Логоритмика для детей: что это такое
Сохранить статью:
Что это такое? Логоритмика для детей (а точнее – логопедическая ритмика) представляет собой методику, направленную на формирование грамотной, плавной и красивой речи. Нередко у детей наблюдаются проблемы в речевом развитии, с которыми данный метод и помогает справиться.
Как влияет? Особенностью логоритмики является использование ритмичной музыки. Благодаря ей происходит правильное развитие речевого дыхания, укрепление артикуляции и мышечного тонуса. Результаты родители могут увидеть уже после первых занятий.
Что такое музыкальная логоритмика для детей
Логоритмика для детей представляет собой игровую методику, направленную на формирование правильной и чёткой речи. Занятия необходимы для всестороннего развития малышей.
Комплекс включает в себя нейрогимнастику и специальные упражнения. На уроках дети выполняют задания педагога с использованием музыкального сопровождения и без него. К упражнениям для второго варианта обучения подбираются весёлые детские стихотворения.
Чтобы сформировать у ребёнка чёткую и правильную речь, занятия должны быть регулярными. Однообразные уроки надоедают детям и снижают интерес к упражнениям. Поэтому в логоритмике используются упражнения под музыку, позволяющие вносить разнообразие в занятия.
Дети с большим удовольствием воспринимают информацию, когда она подаётся в весёлой и увлекательной форме. Специалисты по логоритмике подбирают индивидуальные упражнения, которые будут максимально эффективными для конкретного ребёнка.
Основной целью упражнений является коррекция и терапия различных форм дизартрии. Грамотно подобранное сочетание речевых и двигательных упражнений способствует развитию правильной артикуляции.
Произношение слов под заданный ритм и движения под музыку улучшают настроение и помогают выплеснуть накопившиеся эмоции. При этом логоритмика выполняет и другие важные задачи:
- Коррекционная работа.
- Повышение навыков социализации и развитие коммуникабельности.
- Обучение.
- Психотерапия.
- Воспитания.
6 основных показаний к проведению занятий логоритмикой для детей
Занятия логоритмикой необходимы для формирования чёткой и грамотной речи. Многие малыши неправильно произносят слова и испытывают сложности с некоторыми звуками. Например, дети долго учатся произносить букву «р» и не все справляются с этой задачей.
Для постановки правильной речи необходимы специальные упражнения, которые будут интересны для ребёнка и смогут научить его грамотному произношению. Если занятия будут составлены некорректно, то после них могут наблюдаться следующие проблемы:
- Нечеткая дикция.
- Замкнутость и сокращение общения со сверстниками. Если ребёнок будет стесняться своей речи или бояться насмешек, то он может вовсе перестать разговаривать с другими людьми.
- Комплексы, которые могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Проблемы с речью будут влиять на его коммуникабельность и способность к социализации.
У дошкольников дизартрия обычно проявляется в разговорной речи. Когда ребёнок пойдёт в школу, появятся проблемы и с письменной. Необходимо своевременно обратиться к специалистам и заняться постановкой правильной речи, чтобы избежать трудностей в дальнейшей жизни.
Логоритмика работает не только над произношением звуков. Она улучшает память и формирует у детей музыкальный слух. Упражнения под музыку могут решать разные проблемы:
- Недоразвитие речи.
- Заикание.
- Формирование речи в возрасте 2,5-4 лет.
- Повышение иммунитета за счёт улучшения психологического состояния.
- Улучшение моторики и координации движений.
- Исправление звукопроизношения. Возможно, у ребёнка наблюдается ускоренная или замедленная речь, произношение слов с неправильной интонацией и т. д. Логоритмика изменит ситуацию к лучшему.
Программа упражнений логоритмики для детей разного возраста
Все упражнения подбираются с учётом возраста малыша. На занятиях задача детей заключается в том, чтобы повторять действия педагога. В работе над речью могут применяться следующие типы упражнений:
- Пение. Использование в логоритмике песенок для детей улучшает качество речи и формирует нужные интонации. Малыши учатся правильному дыханию, позволяющему пользоваться голосом, и свободной артикуляции.
- Счетные упражнения. Обучают ребёнка порядковому счёту.
- Пальчиковая гимнастика. Эти упражнения направлены на развитие мелкой моторики, что воздействует на определённую область мозга. Она отвечает не только за движения, но и за формирование речи.
- Игры на развитие памяти и внимания. Помогают малышу научиться быстро переключаться с одного действия на другое и формируют способность к многозадачности.
- Игры на развитие мимики. Для детей с нечётким произношением характерна недоразвитость мимики. Именно это не позволяет сформировать правильные интонации при озвучивании слов и предложений.
- Танцы. Улучшают чувство ритма и пластику, способствуют формированию правильной осанки и повышению уровня физического развития.
Упражнения логоритмики для детей 1-2 лет
Обычно дети начинают ходить после того, как им исполнится 1 год. Поэтому для таких малышей наиболее уместными являются простые упражнения, которые помогут научиться координации движений в сочетании с произношением звуков и слов. Вот некоторые варианты занятий:
- «Подражание животным». Педагог предлагает ребёнку выступить в роли какого-либо животного. Например, изобразить, как двигается и какие звуки издаёт курица. Учитель имитирует взмахи крыльями и говорит «ко-ко-ко». Ребенок повторяет за ним.
- Игра на музыкальных инструментах (барабан, ксилофон). Малыш должен не бесцельно стучать пальцами по инструменту, а пытаться повторить ритм, заданный педагогом. Взрослый показывает несложную композицию из 3-5 звуков, а ребёнок повторяет за ним.
- «Научились мы ходить». Это упражнение по логоритмике выполняется под музыку. Дети ходят по кругу в такт звучащей песенке. При этом два шага они должны сделать в обычном стиле, а следующие два — высоко поднимая колени. Если группа состоит из малышей, которые только недавно научились ходить, то их нужно придерживать за руку.
Не факт, что у малыша всё будет получаться с первого раза. В начале занятий важнее всего заинтересовать ребёнка, чтобы он хотел учиться и развиваться. Со временем малыш научится правильному выполнению упражнений.
Упражнения логоритмики для детей 2-3 лет
В этом возрасте у ребёнка начинает формироваться речь. Задача педагога по логоритмике состоит в стимуляции речевой деятельности. Упражнения направлены на тренировку:
- Дыхания.
- Развития мышц речевого аппарата.
- Артикуляцию.
- Мелкую моторику.
Очень важно правильно называть предметы при общении с ребёнком. Не называйте вещи теми словами, которые кажутся вам подходящими для детей. Машина — это машина, а не «бибика».
Могут использоваться следующие упражнения:
- Имитация звуков (пение птиц, стук дождя, дуновения ветра, цокот лошадки). Обычно на таком занятии детям показывают картинки или рассказывают короткие истории. Малышам нужно изобразить, как двигаются и что говорят герои.
- «Овощи и фрукты». Это упражнение выполняется под музыку. Ребёнку нужно будет представить себя овощем или фруктом и рассказать в форме короткого стишка, как происходила его жизнь. При этом малыш одновременно с чтением стихотворения показывает, как его сажали, поливали, как он рос и т. д.
- «Насекомые». Дети должны под музыку показать, как жужжат и двигаются пчёлы.
Для упражнений педагог подбирает детские стихи, которые соответствуют теме занятия и обладают нужным набором звуковых сочетаний.
Упражнения логоритмики для детей 3-4 лет
В этом возрасте важно научиться совмещать речевые и двигательные навыки, поэтому упражнения включают в себя элементы танцев и обучения порядковому счёту. Педагоги могут проводить уроки в следующей форме:
- Пальчиковая гимнастика. Проводится под спокойную музыку и совершенствует мелкую моторику. Малыши повторяют за учителем движения и слова.
- Маршировка. Выполняется под ритмическую музыку. Дети считают и шагают. На этих занятиях малышей также учат различать правую и левую сторону.
- Упражнения на развитие коммуникативных навыков. Для проведения занятия такого формата педагог подбирает песенку или стихотворение, которые подразумевают взаимодействие с другими детьми. Возможно, в определённом месте исполнения нужно будет всем вместе взяться за руки или выполнить какое-либо движение.
на наши новости
500 000 пользователей!
Во время занятий особенно важно придерживаться заданного ритма. Последнее упражнение должно быть направлено на релаксацию и расслабление. Оно проводится под медленную музыку.
Упражнения логоритмики для детей 4-5 лет
Занятия для дошкольников по логоритмике помогают развивать память, мелкую моторику и способность к счёту. Они могут включать в себя скороговорки и чистоговорки, ролевые игры и танцевальные методики. Если у малыша есть проблемы с дикцией, то необходимо проводить занятия по усиленной программе.
- «Черепаха». Дошкольник рассказывает стих о черепахе и делает нужные движения в соответствующих местах. Например, на слове «плывет» имитирует это действие руками.
- Скороговорки и чистоговорки в сочетании с ритмичными движениями.
- Изображение стихотворения в действиях. Например, дети показывают, как деревья склоняются от ветра. Такой стишок должен включать в себя тематические строки, непосредственно указывающие на происходящее.
Все упражнения должны проводиться в увлекательной игровой форме. Обязательна «пальчиковая гимнастика».
Упражнения логоритмики для детей 5-6 лет
Для детей, которые вскоре должны отправиться в школу, подбираются более сложные упражнения. Важно, чтобы к началу обучения в образовательном учреждении, ребёнок научился чётко произносить все звуки. Это предотвратит проблемы с чтением и письмом, а также повысит коммуникативные навыки в отношении сверстников и преподавателей.
Для детей, которые имеют проблемы с дикцией, занятия должны проводиться ежедневно. Логоритмика для малышей такого возраста может включать себя следующие упражнения:
- Обыгрывание стихотворений. Ребёнок рассказывает стихотворение и наглядно показывает происходящее в нём.
- Ходьба с исполнением несложных песен, счётом и сменой направления.
- Придумывание движений, подходящих к стихотворению или песне.
При чтении стихов важно обращать внимание на правильность интонации.
Упражнения логоритмики для детей 6-7 лет
Для детей такого возраста подбираются сложные, но увлекательные упражнения в игровой форме.
- Игра «Замри». Дети делают, что хотят, пока звучит музыка. Когда она прекращается, малыши должны замереть в одной позе. Потом ребёнок придумывает, кем он является в этой позе, и пытается изобразить это. Другие дети должны отгадать, кого загадал игрок.
- «Зеркало». Создаётся определённая схема движений, которую нужно повторить ребёнку. Музыка для такого занятия должна иметь средний или быстрый темп.
- «Садовник». Читают стих «Мы вчера в саду гуляли …», показывая руками, что происходило во время прогулки. Нужно следить за соблюдением интонаций и правильным темпом.
Существует множество логоритмических методик. Упражнения для конкретного ребёнка должен подбирать опытный педагог, понимающий возможности и проблемы малыша.
6 правил проведения логоритмических упражнений
При составлении цикла упражнений логоритмики для детей важно индивидуально подходить к каждому ребёнку и учитывать именно его проблемы. При этом все занятия должны проводиться в игровой форме, чтобы увлечь малыша и вызвать у него желание продолжать упражнения.
Рекомендуется соблюдать следующие важные правила:
- Занятия с детьми, которые заикаются, должны проводиться не менее четырёх раз в неделю. Нужно использовать упражнения, направленные на улучшение тонуса речевого аппарата и его развитие, а также на формирование темпа речи. Детям, которые не имеют таких проблем с дикцией, хватит двух уроков в неделю.
- Процесс формирования правильной речи достаточно длительный и занимает около полугода. Важно регулярно посещать уроки.
- При выборе упражнений нужно ориентироваться на вкусы ребёнка и использовать соответствующие дидактические материалы.
- Для достижения результата требуется многократное повторение упражнений.
- Важно правильно подбирать музыку для занятий. Она должна соответствовать темпу выполняемых упражнений.
- Важно сохранять хорошее настроение и поощрять достижения ребёнка. Нельзя ругать малыша за то, что у него что-то не получается. Наоборот, нужно приободрить его и предложить повторить упражнение ещё раз.
Логоритмические упражнения под музыку могут проводиться и в домашних условиях. Родителям нужно уделять внимание таким занятиям. Если у ребёнка уже имеются нарушения дикции, то наилучший эффект даст сочетание работы с педагогом и домашних упражнений.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: