Интерактивный урок: методика и инструменты
Сохранить статью:
В чем преимущество? Интерактивный урок – это одна из разновидностей активного обучения, которая помогает разнообразить процесс усвоения нового материала. Разумеется, такие занятия очень нравятся детям, поскольку они максимально вовлечены.
Какие существуют? Уникальность такого формата в том, что его можно применять в любых дисциплинах: от географии, где на первое место выходит визуальная составляющая, до математики. Что же помогает сделать интерактивный урок не только увлекательным, но и полезным?
Особенности интерактивного метода обучения
Преподаватели, работая с учениками, используют различные активные и пассивные методы обучения. К пассивным относятся прослушивание лекций, зрительское участие в лабораторных опытах. Активными считаются формы работы, когда учитель и ученик вступают в диалог или взаимодействуют каким-либо подобным образом. Уже не является новым, но остаётся популярным и неизменно результативным ещё один метод — интерактивный урок.
Корнями такое обучение уходит в активные формы работы. Однако в этом случае активность понимается намного шире: имеется в виду взаимодействие на уроке и между учащимися, и между отдельными их группами. Иначе это диалоговое обучение.
Доказано статистикой, что такие формы работы увлекательны для всех участников процесса, мотивируют на активность, достижение результатов, учат сотрудничеству в коллективе.
Назовём главные аспекты интерактивности на уроке:
- равное участие в групповой работе, общение с единомышленниками;
- побуждение к активности, выстраивание взаимосвязей, вовлечённость в процесс поиска решений;
- творчество и эксперименты.
Для того чтобы создать интерактивный урок хорошего качества, надо помнить: наглядность очень важна. Хорошему педагогу известно: до 80 % информации дети воспринимают визуально.
Средства наглядного обучения:
- беспроводные планшеты и подобная оргтехника;
- интерактивные столы и доски, компьютеры;
- конструкторы LEGO и робототехника;
- интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
- документ-камера (прибор, проецирующий на монитор или доску страницы учебника/пособия;
- интерактивная песочница с песком, проектором и ПО, обеспечивающим дополнительную реальность;
- мобильный планетарий (купол с проектором для потолка).
Всё более привычным становится и электронное обучение с вебинарами, конференциями, интерактивными онлайн-уроками.
Есть разные пути для педагогов, желающих добиться активного участия учеников в интерактивном уроке. Примеры:
- вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и ученика;
- решение поставленных задач в группах;
- демонстрационные опыты и практические задания;
- использование аудио и видео.
Что получает учитель, внедряя интерактивные элементы и виды заданий? Вырабатываются активность учащихся, самостоятельность, развиваются командный дух и заинтересованность в результате, растут сила и свобода самовыражения, улучшаются и закрепляются знания.
Структура и методика интерактивного урока
Применение во время урока интерактивных технологий определяет их структуру. Самыми нужными считают 5 элементов:
Мотивация
Этот этап позволяет сконцентрироваться на проблеме урока, почувствовать к ней интерес. Также это некая психологическая пауза, чтобы обучающиеся поняли: сейчас перед ними новый учитель с новым заданием по другому предмету.
Субъект обучения настраивается на эффективный процесс познания, а для этого надо осознавать, что и зачем сейчас он будет делать.
Мотивация напрямую связана с темой урока, позволяет воспринимать её как рабочую задачу.
Представление темы и ожидаемых учебных результатов
Цель – добиться, чтобы ученики понимали, что и зачем делают, чего от них ждёт учитель. Для успешности обучения следует соблюдать такие требования:
- чётко определиться с тем, что именно новое или активизированное старое смогут делать учащиеся по окончании урока;
- отобразить уровень их учебных достижений по результатам урока.
Поставить дидактическую цель очень важно в интерактивной модели обучения. И привлечены к её достижению должны быть обязательно все учащиеся.
В этой части интерактивного урока нужно объединить коллектив следующими действиями:
- огласить тему урока, или пусть её прочтёт один из учеников;
- обсудить новые или непонятные слова из формулировки темы, разъяснить проблемный вопрос, если он поставлен;
- попросить детей задуматься об ожидаемых результатах, назвать их;
- напомнить учащимся, что в конце урока им нужно будет оценить, насколько точно они этих результатов достигли, а также что вы их достижения оцените в баллах.
Предоставление всей информации по теме
Это необходимо для дальнейшего выполнения практических заданий, причём учитель делает это максимально быстро и сжато. Позже педагог сможет ещё раз обратить на теорию внимание, а пока время экономится для практики и самопознания.
Интерактивное упражнение – «экватор» урока
Целью всегда является усвоение учебной темы, выполнение обозначенных в первые минуты задач.
Как сделать интерактивный урок эффективным? Обязательно соблюдайте последовательность и регламент запланированных упражнений.
- сначала зачитывается инструкция: объявляются цель упражнения, правило для работы, последовательность действий, время на выполнение, а также выясняется, все ли понятно (на это должно уйти 2-3 минуты);
- затем дети объединяются в группы (сами или по спискам учителя), и распределяются все роли (1-2 минуты);
- во время выполнения задания учитель выступает как помощник, ведущий, стараясь одновременно давать поддержку и самостоятельность, поощряя сотрудничество в группах (5-15 минут);
- далее группы презентуют результаты (3-15 минут);
- рефлексия, например, путем коллективного обсуждения (5-15 минут).
Рефлексия в современном образовании является самым важным компонентом для обучения на интерактивном уроке, как и на любом другом. Благодаря ей учащиеся:
- осознают, что чему-то научились;
- ещё раз вспоминают подробности нового опыта;
- оценивают собственный уровень понимания и усвоения темы и учатся планировать дальнейшие реальные шаги;
- получают возможность сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами остальных учеников, какие-то позиции скорректировать;
- приучаются рефлексировать вообще, осознавая последствия любых своих действий и планируя следующие шаги;
В то же время преподаватель тоже оценит реакцию детей и сможет скорректировать план следующего урока.
Этап рефлексии можно сделать забавным или запоминающимся – поищите в приложениях для разработки интерактивных уроков. Применяйте её после самых важных упражнений, в конце урока, а также в конце определённого этапа обучения.
Финал учебного занятия
Итог является очень важной частью интерактивного урока для детей. Педагог и учащиеся вместе выясняют, что успели, что усвоили, как новое связано с уже изученным, как оно же пригодится в будущем.
Итак, зачем нужен итоговый этап урока:
- обсудить, что сделано;
- вспомнить ожидаемые результаты, сравнить их с реальными;
- проанализировать, почему получилось, возможно, не всё, в чём ошибки;
- сделать выводы на будущее с учётом моментов успеха и неуспеха;
- ещё раз закрепить изученное;
- обозначить, что будем делать на следующих уроках;
- связать в итоговой беседе усвоенные темы с предстоящими;
- озвучить план дальнейших действий.
Назовём и стадии заключительного этапа урока:
- установление фактов (что получилось);
- анализ причин (почему получилось именно так);
- планирование (что делать на следующих занятиях?).
20 идей, которые помогут сделать лучший интерактивный урок
Условно все идеи, игры и педагогические инструменты, делающие урок интерактивным и улучшающие его качество, можно разделить на такие категории:
Создание на интерактивном уроке учебных стратегий для активизации общения и получения обратной связи
Есть три эффективных способа «разговорить» детей:
- Работа в парах. Цель – обсудить и поделиться
Ставьте проблему перед учениками и предложите разбиться по парам. Такая пара ищет решение задачи и потом защищает его вслух. Это позволяет вовлечь всех учеников, к тому же они запомнят по теме больше, чем после обычного урока.
- Мозговой штурм
Это интерактивное упражнение эффективно в группах. В коллективе дети успешнее генерируют творческие мысли и идеи, учатся друг у друга, начинают прислушиваться к чужому мнению ради общей цели. Процесс, несомненно, полезен, так как им в голову зачастую приходят удивительные решения задач.
Чтобы структурировать возникающие во время работы идеи детей, удобно использовать при разработке интерактивного урока сервисы по созданию интеллект-карт.
- Вовлечение в дискуссию
Группы участников сосредотачиваются на одной теме, делятся своими мыслями и идеями. Преподаватель для начала может дать им несколько ключевых слов или понятий. Подобное сотрудничество поощряется, ведь дети учатся на опыте друг друга.
Индивидуальные мероприятия
- Проведение опроса
Лучше всего этот метод подходит для конца урока. В течение минуты дети должны записать ответ на один вопрос, к примеру: «Что самое полезное и важное я сегодня узнал?». На следующем занятии с их ответов и начнётся разговор. Интересно будет также спросить, помнят ли ученики ещё то, что записали на листочках в прошлый раз.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Проверка неверных представлений
Их важно выявить в ближайшее после урока время. Предлагайте детям список из ложных и правдивых фактов и смотрите, могут ли они определить неправду. Это побуждает глубоко и быстро думать, закрепляет знания.
- Поиск пробелов в знаниях по результатам самоанализа
Для такой работы учитель составляет чек-лист или список конкретных вопросов по теме, а учащиеся должны не спеша обвести те из них, на которые не смогли бы ответить.
Подготавливая программу для интерактивного урока, нужно будет создать задания по тем вопросам, которые обвели дети. Набор заданий будет индивидуальным, ведь у всех выявятся свои пробелы. Пусть дети ещё раз проработают трудности.
- Спросите «отличника»
Действуем следующим образом: все выполняют задание молча, офлайн или во время видеоурока. Когда ответы получены, попросите тех, кто справился, поднять руки или отозваться в чате. Затем все ученики должны пообщаться с теми, кто дал верный ответ, и каждый пусть выяснит принцип решения задачи сам, в диалоге с отличником. Такое общение позволит быстрее схватить суть и в будущем не допускать ошибок.
Парная работа
- Найди себе пару
Учащиеся самостоятельно определяются, с кем бы хотели работать. Обмениваются опытом, обсуждают пути решений, делятся с напарником выводами, которые пришли им в голову ранее.
- Пара, в которой один – учитель, другой – ученик
Предложите детям записать основные моменты урока. После этого, разделив их на пары и назначив «учителей» и «учеников», объясните задачу. «Учитель» называет основные моменты, а «ученик» сверяет их со своим списком и потом дополняет ещё двумя-тремя пропущенными пунктами от себя.
- Похвали напарника
Этот приём возможен после индивидуального задания. Дети делятся результатами, разбившись на пары. Потом добровольцы, которым понравилась работа напарника, хвалят её публично за интересность или образцовость. Замечено, что ученики склонны скорее найти плюсы в работе приятеля, чем в своей. Плюс ко всему дети приобретают навык совместного обсуждения успешных результатов.
- Принудительный спор
Учащиеся получают задание подискутировать в парах. Особенность в том, что придётся защищать точку зрения, отличную от своей. Эта задача поможет отойти на время от собственных взглядов и убеждений и увидеть ситуацию под новым углом. Согласитесь, время от времени это полезно.
Хорошая идея для открытого интерактивного урока: одна часть группы защищает одну позицию, другая – противоположную. Каждому даётся строгое количество минут и одно выступление, чтобы все смогли высказаться по поводу обсуждаемых вопросов.
- Оптимист/пессимист
В парах дети обсуждают противоположные эмоциональные стороны собственных тематических исследований или отдельных утверждений. Изучение каждого случая они должны словно «прожить», настолько углублённо рассмотреть, чтобы было чем делиться на уроке. Во время занятия учитель откроет для себя немало интересных детских идей, ученики же точно приобретут важные социальные навыки.
- На оценку эксперту
Хороший способ работы с письменными заданиями: после окончания работы нужно обменяться черновиками. Что делают дети с чужим черновиком? Внимательно изучив, пишут оценивающий текст из трёх абзацев по плану: плюсы работы соседа по парте, минусы и замечания, затем – абзац о том, как именно бы эксперт доработал чужой текст, если бы он принадлежал его перу. Такое, по сути, соавторство многому научит обоих партнёров по заданию.
Работа в группах более двух человек
- Движение от доски к доске
Приготовьте несколько досок (флипчартов или интерактивных) с заданиями или вопросами по теме. Класс делим на несколько подгрупп, и каждая работает на отдельной доске. Принцип: один вопрос – одна доска. Каждая подгруппа, ответив на свой вопрос, перемещается к соседней доске (онлайн или офлайн) и пишет свой ответ под уже данным ответом предыдущих участников. Надо, чтобы на каждой из досок оказались прописаны все ответы всех участвующих подгрупп.
- Определи лучшее решение
Раздайте задачи, и пусть подгруппы поработают над единой проблемой. Дети должны расписать решение или стратегию на бумаге или в цифровом варианте. Затем подгруппы меняются решениями, чтобы оценить степень успешности соседей. Так делать, пока все не оценят друг друга. После ученики объединяются, чтобы выбрать лучший ответ из той пары, которая названа самой успешной. Так определяется победное решение.
- Операция «Фильм»
Для такой работы очень хорошо подойдут исторические, географические фильмы, любой байопик. Концепцию или события фильма, который подходит к теме занятия, дети обсуждают и пытаются найти, что создатели фильма сделали или показали неправильно, а что получилось хорошо. Задача – назвать хотя бы по одному пункту.
Интерактивные игровые действия
Они очень популярны для интерактивных уроков в начальной школе. Учебные игры очень полезны и воспринимаются детьми всегда позитивно. Обучение здесь происходит скрыто, ненавязчиво и весьма продуктивно. В списке самых популярных игровых приёмов назовём кроссворды, лото, головоломки, игры на совпадение пар, запоминание на время, викторины с призами и тому подобное.
- Кроссворд
Интерактивный урок на интерактивной доске, когда на ней кроссворд или викторина, идеально подходит для закрепляемых тем курса. Составить кроссворд по теме совсем несложно, если начать с длинного определения, которое надо сделать горизонталью или вертикалью. На базе такого многобуквенного определения продумывается весь список ответов. Разгадывать кроссворд можно по группам на скорость, по парам, или пусть отвечает первый догадавшийся в классе ученик. В любом случае скучно не бывает.
- Эрудит
Вспомните принцип известной игры. Предложите из букв, образующих название раздела или главы, составить как можно больше слов по теме. Команды должны соревноваться. Можно взять и несколько новых терминов и поработать так с буквами из них.
- Урок загадок «кто я?»/ «что я?»
Термин, имя учёного, писателя, определение приклеиваются на лоб или спину ученика. Ребёнок, задавая вопросы, предполагающие лишь ответы «да» или «нет», пытается угадать своё слово. Игра становится учебной при условии, если термин связан с темой урока.
- Лото
Лото – любимая многими с детства забава, и её легко переработать в учебную игру, языковую или математическую. Хорошо, если этим займутся сами дети.
Это всего лишь часть идей, которые помогут составить интерактивный урок, превратив обучение в увлекательный, продуктивный и позитивный процесс.
Сложно представить современный интерактивный урок без элементов геймификации. Названные в статье приёмы и методы помогут нескучно и наглядно провести контрольные и тесты, организовать увлекательную групповую работу.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: