Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Внеурочная деятельность в начальной школе: требования, структура, результаты
Главная > Блог > Внеурочная деятельность в начальной школе: требования, структура, результаты
24.09.2023
1119
Время чтения: 17 минут

Внеурочная деятельность в начальной школе: требования, структура, результаты

Что это? Многие задачи воспитания и социализации решает внеурочная деятельность в начальной школе. В результате развиваются интересы учеников, у них формируются мягкие навыки.

Как реализуется? Образовательное учреждение самостоятельно решает, чем будет наполнена внеурочная деятельность в рамках основных направлений. Это обязательная часть учебного процесса в школе, регламентируемая ФГОС начального общего образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС

Цель внеурочной деятельности, так же как и работы учеников начальной школы на уроках, – освоение базовой учебной программы.

Первоочередная задача – достижение личностных и метапредметных результатов, которые определяют специфику деятельности помимо уроков. В рамках последней основная цель учеников – это не получение информации, а приобретение навыков действия, умения чувствовать и самостоятельно решать, что нужно делать.

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность – органичная часть учебно-воспитательного процесса. Это способ организации свободного времени школьников. Сегодня ее принято рассматривать как занятия, которые организуются в то время, когда подопечные свободны от основных уроков. При этом содержательный досуг детей должен быть таким, чтобы удовлетворялись их запросы, ученики принимали участие в самоуправлении и работе, имеющей общественную пользу.

Внеурочная деятельность в начальных классах является органичной частью основного школьного образования. Ее главная цель – помочь преподавателю и его подопечным освоить новый вид учебных занятий и замотивировать детей на учебу.

Еще одна ее задача – расширить образовательное пространство, создать новые условия для развития учеников. В ее рамках выстраивается сеть, которая обеспечивает сопровождение и поддержку подопечных на всех этапах адаптации. Кроме того, у детей появляется возможность осознанно использовать базовые знания в ситуациях, которые отличаются от учебных.

Что дает внеурочная деятельность в начальной школе

В соответствии с ФГОС к задачам внеурочной деятельности в начальной школе относятся создание условий, в которых учащиеся смогут достичь социального опыта, а также формирование обстановки для многостороннего развития и социализации всех учеников во время, свободное от учебы.

Также этот вид работы подразумевает развитие здоровой творческой личности, воспитание гражданской ответственности и самостоятельного сознания, подготовку к жизнедеятельности в незнакомых условиях и способность к социально значимым практическим делам.

Познавательная деятельность учащихся

Цель внеурочной деятельности учащихся в начальной школе – достичь таких воспитательных результатов, как:

  • Накопление подопечными социального опыта.
  • Формирование положительного отношения к основным общественным ценностям.
  • Развитие навыков самостоятельного общественного действия.

В рамках подобной работы учащиеся должны получить следующие результаты освоения программы:

  • Личностные. Ученики должны быть готовы и способны к саморазвитию. В них необходимо сформировать мотивацию к образовательному процессу, учению и познанию, осмыслению ценностно-личностных позиций, общественных компетенций и личностных качеств, а также базовые положения российской и гражданской идентичности.
  • Метапредметные. Учащиеся школы должны освоить познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).

Также стоит отметить, что важная роль внеурочной деятельности в начальной школе состоит в решении значимых задач в педагогическом коллективе, как то:

  • Гарантия благоприятной адаптации ученика в образовательном учреждении.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • Предоставление условий для развития подопечных.
  • Принятие во внимание возрастных и индивидуальных качеств учеников.

Виды и формы внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности в начальной школе – это процесс, который осуществляется посредством:

  • учебного плана школы;
  • дополнительных образовательных программ;
  • образовательных программ учреждений дополнительного образования детей;
  • классного руководства.

В соответствии с ФГОС РФ внеурочная деятельность в начальной школе по разным направлениям – это обязательная часть образовательного процесса. Время, которое отводится на эти занятия, должно использоваться на основании предпочтений учеников.

Формы внеурочной деятельности должны отличаться от привычной системы обучения. Главные ее направления определяются ФГОС НОО РФ.

Внеурочная деятельность

В начальной школе виды, направления и формы деятельности вне уроков имеют тесную взаимосвязь.

Виды внеурочной деятельности

  • Игровые занятия.
  • Познавательные занятия.
  • Проблемно-ценностное общение.
  • Спортивно-оздоровительная работа.
  • Досуг и развлечения.
  • Туристическая и краеведческая деятельность.
  • Занятия художественным творчеством.
  • Социальное творчество.
  • Трудовая деятельность.

Классификация форм внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительные:

  • Посещение учениками школы спортивных секций.
  • Организация экскурсий, Дней здоровья, а также спортивных состязаний.
  • Организация бесед на тему охраны здоровья.
  • Проведение уроков в виде игры, физкультминуток, организация зарядки перед началом занятий.
  • Динамические паузы.
  • Прогулки с учениками.
  • Организация работы оздоровительного лагеря дневного пребывания в период летних каникул.

Общекультурные:

  • В начальной школе организуются экскурсии в культурные учреждения, дети посещают выставки детских рисунков, поделок и различных творческих работ.
  • Проводятся классные часы на тему эстетики внешнего вида школьника, его культуры и поведения.
  • Ученики участвуют в различных конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальные:

  • Организация предметных недель.
  • Проведение занятий в библиотеке.
  • Экскурсии, олимпиады, конкурсы, конференции, в том числе деловые и ролевые.
  • Работа в проектах.
  • Участие в научно-исследовательской деятельности.
  • Разработка проектов к учебным занятиям.

Духовно-нравственные:

  • Организация встреч с ветеранами войны и труда. Проведение уроков мужества.
  • Посещение школьного музея и выставок рисунков.
  • Оформление газет, посвященных боевой и трудовой славе российских граждан.
  • Проведение тематических классных часов.
  • Участие в военно-спортивной игре «Зарница» и подготовка к ней.
  • Проведение фестивалей патриотической песни, смотра строя и песни.

Социальные:

  • Проведение субботников.
  • Работа учеников на участке, прилегающем к школе.
  • Выращивание комнатных растений.
  • Участие в акциях «Посадим дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и пр.

В рамках организации внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе необходимо сконцентрировать внимание на личностной значимости труда. Каждый подопечный образовательного учреждения должен понимать, что приобретенные навыки пригодятся ему в дальнейшем. В этом случае он будет настроен на положительный результат работы.

Игровые формы организации внеурочной деятельности в начальной школе

  • Проведение праздников.
  • Организация концертных номеров.
  • Постановка театральных представлений.
  • Организация недели театра, танца, пения.
  • Просмотр кинокартин и их последующее обсуждение.
  • Соревнования.
  • КВН.
  • Походы на природу.
  • Экскурсии.

Игры имеют большое значение в организации досуговых занятий ребенка. Педагоги считают их одним из главных средств воспитания. Игровая деятельность бывает спортивной, познавательной, соревновательной, конкурсной, интеллектуальной и пр.

Психологические формы деятельности вне уроков в начальной школе

Включают в себя:

  • Лекционные занятия.
  • Беседы.
  • Дискуссии.
  • Психологические занятия.
  • Консультации.
  • Тренинги.

Во всех этих формах присутствуют элементы психологического тренинга. Кроме того, преподаватели применяют приемы практической психологии, психотерапии – как индивидуальной, так и групповой. Учитель должен иметь специальные знания и умения.

Результаты внеурочной деятельности в начальной школе

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности в начальной школе всегда ориентируются на определенные воспитательные результаты, которые направлены на духовно-нравственное развитие подопечного образовательного учреждения за счет его участия в каком-либо виде деятельности.

Внеурочная деятельность

Под воспитательным эффектом внеурочной деятельности в начальной школе понимается влияние, которое оказывает духовно-нравственное воспитание на развитие личности подопечного, то есть последствие.

Результаты внеурочной деятельности имеют несколько уровней:

  • 1-й класс. Подопечный знает, что такое общественная жизнь и осознает ее. Он имеет социальные знания, касающиеся норм, принятых в обществе, устройства социальной среды, форм поведения, которые одобряются и не одобряются, и пр. Также ученик понимает общественную реальность и повседневную жизнь. Данный уровень достигается школьником в тесном взаимодействии с преподавателем.
  • 2-й и 3-й классы. Ребенок осознает ценность общественной жизни, приобретает опыт переживания. У ученика формируется положительное отношение к основным общественным ценностям, таким как человек, семья, Родина, природа, мир, знание, труд, культура. Уровень достигается в дружеской детской среде.
  • 4-й класс. Учащийся самостоятельно действует в общественной жизни, он получает опыт социального действия. Данная ступень достигается во взаимодействии с объектом социальной среды.

Достижение этих уровней свидетельствует о том, что внеурочная деятельность в начальной школе имеет высокую эффективность, а значит:

  • В образовательном учреждении внедряются эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости подопечных.
  • Улучшается психологический и социальный комфорт в воспитательном пространстве.
  • Здоровье учеников укрепляется.
  • У каждого школьника развивается творческая активность.
  • Между семьей и образовательным учреждением укрепляется связь.

Программы курсов внеурочной деятельности

На формирование разных вариантов курсов внеурочной деятельности в начальной школе влияют запросы участников образовательного процесса. В начале или по окончании учебного года опрашиваются родители учеников, на основе анкетирования актуализируют расписание и содержание.

Внеурочная деятельность

Важно понимать, что в начале нового образовательного периода требования могут измениться, в таком случае придется внести изменения в занятия, убрать из их числа те, что утратили свою актуальность.

Важно: разработанные и утвержденные программы курсов внеурочной деятельности в начальной школе должны быть соотнесены с планом по направлениям, формам и объему часов, отведенных на них.

Максимальное время на освоение программ внеурочной деятельности в начальных классах – 1 350 часов. У этого показателя нет минимального порога.

Преподаватели имеют возможность подбирать курсы таким образом, чтобы у учеников расширялся кругозор в рамках изучаемых предметов. При этом занятия в аудиториях должны составлять не более 50 % от суммарного времени. Следует организовывать экскурсии, квесты, конкурсы и пр.

Часто задаваемые вопросы о внеурочной деятельности в начальной школе

Отвечаем на популярные вопросы.

В каких документах введено понятие «внеурочная деятельность»?

Понятие «внеурочное деятельность» нашло свое отражение в п. 16 ФГОС НОО (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). Также этот термин встречается в п. 13 ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Обязательна ли внеурочная деятельность?

Да. На образовательные учреждения возлагается обязанность по ее организации. Это зафиксировано в п. 16 ФГОС НОО. Там говорится, что основная образовательная программа начального общего образования реализуется посредством учебного плана и внеурочной деятельности.

Как производится учет занятости учащихся внеурочной деятельностью?

Занятость подопечных образовательного учреждения внеурочной деятельностью учитывается педагогом. Она фиксируется в журнале учета, который отражает следующие сведения: Ф. И. О. преподавателя, фамилии и имена учеников, класс, даты, формы и содержание занятий. Последние должны соответствовать утвержденной программе.

Какую категорию обучающихся можно полностью освободить от внеурочной деятельности?

Любого подопечного образовательного учреждения по состоянию здоровья можно полностью освободить от внеурочной деятельности, к примеру, детей, обучающихся на дому. В таком случае в отчетности фиксируется причина освобождения «по состоянию здоровья».

Внеурочная деятельность подразумевает под собой реализацию интересов учеников, а не дополнительную обязательную нагрузку. В первую очередь, это творчество, что особенно нравится детям, которые стремятся к самовыражению. Кроме того, подобные занятия помогают поднять самооценку у тех детей, которым тяжело дается учеба. Так они могут продемонстрировать свои способности в других направлениях.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw