Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
ФАОП
Главная > Блог > Программа ФАОП: инновационный подход к развитию педагогических навыков
28.09.2023
1468
Время чтения: 17 минут

Программа ФАОП: инновационный подход к развитию педагогических навыков

Что это? Программа ФАОП (Федеральная адаптированная образовательная программа) предлагает новый подход к профессиональному развитию педагогических работников. Она ориентирована на повышение квалификации.

На что обратить внимание? По программе ФАОП возможен обмен опытом и взаимодействие с коллегами из других регионов и школ для развития профессионального сообщества. Результатом становится рост навыков и потенциала педагогов не в ущерб качеству образования и успеху учеников.

Что собой представляет новая программа ФАОП

С 1 сентября 2023 года образовательные учреждения начнут обучать детей по новой Федеральной адаптированной образовательной программе (ФАОП), которая утверждена Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа ФАОП

Главной целью ФАОП является обеспечение специальных образовательных условий, которые определены общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.

ФАОП – это документ, который регламентирует образовательную деятельность организаций, самостоятельно разрабатывающих и утверждающих адаптированные образовательные программы, предназначенные для обучения детей раннего, дошкольного и школьного возраста с ОВЗ. Образовательная программа по ФАОП ориентирована на обучение детей, имеющих:

  • задержку психического развития (ЗПР);
  • интеллектуальные нарушения и умственную отсталость;
  • тяжелые речевые нарушения;
  • расстройства аутистического спектра;
  • нарушения слуха – слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, глухих;
  • нарушения зрения – слабовидящих, с амблиопией и косоглазием, слепых;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • тяжелые множественные нарушения развития.

ФАОП вводится в обязательном порядке с 1 сентября 2023 г. для воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), реализующих образовательные программы дошкольного образования и обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) образовательных организаций, реализующих образовательные программы: начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В 2023/24 учебном году, до вступления в силу изменений 2022 года, допускается обучение учащихся 11 классов по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования.

Программа ФАОП на 2023 год для дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).

Основные разделы программы ФАОП

Программа ФАОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного.

Основные разделы программы ФАОП

Целевой раздел ФАОП содержит пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров. Здесь же указываются цели и задачи, принципы и подходы к разработке данной программы.

Содержательный раздел ФАОП включает в себя описание образовательной деятельности по пяти областям развития:

  • речевого;
  • познавательного;
  • социально-коммуникативного;
  • художественно-эстетического;
  • физического.

Помимо этого, в содержательном раздел программы ФАОП описываются формы, методы, способы и средствах реализации программы, которые отражают все компоненты образовательной среды:

  • предметно-пространственный развивающий;
  • систему отношений ребенка к себе, к другим людям, к окружающему миру;
  • характер взаимоотношений с другими детьми;
  • характер взаимодействия с педагогами;
  • программу коррекционно-развивающей работы – содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития.

Организационный раздел ФАОП состоит из описания психолого-педагогических условий, посредством которых обеспечивается развитие ребенка той или иной нозологической категории, особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, федерального календарного плана воспитательной работы с перечнем различных праздничных и памятных дат (государственных и народных).

Реализация программы ФАОП

Порядок разработки, обновления, приведения и реализации ФАОП в соответствии с методическими рекомендациями.

Реализация программы ФАОП

  1. В образовательной организации создается рабочая группа по разработке или обновлению АООП.
  2. Проводится анализ общих подходов к формированию АООП с обязательной опорой на ФГОС и ФАОП.
  3. Выполняется разработка полного содержания, а именно всех разделов программы ФАОП (целевого, организационного, содержательного) по конкретной нозологической группе для 1-х дополнительных, 1-х, 5-х, 10-х классов. Составляются планы внеурочной работы, коррекционно-развивающих курсов, а также расписание всех занятий.
  4. Осуществляется обновление содержания всех разделов (целевого, организационного, содержательного) программы по каждой нозологической группе для 2-4-х и 6-8-х классов. Также обновляются названия, проводится перераспределение часов.
  5. Приводятся в соответствие все разделы программы (целевой, организационный, содержательный) по определенной нозологической группе для 9-х и 11-х классов. Государственная итоговая аттестация (ГИА). Соответствие названия предмета в аттестате или свидетельстве об обучении.
  6. Проверить соответствие разработанной или уже имеющейся программы ФАОП с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Обновить содержание

2-4-6-8-й класс

Привести в соответствие

9-11-й класс

Полное соответствие – наименование не изменяется.
Выполняется замена «старых» названий предметов на «новые» в учебном плане, рабочей программе. В «Изменениях и дополнениях…» следует указать обновленное название учебного предмета или коррекционного курса и т.д.

  • Математика, алгебра, геометрия — математика, алгебра, геометрия, вероятность и статистика
  • Труд – технология
  • Физическая культура — физическая культура (адаптивная физическая культура)
Указать «обобщенное наименование» учебного предмета и сумму часов в аттестате или свидетельстве об обучении с опорой на название предметной области.
  • Математика (оценка – это среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника)
  • Технология
  • Физическая культура

Реализация любого варианта программы ФАОП на уровне образовательной организации требует использования федеральной рабочей программы по следующим предметам: русскому языку, литературе, географии, ОБЖ, истории, обществознанию.

Особенности программы ФАОП для детей с ОВЗ

У обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью), глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) есть особые образовательные потребности.

К особенностям программы ФАОП для детей с ОВЗ относятся:

  • введение пропедевтического периода обучения, направленного на пробуждение у детей интереса к учебе, обеспечивающего преемственность между этапами дошкольного и школьного образования;
  • основной упор делается на формирование и развитие познавательных процессов и учебной деятельности, овладение различными способами, формами и средствами коммуникации, способствующими установлению успешных социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
  • включение в программу специальных учебных предметов и коррекционно-развивающих курсов, которые способствуют целенаправленному формированию представлений о природных и социальных составляющих окружающего мира, развитию навыков и умений социально-бытовой ориентировки;
  • раскрытие, развитие интересов и способностей учащихся в различных видах практической и творческой деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и характерных нарушений;
  • психологическое сопровождение, направленное на повышение контактности и улучшение взаимодействия обучающегося с другими школьниками и педагогами;
  • возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • психолого-педагогическое сопровождение, способствующее эффективному взаимодействию семьи и образовательной организации;
  • постепенное расширение образовательного пространства с выходом за пределы учреждения образования.

Требования к разработке и содержанию программы коррекционной работы согласно ФАОП

Программа коррекционной работы (ПКР) разрабатывается согласно ФАОП и включает в себя:

  1. План диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, относящихся к конкретной нозологической группе (например, слепых обучающихся) и освоение ими адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (АООП ООО).
  2. Описание условий и методов обучения и воспитания обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей; особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий; при необходимости специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специализированных компьютерных программ, технических средств обучения.
  3. Описание основного содержания рабочих программ коррекционно-развивающих курсов.
  4. Список дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии).
  5. Планируемые результаты коррекционной работы с указанием критериев ее оценки.

Требования к разработке и содержанию программы коррекционной работы согласно ФАОП

Любая программа коррекционной работы (ПКР) вариативна по форме и содержанию, так как ориентирована: на особые образовательные потребности обучающихся, характер имеющихся у них затруднений, особенности социальной адаптации школьников, региональную специфику, направленность коррекционно-образовательного процесса в образовательном учреждении.

Для реализации ПКР, разработанной согласно программе образования и воспитания ФАОП, требуется создание специальных условий, с обязательным учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося.

Индивидуальный подход и дифференцированное психолого-педагогическое сопровождение способствуют созданию комфортной образовательной среды, способствующей личностному развитию, выявлению интересов и возможностей детей с ОВЗ.

Основная цель программы коррекционной работы (ПКР) – организация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих занятий, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся в процессе освоения АООП ООО.

Реализация коррекционно-развивающих курсов и дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при необходимости, согласно «Плана коррекционно-развивающей работы») осуществляется за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю.

ПКР может дополнять различные формы образования, включая обучение на дому и применение дистанционных технологий. Объем коррекционно-развивающей работы, ее направления и содержание должны соответствовать заключению ППк и ПМПК. Степень включенности в ПКР необходимых специалистов определяется самостоятельно образовательным учреждением.

Требования к разработке и содержанию программы коррекционной работы согласно ФАОП

При реализации ПКР согласно программе ФАОП осуществляется комплексный подход. Механизмом, обеспечивающим системность и оптимальное взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса, является психолого-педагогический консилиум образовательной организации.

Программа коррекционной работы реализуется в течение всего периода обучения в школе наряду с программой образования и воспитания ФАОП и содержит следующие разделы:

  • Цели, задачи и принципы построения ПКР.
  • Перечень и содержание направлений коррекционной работы.
  • Механизмы реализации программы.
  • Условия реализации программы.
  • Планируемые результаты реализации и критерии их оценки.

Структура рабочих программ коррекционно-развивающих курсов:

  1. Пояснительная записка:
    • общая характеристика коррекционно-развивающего (КР) курса;
    • цели КР курса;
    • место данного КР курса в учебном плане;
  2. Основная направленность программы КР курса;
  3. Планируемые результаты освоения КР курса;
  4. Содержание коррекционно-развивающего курса (по классам или нозологическим группам);
  5. Планируемые результаты обучения;
  6. Календарно-тематическое планирование (КТП);
  7. Мониторинг достижения планируемых результатов (критерии оценки, периодичность контроля).

Часто задаваемые вопросы о программе ФАОП

Отвечаем на популярные вопросы.

Когда планируется переход образовательных организаций на ФАОП?

С 1 сентября 2023 года все образовательные организации должны перейти на ФАОП, поэтому до сентября 2023 года основные образовательные программы во всех учреждениях образования должны быть приведены в соответствие.

вопросы о программе ФАОП

Что станет обязательным для всех образовательных организаций?

Программа ФАОП устанавливает объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы. Также обязательным для исполнения станет федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы, конкретизирующий ФРПП.

В чем выражается разница между ФОП, ФАОП и АОП?

Если в аббревиатуре мы видим букву «Ф», которая указывает на общегосударственную федеральную программу, разработанную Минобрнауки России, а не самостоятельно образовательной организацией (ОО).

ФОП — федеральная образовательная программа, разработанная для ОО.

ФАОП — федеральная адаптированная образовательная программа, предназначенная для детей с ОВЗ.

На основе нормативных документов от Минобрнауки РФ в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) разрабатывается:

  • ОП – образовательная программа ДОУ;
  • АОП – адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ.

При реализации образовательной программы по ФАОП для детей с ОВЗ важно учитывать, что ее эффективность зависит от многих факторов и требует дополнительных ресурсов: создания особых условий, специальной подготовки педагогических работников, всесторонней гарантированной поддержки со стороны государственных органов.

Развитие инклюзивного образования – это сложный и длительный процесс, который требует определенных усилий и знания потребностей всех участников образовательных отношений.

Разработка и реализация специальных адаптивных программам способствует расширению возможностей обучения каждого ребенка с ОВЗ, его интеллектуальному и личностному развитию, раскрытию потенциала с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
  6. Всероссийский педагогический портал
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw