнения группой учащихся. Обычно класс делится на подгруппы, каждая из них делает упражнение, которое является частью общего задания для всего класса.

Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» обучающимся предлагают сформировать мини-группы и найти информацию о ценах на разные товары: первая группа должна посетить магазин и ознакомиться с ценами на канцелярские принадлежности, вторая – на продукты питания, третья – на игрушки.

В данном случае домашняя работа имеет подготовительный характер – школьники заранее готовятся к усвоению нового учебного материала.

Дифференцированная домашняя работа

Разноуровневое задание рассчитано на обучающихся с разными способностями и уровнем подготовки – «сильных» и «слабых». Среди множества видов работ в школе упражнение с дифференцированным подходом является не менее эффективным, так как позволяет организовать самостоятельную деятельность учеников младших классов в соответствии со знаниями и образовательными потребностями каждого ребенка.

Содержание задания может быть одинаковым для всех обучающихся класса, но различаться по способам выполнения. Например: «Вырежи из клетчатой бумаги несколько прямоугольников, площадь каждого из них должна быть равна 36 см2 со сторонами разной длины».

Такое упражнение носит поисковый характер и предполагает различные результаты деятельности: кто-то из детей вырежет только один-два прямоугольника, более «сильные» учащиеся смогут найти больше вариантов решения.

Одна на весь класс

Этот вид домашней работы в школе является самым распространенным, он хорошо себя зарекомендовал и широко использовался педагогами еще в образовательных учреждениях дореволюционной России. Выполнение подобных заданий способствует развитию творческих способностей, формированию умений и отработке навыков у обучающихся.

Составление домашней работы для соседа по парте

Относится к новаторским методам осознания и закрепления пройденного на уроке учебного материала. Например, учащимся дается задание: «Составь для своего соседа по парте две задачи, подобные тем, которые мы научились решать на уроке».

Основная цель фронтальной проверки письменных домашних заданий

В современном образовательном процессе важен творческий подход к структуре урока, поэтому педагоги используют самые разнообразные формы контроля и проверки знаний обучающихся. Но среди всех видов работ в школе на уроке приоритетной является фронтальная проверка письменных заданий.

Она может проходить по-разному: учитель просматривает выполненное домашнее задание, опрашивает ученика у доски или собирает на проверку тетради. Как показывает практика, дети способны скорее заметить ошибку в чужой работе, нежели в своей, поэтому педагоги во время учебных упражнений активно используют метод взаимопроверки. Таким образом у обучающихся воспитывается ответственность и формируется адекватная самооценка.

Не менее важно и то, как происходит оценка домашних работ учителем. Большая ошибка – ограничиваться лишь выставлением отметки. Проверка заданий, выполненных дома, должна побуждать учащихся мыслить, стимулировать их развитие, мотивировать на успех. Опытные педагоги не станут «накапливать» отметки в классном журнале, устанавливая очередность проверки домашних заданий. Дети очень быстро разгадают порядок опроса, а потому не будут выполнять «домашку» систематически.

Основные виды работ в школе

Возникает вопрос о том, что делать, если у ребенка не получилось выполнить домашнее задание. Такое тоже нередко случается, и опытные педагоги всегда это учитывают. Некоторые учителя рекомендуют ученикам сначала выполнять работу на черновике и до начала урока сдавать на проверку.

Иногда школьнику разрешается выбрать другое упражнение, которое ему по силам. К каждой ситуации нужно подходить индивидуально, не следует ограничиваться объяснением обучающегося: «Не смог», «Не понял». Необходимо ориентировать учащегося на осознание своих трудностей и причин невыполнения «домашки».

Главная задача учителя – обеспечить формирование положительного отношения к учебному процессу у школьников любого возраста при выполнении домашней работы.

Часто задаваемые вопросы о видах работ в школе на уроке и дома

Отвечаем на популярные вопросы.

От чего зависит выбор вида работ в школе?

При выборе вида работ в школе, прежде всего, следует учитывать:

  • цели воспитания;
  • содержание и направленность задач воспитательной деятельности;
  • возраст обучающихся;
  • уровень воспитанности и личный социальный опыт;
  • характеристику классного коллектива, его особенности и традиции;
  • особенности культурных традиций региона;
  • технические и материальные возможности образовательной организации;
  • степень профессионализма педагога.

Каковы цели творческой домашней работы?

Основные цели такого вида работ в школе:

  • Обучить детей правильно пользоваться справочниками и дополнительной литературой.
  • Развить умение выделять главное из общего потока информации.
  • Сформировать умение кратко и интересно передавать изученный материал.
  • Развить ораторские навыки.
  • Воспитать эстетическую культуру.
  • Расширить и углубить знания учащихся по предмету.

Норма творческого домашнего задания (ТДЗ) – одно в месяц на ученика. Временные рамки выполнения ТДЗ – не менее одной недели.

Основные виды работ в школе

Может ли современная школа отказаться от домашних работ?

Основное предназначение домашнего задания заключается в закреплении учениками пройденного учебного материала и формировании практических навыков самостоятельного применения знаний.

Потребность в самообразовании у обучающихся может появиться только при условии овладения общими учебными умениями и навыками, развития интереса к предмету и самостоятельной учебной работе, наличия определенного опыта творческой деятельности.

Готовность к самообразованию – это важное качество выпускника школы. Данная компетенция начинает формироваться еще в младших классах, поэтому не следует ставить под сомнение значимость такого вида работ в школе. Выполнение домашних заданий позволяет соединить обучение и самообразование в единый учебно-воспитательный процесс.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw