Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Логоритмика для детей: что это такое
Главная > Блог > Логоритмика для детей: что это такое
27.12.2022
1279
Время чтения: 15 минут

Логоритмика для детей: что это такое

Что это такое? Логоритмика для детей (а точнее – логопедическая ритмика) представляет собой методику, направленную на формирование грамотной, плавной и красивой речи. Нередко у детей наблюдаются проблемы в речевом развитии, с которыми данный метод и помогает справиться.

Как влияет? Особенностью логоритмики является использование ритмичной музыки. Благодаря ей происходит правильное развитие речевого дыхания, укрепление артикуляции и мышечного тонуса. Результаты родители могут увидеть уже после первых занятий.

Оглавление:
  1. Что такое музыкальная логоритмика для детей
  2. 6 основных показаний к проведению занятий логоритмикой для детей
  3. Программа упражнений логоритмики для детей разного возраста
  4. 6 правил проведения логоритмических упражнений
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое музыкальная логоритмика для детей

Логоритмика для детей представляет собой игровую методику, направленную на формирование правильной и чёткой речи. Занятия необходимы для всестороннего развития малышей.

Комплекс включает в себя нейрогимнастику и специальные упражнения. На уроках дети выполняют задания педагога с использованием музыкального сопровождения и без него. К упражнениям для второго варианта обучения подбираются весёлые детские стихотворения.

Логоритмика для детей

Чтобы сформировать у ребёнка чёткую и правильную речь, занятия должны быть регулярными. Однообразные уроки надоедают детям и снижают интерес к упражнениям. Поэтому в логоритмике используются упражнения под музыку, позволяющие вносить разнообразие в занятия.

Дети с большим удовольствием воспринимают информацию, когда она подаётся в весёлой и увлекательной форме. Специалисты по логоритмике подбирают индивидуальные упражнения, которые будут максимально эффективными для конкретного ребёнка.

Основной целью упражнений является коррекция и терапия различных форм дизартрии. Грамотно подобранное сочетание речевых и двигательных упражнений способствует развитию правильной артикуляции.

Произношение слов под заданный ритм и движения под музыку улучшают настроение и помогают выплеснуть накопившиеся эмоции. При этом логоритмика выполняет и другие важные задачи:

  • Коррекционная работа.
  • Повышение навыков социализации и развитие коммуникабельности.
  • Обучение.
  • Психотерапия.
  • Воспитания.

6 основных показаний к проведению занятий логоритмикой для детей

Занятия логоритмикой необходимы для формирования чёткой и грамотной речи. Многие малыши неправильно произносят слова и испытывают сложности с некоторыми звуками. Например, дети долго учатся произносить букву «р» и не все справляются с этой задачей.

Для постановки правильной речи необходимы специальные упражнения, которые будут интересны для ребёнка и смогут научить его грамотному произношению. Если занятия будут составлены некорректно, то после них могут наблюдаться следующие проблемы:

  • Нечеткая дикция.
  • Замкнутость и сокращение общения со сверстниками. Если ребёнок будет стесняться своей речи или бояться насмешек, то он может вовсе перестать разговаривать с другими людьми.
  • Комплексы, которые могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Проблемы с речью будут влиять на его коммуникабельность и способность к социализации.

У дошкольников дизартрия обычно проявляется в разговорной речи. Когда ребёнок пойдёт в школу, появятся проблемы и с письменной. Необходимо своевременно обратиться к специалистам и заняться постановкой правильной речи, чтобы избежать трудностей в дальнейшей жизни.

Логоритмика для детей

Логоритмика работает не только над произношением звуков. Она улучшает память и формирует у детей музыкальный слух. Упражнения под музыку могут решать разные проблемы:

  1. Недоразвитие речи.
  2. Заикание.
  3. Формирование речи в возрасте 2,5-4 лет.
  4. Повышение иммунитета за счёт улучшения психологического состояния.
  5. Улучшение моторики и координации движений.
  6. Исправление звукопроизношения. Возможно, у ребёнка наблюдается ускоренная или замедленная речь, произношение слов с неправильной интонацией и т. д. Логоритмика изменит ситуацию к лучшему.

Программа упражнений логоритмики для детей разного возраста

Все упражнения подбираются с учётом возраста малыша. На занятиях задача детей заключается в том, чтобы повторять действия педагога. В работе над речью могут применяться следующие типы упражнений:

  1. Пение. Использование в логоритмике песенок для детей улучшает качество речи и формирует нужные интонации. Малыши учатся правильному дыханию, позволяющему пользоваться голосом, и свободной артикуляции.
  2. Счетные упражнения. Обучают ребёнка порядковому счёту.
  3. Пальчиковая гимнастика. Эти упражнения направлены на развитие мелкой моторики, что воздействует на определённую область мозга. Она отвечает не только за движения, но и за формирование речи.
  4. Игры на развитие памяти и внимания. Помогают малышу научиться быстро переключаться с одного действия на другое и формируют способность к многозадачности.
  5. Игры на развитие мимики. Для детей с нечётким произношением характерна недоразвитость мимики. Именно это не позволяет сформировать правильные интонации при озвучивании слов и предложений.
  6. Танцы. Улучшают чувство ритма и пластику, способствуют формированию правильной осанки и повышению уровня физического развития.

Логоритмика для детей

Упражнения логоритмики для детей 1-2 лет

Обычно дети начинают ходить после того, как им исполнится 1 год. Поэтому для таких малышей наиболее уместными являются простые упражнения, которые помогут научиться координации движений в сочетании с произношением звуков и слов. Вот некоторые варианты занятий:

  • «Подражание животным». Педагог предлагает ребёнку выступить в роли какого-либо животного. Например, изобразить, как двигается и какие звуки издаёт курица. Учитель имитирует взмахи крыльями и говорит «ко-ко-ко». Ребенок повторяет за ним.
  • Игра на музыкальных инструментах (барабан, ксилофон). Малыш должен не бесцельно стучать пальцами по инструменту, а пытаться повторить ритм, заданный педагогом. Взрослый показывает несложную композицию из 3-5 звуков, а ребёнок повторяет за ним.
  • «Научились мы ходить». Это упражнение по логоритмике выполняется под музыку. Дети ходят по кругу в такт звучащей песенке. При этом два шага они должны сделать в обычном стиле, а следующие два — высоко поднимая колени. Если группа состоит из малышей, которые только недавно научились ходить, то их нужно придерживать за руку.

Не факт, что у малыша всё будет получаться с первого раза. В начале занятий важнее всего заинтересовать ребёнка, чтобы он хотел учиться и развиваться. Со временем малыш научится правильному выполнению упражнений.

Упражнения логоритмики для детей 2-3 лет

В этом возрасте у ребёнка начинает формироваться речь. Задача педагога по логоритмике состоит в стимуляции речевой деятельности. Упражнения направлены на тренировку:

  • Дыхания.
  • Развития мышц речевого аппарата.
  • Артикуляцию.
  • Мелкую моторику.

Очень важно правильно называть предметы при общении с ребёнком. Не называйте вещи теми словами, которые кажутся вам подходящими для детей. Машина — это машина, а не «бибика».

Логоритмика для детей

Могут использоваться следующие упражнения:

  • Имитация звуков (пение птиц, стук дождя, дуновения ветра, цокот лошадки). Обычно на таком занятии детям показывают картинки или рассказывают короткие истории. Малышам нужно изобразить, как двигаются и что говорят герои.
  • «Овощи и фрукты». Это упражнение выполняется под музыку. Ребёнку нужно будет представить себя овощем или фруктом и рассказать в форме короткого стишка, как происходила его жизнь. При этом малыш одновременно с чтением стихотворения показывает, как его сажали, поливали, как он рос и т. д.
  • «Насекомые». Дети должны под музыку показать, как жужжат и двигаются пчёлы.

Для упражнений педагог подбирает детские стихи, которые соответствуют теме занятия и обладают нужным набором звуковых сочетаний.

Упражнения логоритмики для детей 3-4 лет

В этом возрасте важно научиться совмещать речевые и двигательные навыки, поэтому упражнения включают в себя элементы танцев и обучения порядковому счёту. Педагоги могут проводить уроки в следующей форме:

  • Пальчиковая гимнастика. Проводится под спокойную музыку и совершенствует мелкую моторику. Малыши повторяют за учителем движения и слова.
  • Маршировка. Выполняется под ритмическую музыку. Дети считают и шагают. На этих занятиях малышей также учат различать правую и левую сторону.
  • Упражнения на развитие коммуникативных навыков. Для проведения занятия такого формата педагог подбирает песенку или стихотворение, которые подразумевают взаимодействие с другими детьми. Возможно, в определённом месте исполнения нужно будет всем вместе взяться за руки или выполнить какое-либо движение.

Во время занятий особенно важно придерживаться заданного ритма. Последнее упражнение должно быть направлено на релаксацию и расслабление. Оно проводится под медленную музыку.

Упражнения логоритмики для детей 4-5 лет

Занятия для дошкольников по логоритмике помогают развивать память, мелкую моторику и способность к счёту. Они могут включать в себя скороговорки и чистоговорки, ролевые игры и танцевальные методики. Если у малыша есть проблемы с дикцией, то необходимо проводить занятия по усиленной программе.

Логоритмика для детей

  • «Черепаха». Дошкольник рассказывает стих о черепахе и делает нужные движения в соответствующих местах. Например, на слове «плывет» имитирует это действие руками.
  • Скороговорки и чистоговорки в сочетании с ритмичными движениями.
  • Изображение стихотворения в действиях. Например, дети показывают, как деревья склоняются от ветра. Такой стишок должен включать в себя тематические строки, непосредственно указывающие на происходящее.

Все упражнения должны проводиться в увлекательной игровой форме. Обязательна «пальчиковая гимнастика».

Упражнения логоритмики для детей 5-6 лет

Для детей, которые вскоре должны отправиться в школу, подбираются более сложные упражнения. Важно, чтобы к началу обучения в образовательном учреждении, ребёнок научился чётко произносить все звуки. Это предотвратит проблемы с чтением и письмом, а также повысит коммуникативные навыки в отношении сверстников и преподавателей.

Для детей, которые имеют проблемы с дикцией, занятия должны проводиться ежедневно. Логоритмика для малышей такого возраста может включать себя следующие упражнения:

  • Обыгрывание стихотворений. Ребёнок рассказывает стихотворение и наглядно показывает происходящее в нём.
  • Ходьба с исполнением несложных песен, счётом и сменой направления.
  • Придумывание движений, подходящих к стихотворению или песне.

При чтении стихов важно обращать внимание на правильность интонации.

Упражнения логоритмики для детей 6-7 лет

Для детей такого возраста подбираются сложные, но увлекательные упражнения в игровой форме.

  • Игра «Замри». Дети делают, что хотят, пока звучит музыка. Когда она прекращается, малыши должны замереть в одной позе. Потом ребёнок придумывает, кем он является в этой позе, и пытается изобразить это. Другие дети должны отгадать, кого загадал игрок.
  • «Зеркало». Создаётся определённая схема движений, которую нужно повторить ребёнку. Музыка для такого занятия должна иметь средний или быстрый темп.
  • «Садовник». Читают стих «Мы вчера в саду гуляли …», показывая руками, что происходило во время прогулки. Нужно следить за соблюдением интонаций и правильным темпом.

Логоритмика для детей

Существует множество логоритмических методик. Упражнения для конкретного ребёнка должен подбирать опытный педагог, понимающий возможности и проблемы малыша.

6 правил проведения логоритмических упражнений

При составлении цикла упражнений логоритмики для детей важно индивидуально подходить к каждому ребёнку и учитывать именно его проблемы. При этом все занятия должны проводиться в игровой форме, чтобы увлечь малыша и вызвать у него желание продолжать упражнения.

Рекомендуется соблюдать следующие важные правила:

  1. Занятия с детьми, которые заикаются, должны проводиться не менее четырёх раз в неделю. Нужно использовать упражнения, направленные на улучшение тонуса речевого аппарата и его развитие, а также на формирование темпа речи. Детям, которые не имеют таких проблем с дикцией, хватит двух уроков в неделю.
  2. Процесс формирования правильной речи достаточно длительный и занимает около полугода. Важно регулярно посещать уроки.
  3. При выборе упражнений нужно ориентироваться на вкусы ребёнка и использовать соответствующие дидактические материалы.
  4. Для достижения результата требуется многократное повторение упражнений.
  5. Важно правильно подбирать музыку для занятий. Она должна соответствовать темпу выполняемых упражнений.
  6. Важно сохранять хорошее настроение и поощрять достижения ребёнка. Нельзя ругать малыша за то, что у него что-то не получается. Наоборот, нужно приободрить его и предложить повторить упражнение ещё раз.

Логоритмические упражнения под музыку могут проводиться и в домашних условиях. Родителям нужно уделять внимание таким занятиям. Если у ребёнка уже имеются нарушения дикции, то наилучший эффект даст сочетание работы с педагогом и домашних упражнений.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw