Образовательный квест как педагогическая методика XXI века
Сохранить статью:
О чем речь? Образовательный квест поможет поддержать интерес детей к обучению, ведь сегодня уже недостаточно привычных методов обучения. И геймификация уже прочно вошла в список эффективных техник передачи знаний.
Какие существуют? Новые педагогические технологии с интерактивным форматом наилучшим образом учитывают интересы учащихся. Образовательные квесты могут охватывать как отдельную проблему, предмет (монопроект), так и быть межпредметными. И они точно не должны быть скучными.
Востребованность образовательного квеста как одного из интерактивных методов обучения
Образовательная система в РФ постоянно развивается. Для нее характерно появление новых модернизированных технологий и деятельностных форм взаимодействия участников процесса образования. Наибольшей популярностью сейчас пользуются интерактивные формы, которые дают возможность каждому участнику проявить себя, продемонстрировать свои таланты, знания и умения на практике.
В качестве примера можно привести такие направления, как интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, эксперимент и пр.
Вышеперечисленные формы могут существовать независимо друг от друга. В то же время возможно их взаимодействие в рамках единой системы. В зависимости от вида учебной деятельности или мероприятия, которое проводится для учеников и их родителей, преподаватель варьирует формы взаимодействия.
Сочетание этих форм (как элементов единой системы) особенно актуально для квест-технологии. Образовательный квест – это вид игровой деятельности, который очень нравится детям. Данный нестандартный подход педагога к учебной деятельности дает возможность ученикам не только освоить школьную программу, но и провести время с удовольствием.
Дадим определение понятию образовательный квест. Это игровая деятельность, в рамках которой ученикам необходимо решать умственные задачи, ориентируясь на сюжет игры. В рамках мероприятия дети проходят испытания, где вероятны несколько исходов. Чем закончится игра, зависит от того, какие действия будут совершать участники.
Дадим еще одно определение образовательного квеста. Это педагогическая технология, которая представляет собой систему из проблемных заданий. Форма квеста – ролевая игра. Тема может касаться одной учебной дисциплины или сразу нескольких. Участники – не всегда только лишь школьники, можно подключить к процессу учителей, других специалистов и родителей.
История появления образовательных квестов для школьников
История использования квест-технологии в образовательной и воспитательной системах берет свое начало в 1995 году. Именно тогда профессор университета Сан-Диего Берни Додж выступил с предложением разбавить привычный учебный процесс играми. Перед студентами ставилась некоторая задача, а им нужно было предложить пути ее решения.
Задание в рамках квеста включало в себя промежуточные испытания, после прохождения которых участники переходили на следующий уровень. В то время перед образовательным веб-квестом стояла цель вызвать у учеников интерес, сделать учебный процесс более увлекательным. Именно с этого и началось развитие образовательного квеста как педагогической технологии.
С течением времени компьютерная техника модернизируется, благодаря чему образовательные процессы все больше приобретают интерактивный характер. В связи с этим детская аудитория, вовлеченная в процесс обучения, становится все шире. Ни для кого не секрет, что сегодня подростки больше любят сидеть за компьютером или в смартфоне, нежели читать учебник и делать домашнее задание.
Томас Марч, профессор из университета Сан-Диего, продолжил дело Берни Доджа. Он расширил определение образовательного квеста как современной интерактивной технологии, добавив к нему несколько важных деталей.
По мнению Томаса Марча квест (или веб-квест) – образовательная структура, которая включает в себя ссылки на важнейшие ресурсы Сети. Задача направления заключается в повышении мотивации учеников к исследовательской деятельности, в которой необходимо находить неоднозначные пути разрешения проблем.
Кроме того, Т. Марч утверждает, что участие в образовательных квестах дает детям прекрасную возможность научиться самостоятельно решать поставленные задачи, а также работать в коллективе. Последнее более всего касается заключительного этапа игры. В процессе участники не только учатся искать информацию, необходимую для решения, но и преобразовывать ее в более сложное знание, то есть в понимание.
Считается, что квест действительно выполнил поставленную задачу, если в процессе ученики осознали ценность тематических связей, вовлеклись в процесс и стали больше задумываться над тем, как происходит процесс познания.
Учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» стало некоторой базой для Т. Марча. Основываясь на этом труде, профессор пришел к выводу о том, что квест как один из видов поисковой деятельности нуждается в «опорах». Задача по их предоставлению возлагается на плечи преподавателя. Под «опорами» следует понимать деятельность, которая окажет ученикам помощь в построении плана исследования, заинтересует их, направит работу в нужно русло, сделает акцент на самых важных аспектах в рамках изучения проблемы.
Образовательная квест-игра сегодня пользуется огромной популярностью во всем мире, педагоги признают ее эффективность. В России такая технология только начинает набирать обороты.
Классификация образовательных квестов
Квесты имеют несколько классификаций. В зависимости от места проведения их подразделяют на живые или веб-квесты. Для создания и проведения последних необходим Интернет.
По типам игры образовательные квесты классифицируются на бродилки, проекты, головоломки.
В зависимости от сюжета образовательные квесты делятся на:
- Линейные. Для них характерно наличие линейного сценария, то есть каждое последующее задание открывается только после решения предыдущего.
- Штурмовые. Предполагают наличие главного задания. В рамках игры участникам даются подсказки, но ученики сами решают, каким способом будут выполнять основную задачу.
- Кольцевые. Похожи на линейные. Участники решают задачи последовательно. Отличие в том, что эта система замкнута в круг. В начале игры команды находятся в разных отправных точках, в конце это же место окажется финишем.
Также квесты классифицируются по виду задания:
- Пересказ. Участникам необходимо изложить изученную информацию в ином формате. Это может быть презентация, плакат, демонстрация результатов эксперимента, который базируется на изученной теме.
- Планирование и проектирование. Участники квеста сами создают план или проект, опираясь на условия, предоставленные организатором игры.
- Самопознание. Этот вид предполагает тщательное изучение сторон личности.
- Компиляция. Задача участников игры заключается в изучении информации из различных источников и представлении ее в другом формате. Это может быть создание различных капсул времени или культуры, пособия с разными советами на определенную тему и т. д.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Творческое задание. Ученики получают творческое задание: поставить спектакль, написать и исполнить песню, сочинить сказку и пр.
- Аналитическая задача. Ученикам нужно найти сведения в рамках задания и систематизировать их.
- Детектив или головоломка. Участникам квеста представляют факты, которые противоречат друг другу. На основании имеющейся информации необходимо сделать выводы.
- Достижение консенсуса. Группа участников должна найти общее решение поставленной задачи.
- Оценка. Ученики не только должны рассказать о своем мнении в рамках указанной проблемы, но и мотивировать его.
- Журналистское расследование. Участникам игры необходимо изучить имеющиеся данные самостоятельно и объективно изложить их, учитывая при этом, что мнения в рамках заданной темы могут противоречить друг другу.
- Убеждение. Перед игроками стоит задача доказать другим свою правоту.
- Научные исследования. Учащиеся изучают какие-то явления или события самостоятельно, используя источники в Сети.
Создание и подготовка образовательного квеста
Когда организатор планирует проведение образовательного квеста, он обозначает цели и задачи игры с учетом категории игроков – дошкольников, школьников, студентов, родителей учеников. Немалую роль для организации играет и пространство, в пределах которого будет происходить игра. На основании этих сведений пишется сценарий.
Главная цель всего мероприятия – укрепить или выявить интерес к учебе и, конечно, к самой игре. Сделать квест увлекательным для детей гораздо проще, чем для родителей. Поэтому на организатора возлагается огромная ответственность, ведь он должен поспособствовать возникновению между детьми и взрослыми партнерских отношений, на чем неоднократно акцентируется внимание в «Законе об образовании».
Ниже приведем примерную структуру образовательного квеста для дошкольников, учеников начальной и средней школы или студентов:
- Вводная часть. Она содержит в себе сюжет игры, роли игроков.
- Перечень заданий, который необходимо выполнить.
- Правила игры и последовательность выполнения заданий. Бонусная система и штрафы.
- Оценка деятельности участников, призы за участие и победу.
Организатор должен определиться с:
- целями и задачами игры;
- целевой аудиторией, минимальным и максимальным количеством участников;
- с сюжетом и формой;
- с пространством и ресурсами, которые потребуются;
- необходимостью взять кого-то из сотрудников в помощники;
- датой и временем проведения;
- интригой (придумать, чем заинтересовать участников игры).
Итак, образовательный квест в школе или в дошкольном учебном учреждении (ДОУ) выполняет следующие функции:
- Образовательную. Каждый участник игры вовлекается в познавательный процесс, новая информация воспринимается гораздо легче за счет непринужденной формы. Выявляются навыки детей – как при индивидуальной работе, так и при работе в группах.
- Развивающую. Игры позволяют вызвать у детей интерес к учебной дисциплине, формируют творческие способности.
- Исследовательскую. Дети учатся сами искать информацию, анализировать ее, собирать в единое целое из разных источников.
- Воспитательную. Дети осознают свою ответственность. К примеру, в образовательном квесте при невыполнении одним участником какой-либо задачи на следующий уровень не выйдет вся команда. В процессе ученики учатся уважать культурные традиции, историю, начинают ценить природу, а также здоровьесбережение и здоровьесозидание.
Квест строится на принципах:
- Навигации. Педагог координирует мероприятия, направляя участников игры и мотивируя их.
- Доступности заданий. Задачи определяются таким образом, что они соответствуют возрасту и имеющимся у учеников навыкам.
- Системности. Все задачи квеста имеют логическую взаимосвязь.
- Эмоциональной окрашенности. Выполнение заданий осуществляется с применением определенных приемов.
- Интеграции. Игра включает в себя сразу несколько видов учебной деятельности.
- Разумности по времени. Квест может продолжаться как пару часов, так и несколько дней. Здесь важно учитывать возраст учеников.
- Добровольности. Ученики вправе сами определяться с видом деятельности для решения заданий.
- Присутствия импровизационной составляющей. Сценарий игры может меняться педагогом в зависимости от ситуации. Важно, чтобы мероприятие несло положительный эмоциональный настрой.
По окончании квеста каждый игрок должен проанализировать свою роль в нем, выявить собственные сильные и слабые стороны, понять, какие навыки необходимы для достижения лучшего результата.
Итак, благодаря образовательному квесту как педагогической технологии можно сформировать у учеников информационные и коммуникативные навыки в рамках учебного процесса. Игра дает возможность развить в детях не только образованность, но и нравственность.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: