Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Выдающиеся педагоги, оставившие свой след в истории образования
Главная > Блог > Выдающиеся педагоги, оставившие свой след в истории образования
09.12.2022
91576
Время чтения: 17 минут

Выдающиеся педагоги, оставившие свой след в истории образования

О ком речь? Выдающиеся педагоги навсегда оставили свой след в истории образования. На них равняются современные учителя, их труды стали классикой мировой педагогики, а их новаторские подходы буквально перевернули представление о воспитании и обучении детей.

Кто они? Разумеется, талантливые учителя трудились и в нашей стране, и за рубежом. В первые дни октября их чествуют в нашей стране, а 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России. Мы решили вспомнить самых выдающихся.

Из этого материала вы узнаете:

Оглавление:
  1. 7 самых выдающихся зарубежных педагогов в истории человечества
  2. 8 выдающихся российских педагогов
  3. Каких педагогов современности можно назвать выдающимися
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

7 самых выдающихся зарубежных педагогов в истории человечества

Фамилии выдающихся педагогов разных времен можно перечислять долго. Каждый из них внёс свой вклад и сделал этот мир немножечко лучше. Так и должно быть, никак иначе. Самая лучшая плата за работу учителя – это искренняя признательность учеников. В череде праздников есть один, являющийся важным для всех, это День Учителя. Его отмечают 5 ноября.

Аристотель (382 до Р. Х — 322 до Р. Х)

Аристотель
Аристотель

Первым человеком, сформировавшим методику обучения детей, был Аристотель. Следует заметить, что он внёс немалый вклад в развитие педагогической науки. Согласно его методике, дитя необходимо воспитывать с самого детства как разностороннюю личность.

Это объяснялось тем, что в детском возрасте разум чист и ясен, а значит, способен получить большой объём знаний из различных областей. Именно благодаря Аристотелю в школах, наряду с точными и гуманитарными науками, стали преподавать музыку, изобразительное искусство и физкультуру.

Повсеместно Аристотеля считают прародителем системы государственного образования. Философ считал, что дети, не достигшие семилетнего возраста, должны воспитываться исключительно родителями, а когда подрастут, будут учиться в классе, посещая школу ежедневно. Частных педагогов Аристотель абсолютно не жаловал.

Конфуций (551 до Р.Х — 479 до Р.Х)

Конфуций
Конфуций

Желание преподавать возникло у Конфуция в детстве. На тот момент он являлся одним из лучших учеников в своей школе, всегда отличался примерным поведением, поэтому довольно быстро смог стать помощником учителя.

Следует заметить, что древнекитайский философ активно занимался частным обучением: делился опытом и мудростью с подрастающим поколением, а также с людьми, жаждущими новых знаний. Он не брал денег за уроки, но принимал плату некоторыми продуктами питания. Конфуций является основателем первой в мире частной школы.

Древнекитайскому философу удалось обучить более 300 000 воспитанников. Основными предметами в частной школе были этика, нравственность, политика и музыка. Конфуций никогда не разделял своих подопечных на сословия, поэтому все проходили обучение на одинаковых условиях.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

Иоганн Генрих Песталоцци
Иоганн Генрих Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци – это швейцарский гуманист. Он описал стремление детей к развитию следующей фразой: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, а рука – хватать». Наверное, более точного и ёмкого описания не придумаешь. Песталоцци также говорил о том, что «час рождения ребёнка есть первый час его обучения».

Иоганн Генрих Песталоцци на протяжении жизни занимался обучением крестьянских детей, умело сочетая как трудовое воспитание, так и познание грамоты. Выдающийся педагог и учитель заметил плоды своих трудов, когда крестьяне начали разумно вести хозяйство, а также правильно воспитывать подрастающее поколение.

Через некоторое время после буржуазной революции Иоганн Генрих Песталоцци создал учреждение для обучения беспризорных детей. Он старался быть для них примером, всегда вёл беседы о доброте, храбрости и самоотверженности.

За всю жизнь Песталоцци написал очень много книг, а на доход, который они приносили, строил новые здания для приютов. В старости, кроме мировой славы, у педагога ничего не было, об этом гласит и надпись на его надгробии: «Всё для других, ничего для себя».

Герберт Спенсер (1820–1903)

Герберт Спенсер
Герберт Спенсер

Герберт Спенсер – это известный британский философ и социолог. В детстве он обучался дома, так как много болел. Учёба достаточно сильно угнетала ребёнка, он стал упрямым, рассеянным и невнимательным. Несмотря на это, отец не терял надежды научить сына не бояться перемен, экспериментировать, мыслить неординарно.

Совсем неудивительно, что, когда Герберт Спенсер вырос, то единственным желанием его было сломать устоявшуюся систему образования. Он всячески критиковал её, начиная от методов зазубривания и заканчивая теоретическим обучением в целом. По мнению философа, только практика может принести истинные знания. К тому же, он утверждал, что некоторые предметы, преподаваемые в школе, вовсе не обязательны.

Джон Дьюи (1859–1952)

Джон Дьюи
Джон Дьюи

Джон Дьюи входит в число выдающихся зарубежных педагогов. На протяжении всей жизни он занимался развитием средних школ в Соединённых Штатах Америки, так как был не согласен системой обучения. Джон Дьюи всегда говорил о том, что дети не смогут применять знания, полученные в процессе обучения, в реальной жизни.

В связи с этим, он выдвигал предложение о создании импровизированной модели демократического общества на базе школ. По его мнению, только так ребята будут не готовиться к жизни, а жить.

Самое главное достижение Джона Дьюи – это основание трудовой школы, целью которой являлось получение детьми практических навыков (например, шитья). Идеи педагога в то время заинтересовали Владимира Ленина, он даже начал думать о том, чтобы создавать школы, подобные американским. Однако с приходом к власти Иосифа Сталина в системе образования были исключены какие-либо эксперименты.

Мария Монтессори (1870–1952)

Мария Монтессори
Мария Монтессори

Выдающимся специалистом в области раннего развития ребёнка являлась врач и педагог  из Италии Мария Монтессори. Долгое время она тщательно изучала детей, отстающих в развитии. Мария Монтессори даже разработала методику, согласно которой каждый ребёнок с рождения способен на самообучение и самовоспитание.

В связи с этим, от взрослых требуется создать необходимые условия, ни в коем случае не мешать, не лезть с советами, не помогать, а только наблюдать за всем происходящим.

Как показывает практика, система, созданная этим педагогом, действительно помогает многим современным деткам успешно усвоить речь, чтение, счёт и предметный мир. На сегодняшний день советами Марии Монтессори пользуются родители и воспитатели буквально по всему миру.

Януш Корчак (1878-1942)

Януш Корчак
Януш Корчак

Прославленный педагог из Польши Януш Корчак посвятил всю свою жизнь детям. Он был не только прекрасным литератором, но и врачом. Основная заслуга педагога – это основание «Дома сирот», в котором проживали обездоленные девчонки и мальчишки.

Следует сказать о том, что Януш Корчак с большим уважением относился к трудам, написанным Антоном Макаренко. Следуя его примеру, он сам написал несколько книг и сказок. Например, «Как любить ребёнка», «Король Матиуш Первый».

Мысль, которую он пронёс через всю жизнь, звучит так: «Детей нет – есть люди». Януш Корчак считал, если педагог хочет чему-то научить детей, помочь им, то сначала ему необходимо познать себя.

8 выдающихся российских педагогов

Давайте вспомним и российских педагогов, которые внесли огромный вклад в разивтие образования. 

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Константин Дмитриевич Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Ушинский – это один из выдающихся русских педагогов. В процессе образования детей он уделял первостепенное внимание воспитанию и нравственному просвещению. Его основной идеей было привитие будущему поколению стремления к сохранению национальной культуры, а также самобытности.

В 19 веке в свете и в семьях говорили в основном на французском языке, на нём же и обучали. Образцом педагогического воззвания по сей день считается статья «О необходимости сделать русские школы русскими», написанная педагогом-публицистом Константином Ушинским в то время. В ней были затронуты вопросы воспитания ребёнка, его образования, а также излагались мысли о любви к детям, ко всему русскому народу.

Работа Константина Дмитриевича поспособствовала тому, что в России возродился былой интерес к педагогике.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой

Дети в школе, изучая на уроках русскую литературу, всегда знакомятся с творчеством Льва Николаевича Толстого. Сначала это короткие произведения, а потом более длинные, которые стали классикой русской литературы.

Лев Николаевич Толстой являлся мастером художественного слова. К вопросам воспитания относился с необычайным интересом. Его желание «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем» привело к основанию школы для обучения крестьянских детей. Она получила название «Яснополянская школа».

Любовь к детям и внимание буквально творили чудеса: изо дня в день ранним утром ребята прибегали в школу, чтобы узнать много нового, весь день были послушными, вели себя примерно, а когда приходило время расходиться по домам, то они с печальным видом покидали стены учебного заведения. Примечательно, что под влиянием Льва Толстого многие подростки приступали к сочинению повестей, изумлявших литературных критиков того времени.

Петр Федорович Каптерев (1849-1922)

Петр Федорович Каптерев
Петр Федорович Каптерев

Петр Федорович Каптерев – это выдающийся педагог и психолог 19 века, который рассматривал образование как общественно-государственное дело. Он выдвигал гипотезу о том, что образовательные курсы должны быть выстроены таким образом, «чтобы каждый своеобразный ум мог найти в них подходящие упражнения для своего саморазвития».

Также Пётр Каптерев хотел донести до общества, что, когда дети учатся в школе, то наиболее важным аспектом является не только их демократическое самоуправление, но и непосредственное участие родителей в делах образовательного учреждения.

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)

Антон Семёнович Макаренко
Антон Семёнович Макаренко

Одним из выдающихся советских педагогов был Антон Семёнович Макаренко, который определил дальнейшее движение педагогической мысли 20 века, но, увы, его методика так и не получила признание современников. Нужно сказать, что это вовсе не расстраивало педагога. Он много времени уделял свои подопечным. Это принесло заслуживающие уважения результаты: подростки из колонии менялись в лучшую сторону, перестали быть неуправляемыми.

Антон Макаренко считал, что коллектив – это лучшая среда для комфортного развития личности. Помимо этого, немаловажным условием является физический труд.

Важно, чтобы подростки сами смогли заработать на свои нужды. На сегодняшний день многие примут это за атавизм, но чувство ответственности, чувство товарищества, любовь к труду всегда будут актуальными, сколько бы времени ни прошло.

Этого выдающегося педагога СССР часто критиковали за его методику, но он был ей верен, никогда не отступал от своих принципов, а только публиковал вновь написанные книги. Например, в «Педагогической поэме» рассказаны истории о судьбах несовершеннолетних правонарушителей, сделаны определённые выводы, которые применимы в различных образовательных ситуациях и в нынешнее время.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Лев Семенович Выготский
Лев Семенович Выготский

В список выдающихся педагогов входит и Лев Семёнович Выготский, сумевший связать воедино сразу две отрасли науки, соответственно, педагогику и психологию. Его имя знают специалисты разных областей: культурологи, лингвисты, психологи, педагоги и другие.

В процессе многочисленных исследований Льва Выготского возникли абсолютно новые направления, именуемые в дальнейшем как педология и коррекционная педагогика.

Лев Семёнович Выготский был уверен в том, что учителя в образовательных учреждения должны обучать детей, опираясь не только на научные достижения предков, но и на психологию.

Выводы педагога о воспитании стали знаковыми, так как основная мысль заключалась в том, что воспитание не является приспособлением ребёнка к среде, это сложный процесс формирования личности, который выходит за её границы. Навязанная деятельность никогда не станет для детей основой воспитания.

Нужно заметить, что сам ученый не является автором ни одной методики воспитания. Его труды – это книги по культурно-исторической теории, которые впоследствии стали основой некоторых дошкольных практик.

Леонид Владимирович Занков (1901-1977)

Леонид Владимирович Занков
Леонид Владимирович Занков

В конце 50-х гг. 20 века научный коллектив во главе с Леонидом Владимировичем Занковым начал масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, а также по соотношению обучения и общего психического развития учеников школ. Леонид Занков продолжил развивать направление, над которым когда-то работал Лев Выготский.

Помимо этого, он основал экспериментальную школу, в которой проходили исследования высших психических функций детей: мышления, памяти и речи.

Монография «Обучение и развитие», автором которой был Леонид Владимирович Занков, стала прорывом в методологии исследования проблемы обучения детей, их развития, так как были предложены оптимальные способы взаимодействия слова с наглядностью.

К задачам обучения он отнёс представление педагогами ученикам школы целостной картины мира посредством литературы, искусства, науки и познания. В процессе дети должны овладеть не только нормами знаний, мышления, но и поведения.

Также Леонид Занков писал о том, что педагог обязан обладать знаниями по дидактике, для того чтобы знать не только прямые пути воздействия на обучающихся, но и косвенные.

Система, созданная педагогом, считается очень гуманной, ведь подготавливая детей к жизни, она создаёт отличные условия как для психического, физического развития, так и для счастливого детства в период обучения в школе.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

Василий Александрович Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский

Выдающимся педагогом, занимающимся вопросами воспитания и обучения детей, был Василий Александрович Сухомлинский. Он стал создателем уникальной педагогической системы, в которой дети были, есть и будут оставаться наивысшей ценностью в мире.

Педагог высказывал мысль о том, что личность отдельного ребёнка должна быть ориентиром, на который будут направлены все процессы воспитания и образования.

Помимо этого, сам процесс обучения он называл «радостным трудом», делая небольшой акцент на речи преподавателей, а также на художественном стиле изложения. Идея сочинения сказок вместе с детьми также принадлежит Василию Сухомлинскому.

Симон Львович Соловейчик (1930-1996)

Симон Львович Соловейчик
Симон Львович Соловейчик

Главной идеей, а впоследствии и названием книги стала фраза «Педагогика для всех». Она принадлежит выдающемуся журналисту, педагогу и публицисту России 20 века Симону Львовичу Соловейчику. Он считал, что педагогикой является совсем не то, что происходит в школе, что к ней причастны не только одни преподаватели. Педагогика, по его словам, нечто большее, что выходит за пределы кабинета школы, за пределы семьи.

Скорее всего, вам в жизни приходилось слышать фразу «педагоги-новаторы». Под этим лозунгом формировалось общество современных учителей, которые стали создателями «Манифеста новой демократической школы». Его суть заключалась в сотрудничестве между учителями и учениками школы.

Симон Львович Соловейчик всегда говорил о том, что воспитание, как и образование, является двусторонним, поэтому дети могут научить нас многим вещам. Популярным стал его афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми надо дружить».

Каких педагогов современности можно назвать выдающимися

Выше уже упоминалось о сообществе «педагогов-новаторов». Давайте разберёмся, что это за движение.

Известно, что движение «педагоги-новаторы» появилось в начале 80-х гг. 20 века, как раз на стыке движений коммунаров, вальдорфцев и школы Марии Монтессори. Оно представляет собой некую тренинговую групповую культуру, в составе которой не только авторские педагогические разработки, но и инициативы отечественных учителей.

Мастер-классы, семинары, учебные лагеря – всё это основные трансляторы движения «педагогов-новаторов». Именно так они демонстрируют самостоятельно созданные педагогические программы.

Причиной возникновения подобного движения стал кризис в системе образования, что повлекло за собой потребность в пересмотре целей и задач всего образования.

Бондаревская Евгения Васильевна

Бондаревская Евгения Васильевна
Бондаревская Евгения Васильевна

Бондаревская Евгения Васильевна – выдающийся педагог-новатор. Она сформулировала и выдвинула своё видение основной цели образования, которая заключается в создании целенаправленного воспитания ребёнка, как возрождения нравственного и культуры.

Основные составляющие концепции Евгении Бондаревской:

  • усвоение главных ценностей человека, сохранение и укрепление культурного наследия, а также духовного опыта, накопленного предками;
  • воспитание уважительного отношения к различным национальностям, культурам и жизни человека;
  • овладение навыками, которые могут потребоваться для успешной и продуктивной жизнедеятельности в современном мире;
  • формирование у обучающихся детей стремления к укреплению своего здоровья, охране окружающей среды, сохранению культурного наследия, а также уважительному отношению к взрослым;
  • освоение духовных и материальных ценностей национальной и общечеловеческой культур;
  • формирование патриотизма, гражданской и жизненной позиции;
  • овладение навыками, необходимыми для действий в различных жизненных ситуациях.

По мнению Е.В. Бондаревской, процесс обучения и воспитания детей должен опираться на принципы гуманизации, а также гуманитаризации образования. В связи с этим, педагог предлагал следующие направления, которые способны изменить систему образования:

  • направленность воспитательно-образовательных процессов на ценности людей (с опорой на педагогическую культуру);
  • усвоение базовых знаний, умений, навыков и основ общечеловеческой культуры;
  • в воспитании и образовании опора на человеческие, практические, духовные, личностные ценности.

Лысенкова Софья Николаевна

Лысенкова Софья Николаевна
Лысенкова Софья Николаевна

Лысенкова Софья Николаевна является автором методик, которые направлены на преодоление трудностей, с которыми регулярно сталкиваются учителя начальной школы. В процессе их создания Софья Николаевна опиралась на труды Льва Выготского и других выдающихся отечественных педагогов.

Созданная организационно-методическая система обучения, прежде всего, направлена на конкретизацию и уточнение теории управления психическим развитием детей младшего школьного возраста. В соответствии с ней, основной задачей педагогов является организация эффективного взаимодействия с учениками начальных классов, в результате которого будет осуществлен их плавный переход на уровень самоконтроля.

Также нововведением в методике С.Н. Лысенковой является осуществление преподавателем прогрессивной подготовки к освоению учебного материала. Такая подготовка наиболее актуальна в ситуации, когда новая тема урока, с которой предстоит познакомиться детям, сложна для усвоения. Ее смысл состоит в том, что в процессе обучения учитель заблаговременно знакомит ребят с отдельными фактами, понятиями по этой теме.

Таким образом, к моменту прохождения на уроке сложного учебного материала класс уже владеет некоторыми знаниями о нём на нужном уровне. В связи с этим, знакомство с новой темой протекает легко и непринужденно, а также отмечается высокий уровень усвоения полученных знаний.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что главный принцип организационно-методической системы Лысенковой Софьи Николаевны – это перспективное опережение изучения сложных программных тем, а также некоторых вопросов. Педагог, использующий в своей работе данную систему, должен понимать, что возникает острая необходимость руководствоваться не только логикой всей учебной программы, но и логикой развития учащихся начальной школы.

Организационно-методическая система этого выдающегося педагога сопровождается большим количеством методических пособий, помогающих учителю в работе с детьми. Все разработки представлены:

  • опорными схемами;
  • таблицами;
  • карточками и т.д.

Они созданы не только для облегчения труда преподавателей, но и для лучшего усвоения школьной программы, организации учебной трудовой деятельности.

Шаталов Виктор Федорович

Шаталов Виктор Федорович
Шаталов Виктор Федорович

Шаталов Виктор Фёдорович – это выдающийся педагог, который создал методическую систему таким образом, чтобы она смогла решить одну из самых сложных педагогических задач – приобщение детей к каждодневному умственному труду.

Разработанная методическая система направлена на формирование у обучающихся навыков не только самоорганизации, но и самовоспитания, самообучения. Эти навыки рассматриваются в качестве основных факторов развития личности.

Задача учителей в этом случае – дать понять каждому ребёнку, что он уникальная личность, что у него есть свои достоинства. Это поможет детям поверить в себя, свои силы и способности.

Предложенный Виктором Шаталовым метод уникален, и его целесообразно применять в рамках всех предметов общеобразовательной школы. Новаторство данного метода заключается в следующем:

  • разработка специальных схем;
  • применение схем, включающих в себя вспомогательные сигналы по изучаемому материалу учебника.

По мнению педагога, абсолютно все дети способны на то, чтобы успешно освоить школьную программу, для этого достаточно грамотно подойти к организации уроков, преподнесению учебного материала, практическим занятиям.

В этом случае работа над учебным материалом должна идти следующим образом:

  • развёрнутая подача, использование наглядных материалов;
  • сжатый пересказ материала с применением сигнальной схемы (например, плаката, таблицы и т.д.);
  • изучение всех опорных сигналов учащимися;
  • самостоятельная работа с учебным пособием, опорной схемой;
  • самостоятельная работа над письменным воспроизведением опорной схемы;
  • устные, также письменные ответы с применением опорных схем;
  • регулярное повторение пройденного материала, его углубление и расширение.

Преподаватели, педагоги, учителя, наставники… Сколько же ещё синонимов можно подобрать в этот ряд, чтобы рассказать о людях, так много сделавших для детей, для общеобразовательных школ, для начальной и средней ступеней образования? Все вышеперечисленные педагоги признаны выдающимися педагогами мира.

Их теории, методики и разработки в области воспитательно-образовательного процесса по сей день остаются в числе самых востребованных.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 4
( голосов 9 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw