НОД в детском саду: виды, формы и проведение
Сохранить статью:
О чем речь? НОД в детском саду – это, по сути, обычное занятие, но с небольшим дополнением. Согласно ФГОС, оно должно преследовать конкретную цель и требует особой подготовки от воспитателя.
Как организовать? Прежде чем приступить, необходимо разобраться в формах НОД. Они же подскажут тему занятия. Важно учитывать возраст воспитанников, так как в каждой группе предусмотрена своя нагрузка НОД.
Из этого материала вы узнаете:
Что такое НОД в детском саду
НОД в детском саду — непосредственная образовательная деятельность. Дети дошкольного возраста лучше запоминают информацию, когда она подаётся во время совместной игры. Такой подход в виде совместной деятельности подразумевает решение образовательной задачи путем применения различных методик.
Тема НОД в детском саду весьма актуальна. При этом от классических занятий с дошкольниками она существенно отличается по структуре образовательных процессов. НОД нацелена на индивидуальный подход при изменении парадигмы воспитателя. Методики направлены на развитие какого-либо из видов деятельности:
- развлекательной;
- коммуникативной;
- физической;
- экспериментаторской;
- музыкально-художественной;
- созидательной;
- трудовой;
- литературно-художественной.
НОД – это основная форма обучения в детском саду. Расшифровка термина подразумевает взаимодействие детей и педагога, целью которого является освоение ребёнком образовательной программы разных направлений. Для этого воспитатель применяет различные педагогические методики с учётом возраста, уровня подготовки и некоторых других факторов. Перечислим некоторые виды НОД в детском саду.
Виды НОД
- Комбинированная. Объединение разных, несвязанных логикой действий в один процесс. При такой НОД в детском саду рисование, например, сменяется серией подвижных игр.
- Комплексная. Решение задач при помощи инструментария разных ассоциативно связанных действий. Главная роль отводится одному виду деятельности, например, НОД по ПДД в детском саду, а другие имеют вспомогательные функции (рассказ о движении на дороге плавно перетекает в создание рисунков по этой теме).
- Интегрированная. Сочетает сведения из разных сфер образования без какого-либо приоритета одной из них. При такой НОД в детском саду аппликация, лепка, музыка помогают раскрыть понятие «настроение».
Формы НОД в детском саду
При организации НОД в детском саду занятия можно подразделить на:
Двигательные:
- Подвижные игры по правилам.
- Динамичные поучительные игры.
- Игровые упражнения, игровые сценарии.
- Состязания.
- Гимнастика под музыку.
- Спортивные упражнения.
- Аттракционы.
- Физкультурные праздники.
- Зарядка.
- Плавание, игры на воде.
Игровые:
- Сюжетные игры.
- Моделирование ситуаций (с использованием литературных произведений).
- Игры с речевым сопровождением.
- Мелкая моторика рук.
- Театрализованные представления.
Продуктивные:
- Занятия по изготовлению продуктов детского творчества.
- Реализация проектов.
- Дизайн в детском исполнении.
- Исследовательская деятельность с практическими опытами.
- Вернисажи, мини-музеи.
Чтение:
- Обсуждение прочитанных произведений.
- Запоминание, пересказ.
- Разговор.
- Театрализованная деятельность.
- Конкурсы.
- Беседа в форме вопрос-ответ.
- Презентации книги.
- Литературные фестивали.
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Экскурсия.
- Поиск решения проблем.
- Эксперименты.
- Коллекционирование.
- Моделирование.
- Интеллектуальные игры (головоломки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады).
- Конструирование.
- Хобби.
Коммуникативные:
- Беседа, ситуативный разговор.
- Речевая ситуация.
- Сочинение загадок и их отгадывание.
- Игры и сценарии (сюжетные, с правилами, театрализованные).
- Этюды и импровизации.
- Логоритмика.
Трудовые:
- Дежурство, поручения, задания.
- Самообслуживание.
- Коллективные действия.
Нагрузка НОД в детском саду
Организация НОД в детском саду осуществляется с учётом возрастных групп:
- младшей;
- второй младшей;
- средней;
- старшей;
- подготовительной.
Рассмотрим структуру НОД в детском саду по возрастам.
- Дети раннего возраста от 1,5 до 3 лет
СанПиН регламентирует начало НОД в детском саду в младшей группе не ранее 09:00. Дети этого возраста должны заниматься не более 10 минут. Допускается проведение 10 уроков в течение недели общей продолжительностью в 100 минут. Второе занятие НОД в детском саду младшей группы возможно организовывать после обеда и тихого часа.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Дошкольники от 3 до 4 лет
НОД в детском саду средней группы не превышает 15 минут. В отличие от предыдущей категории в неделю допускается проводить 11 занятий общей длительностью в 165 минут. Следующее за первым занятие можно проводиться после перерыва на дневной сон.
- Возрастная категория от 4 до 5 лет
НОД в детском саду старшей группы составляет 20 минут. Недельная нагрузка увеличивается до 12 уроков общей продолжительностью не более 240 минут.
- Дети от 6 до 7 лет
НОД в детском саду для подготовительной группы воспитанников не должна превышать 25 минут. При этом недельный лимит непосредственной образовательной деятельности составляет 14 занятий, суммарное время длительности которых не должно превышать 240 минут.
Нужно подчеркнуть, что максимальная НОД в детском саду для детей второй младшей и средней возрастной группы не должна превышать 30 и 40 минут соответственно. Дети старшей возрастной категории в первой половине дня могут активно заниматься до 45 минут, а в подготовительной — до 90 минут.
При этом воспитатель должен чередовать уроки физкультурными паузами с периодичностью в 15-20 минут. А продолжительность спортивных «минуток» должна составлять не менее 10 минут.
Подготовка к НОД в детском саду
В обязательном порядке необходимо учесть:
- Интеграцию всех пяти областей образования (знания из разных сфер объединяются на паритетной основе).
- Адекватность структуры и расписания НОД в детском саду решаемым задачам. Логическое выстраивание последовательности этапов (и их взаимозависимости) образовательной деятельности.
- Эффективность установления временных рамок, чередование умственных и физических нагрузок, дифференцированный подход к предлагаемым заданиям.
- Материальное оснащение. Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрастной категории, требованиям безопасности, доступности, эстетическому восприятию.
- Целевой компонент (триединство задач – ясное и недвусмысленное определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции образовательных областей).
Цели НОД
Цель – это конечный результат, на который направлена деятельность педагога и для достижения которого он выбирает соответствующие средства и создает благоприятные условия. Цель НОД в детском саду состоит в успешном выполнении всей программы.
Основой определения итога непосредственной образовательной деятельности должен являться анализ имеющихся потребностей и задач на текущей стадии реализации программы, а также оценка возможностей, способов и ресурсов.
Требования при постановке целей:
- Актуальность и адекватность наиболее существенным задачам, насыщенность и реальность воплощения.
- Чёткая формулировка, исключающая другие трактовки.
- Мотивация и стимуляция желания их достигнуть.
- Цели должны быть такими, чтобы все участники образовательной деятельности в полной мере осознавали их и стремились к реализации.
Алгоритм выработки цели:
- Сделайте анализ проблем, выберите приоритетную задачу и дайте её исчерпывающее определение.
- Составьте план НОД в детском саду для её решения, состоящий из последовательных этапов.
- Дайте чёткую формулировку каждому из предварительных результатов таких шагов.
- Определите насыщенность такими действиями одной НОД и дайте оценку их количеству и качеству.
- Определите цель НОД с подробным описанием эффекта от планируемых действий.
Задачи и условия их решения:
- Образовательная: постоянное развитие ребёнка.
- Воспитательная: оказывать влияние на личностный рост, убеждения.
- Развивающая: в процессе обучения делать акцент на развитие у воспитанника интереса к учёбе и познанию, творческих способностей, коммуникативных навыков (умение формулировать свои мысли, используя грамотную речь), нравственных приоритетов.
Задачи решаются посредством анализа проблем, проведения экспериментов, обучающих игр и пр. Всё это объединяет тема или образ, рассмотрению которых и посвящена образовательная деятельность.
Этапы реализации НОД
- Мотивационный. Введение: организационные мероприятия. Постепенное вовлечение детей в предстоящий процесс обучающей деятельности, формирование у них стойкого интереса к действиям, создание и поддержание эмоциональной атмосферы. НОД в детском саду должна осуществляться в строгой последовательности с фиксацией промежуточных результатов.
- Содержательный. Это основная часть: практическая деятельность, направленная на самостоятельную интеллектуальную и физическую работу. В ходе этого этапа должны быть в целом выполнены основные задачи. НОД осуществляется с упором на самостоятельные действия обучаемого ребёнка. Воспитатель следит за этим процессом и при необходимости вносит коррективы советами, наводящими вопросами, демонстрацией правильной реакции и пр. Ориентир – каждый дошкольник должен стараться достичь результата.
- Рефлексивный. Заключительная часть состоит из разбора ситуации и подведения итогов. Эффективность этого этапа заключается в оценке отношения детей к НОД и их стимулированию на продолжение занятий по программе.
Воспитанников младшей группы необходимо поощрять за усилия и увлеченность в выполнении заданий, а также активизировать у них позитивный эмоциональный настрой. В средней группе педагог уже более объективно оценивает результаты действий детей, тактично и мягко указывает на ошибки и способы их преодоления. В старшей и подготовительной группах осуществляется коллективный подход к оценке результатов, в котором принимают активное действие и сами ученики.
Советы для педагога по проведению НОД в детском саду
Первая половина дня самое лучшее по эффективности время проведения НОД в детском саду. В это время суток целесообразно организовывать мероприятия, требующие повышенного внимания, умственной активности детей. У ребенка происходящие в процессе занятий события должны вызывать стойкие ассоциации с личным опытом.
Именно в этом состоит смысл личностно-ориентированной сущности НОД. Воспитатель обязан с уважением относиться к любому высказыванию дошкольника, и диалог должен строиться на принципе равноправности, а не в виде жёсткого диктата.
НОД в детском саду для всех возрастных групп проводится в комфортной обстановке за столами или в игровой комнате с использованием наглядных пособий. Значительное влияние на эффективность занятий оказывает эмоциональная атмосфера, царящая в детском коллективе.
Большего результата педагог может добиться, демонстрируя доброту, искренность, взаимоуважение. Дети воспринимают это как норму, и у них формируется позитивное отношение друг к другу. Чтобы наглядно показать свое уважение, воспитатель должен:
- называть каждого ребёнка по имени;
- выдерживать индивидуальный подход при беседе с воспитанниками;
- разговор вести на одном уровне с ребенком, для этого нужно садиться на корточки или использовать низкий стульчик;
- показывать заинтересованность речью дошкольника, не игнорировать поставленные им вопросы;
- выражать восхищение результатом детского творчества;
- внимательно выслушивать рассказы воспитанника о своих интересах;
- быть вежливым и т. п.
Пример конспекта НОД в детском саду
Подробные конспекты и расписания НОД в детском саду должны разрабатываться для каждого конкретного занятия с учётом возрастной группы. Они могут содержать указание типа образовательной деятельности, например, «интегрированное познавательное развитие с использованием ИКТ-технологий во второй младшей группе «В гостях у трех медведей».
Затем нужно изложить программное содержание:
- Расширять познавательный интерес у детей.
- Развивать двигательную активность, желание повторять движение по образцу.
- Воспитывать стремление доводить дело до конца, доброжелательные отношения между детьми; обеспечить психологическое благополучие детей.
- Продолжать работу по развитию мелкой моторики рук.
Материалы и оборудование, которые будут использоваться на занятии:
- доска;
- компьютер;
- проектор;
- набор геометрических фигурок, карандаши, бумага, счётные палочки.
Интеграция:
- формирование познавательных навыков;
- физическая тренировка, развитие мелкой моторики рук;
- социально-коммуникативное совершенствование.
Главная цель образовательного воспитания — реализация комплексной программы обучения. Основной задачей является выработка у детей базы знаний, навыков и умений. Достигается это продуманной организацией образовательных действий, активным вовлечением воспитанников в процесс, формированием у них нравственных ориентиров и тяги к накоплению знаний об окружающем мире.
Талант и усилия педагога во многом определяют эффект от проводимой образовательной и воспитательной работы. Интегральный НОД в детском саду позволяет формировать у детей видение целостной картины мира, потому что при этом подходе каждый объект подлежит разностороннему анализу: теоретическому, практическому, ассоциативному, прикладному.
Чередование видов деятельности способствует гармоничному развитию личности, выработке коммуникативных навыков, умению взаимодействовать в коллективе. В результате образуется смешанное взросло-детское сообщество.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: