Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Болонская система образования и ее особенности
Главная > Блог > Болонская система образования и ее особенности
15.12.2022
1678
Время чтения: 15 минут

Болонская система образования и ее особенности

Что это? Болонская система образования является декларацией с рядом принципов, которые объединяют университеты стран-участниц. Это не организация, откуда можно выйти или кого-то исключить — наблюдательная группа Болонского процесса (Bologna Follow-Up Group, BFUG) может только приостановить представительство страны в комиссиях и рабочих группах.

В чем особенности? Благодаря принципам данной системы образование становится мобильным, а выпускники вузов— востребованными на рынке труда. Недавно Россия приняла решение отказаться от Болонской системы по ряду причин.  

Суть Болонской системы образования

На празднование 800-летия Сорбонны в 1998 году в Париже собрались министры образования европейских стран, в том числе Италии, Германии, Великобритании и Франции. Эти четыре государства подписали Сорбонскую декларацию, определяющую единые стандарты европейского образования.

В декларации говорилось о том, что в Средние века, когда в Европе появились первые университеты, студенты и преподаватели свободно путешествовали между государствами, распространяя знания по континенту. Сегодня студенты учатся каждый в своей стране, мало найдется таких, кто окончил высшее учебное заведение за границей.

Суть Болонской системы образования

Чтобы образование стало мобильным, а выпускники легко находили себе место работы, в декларацию внесли ряд принципов: утвердить двухуровневую систему обучения, создать условия для того, чтобы студенты и преподаватели хотя бы один семестр могли учиться и работать в другой стране, ввести единую систему оценок – учебные кредиты, показывающие, сколько часов посвятил студент конкретной дисциплине.

Сорбонскую декларацию изучили министры образования 29 стран, собравшиеся в итальянском городе Болонье, и на основе этого составили и подписали Болонскую декларацию о создании «Зоны европейского высшего образования».

С тех пор каждые два года участники Болонской декларации проводят общие собрания. Последнее прошло в Риме в 2020 году, на котором были разработаны и утверждены принципы развития Болонской системы образования к 2030 году:

  • Инклюзивность — каждый человек имеет равные права на обучение в высших учебных заведениях.
  • Инновационность — будут разрабатываться и применяться новые методы обучения, преподавания и оценки студентов.
  • Взаимосвязанность — сохранится мобильность студентов и обмен знаниями.

За 23 года к Болонской системе присоединились 47 стран.

Принципы Болонской системы образования

Смысл создания системы заключается в разработке и применении единых образовательных стандартов, что позволит студентам, выпускникам и преподавателям свободно перемещаться между странами и университетами. Такая возможность способствует передаче знаний, получению нового опыта, улучшению преподавания, проведению исследований.

По окончании любого учебного заведения, входящего в систему, студент сможет найти работу в ведущих европейских компаниях, стать конкурентоспособным специалистом.

Принципы Болонской системы образования

Европейское образование четко отслеживает рынок труда. Цель каждого университета – выпускать специалистов с готовыми практическими навыками. Студентам разрешается выбирать те дисциплины, которые пригодятся на предполагаемой работе, они участвуют в исследованиях, продолжают учебу в другом университете и, если ситуация на рынке труда изменилась, через магистратуру меняют свою специализацию.

Основные принципы Болонской системы высшего образования

  • Две степени образования: первая степень — бакалавриат, вторая — магистратура. Поступить в магистратуру можно только после получения степени бакалавра, если обучение продолжалось не менее трех лет.
  • Кредиты по типу ECTS (European Credit Transfer System). Система учебных кредитов, принятая в Европе – это система, позволяющая оценить показатели студента в освоении той или иной дисциплины. Один кредит – это 36 академических часов.
  • Кредитные баллы начисляются не только на время обучения в бакалавриате или магистратуре, но и на любую другую учебу, которую студент освоил за свою жизнь. Для перехода на следующий курс или поступления в магистратуру студент должен набрать определенное количество кредитов. Например, чтобы защитить диплом бакалавра, потребуется не менее 180 кредитов, магистра – не менее 300.
  • Приложение к диплому. В нем прописываются те дисциплины, которые студент освоил на программе, количество часов по каждому предмету и количество зачетных единиц.
  • Перемещение студентов и преподавателей по университетам Европы. Многие начинают учебу в одном вузе, а в процессе обучения переводятся в институт другой страны.
  • Развитие сотрудничества в области качества образования, а также обеспечение работой выпускников любого университета.

Цели Болонской системы образования

Основная цель Болонской системы образования прописана в доктрине образовательного права. Это создание «единой Европы знаний» и повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования на международном уровне. У системы есть и другие цели:

Цели Болонской системы образования

  • обеспечение доступности высшего образования для всех слоев населения;
  • увеличение подвижности студентов и преподавателей за счет укрепления связей между вузами;
  • повышение возможности молодых специалистов устроиться на работу в условиях глобализации;
  • развитие интеллектуального, научного и культурного потенциала;
  • усиление роли образовательных учреждений в создании общих европейских ценностей.

Страны-участницы Болонской системы образования

В рамках Болонского процесса были проведены правительственные встречи в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007), Лёвене (2009), Будапеште и Вене (2010), Бухаресте (2012), Ереване (2015), Париже (2018) и Риме (2020).

Болонская система продолжает расширяться.

  • В 1999 году к ней присоединились Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Исландия, Норвегия, Швейцария, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Македония, Финляндия, Франция, Швеция, Нидерланды, Великобритания;
  • 2001­ Лихтенштейн, Турция, Хорватия и Кипр;
  • 2003 ­ Россия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Ватикан, Сербия;
  • 2005 ­ Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина;
  • 2007 ­ Черногория;
  • 2010 ­ Казахстан;
  • 2015 ­ Беларусь.

На сегодня в Болонской системе осталось 46 стран. 11 апреля 2022 года решением Болонской группы Россия и Белоруссия были исключены из системы.

Преимущества и недостатки Болонской системы образования

Как и любая другая, Болонская система обладает своими достоинствами и недостатками. Подведем итоги сказанному и определим плюсы и минусы этой системы обучения.

Преимущества и недостатки Болонской системы образования

Плюсы Болонской системы образования:

  • высшее образование становится доступнее для многих;
  • студенты могут переходить в вузы других стран, не теряя заработанные баллы;
  • студенты могут выбирать те дисциплины для обучения, которые им интересны;
  • наиболее высокие баллы дают возможность заниматься научной карьерой;
  • основной упор делается на профессиональные знания;
  • растет привлекательность образования в национальных университетах стран-участниц Болонской системы;
  • в систему заложены четкие стандарты высшего образования;
  • вузы Европы повышают свою конкурентоспособность.

Минусы Болонской системы образования:

  • общественное мнение считает бакалавров недоучившимися специалистами;
  • в магистратуре большинства университетов недостаточное количество бюджетных мест;
  • система тестирования не способна дать точную оценку имеющимся знаниям;
  • у студентов часто нет возможности сформировать системный подход и осознать реальную картину мира;
  • многие студенты получают отрывочные знания из-за отсутствия программы комплексного обучения;
  • возникли трудности с внедрением Болонской системы образования в России.

Россия и Болонская система образования

В России решение присоединиться к Болонской системе образования было принято в 2003 году. На то был ряд причин:

  • устаревшая система советского образования, не соответствующая современным реалиям;
  • остро назревшая необходимость в проведении реформ и создании востребованной системы образования;
  • появилась необходимость повысить уровень знаний и компетенций, чтобы соответствовать мировым требованиям;
  • у общества возникло сильное желание открыть границы и сблизиться с другими странами;
  • правительство Российской Федерации приняло решение о более активном участии нашей страны в общемировых процессах;
  • давно назревшее повышение качества российского образования.

При присоединении к Болонскому процессу у России возник целый ряд трудностей. Чтобы внедрить основные положения документа, потребовалось в корне изменить всю систему образования. Для этого пришлось:

Россия и Болонская система образования

  • заново разработать педагогические программы и подвести их под единый европейский стандарт.
  • ввести в российских школах единый государственный экзамен (ЕГЭ);
  • отказаться от единого курса по подготовке профильных специалистов, заменив его двумя уровнями – бакалавриатом и магистратурой;
  • разработать стандартные критерии квалификации для оценки знаний учащихся;
  • ввести в образовательную систему кредитно-модульный принцип.

Болонская система образования в России получила ряд особенностей. Сегодня многие специалисты вынуждены признать, что ее внедрение с целью прийти к прописанным в конвенции образовательным стандартам не дало ожидаемых результатов. Традиции советской школы оказались достаточно сильными, что создало трудности для быстрого перехода на новую систему.

Одновременно с вопросами к функциональности новой системы появились сомнения и в ее идеологической направленности. За прошедшие 17 лет уже можно увидеть определенные результаты, и они не всегда радуют. Скорее Болонская конвенция об образовании стала в России предметом постоянного спора, а ее положения активно критикуются:

  1. Основной камень преткновения – диплом бакалавра. Большинство российских работодателей считает их обладателей «недоучками», не получившими полноценное высшее образование. Хотя в европейской системе они считаются специалистами широкого профиля.
  2. Несмотря на участие России в Болонском процессе, дипломы российских вузов практически не котируются на Западе. Выпускники каждый раз должны подтверждать свой уровень, чтобы их дипломы получили признание.
  3. Очень скептически оценивается и сам процесс обучения. Основные положения системы – стандартизация знаний, введение тестирования и кредитно-модульной системы – по мнению специалистов отрицательно сказываются на развитии самостоятельного мышления у учащихся.
  4. Не выдерживает критики и отсутствие комплексного подхода к получению знаний. Ведь студенты сами выбирают те обучающие курсы, которые, по их мнению, пригодятся им в будущей профессии. По сути, они приобретают лишь часть знаний из общей системы. В идеале у каждого должен быть куратор, который с первого курса следит за процессом и помогает студенту составить грамотную и полную программу обучения.

В Европе бакалавры и магистры не только имеют разные дипломы, но и получают далеко не одинаковую заработную плату.

Отказ России от Болонской системы образования

После того, как 11 апреля 2022 года члены BFUG приняли решение приостановить представительство России в Болонской системе, министр образования РФ Валерий Фальков в своем выступлении 24 мая назвал эту систему пройденным этапом для страны. Он заявил, что в России будет создана собственная модель высшего образования. После 6 июля в Болонской системе не осталось ни одного российского университета.

Отказ России от Болонской системы образования

Из-за приостановки российского представительства в Болонской системе часть европейских вузов прекратила сотрудничать с университетами России. Из-за этого в будущем может усложниться процедура признания наших дипломов за границей. Студентам скорее всего придется сдавать дополнительные экзамены для подтверждения своего уровня знаний. Потребуется время и на перевод академических часов по каждому предмету в кредитную систему.

Новая система образования в России не может появиться за один день – переход к ней займет несколько лет. В ближайшие два года для абитуриентов и студентов вообще мало что изменится – 12 января 2022 года уже утвердили контрольные цифры на программы бакалавриата и магистратуры.

Двухуровневый формат обучения будет сохранен, поскольку за эти годы миллионы российских студентов уже получили дипломы по Болонской системе образования. Если ввести обучение в формате полного специалитета, то выпускники с дипломами бакалавров не выдержат конкуренции на рынке труда. А так за ними остается право выбора – пойти на работу после четырех лет учебы или поступить в магистратуру.

Министр образования РФ подтвердил, что переход к новой системе образования может затянуться на долгие годы. Все программы будут сохранены. Но тем, кто решил изменить специальность за счет магистратуры, не стоит откладывать, пока такой переход разрешен.

Чтобы поступить в магистратуру зарубежного университета, потребуется подтвердить диплом бакалавра – в этом плане ничего не изменилось.

«Уникальная» российская программа высшего образования будет сочетать все форматы обучения – специалитет и бакалавриат с магистратурой. Как это сделать, что ляжет в основу, по каким принципам будет работать новая система – все это будет обсуждаться с ректорами университетов.

Что останется без изменений

Сохранится двухуровневая система – студенты смогут закончить только бакалавриат или продолжить учебу в магистратуре.

Сохранится возможность поступления в зарубежные вузы, даже если российские выпускники учились не по Болонской системе. Процедура подтверждения диплома останется прежней.

Что изменится

Больше появится программ обучения по специальности. В 2024 году вступит в силу новый, расширенный перечень направлений обучения.

Изменения коснутся и магистратуры. Если сегодня можно сменить специальность после бакалавриата, успешно сдав вступительные экзамены, то в будущем правила будут другими. Смена специальности будет разрешена, но только на схожую. А вот выпускник с дипломом бакалавра по автомобильным дорогам уже не сможет поступить в магистратуру по философии.

Последние полгода сообщество студентов и преподавателей высших учебных заведений волнует только одна новость – выход России из Болонского процесса. Это событие вызвало множество вопросов, которые пока остаются без ответов со стороны Министерства образования. Например, в каком виде вернется специалитет? Что будет с ЕГЭ? Ответов пока нет ни у кого. Остается только набраться терпения и смотреть, что будет дальше. Других вариантов нет.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw