Здоровый образ жизни для школьников: как прививать нормы и правила
Сохранить статью:
Проблема. Здоровый образ жизни для школьников, несмотря на его популяризацию, ещё не получил достаточного распространения. Сидение за партой, за уроками дома, неправильное питание, отсутствие режима дня и ряд других факторов приводят к росту хронических заболеваний и проблемам с лишним весом.
Решение. Для формирования правильного отношения к здоровому образу жизни среди школьников недостаточно пропаганды. На первом месте стоят личный пример родителей и педагогов, а также постоянный, но ненавязчивый контроль.
Основы здорового образа жизни школьников
Здоровый образ жизни, о котором так много сегодня говорится, на самом деле не является чем-то сверхъестественным. Это такой стиль жизни, при котором происходит отказ от вредных привычек, поддерживается контроль над мыслями и эмоциями, а предпочтение отдается здоровому питанию, разумным физическим нагрузкам, правильному режиму сна и бодрствования.
Никто не отрицает, что важную роль для здоровья играют климат и экологическая обстановка в регионе проживания, но это всего 20 %. На те же 20 % наше самочувствие зависит от наследственности и качественной медицины. А вот оставшиеся 60 % крепкого здоровья напрямую связаны с образом жизни, отказом от табака и алкоголя, физической активностью, качеством и режимом питания.
В здоровый образ жизни входят:
- Проживание в благоприятной экологической обстановке.
- Рациональноепитаниес учетом особенностей организма.
- Двигательная активность с учетом физических возможностей.
- Строгое соблюдение правил личной гигиены.
- Хорошее настроение и позитивное душевное состояние.
Для распространения идей здорового образа жизни современного школьника и взрослого человека требуется серьезная пропаганда. Необходимо постоянно транслировать основные правила и установки через средства массовой информации и интернет. Но начинается формирование здоровых привычек в семье и школе.
Ценность здорового образа жизни для школьников
Школьные годы каждый из нас вспоминает как очень важную часть своей жизни. В этот период дети становятся более самостоятельными, они изучают новые для себя науки и привыкают к дисциплине. Соответственно, растет и физическая нагрузка на неокрепший детский организм, на все его системы и органы.
Если же ребенок посещает дополнительные занятия, например, занимается спортом, танцами, иностранным языком, то он устает еще больше. Чтобы растущие нагрузки причиняли как можно меньше вреда детям, очень важно соблюдать режим дня, правильно питаться и полноценно отдыхать.
В основном на школьника негативно влияют следующие факторы:
- гиподинамия из-за долгого сидения за партой;
- не очень высокое качество школьных обедов;
- доминирующее влияние сверстников на вкусы и образ мыслей;
- гормональная перестройка организма в пубертатный период;
- неприятности и стрессы во время учебы;
- конфликты с учителями и одноклассниками;
- неблагоприятный микроклимат в семье.
Родители должны понимать, что детская психика заметно отличается от взрослой, в период роста ребенка она только формируется. Поэтому насколько в ней закрепятся основы здорового образа жизни, зависит от семьи. Дети с первых лет жизни во всем стремятся быть похожими на родителей, и взрослым не следует забывать об этом. К первому классу школы это подражание перерастает в привычку.
И если родители занимаются спортом, едят здоровую пищу, не просиживают все вечера у телевизора или компьютера, то ребенок будет вести себя точно так же. Если же в семье принято ужинать фаст-фудом и не заморачиваться с пробежками или утренней гимнастикой, то и ребенок будет часами играть в компьютерные игры, наберет лишний вес и приобретет сопутствующие заболевания.
Так что родителям следует сначала самим закрепить здоровые привычки, а затем уже закладывать навыки здорового образа жизни у школьников. Никогда не поздно начать, ведь они несут ответственность за своего ребенка до его 18 лет. Вот несколько советов, которые помогут создать условия для привлечения детей к здоровому образу жизни:
- по возможности придерживаться установленного режима дня;
- стараться не увеличивать дополнительную нагрузку;
- не игнорировать пищевые привычки ребенка;
- обеспечить ребенку рабочее место в соответствии с его возрастом;
- держать на постоянном контроле время просмотра телевизора и работы за компьютером;
- привлекать ребенка к занятиям спортом, но не делать этого насильно.
Человек, с детства привыкший вести здоровый образ жизни, добьется больших успехов в силу своей дисциплинированности, привычки правильно распределять время работы и отдыха. А вот болеть он будет гораздо меньше.
Роль спорта и питания в здоровом образе жизни школьника
Чтобы сегодня приучить детей к здоровому образу жизни, надо очень постараться. Школьная программа стала сложнее, порой свободное время приходится тратить не только на спортивные тренировки, но и на дополнительные занятия с репетиторами сразу по нескольким предметам.
Нагрузки на современных детей стали гораздо больше, чем они были у их родителей. Плюс к этому появились компьютеры и мобильные телефоны, способные нанести серьезный вред здоровью ребенка.
Отдельно следует сказать о питании. Нехватка времени, чтобы нормально поесть, однообразное меню, несбалансированный рацион – все это очень далеко от здоровых привычек. Но можно хотя бы попытаться выработать для ребенка правильный режим питания и убедить его больше двигаться, чтобы улучшить его самочувствие.
Диетологи уверены, что у детей должно быть обязательное 4-разовое питание. Три раза в день (на завтрак, обед и ужин) они должны есть горячую пищу.
На завтрак школьнику можно готовить каши, макароны, яйца, блюда из творога. Сахар тоже должен обязательно присутствовать, он полезен для работы мозга, но увлекаться им не стоит.
Обед чаще всего ученики получают в школе, но проблема в том, что в столовой кормят не всех, да и качество блюд оставляет желать лучшего. Можно давать ребенку еду с собой, например, в термосе, чтобы он мог поесть горячее. Вряд ли в школе разрешат пользоваться микроволновкой, чтобы разогреть домашний обед. Для перекусов подойдут несладкие йогурты и фрукты. По возможности следует удержать детей от покупки гамбургеров, чипсов и газировки, хотя это бывает очень сложно сделать.
Ужинают дети обычно дома. В рацион обязательно должны входить отварная рыба, мясо, овощи.
Существует возрастная норма употребления белков, жиров и углеводов, которой необходимо придерживаться. Недостаток даже какого-то одного элемента приведет к ухудшению физического состояния, снижению умственной активности и заболеваниям ЖКТ.
Здоровый образ жизни для школьников включает в себя не только правильное питание, но и обязательную физическую активность. Далеко не всегда уроки физкультуры в школе способны создать для этого все условия. Занятия спортом, фитнесом, утренние пробежки будут гораздо эффективнее.
Учащиеся начальной школы отличаются хорошей физической активностью – они любят бегать, прыгать, играть в подвижные игры. А вот старшеклассникам требуются дополнительные физические нагрузки, соответствующие их интересам и состоянию здоровья.
на наши новости
500 000 пользователей!
Если времени на спорт не хватает, то справиться с гиподинамией помогут:
- прогулки на свежем воздухе, можно с собакой или младшим братом/сестрой (у кого есть);
- пеший подъем домой по лестнице, а не на лифте в случае проживания в многоквартирном доме (если есть такая возможность);
- катание на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде;
- помощь родителям по дому: уборка квартиры, поход в магазин;
- обязательная 15-минутная зарядка после 45 минут неподвижного сидения за столом.
Самый идеальный вариант физических нагрузок – занятия спортом всей семьей по выходным. В зависимости от времени года это могут быть лыжи, коньки, велосипедные и пешие прогулки. Время, проведенное вместе с семьей, не только оздоравливает тело, но и придает духовные силы, обеспечивая гармоничное развитие ребенка.
Школьник, ведущий здоровый образ жизни, всегда хорошо учится. А с окончанием школы полезные привычки автоматически перейдут во взрослую жизнь.
5 правил здорового образа жизни для школьников
Распорядок дня
Режим дня – это оптимальное распределение различных видов деятельности в течение суток. Сюда входят учеба, отдых, сон, питание, физические упражнения или занятия спортом и т.д. Режим дня строится на биологической основе – цикличности всех физиологических функций организма.
Строгий распорядок дня необходим для повышения работоспособности организма при минимизации его энергозатрат. В результате укрепляется здоровье ребенка.
В режим дня входит целый ряд обязательных компонентов:
- уроки в школе;
- выполнение домашних заданий, учеба дома;
- сон;
- питание;
- занятия физическими упражнениями;
- отдых;
- дополнительные занятия в свободное время.
Учеба занимает в жизни школьника основное место и требует от него проявления максимума умственных и физических усилий. Поэтому очень важно организовать правильную смену учебного процесса и отдыха детей.
Иногда родители весьма скептически настроены к понятию «режим», считая его не очень нужным подросшему ребенку. Это опасное заблуждение. Формирование здорового образа жизни у школьников происходит как раз с помощью соблюдения режима дня, помогающего удержать им физическое и психическое равновесие.
Продолжительность сна
Детям с рождения и до окончания школы необходим дневной сон, который входит в общую продолжительность сна в течение суток. В это время организм отдыхает и производит полную перезагрузку нервной системы, поэтому привычку спать днем желательно сохранить как можно дольше.
Норма сна для детей разного возраста:
- 1-2 года — 11-14 часов;
- 3-5 лет — 10-13 часов;
- 6-12 лет — 9-12 часов.
- 13-17 лет — 8-10 часов. Стоит отметить, что количество часов сна в период полового созревания зависит от того, насколько активную жизнь ведет подросток.
Недостаток сна у детей ведет к снижению иммунитета и, как следствие, росту различных заболеваний. Полноценный сон способствует укреплению здоровья, повышает сопротивляемость организма сезонным заболеваниям ОРВИ и гриппу. Дело в том, что ночью мозг направляет химические вещества на восстановление иммунной системы.
Здоровые зубы
Культура здорового образа жизни школьников в обязательном порядке включает в себя чистку зубов. Делать это надо два раза в день: утром – после завтрака, вечером – перед сном. Причем чистить зубы следует правильно, придерживаясь рекомендаций современных стоматологов:
- Перед началом процедуры зубную щетку следует тщательно прополоскать под струей воды.
- Большое количество зубной пасты не улучшает качество чистки. Взрослому человеку достаточно выдавить полоску длиной до 10 мм.
- Чистить зубы следует не менее двух минут, но и не более пяти.
- Угол наклона щетки по отношению к зубам должен составлять 45 градусов.
- Процедуру следует начинать с очищения нижних зубов, а затем переходить к верхним.
- Первыми чистятся передние зубы, затем зубы, расположенные глубже во рту.
- Очень важно направление движений при проведении очистки: для нижних зубов – снизу верх, для верхних зубов – сверху вниз.
- Жевательную поверхность зубов очищают круговыми движениями.
- После процедуры рот надо тщательно прополоскать чистой водой.
- После завершения чистки зубов необходимо удалить бактериальный налет с поверхности языка. Современные зубные щетки специально для этого имеют особую ребристую поверхность на обратной стороне щетины.
- После процедуры очищения полости рта можно прополоскать ее специальным ополаскивателем.
По окончании чистки зубов щетку надо тщательно промыть и поставить в стаканчик щетиной вверх.
Хорошее зрение
Чтобы сохранить качество зрения, необходимо следовать определенным правилам. Смотреть телевизор надо на расстоянии 4 шагов, в удобной позе, отвлекаясь от экрана на время рекламы. Работу за компьютером тоже надо регламентировать – желательно не более 2 часов в день.
В помощь глазам был разработан комплекс упражнений Н. Исаевой. Их можно выполнять даже лежа, что особенно полезно, когда рабочий день проходит на ногах:
- Упражнение 1.Выполнять можно в любом положении – сидя, стоя или лежа. Остановите взгляд на промежутке между бровями и постарайтесь удержать его в течение 5 секунд. Каждый день добавляйте по секунде, пока длительность этого периода времени не дойдет до 1-2 минут.
- Упражнение 2.Постарайтесь увидеть свой кончик носа и удержать на нем взгляд в течение 5 секунд. Далее добавляйте по одной секунде в день, пока продолжительность упражнения не достигнет 1-2 минут.
- Упражнение 3.Его также можно выполнять в любом положении – сидя, стоя или лежа. Отведите оба глаза влево и посмотрите на левое плечо в течение 5 секунд. Увеличивайте продолжительность упражнения на одну секунду ежедневно, пока она не дойдет до 1-2 минут.
- Упражнение 4.Полностью аналогично упражнению 3, только смотреть надо на правое плечо. Так же надо довести его продолжительность до 1-2 минут в день.
- Упражнение 5.Производите вращение глазами сначала по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончиком носа, а затем против часовой стрелки. Упражнение надо повторить 4-5 раз.
Хорошее поведение
Поведение можно назвать хорошим, если человек не совершает плохих поступков, то есть не нарушает общепринятые нормы.
Доброжелательность, вежливость по отношению к другим, проявление уважения – все эти действия окрашивают нашу жизнь теплыми эмоциональными красками, делают ее более интересной, радостной, счастливой.
Здоровье – сложная многофункциональная система, от состояния которой зависит, по сути, жизнь человека. Здоровье по-разному проявляется на физическом, психологическом и социальном уровнях. Поэтому к проблеме организации здорового образа жизни школьника надо подходить комплексно, с точки зрения многих научных дисциплин.
Только совместные усилия, семьи, школы, общества смогут привить подрастающим гражданам мысль о том, что за свое здоровье они отвечают сами и должны беречь его как наивысшую ценность. Потому что крепкое здоровье – это успехи в учебе, работе, любви, это длительная полноценная жизнь.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: