Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребенка
Главная > Блог > Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребенка
15.02.2023
1422
Время чтения: 15 минут

Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребенка

Почему важно? Развитие социального интеллекта необходимо для взаимодействия людей в социуме. Такой человек быстро адаптируется к переменам, комфортно чувствует себя в обществе, умеет общаться и не испытывает проблем с коммуникацией.

Как развивать? Чтобы ребенок был успешным, важно развивать его социальный интеллект в школе. Учитель выбирает такие формы работы, которые помогают школьникам социализироваться и занимать место в обществе, не испытывая при этом дискомфорта.

Оглавление:
  1. Понятие социального интеллекта
  2. Зачем развивать социальный интеллект у детей
  3. Методы развития социального интеллекта в школе
  4. Социальный интеллект учителя
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Понятие социального интеллекта

Социальный интеллект – это способность человека улавливать, распознавать и понимать действия других людей. Развитие социального интеллекта позволяет индивидуумам улучшать свои коммуникативные навыки, устанавливать и поддерживать долгосрочные отношения с окружающими людьми, а также легко и непринуждённо ладить с отдельными личностями.

Развитый социальный интеллект помогает людям оперативно адаптироваться к любому социуму и его представителям, выстраивать взаимодействие с ними в правильном и выгодном ключе, достигать своих целей и реализовывать планы.

Существует ещё такое понятие, как эмоциональный интеллект. Это способность человека без труда улавливать эмоции других людей, идентифицировать их чувства и намерения. Часто ошибочно социальный и эмоциональный интеллект объединяются в единую концепцию, однако между ними есть существенный ряд отличий.

Развитие социального интеллекта

Как правило, интеллект социального типа выражается в одной из трёх вариаций:

  • отдельная разновидность человеческого разума, входящая в состав познавательного навыка и имеющая непосредственное отношение к математическому и вербальному интеллекту;
  • умения, познания и представления, появившиеся у человека в процессе общественной социализации;
  • индивидуальные особенности характера человека, прямым образом влияющие на его будущее.

Научный термин social intellect был введён известным американским психологом и педагогом Эдвардом Ли Торндайком. В обобщённом смысле понятие социального интеллекта включает в себя следующие человеческие навыки:

  • осознание и использование правил общения между представителями различных социумов;
  • верное поведение в компании людей;
  • способность слушать и слышать собеседников;
  • распознавание и восприятие поведения окружающих людей;
  • умение принимать любые точки зрения;
  • искусство адаптации к новым и изменяющимся социальным условиям;
  • способность оценивать любые возникающие ситуации;
  • идентификация невербального языка;
  • искусство красноречия, умение избегать либо выходить достойно из любых агрессивных споров и конфликтных ситуаций;
  • готовность принимать новый опыт и знания.

В основе социального интеллекта человека лежат такие качества характера, как активная жизненная позиция, эмпатия, искусство приспосабливаемости к людям и ситуациям, достойная самооценка, общительность. Общий уровень развития интеллекта не влияет на коммуникативные навыки человека, поэтому важно с ранних лет уделять внимание развитию социального интеллекта ребёнка.

Зачем развивать социальный интеллект у детей

Любой индивид является частью общества и принимает в его жизни непосредственное участие, активно действуя внутри него, общаясь с другими его представителями и достигая своих целей и планов. Через коммуникации человек развивается в профессиональном и духовном плане. Функционирование и развитие окружающего мира, в конечно счёте, сводится к взаимоотношениям и взаимодействию людей внутри социума.

Развитие социального и эмоционального интеллекта позволяет детям методично включаться в процесс коммуникаций между людьми в обществе и впоследствии гармонично выстраивать свою карьеру и личную жизнь.

Развитие социального интеллекта

Раннему развитию социального интеллекта детей дошкольного и школьного возраста способствуют следующие условия:

  • Формирование предметно-развивающей среды. Её основная функция – стимулировать и ускорять развитие социального интеллекта детей, поэтому среда должна быть доступна для всех малышей, а они, в свою очередь, должны быть открыты к изучению окружающего мира.

    При создании такой среды можно задействовать следующие составляющие: литературные произведения, красочные иллюстрации и картинки с изображением различных коммуникаций между людьми; уголки, наполненные моделями и символами познавательного характера; поделки, созданные самими ребятами; настольные и развивающие игры, помогающие идентифицировать и осознавать различные эмоции и чувства.

  • В дошкольном и раннем школьном возрасте игра является основой для познания окружающего мира.
  • Сюжетно-ролевые игры незаменимы при развитии социальных навыков у детей младшего возраста. Педагог при этом может принимать непосредственное участие в самой игре, разыгрывая отведённую ему роль, либо выступать в качестве наблюдателя, предлагая малышам темы для проигрывания.
  • Тематические творческие игры также незаменимы при развитии социального интеллекта у детей. Темы могут быть самыми разнообразными: «Угадай, о ком я рассказываю», «Следствие ведут знатоки», «Я любою тебя, потому что ты…», «Давай похвастаемся», «Путешествие в волшебный мир» и пр.
  • Ещё один из способов активно стимулировать развитие коммуникативных навыков у детей – чтение и обсуждение литературных произведений. Чтобы использовать этот приём максимально эффективно, после прочтения ребятам какого-либо произведения педагогу следует обязательно спросить юных слушателей о том, какие чувства испытывали главные персонажи рассказа, что они хотели сделать и к чему стремились, какие ошибки допустили, что у них не получилось сделать и почему.
    Важно также предлагать детям додумывать и заканчивать истории собственными мыслями, менять ход событий и конец произведений по своему личному усмотрению – такая педагогическая тактика помогает малышам осваивать ту информацию, которая важна для них в настоящий момент, ведь результаты личной творческой деятельности – это очень полезный индивидуальный опыт для каждого малыша.
  • Музыка не менее важна для формирования и развития социальных навыков у детей. По сути, мелодия сама по себе является озвученной эмоцией, оформленной в виде определённого набора звуков, несущего для каждого слушателя свой неповторимый образ и смысл.
  • Театральная деятельность помогает малышам проживать различные роли, распознавать и понимать чувства и намерения героев, оценивать их действия и образы, в целом.
  • Художественно-изобразительная деятельность является одной из самых любимых активностей для ребят младшего возраста. Творчество – мощнейший катализатор развития не только умственных способностей детей, но и их коммуникативных и эмоциональных навыков.

Для правильного и эффективного развития социального интеллекта дошкольников преподаватели должны быть психологически и социально компетентными. При этом не стоит недооценивать и роль родителей в социально-эмоциональном воспитании детей: именно они закладывают базовые коммуникативные навыки в раннем детском возрасте и помогают совершенствовать их в последующие годы.

Методы развития социального интеллекта в школе

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования одной из основных задач, помимо усвоения малышами определённого набора знаний, ставит развитие эмоционального и социального интеллекта. По мере взросления детей эта задача не теряет своей актуальности на протяжении всего школьного периода.

Одним из самых действенных методов развития социального интеллекта ребёнка является использование активных методик обучения: они успешно справляются с функциями социализации и адаптации учащихся в обществе.

Активные методики обучения включают в себя следующие составляющие: формирование свободной для творчества окружающей среды, включение в процесс образования всех участников, обеспечение всем ученикам самостоятельного принятия решения о постановке целей и выборе способов их достижения, использование командных методов работы.

Активные методики воспитания базируются на моделировании различных ситуаций из повседневной жизни, применении в их решении ролевых игр и выборе школьниками необходимых действий на основе анализа текущей обстановки.

Активные методики воспитания и обучения способствуют эффективному развитию социального интеллекта у младших школьников и дошкольников: когда перед ребятами ставится задача по поиску и выбору оптимальных путей решения какой-либо проблемы или жизненной ситуации, они учатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию, анализируют текущие данные и условия, формируют выводы, делают прогнозы. Всё это способствует развитию их коммуникативных и интеллектуальных навыков.

Развитие социального интеллекта

Командная работа, совместное участие детей в обсуждении и взаимодействие друг с другом развивают следующие умения:

  • навыки активного слушания;
  • умение приспосабливаться к окружению, принимать отличные от собственной точки зрения, убеждать оппонентов в своей правоте, отстаивать свои интересы и позиции;
  • способность контролировать свои чувства, эмоции, поведение и настроение;
  • мастерство работы в стрессовых и некомфортных условиях.

Развитие социального интеллекта у подростков и младших школьников осуществляется также с помощью такой методики, как проектная деятельность. К ней в обязательном порядке стоит подключать родителей детей как самых важных и ценных людей в их жизнях.

Совместная работа над каким-либо проектом помогает формировать и развивать у всех её участников следующие навыки коммуникационного взаимодействия: готовность и способность трудиться вместе с другими, эмпатия, преодоление барьеров в общении, формирование эмоциональных привязанностей между ребятами.

Ко всему прочему, проектная деятельность, организованная совместно с родителями ребят, способствует усилению связи между семьёй и школой, предлагает новые интересные виды досуга, а также помогает детям интеллектуально и духовно развиваться.

Важно помнить о том, что развитие социального интеллекта школьников осуществляется в том числе и во внеклассной работе. Поэтому для внедрения активных методик воспитания и обучения в образовательный процесс необходим достаточный уровень квалификации и подготовки со стороны учителей.

Развитие социального интеллекта

К коллективной работе необходимо готовить и самих детей:

  • Перед началом проектной деятельности педагогу следует убедиться, что все участники обладают необходимым набором знаний и навыков, в противном случае при их нехватке мало кто из них будет прилагать достаточно усилий для решения поставленной задачи.
  • Инструкции и пояснения к заданиям должны быть оформлены в письменном виде на доске или на отдельных карточках.
  • Учащиеся должны располагать необходимым временем для достижения поставленных целей.

Чтобы получить максимальный результат от проектной деятельности, необходимо организовать процесс воспитания и обучения на трёх уровнях:

  1. Приобретение учениками социально-общественных знаний (нормы поведения в обществе, устройство социума, одобряемые и неодобряемые общественностью формы поведения и т.д.).
  2. Освоение учащимися полученных на первом уровне знаний в коммуникациях между собой на уровне команды, класса, школы (то есть в безопасной дружеской обстановке).
  3. Реализация учениками самостоятельного взаимодействия с другими участниками общества за пределами школы (то есть в открытой социальной среде).

Социальный интеллект учителя

Для того чтобы эффективно развивать коммуникативные навыки своих учеников, педагоги сами должны обладать высоким уровнем развития своего социального интеллекта. Это поможет им:

  • Регулировать свои эмоции и эмоции обучающихся.

Детям в любом возрасте достаточно сложно даётся управление собственными эмоциями и чувствами. В состоянии нервного перевозбуждения или истощения они способны бесконтрольно выплёскивать агрессию и говорить много лишнего.

Педагог с высоким уровнем развития социальных умений не будет уподобляться своим ученикам: он способен чётко идентифицировать своё состояние и настроение окружающих людей, определять эмоциональную обстановку в классе и направлять её в мирное русло.

Развитие социального интеллекта

Даже если ученик выводит из себя своего преподавателя, последний не теряет позиции взрослого по отношению к ребёнку: он точно понимает, какие чувства и эмоции испытывают обе стороны, а также каковы их причины. Поэтому в любой ситуации такой учитель в состоянии контролировать свои собственные эмоциональные реакции и способен помочь своим ученикам выражать свои эмоции экологичным, конструктивным способом.

  • Слышать, принимать и учитывать мнение каждого ученика.

Каждый отдельно взятый школьный класс состоит из учеников с разным воспитанием и интеллектуальными способностями.

Педагог с высоким уровнем развития социального интеллекта способен сформировать в классе дружественную атмосферу, комфортную для всех учеников. При возникновении конфликтных ситуаций он в состоянии выслушать и понять точки зрения всех её участников, «остудить их пыл» и направить негативные эмоции в более миролюбивое русло.

Если учитель, помимо мнений учащихся, обращает также внимание на их чувства и нужды, он может заранее прогнозировать возможное возникновение споров и изменять динамику урока с целью их нивелирования.

  • Договариваться, находить компромиссы вместе с учащимися в сложных и спорных ситуациях.

Высокий уровень развития социального интеллекта учителя помогает ему договариваться со «сложными» учениками без привлечения директора или родителей. Секрет в том, что такой преподаватель способен не просто безапелляционно высказать свою точку зрения, но и понять мотивы, которыми руководствовался учащийся при совершении определённых действий.

Такой педагог может без труда поставить себя на место ребёнка и помочь ему экологично выйти из сложной ситуации. Помимо этого, учитель на собственном примере показывает другим ученикам, как адекватно и мирно вести себя в конфликтах, принимать других и избегать агрессии.

  • Завоёвывать авторитет и уважение со стороны учеников.

Публичные выступления – один из навыков социального интеллекта человека. Для учителя это особенно важное умение. Грамотная речь, уверенный тембр голоса, дружелюбная тональность, продуманные жесты, уместный юмор и артистизм – всё это помогает педагогам не только привлекать к себе внимание учеников, но и завоёвывать авторитет и уважение с их стороны.

Высокоразвитые коммуникативные навыки помогают человеку реализовываться в личной, творческой и профессиональной деятельности, достигать поставленных целей и постоянно расти как личность. Поэтому развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного и школьного возраста должно стать обязательной частью воспитательного и образовательного процесса.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw