Функциональное чтение: как формируется навык
Сохранить статью:
Что это? Функциональное чтение – это процесс, при котором в тексте ищется информация для решения определенной задачи. Необходимо, чтобы ребенок не только бегло и грамотно читал, но и хорошо понимал прочитанное.
Как развивается? Развитие функционального чтения происходит в начальной школе. В заданиях вначале небольшие тексты и простые вопросы. Детей учат выделять ключевые слова, различать основную и второстепенную информацию.
Суть функционального чтения
Умение читать – это прекрасное качество ребенка, но будет еще лучше, если он читает хорошо. Речь идет в первую очередь об осмысленном процессе. Бегло пробежаться глазами по тексту – этого совсем недостаточно, чтобы говорить о читательской компетенции.
Во многом успеваемость школьников находится на недостаточно высоком уровне из-за того, что во время чтения ученик не проявляет должного внимания. Он не определяет, какая информация в тексте является главной, не ведет диалог с его автором. Как правило, эта проблема берет свое начало еще в младшей школе. Все дело в том, что ребенок не понимает всю ценность чтения, книга для него – это всего лишь источник сведений, которые нужно освоить. На самом деле это намного больше, книга может стать лучшим другом и советчиком.
Чтение бывает информативным и функциональным. Чем эти виды отличаются друг от друга? В век информационных технологий гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни, в социальных сетях, приложениях и браузерах нам предлагают огромное количество информации, которую мы просматриваем бегло, то есть мыслями и чувствами не погружаемся в полотно текста.
Вспомним классическую литературу. Лакей Чичикова Петрушка читал лишь по одной причине: его веселила причудливость формирования слов из отдельных букв. Это ярчайший пример читательской безграмотности, к которой мы, увы, рискуем вернуться.
Когда человек владеет навыками функционального чтения, он понимает цели, для чего он читает и как полученные знания можно применить. Получается, что читатель ведет диалог с автором текста.
В рамках образовательного процесса в начальных классах есть такой термин, как «смысловое чтение». Методика дает возможность ребенку научиться размышлять над тем, что он читает, анализировать позицию автора и вести с последним диалог.
Часто ученики младшей школы имеют следующую проблему: они умеют быстро и уверенно читать, но стоит учителю задать вопрос по тексту, школьники не могут на него ответить. Они испытывают трудности в пересказе, не получается выделить главную мысль. Формирование функционального чтения в начальной школе решает эту проблему.
Основные принципы функционального чтения
Развитие функционального чтения играет весьма важную роль. Как педагог должен научить учеников начальных классов работать с текстом, чтобы последние стали компетентными читателями? Работа проводится в три этапа: восприятие, истолкование и оценка.
Задача первого этапа заключается в том, чтобы вызвать у ребенка интерес к тексту. Он должен быть впечатлен искусством слова. В рамках работы с восприятием педагог применяет различные аудиозаписи, становится актуальной мелодекламация самого преподавателя, на фоне может меняться музыка. Не будет лишним привлечение самых разных видов искусств и технических средств.
Цель педагога – вызвать у ребенка интерес к тексту, удивить разнообразием и красотой художественной речи. Самое главное – это выделить на фоне всех используемых в работе методов именно слово, главная роль отведена ему.
Понять, насколько ребенок впечатлен текстом, можно по его реакции. Он начинает проявлять эмоции, глаза горят интересом. Если ученики задают вопросы, значит, они действительно вникли в суть. При таких признаках можно сделать вывод, что пора переходить к следующему этапу – истолкование текста.
Второй этап включает в себя анализ текста. В рамках этого процесса происходит поиск ключевых слов, выделение важных цитат, которые позволяют ответить на вопросы. Если учитель предлагает ученикам посмотреть на рисунок по тексту, то школьники зачитывают соответствующий ему отрывок. Они могут сами придумать название, рассказать, как они поняли смысл, который пытался донести автор.
Обучение функциональному чтению включает в себя выразительное чтение, в частности, по ролям. Используя интонацию, школьник выделяет те фрагменты текста, которые имеют наибольшую важность. Оценить, насколько верно понята суть прочитанного, можно по краткому пересказу.
Ученики начальной школы уже должны понимать, что такое эпитеты, метафоры и олицетворения. Все эти приемы авторы текста используют неслучайно. Именно они дают возможность ребенку найти ключ к загадке, которую предлагает разгадать писатель.
Следующий и последний этап в рамках функционального чтения в начальной школе – оценивание текста. Этот процесс имеет большую важность, ведь, оценивая прочитанное, ребенок творит вместе с автором. Педагог может предложить детям придумать продолжение рассказа, сформулировать мысли о морали произведения, высказать свое мнение, почему другим тоже стоит его прочитать.
Самое главное в рамках этого мероприятия – дать возможность понять, получили ли они какой-либо опыт в ходе чтения, получится ли у ребенка на основании прочитанного текста построить «дом понимания», в котором все элементы – это составляющие текста: мысли автора, ключевые слова, мораль.
Для большей ясности рассмотрим функциональное чтение на примере стихотворения Тютчева «Зима недаром злится».
Первый этап – восприятие. На нем делается акцент на позитивном настроении, радости от пробуждения природы.
Применение музыкального сопровождения усиливает впечатление ребенка. Сбор подснежников – это определение используемых в тексте стихотворения выразительных средств, призвание которых заключается в оценке красоты слов, используемых автором. Важно разобрать еще и интонацию, это позволит ученикам самостоятельно придумать ритм и тональность. Гитара при изучении стихотворения аккомпанирует исполнение произведения школьниками.
Автор использовал олицетворения. Зима здесь – «ведьма злая», которая не хочет уходить и уступать место «доброй красавице» весне.
Когда ученики оценивают это произведение, они говорят о том, что душе хочется весны, тепла, солнца и радости.
Для учеников 4 класса проводится проверка знаний, нормативы которой утверждены на государственном уровне. Задания достаточно объемные, из-за чего школьники часто чувствуют тревогу, когда видят, что им предлагают выполнить. Если ученик понимает основы функционального чтения, он сможет неторопливо прочитать тексты, без спешки разделит их на части по смыслу, и тогда он поймет, что на самом деле в выполнении проверочной работы нет ничего сложного.
Такой подход должен применяться к математическим задачам, заданиям на логику по окружающему миру, а также для работы с текстом во второй части ВПР по русскому языку.
Отличия функционального чтения от функциональной грамотности
Эти два понятия очень часто путают. Функциональное чтение – это вид чтения, который выделяют в общей классификации. Кроме того, в нем есть такие типы, как этическое, то есть воспитывающее, а также эстетическое чтение. Их формирование происходило последовательно в рамках процесса понимания сути самого чтения.
Функциональное чтение – это способ чтения, который ставит перед собой задачу решить какую-либо проблему или выполнить задание.
Функциональное чтение включает в себя несколько приемов. К ним относятся беглый просмотр текста (сканирование) и анализ. Последний представляет собой такие мероприятия, как определение ключевых слов, выявление важных цитат, формирование различных схем и таблиц на основе прочитанной информации.
Формирование навыков функционального чтения в детстве дает возможность решать многие задачи в течение всей жизни при помощи текстов. Они могут быть связаны с учебной или профессиональной деятельностью, бытом и досугом. Это можно объяснить тем, что человек умеет принимать, усваивать, анализировать, передавать и эффективно применять различные полученные им сведения, причем они далеко не всегда представлены в виде текста.
на наши новости
500 000 пользователей!
Исследование PISA, проводимое под лозунгом «Учимся для жизни», дает возможность проверить, насколько хорошо индивид обладает навыком функционального чтения. Его разработчики придерживаются мнения, что главные компоненты читательской деятельности – это:
- Ситуации. Цель чтения и контекст зависят именно от них.
- Текст. Для функционального чтения должно быть характерно наличие разнообразных материалов.
- Читательские навыки. В рамках функционального чтения применяются когнитивные стратегии, а также методы работы с текстом.
Таким образом, при необходимости формирования навыков функционального чтения следует делать акцент на проектировании разнообразных ситуаций, в которых могут оказаться ученики, после того как окончат школу. Педагоги должны использовать для работы оригинальные тексты, такие, которые каждый человек читает практически ежедневно.
Конечно, для приобретения этих навыков разрабатываются и специальные адаптированные тексты. Но опора на один лишь учебник – это совсем неправильный подход. Один из недостатков таких произведений заключается в отсутствии разнообразия, а их объем чаще всего ограничивается лишь одной страницей.
Перед педагогом стоит весьма серьезная задача – сформировать библиотеку оригинальных текстов в рамках своей дисциплины. Кроме того, оказать помощь учителю в поиске источников может не только библиотекарь, но и сам ученик. Для этого преподаватель дает детям задание найти текст, который имеет отношение к разбираемой на уроке проблеме, и принести его на следующее занятие.
Вовсе необязательно, чтобы это было художественное произведение. Сюда отлично подойдут новостные публикации, рекламные посты, объявления, флаеры и плакаты. Выполнение такого задания поможет ученику сформировать в себе навыки по поиску информации, а также выработать критическое мышление.
Очевидно, что материалы, которые применяются в учебном процессе, должны быть разнообразными. В результате изучения предлагаемых документов у ребенка формируется собственное мнение в отношении той или иной ситуации. В его формировании взрослый не принимает участия, но он создает условия, способствующие появлению субъективной позиции у ребенка.
Пример функционального чтения
Технология функционального чтения позволяет решать трудные задачи с помощью определения в тексте ключевой информации. Как это происходит, рассмотрим на конкретном примере.
Бабушка помогает Лене делать домашнюю работу по русскому языку, по английскому – сестра, по алгебре – дедушка. На каждую дисциплину уходит по 40 минут. С 8:00 до 9:00 бабушка готовит завтрак для семьи. Старшая сестра уходит на прогулку с ребенком в 9:00 и возвращается в 10:20, до 11:15 дедушка играет в шашки. Лена занимается баскетболом, приходит домой с занятий в 9:45, после чего в 10:00 она садится за уроки и делает домашнее задание до 12:00.
Вопросы:
- С кем Лена делает задание в 10:05?
- Какое задание выполняется в последнюю очередь?
Распорядок дня семьи | ||
Бабушка | 8:00–9:00 — приготовление еды | 9:00 – 12:00 свободна |
Сестра | 9:00–10:20 — прогулка с ребенком | 10:20 — 12.00 свободна |
Дедушка | 11:15 — окончание игр в шашки | С 11:15 – 12:00 свободен |
Лена | 9:45 – возвращение домой с баскетбола | 10:00-12:00 – выполнение домашнего задания |
Если разобрать режим дня семьи, ответить на вопросы совсем несложно. В 10:05 свободна только бабушка, значит, в это время Лена выполняет задание по русскому языку вместе с ней. Так как дедушка свободен только после 11:15, значит, последний предмет, по которому делается домашняя работа, это алгебра.
Сегодня навыки функционального чтения формируются уже у учеников начальной школы. Такое умение позволяет читать внимательно, с выражением и понимать информацию. Этот навык очень пригодится в жизни даже после окончания школы.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: