Вопросы на собеседовании учителю: советы для работодателей и соискателей
Сохранить статью:
Почему важны? Правильные вопросы на собеседовании учителю позволят подобрать действительно грамотного специалиста и отделить «зерна от плевел» среди соискателей. Педагог – это большая ответственность, потому в данном случае кадровой политике нужно уделить особое внимание.
Как составить? Универсального рецепта здесь не существует. Многое зависит от запросов самого работодателя и уровня образовательного учреждения. Однако есть некоторые рекомендации, которые подойдут для всех школ.
50 вопросов на собеседовании учителю
Принятие на работу нового учителя – это крайне ответственный процесс, от которого зависит качество обучения в данном учебном заведении. Специалисты-психологи уже давно разработали технологии, позволяющие максимально полно раскрыть профессиональные и личностные качества учителей, чтобы принять решение о назначении на вакантную должность исключительно на основе объективной информации о кандидате.
При этом данная технология одинаково эффективна для любого количества людей, так что, используя ее сразу на трех десятках человек, вы впоследствии сможете оценить, какой психологический климат сложится в учебном заведении.
Итак, какие же вопросы задавать потенциальному учителю на собеседовании? Всего их 50:
- Расскажите о педагогической подготовке, которую вы проходили.
- Нравится ли вам читать? Какую литературу вы читаете сейчас? (Не по работе, а в рекреационных целях).
- Какие цели вы намереваетесь реализовать за ближайшие 5 лет?
- Опишите себя с помощью пяти прилагательных.
- Припомните какой-нибудь один из ваших недостатков и расскажите, как вы намереваетесь от него избавиться.
- Расскажите о ваших увлечениях (хобби).
- Посещали ли вы какие-нибудь кружки или секции во время обучения в школе или вузе?
- Готовы ли вы выполнять какую-либо общественную работу, если станете частью педагогического коллектива?
- Что повлияло на ваш выбор стать учителем?
- Работа учителем в каких классах или параллелях вас устраивает больше?
- Какие ваши личностные характеристики, по вашему мнению, особенно пригодятся в работе учителем?
- Какая именно тема в преподаваемом вами предмете вам «симпатична» более всего?
- Какая тема в преподаваемом вами предмете вам более других не нравится? Как вы намерены побороть эту антипатию, чтобы ваше преподавание было качественным?
- Что прельщает вас в учительской карьере?
- Что в учительской карьере вас более всего отталкивает?
- Как вы представляете себе идеальное образование в школе? Каково ваше кредо?
- Какова ваша роль в классе, когда ученики приходят на урок и занимают места?
- Каков ваш стиль преподавания?
- Какую обстановку вы собираетесь создать на вашем рабочем месте? Как будет обустроен ваш кабинет?
- Какова система организации вашего времени?
- Ваше самое большое достижение (на поприще преподавания, разумеется)?
- Что самое главное требуется от учеников на современном этапе развития образовательной системы?
- Что по-вашему является самым затруднительным в работе учителя?
- Какие качества, по-вашему, должны присутствовать в каждом хорошем учителе?
- Наихудший урок в вашей практике. Опишите его. Какие выводы вы сделали?
- Как вы организовываете ваш личный кабинет? Как поддерживаете порядок?
- Полагаетесь ли вы при благоустройстве класса на родителей учеников?
- Как вы поощряете ваших учеников за активное изучение предмета и достигаемые успехи? Как наказываете и за что?
- Какие проблемы испытывали ваши ученики при изучении вашего предмета? Какую помощь при этом они получали от вас?
- Каково ваше наиболее удачное педагогическое внедрение или инициатива (если они имели место быть)?
- Как с вашей точки зрения выглядит идеальный урок?
- Каков процесс преподавания основных и второстепенных разделов вашего предмета? В чем их различия?
- Используете ли вы в своей работе современные технологии? Если да, то как?
- Как вы собираетесь интенсифицировать применение современных технологий на ваших уроках? (Если собираетесь, конечно).
- Каков ваш стиль общения с коллегами по педагогическому коллективу?
- Как вы классифицируете учеников по отношению к процессу обучения?
- Как вы относитесь к проявлению собственного мнения и индивидуальности в процессе обучения?
- Подстраиваетесь ли вы под учеников, которым выбранный вами темп обучения кажется избыточным (быстрым, сложным)?
- Как вы поддерживаете учеников с проблемами в семье или же учеников с ограниченными возможностями?
- Сочинение на какую тему вы бы попросили написать ваших учеников, чтобы вам удалось лучше узнать их?
- Какую линию поведения вы выстраиваете с теми учениками, которые пропускают ваши занятия без уважительной причины?
- Если большая часть класса отвратительно выполняет контрольные проверочные задания, то каковы ваши действия?
- Какие знания из преподаваемого вами курса вы бы хотели, чтобы остались в памяти ваших учеников?
- Как вы налаживаете отношения с родителями учеников?
- Как вы будете поступать с теми учениками, которые нарочно создают проблемы для преподавателя на уроке?
- Какие случаи, по вашему мнению, являются достаточными, чтобы отвести ученика к директору или завучу?
- Отличается ли ваш обычный урок от открытого? Если да, то чем?
- Предположим, за вами закреплен наставник из нашего преподавательского штата. Какую помощью от него вы бы хотели получать?
- Какова, по вашему мнению, польза от разностороннего общения для вас как для преподавателя?
- Почему ваш выбор пал именно на нашу школу как на место потенциального трудоустройства?
Как отвечать на вопросы на собеседовании учителю
Но это еще не все. Те вопросы, которые пойдут далее, более привычны для тех, кто хоть раз уже проходил подобное собеседование. Они призваны выявить ваш уровень общеобразовательной подготовки. Неважно, является ли собеседование индивидуальным или же групповым, нужно постараться, чтобы ваши ответы были четкими и короткими (представьте, что вы на викторине «Своя игра»).
Процесс преподавания связан с весьма значительными нагрузками, как эмоциональными, так и физическими. Вам надлежит убедить интервьюеров, что, во-первых, вашей компетенции действительно хватает для занятия должности учителя, а во-вторых, вы сможете держать данную нагрузку (и продолжать качественно обучать ваших учеников/студентов) в условиях повышенного стресса. Кроме того, хорошо бы, чтобы те, кто задает вам эти вопросы, уже видели вас частью своей команды.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Опишите ваши сильные стороны как учителя.
Надо сказать, что этот вопрос стандартный, если не банальный, потому что задают его, как правило, на любом собеседовании. Не будет ничего зазорного в том, что и вы ответите шаблонными фразами – так вы покажете, что скорее цените индивидуальный подход.
Заготовьте пару вариантов таких стандартных ответов. Приведите чёткие примеры из своего прошлого и не растягивайте мысль на множество слов. Много думать над ответом именно на данный вопрос не стоит.
- Каковы ваши слабые места?
Ответ на этот вопрос также может быть домашней заготовкой. Расскажите о той слабости, которую вы однажды проявили в жизни, потом обдумали, проанализировали свое поведение и поняли, как впоследствии не допускать этого. Отвечайте непрерывно, но без скороговорок. Интервьюер должен понять, что это не тот вопрос, на котором ему следует сосредотачиваться, однако у него не должно сложиться впечатление, что вы проявляете к нему неуважение.
Например:
- Я осознал, что на самом деле не силен в стратегиях чтения. Это сильно снижало мою компетенцию, поэтому я повысил свою квалификацию, пройдя несколько дополнительных курсов.
- Я всегда опасался просить кого-либо о чем-либо, так как считал, что это будет проявлением моей слабости. Но однажды самый лучший совет я получил именно от тех, кто мне был близок и кого опасался спросить. Я представил, сколько удачных возможностей я таким образом потерял в жизни. Теперь я исхожу из прямо противоположного мнения.
О слабостях надо говорить меньше, чем о преимуществах и сильных сторонах.
- Как вы подбираете темы для уроков?
У вас захотят узнать, откуда вы берете актуальную информацию о текущей повестке. Правильно будет указать на публикации в тематических блогах. Еще можно сказать, что осознали актуальность того или иного направления после прохождения какого-либо мастер-класса (открытого урока, конференции, дополнительной лекции по повышению квалификации).
Ссылайтесь на что-нибудь конструктивное. Ответ в стиле «Мне так захотелось…» интервьюера не устроит. А приведенные выше примеры составят о вас мнение как о человеке, который умеет и знает, как оставаться в тренде современного образования.
И уж, конечно, не следует упоминать о программе – мол, вот ей вы и будете следовать. Разумеется, сильно отступать от нее не нужно, но ваша работа совсем не должна быть ею ограничена – от вас будут ждать проявления творческой стороны вашей натуры.
- Какова используемая вами методика преподавания?
Все ученики в классе разные, а в последнее время в детской среде наблюдается повышенная агрессивность. Разумеется, и к вам, и у вас по отношению к детям будут складываться разные отношения. На собеседовании от вас потребуется проявить вашу способность дифференцировать детей, а также провести адаптацию инструкций к разным ученикам. Вам надлежит показать, насколько хорошо вы усвоили различные методики обучения и как умеете применять их на практике.
Продемонстрируйте, что вам совсем не чужды современные технологии в области организации образовательных процессов. Обсудите сильные и слабые стороны таких форматов передачи знаний, как: обучение прямое или совместное, обсуждение, моделирование или группирование. Скажите, к чему вы больше склоняетесь, и обоснуйте, почему.
Если же от вас эту самую конкретику потребуют (то есть, будет прямой вопрос о том, какой именно метод вы будете использовать), то ответьте, что сначала вам нужно познакомиться с учениками, а уж после этого принимать решение.
- Как вы определяете истинную подготовку учеников по вашему предмету?
Здесь ваши будущие работодатели хотят понять, осознаете ли вы, к чему стремитесь, а также как вы оцениваете степень усвоения материала. Следует с помощью максимально убедительных аргументов рассказать, что вы собираетесь при оценке основываться исключительно на измеримых показателях (на интуиции, конечно, тоже, но это вспомогательный инструмент).
Наиболее актуален такой вопрос на собеседовании для учителей истории, так как их предмет подразумевает спайку получаемой от учителя информации и собственного мировоззрения ученика.
Также имеет смысл заранее подготовить собственные «фишки», касающиеся обратной связи: от викторины до быстрого тестирования. Свой выбор нужно будет обосновать.
- Как вы поддерживаете дисциплину и контроль?
Ключевой вопрос. Еще перед тем, как идти на собеседование, следует узнать (желательно, как можно подробнее и достовернее), какие порядки царят в данном учебном заведении: силен ли авторитет учителей, какова гендерная структура классов, не распространены ли в школе элементы криминальных субкультур. Зайдите на web-сайт учебного заведения и оцените достоверность изложенных там сведений.
В вашем ответе должны звучать, во-первых, четкие правила, которые вы установите с первого дня начала работы в данном учебном заведении, а во-вторых, уверенность и четкость, чтобы слушатели вам действительно поверили. Сошлитесь на примеры из вашей прошлой практики, выскажите свое мнение по наболевшим вопросам дисциплины, например, относительно пользования смартфонами на занятиях.
- Кто-то может подтвердить вашу организованность, и если да, то как?
Стоит подготовиться к ответу на этот вопрос заранее. Подберите примеры из вашей предшествующей практики. Стоит также рассказать о вашей системе оценки успеваемости учеников и об оценке этой динамики. Вспомните конкретных педагогов из периода вашего обучения – сошлитесь на их мнения.
- Какие книги вы читали за последнее время?
Обычно такой вопрос не задается на собеседовании учителю. Но в любом случае следует держать в памяти 1-2 книги, которые вы в состоянии будете обсудить прямо сейчас. Также желательно, чтобы тематика данных книг коррелировала с вашей предполагаемой профессией (техническая литература не в счет). Можете сказать, что вам нравится какой-то конкретный автор (тогда, возможно, удастся избежать конкретики).
Что должно точно остаться «за бортом», так это любые политически ангажированные издания. Политика вам особенно навредит, если ваш интервьюер будет с вами не солидарен. А вот популярные тематические блоги, наоборот, могут быть очень даже интересны и обсуждаемы.
- На какой позиции вы видите себя через пять лет?
Здесь нужно ответить, что видите вы себя исключительно в данной школе. Позицию выберете сами, но школу трогать нельзя – она является «священной коровой».
Дело в том, что учителя являются главным активом любого учебного заведения. Руководство данного заведения будет в вас инвестировать всяческие ресурсы, а главное, свое собственное внимание (которым оно, как правило, очень дорожит). Если вы проявите хотя бы тень нелояльного отношения уже при первом знакомстве, можете не сомневаться, никакой работы вы не получите.
Более того, вы должны продемонстрировать, какой вклад в рост престижа данного учебного заведения собираетесь вносить именно вы. Ведь руководство не просто так берет вас на эту должность, а исключительно с меркантильным интересом получить от вас стратегически больше, чем вам будет заплачено. Как говорится, ничего личного. Стоит подумать заранее об ответе на такой каверзный вопрос.
- Как вы использовали или как собираетесь использовать современные технологии в классе?
Вы явно получите много бонусных очков на собеседовании, если у вас получится позиционировать себя как активного пользователя программных продуктов, увеличивающих производительность учительского труда:
- Blackboard;
- Powerteacher;
- Kahoot;
- Learning A-Z;
- Google Classroom;
- Edmodo.
Особенное одобрение вы получите, если дадите понять, что с семьями (родителями) учеников вы работаете через такие программные продукты, как Class Dojo или Remind. В крайнем случае, можно заявить о готовности работать с чатом в WhatsApp или Telegram. Умение и желание учителя общаться с родителями учеников, корректируя их успеваемость и поведение, крайне высоко ценятся. (Старайтесь не отвечать отрицательно именно на этот вопрос – вы предстанете в явно невыгодном свете).
- Есть ли у вас к нам вопросы?
Вопросов нет в двух случаях: или когда понятно все, или когда не ясно ничего. Так что будет смотреться вежливо, если вы зададите 1-2 вопроса на объективную тему (не нужно лезть в детали и нюансы, особенно если они для вас не слишком важны). Эти вопросы – проявление уважения к всей системе данного учебного заведения, показатель того, что вам отнюдь не все равно, где вам работать.
Собеседование при соискательстве работы – это всегда нервная ситуация, требующая при этом максимальной выдержки и дипломатичности, остроты ума и запасов глубинных знаний.
Одним из эффективных способов подготовиться, чтобы не ударить в грязь лицом и не засыпаться на ерунде, является заблаговременное нахождение ответов на все перечисленные выше вопросы. И помните, над выученным не нужно думать – ответы должны буквально отскакивать от зубов, иначе всем станет ясно, что это ваша домашняя заготовка.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: