Классные часы в 1-м классе: выбор темы, формы проведения
Сохранить статью:
Как выбрать? Классные часы в 1-м классе проводятся, исходя из возрастных психофизиологических особенностей детей 7-8 лет. На таких занятиях закладываются основы профориентации, здорового образа жизни, происходит всестороннее развитие личности ребенка.
Как проводить? Классные часы в 1-м классе должны быть динамичными, важно вовлечение каждого ребенка в процесс. Учитель контролирует и направляет деятельность детей.
Цели классного часа в первом классе
Классный час – это важная форма работы с учениками в начальной школе. В рамках таких мероприятий у детей формируются навыки самоорганизации и сотрудничества.
Стоит отметить, что для классных часов в 1-м классе характерны особенности, которые учитывают возрастные особенности детей.
Цель педагога, проводящего классный час в 1-м классе, – создать благоприятные условия, в которых дети лучше адаптируются к школьной жизни и учебной деятельности, а также сформировать позитивные взаимоотношения в коллективе.
Ниже перечислим цели классного часа в 1-м классе:
- Формирование духовности и нравственности у учеников. Учитель прилагает усилия, чтобы развить у детей моральные и этические ценности. У школьников формируются навыки соблюдения норм поведения, они учатся общаться с ровесниками и преподавателями.
- Создание благоприятного микроклимата в коллективе. Необходимо создать доверительные отношения между преподавателем и учениками, сделать атмосферу дружелюбной, добиться сотрудничества и взаимопонимания.
- Развитие социальных навыков. Задача организатора классного часа заключается в воспитании у учеников уважения и толерантности к окружающим, а также в развитии навыков общения и работы в группе.
- Зарождение у учеников интереса к процессу обучения и получению знаний. Дети должны понимать, что урок – это увлекательно.
- Социальная и эмоциональная адаптация к новым условиям. Для многих учеников это действительно сложно, поэтому они нуждаются в помощи. На мероприятии обсуждаются актуальные вопросы и проблемы. Поддержка оказывается не только педагогом, но и другими одноклассниками.
Все цели классного часа в 1-м классе заключаются в развитии разных аспектов личности подопечных образовательного учреждения, а также в их адаптации к учебному процессу. Важно сформировать благоприятную образовательную и социальную среду таким образом, чтобы каждый ученик мог развиваться и добиваться успеха.
Задачи классного часа в 1-м классе
Рассмотрим задачи, которые ставятся перед классным часом в 1-м классе. Выше было отмечено, что такое мероприятие способствует адаптации учеников, развитию социальных и учебных навыков.
Теперь рассмотрим задачи, которые решает учитель посредством проведения такого занятия:
- Создание доброжелательной атмосферы.
Занятие позволяет наладить контакт с учениками, создать в коллективе атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки. Чтобы между детьми зародилась дружба, на классном часе в 1-м классе можно проводить игры, а также различные упражнения, в ходе которых дети будут общаться. Тогда отношения между ними станут более крепкими.
- Формирование у детей способности к саморегуляции.
Первоклассники только начинают знакомство с основами школьной жизни и узнают требования, которые к ним предъявляются. Классный час в 1-м классе может быть интересным, даже если на нем обсуждаются правила поведения. Тот, кто его проводит, должен разобрать случаи, в которых нормы нарушаются. Так дети поймут допустимые границы поведения и определят способы его улучшения.
- Приобретение навыков коммуникации.
Одна из актуальных тем для классного часа в 1 классе – умение общаться и слушать других. К примеру, педагог может предложить ученикам рассказать о своих хобби, задать вопросы одноклассникам, выслушать чужое мнение. Именно так у детей развиваются навыки общения и формируется контакт со сверстниками и другими людьми.
- Развитие познавательной деятельности.
На классном часе в 1-м классе также могут изучаться разные учебные дисциплины и темы. Например, можно провести практическое занятие, которое будет способствовать наилучшему усвоению материала, либо интересный урок в нестандартном формате.
- Развитие творческих и умственных способностей у детей.
На занятии можно организовывать различные конкурсы, игры, давать ученикам творческие задания. Все это способствует как творческому, так и умственному развитию.
Стоит отметить, что данное занятие играет важную роль в учебном процессе. Его проведение помогает детям быстрее адаптироваться к новым условиям деятельности, развивать социальные навыки и настраиваться на образовательный процесс.
Методы проведения классного часа в 1-м классе
Чтобы классный час в первом классе способствовал созданию условий для развития учебных навыков, социализации и формирования ценностных ориентаций, при его организации необходимо применять специальные методы и подходы для эффективного обучения и воспитания:
- Игровые методы. Уроки часто проводятся в форме игры, при этом учитель раскрывает тему и помогает развивать навык командной работы. Подобные занятия в классе могут проводиться в индивидуальном и коллективном формате.
- Практические занятия. Чтобы классный час в 1-м классе был интересным, можно провести его в виде практики, заменив тем самым традиционную лекцию. Например, это может быть мастер-класс по изготовлению игрушки или исследование по изучаемой теме.
- Визуальные материалы. К ним относятся иллюстрации, изображения и видеозаписи. Такие средства обучения на классном часе в 1-м классе способствует лучшему усвоению темы. Чаще всего педагог отдает предпочтение ярким картинкам, таблицам и схемам.
- Индивидуальные и групповые задания. Во время занятий учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности каждого подопечного. Упражнения детям должны даваться как групповые, так и индивидуальные. Еще один вариант – парная работа, посредством которой школьники обучаются взаимодействию и сотрудничеству.
- Рефлексия и обратная связь. Когда занятие подходит к концу, преподаватель должен провести анализ уровня усвоения материала и получить обратную связь. Это позволит определить эффективность мероприятия. Например, можно попросить, чтобы дети поделились впечатлениями от урока, задали вопросы, если что-то не поняли. При таком подходе ученики лучше поймут тему классного часа в 1-м классе, а также приобретут навыки самоанализа.
Современные формы проведения классных часов в 1-м классе
Когда ребенок начинает ходить в школу, перед ним открывается новый огромный и незнакомый мир. Теперь ему нужно научиться общаться с другими людьми, узнать, почему каждый человек индивидуален, по каким правилам живут окружающие и какие ценности они имеют.
Главная роль в этом отводится педагогу. Учитель должен продумать построение воспитательной работы в коллективе. При определении формы классного часа специалист принимает во внимание:
- Возрастные и интеллектуальные особенности детей.
- Запросы учеников.
- Интересы ребят.
- Соответствие формы мероприятия его теме и целям.
- Наличие личного опыта в воспитательной работе.
- Условия, созданные на базе образовательного учреждения.
на наши новости
500 000 пользователей!
Классный час в 1-м классе может проводиться в следующих формах:
- Дискуссия.
- Состязание.
- Творческая форма.
- Игра.
- Форма психологического просвещения.
- Подвижное занятие.
- Внешкольное мероприятие.
В качестве примера состязаний можно привести викторину, для которой подобрать материал, способствующий познавательной активности учеников. Ее можно проводить в конце образовательного периода с целью подведения итогов года. Также к процессу можно привлекать родителей.
К примеру, каждый ученик вместе с семьей и учителем готовит конкурс для класса. Победители получают небольшие призы, после чего проводится совместное обсуждение, насколько мероприятие было увлекательным. Также это могут быть кроссворды, живые картины, репродукции, ребусы, задачи, помогающие развивать кругозор.
Творческая форма классного часа может быть представлена в виде устного журнала, состоящего из серии коротких выступлений (страниц). Темы можно выбрать любые: окружающая детей жизнь, искусство, литературные произведения, спорт, рукоделие и др.
Каждая страница может быть создана самими учениками, но лучше, чтобы они это сделали с мамами и папами. Как показывает практика, чем больше родители вовлечены в учебный и воспитательный процессы, тем больших успехов будут добиваться школьники.
К примеру, в 1-м классе можно провести занятие на тему «У нас в гостях великие поэты, музыканты, художники». Здесь нужен проектный подход. Семья либо группа одноклассников выбирают жизнь и творчество какого-либо представителя искусства. Они делают выставку, подбирают музыкальное сопровождение, изучают факты биографии и рассказывают о них другим ребятам.
В качестве примера игровой формы приведем игру-путешествие, где реальные события преподносятся через что-то необычное и интересное. К примеру, «Путешествие в город здоровья», «Страна, где мы живем», «Путешествие в литературию».
Дискуссия на классном часе – это беседа. В первом классе в нее часто добавляются элементы инсценировки, иногда приглашаются старшеклассники. Последние рассказывают о том, как нужно вести себя в школе, делятся советами, как правильно организовать день и пр.
Занятие станет более познавательным и содержательным, если в нем будут использованы различные игры, сказочные и ролевые сюжеты. Также для этого мероприятия актуальны физкультминутки, которые могут проводиться в игровой и стихотворной формах.
В начальной школе вводятся новые государственные стандарты. Это необходимо из-за существующей сегодня проблемы гражданского воспитания учеников. Дети должны с уважением относиться к символам и эмблемам своего государства, и это следует рассматривать как показатель наличия у них патриотизма. Отличные идеи тем для классного часа в 1-м классе – «День Победы» или, к примеру, «Россия – моя Родина».
В первом классе организовать нравственный классный час и провести его очень нелегко. Ученики не могут спокойно сидеть на месте и слушать наставления взрослых. Поэтому такое мероприятие должно быть построено на реальных примерах из жизни.
Подготовка к классному часу требует больших усилий от педагога, а в процессе самого урока он должен легко и непринужденно общаться со школьниками. Умение детей проводить анализ нравственной ситуации, отличать хорошее от плохого, а также их обязательность и ответственность могут стать хорошей темой для проведения занятия.
Важно, чтобы ученики не боялись открыто говорить о своих проблемах, о том, где они одержали победу, а где – потерпели поражение. В основу такого классного часа могут быть положены художественные произведения, события, которые произошли в реальности.
Нравственный классный час – это мероприятие, в рамках которого дети вместе с педагогом находят мораль, познают смысл жизни и обретают внутренний стержень. Рассмотрим темы, которые можно осветить:
- Невежество и вежливость.
- Лень.
- Аккуратность.
- Обиды.
- Жадность.
- Ответственность.
- Мечты и желания.
- Дружба.
- Душевность и бездушие.
Классный час за пределами аудитории можно провести в форме экскурсии. В начальной школе дети вместе с учителем могут отправиться в путешествие: в столовую, библиотеку, на стадион или в школьный музей.
В последующих классах ученики ходят в культурные центры, наблюдают за изменениями окружающей среды, посещают кинотеатры, пожарную часть. В начале каждого занятия проводится беседа, педагог рассказывает, на что важно обратить внимание. По окончании урока участники обсуждают увиденное и подводят итоги.
Часто задаваемые вопросы о классных часах в 1-м классе
Отвечаем на популярные вопросы.
Сколько времени отводится на классный час?
Это занятие продолжается в среднем 15–20 минут. Содержание основной его части зависит от воспитательных задач. В конце мероприятия необходимо настроить учеников на самовоспитание, стимулировать желание изменить что-либо в жизни класса.
Когда должны проводиться классные часы?
Занятия проводятся каждую неделю, они официально фиксируются в расписании уроков. Один классный час в месяц как в 1-м, так и в старших классах, является тематическим, к примеру, его можно посвятить Дню космонавтики или другому празднику. Тема определяется в соответствии с планом воспитательной работы.
Дают ли детям домашнее задание на классном часе?
Согласно методическим рекомендациям, учитель не должен давать домашнее задание в конце этого занятия.
Учебный процесс – это основной вид деятельности детей. Все радости и переживания ученики должны разделять друг с другом. На успех ребенка во многом оказывает влияние то, как он проживает каждый день, какие эмоции при этом испытывает. Учитель может проводить множество различных мероприятий для своих подопечных, но самое главное, чтобы они строились на теплоте и любви. Подчинение и приказы делают классные часы вредными для школьников.
Спустя годы бывшие учащиеся будут мысленно возвращаться к школьной жизни, и чем ярче и разнообразнее она была, тем теплее окажутся их воспоминания.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: