Пластилинография в детском саду: техника, приемы, правила
Сохранить статью:
О чем речь? Пластилинография в детском саду — техника, которая развивает мелкую моторику, воображение и создает благоприятный эмоциональный фон у дошкольников.
Что нужно сделать? Разогретый пластилин становится мягче, и можно не только лепить элементы для аппликации, но и размазывать материал по основе, создавая настоящие картины. Чем старше дети, тем более сложные приемы внедряют в занятия.
Что понадобится для пластилинографии в детском саду
Лепка из пластилина – одно из любимых занятий малышей. Они могут часами возиться с разноцветными брусочками. Для деток постарше, когда лепить просто так уже неинтересно, хорошей альтернативой станет пластилинография. Это более сложная работа, способная увлечь даже взрослых.
Пластилинография в детском саду рассматривается как оригинальная художественная техника, потому что в этом случае пластилин используется для рисования им на картоне или другой плотной основе. Точнее, происходит лепка, только не скульптурная, а лишь слегка выпуклая, рельефная. Картины можно украшать бисером, бусинками, природным материалом или тем, что найдется под рукой.
Объединение двух знакомых занятий предлагает в еще большей степени использовать фантазию и воображение, развивает ловкость рук и готовит их к занятиям письмом.
Своим появлением термин «пластилинография» обязан двум основам: «пластилин» – пластическая масса с определенными свойствами и «графо» – пишу, рисую. Изобразительная техника представляет собой создание картин на горизонтальной поверхности из выпуклых пластилиновых объектов.
Существуют различные виды пластилинографии в детском саду, которые отличаются техникой исполнения и материалом основы, на которую наносится пластилин. Это:
- бумага;
- картон;
- пластик;
- обычное или органическое стекло;
- керамическая плитка и т.п.
Основой для творчества служит пластилиновая масса. Материал очень мягкий и пластичный, способный принимать любую форму, но оставляющий жировые следы и теряющий свои лучшие свойства при длительном хранении. Поэтому воспитатель должен следить за тем, чтобы у детей на столе всегда был свежий пластилин. Имеет значение и форма упаковки. Приобретать пластилин для детского творчества лучше в коробках, которые открываются сверху и снабжены специальным «язычком».
В качестве декора созданной картины можно использовать все, что есть под рукой: бисер, бусины, перышки, зерна и др. Придать дополнительный объем пластилиновому изображению помогут различные предметы с фактурной поверхностью: баночки, формочки, пуговицы.
В основном дети используют в качестве инструментов собственные руки и пальчики, но к пластилиновому набору часто прилагается и специальная лопатка-стек, которую тоже можно приспособить к работе. Стеки отличаются большим разнообразием по форме, могут быть из дерева или пластмассы. За неимением стека подойдет деревянная палочка, зубочистка, медная проволока, нож из кукольной посуды или еще какой-нибудь удобный предмет.
Для работы с пластилином лучше использовать подкладную доску примерно 30х25 см, которую можно сделать самим из куска линолеума или старой разделочной доски. Она должна иметь легко очищаемую поверхность, которую можно мыть теплой водой с мылом. Клеенка менее удобна для пластилинового творчества – она скручивается, прилипает к рукам, ерзает по столу.
Кроме доски потребуется также бумажная или тканевая салфетка, чтобы вытирать руки и убирать за собой после окончания работы. Она особенно актуальна, когда на рисунке надо перейти от темного цвета к светлому.
Существует множество способов нанесения яркого пластичного материала на основу, позволяющих создавать настоящие художественные произведения.
Пластилинография в разных группах детского сада
Дети осваивают технику работы с пластилином постепенно, в зависимости от возраста.
На занятиях пластилинографией в младшей группе детского сада малышей учат делать из пластилина отдельные фигуры. С помощью самых простых приемов на каждом занятии выполняется один предмет: шарик, колбаска. Дети учатся работать с материалом – отщипывать, размазывать, разрезать, разглаживать, прищипывать, оттягивать.
- Осваивается работа с инструментами – ножницами и стеком.
- Даются основы работы с образцами.
- Используется индивидуальная форма работы.
В средней группе шаблоны заменяются фантазией ребенка. Дети учатся принципам композиции, создают свои сюжеты, используют более сложные приемы работы. На занятиях пластилинографией они учатся работать сообща, в коллективе.
К простым приемам работы добавляются более сложные: рисование пластилином, смешивание цветов. Набор инструментов тоже увеличивается – появляются различные щеточки, шприц с насадками.
Воспитанники старшей группы уже самостоятельно используют различные приемы, выбирают материал, составляют композиции с использованием природных материалов (листьев, крупы, семечек и т.д.)
- Занятия ведутся в подгруппах и коллективно.
- На этом этапе рисование сопровождается сюжетно-ролевыми играми.
Пластилинография в детском саду в подготовительной группе – это еще более сложные техники. Воспитанников знакомят с изготовлением изразцов, барельефов, акцентируют внимание на оформлении работ – фон картины, рамка, багет.
Постепенно детские поделки превращаются в законченные художественные произведения. Оригинальный вид творчества помогает ребятам лучше понять, что такое масштаб и композиция, подсказывает правильное сочетание цветов, демонстрирует разнообразие форм, улучшает мелкую моторику.
на наши новости
500 000 пользователей!
Занятия пластилинографией приучают к усидчивости и аккуратности, развивают навыки коллективной деятельности, улучшают развитие устной речи.
Создание композиций из яркого пластичного материала и подручных средств помогает изучению окружающего мира, приобретению новых знаний.
Методы пластилинографии в детском саду
Знакомство с пластилинографией начинается у детей младшей группы, но настоящее обучение ребят новому виду творчества происходит на занятиях в средней и старшей группах.
При общении с малышами важно заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, показать, насколько интереснее работать всем вместе. На этой стадии обучения они уже могут освоить отдельные элементы необычного творчества.
На занятиях пластилинографией в старшей группе детского сада отрабатывается и совершенствуется более сложная техника работы с материалом.
Для занятий творчеством необходимо организовать рабочее пространство. У ребенка должны быть:
- Рабочий стол, на который он может положить коробку с пластилином, инструменты, эскизы, образцы картинок.
- Правильное освещение, чтобы тень от рук и головы не попадала на рабочую поверхность.
На столе всегда должен быть порядок как до начала работы, так и после ее завершения: коробка с пластилином плотно закрыта, картон и подкладная доска убраны в специальные папки, стеки спрятаны в закрытый футляр или пенал.
Методы обучения складываются из трех типов:
- Иллюстративные. Воспитатель показывает готовые работы из пластилина, другие картинки на ту же тему, сам делает то, что должны освоить дети.
- Словесные. Учитель объясняет каждое свое действие, рассказывает, ведет тематические беседы с детьми.
- Практические. Дети выполняют несложные упражнения с пластилином. В процессе работы с помощью учителя постепенно осваивают новую технику, играют, экспериментируют.
Основные приемы пластилинографии
С некоторыми приемами дети уже знакомы. Ведь до рисования пластилином они учились лепить из ярких податливых брусочков.
Малыши уже могут:
- раскатывать;
- скатывать;
- вытягивать;
- сплющивать;
- придавать нужную форму кусочку пластилина.
Чтобы освоить пластилинографию в средней группе детского сада, ребятам предстоит научиться:
- отщипывать;
- вдавливать;
- размазывать;
- приглаживать;
- смешивать цвета;
- придавать текстуру при помощи стеков.
Создать изображение можно разными способами:
- Прямой. Для этого подойдет пластилин любого цвета. Обычно берут самые понятные и распространенные шаблоны: рыбки, грибы, листочки, разные овощи. Происходит самое первое знакомство с пластилинографией. Для рисования используют простые крупные фигуры, с которыми малыши легко справляются.
- Витражный (обратный). В качестве основы используется пластина из оргстекла или любой другой прозрачный предмет, например, крышка от сметаны. На поверхность маркером наносится рисунок, а затем контуры заполняют пластилином. Витражная пластилинография выглядит очень эффектно.
- Мозаичный. Способ очень простой – фигура или рисунок составляются из разноцветных пластилиновых шариков. Мозаичная пластилинография в детском саду учит ребят аккуратности и правильному выбору оттенков.
- Контурный. Этот способ используют ребята постарше. Контуры рисунка заполняются жгутиками из пластилина, которые выдавливаются через шприц без иглы. Обязательное условие – пластичный материал должен быть теплым. Шприц с пластилином можно положить в микроволновку или просто в горячую воду.
- Многослойный. Пластичную массу наносят отдельными мазками, словно пишут картину масляными красками. Наслоение разноцветных пластинок образует объемное изображение.
- Фактурный. Дети учатся создавать изображения различной степени выпуклости: горельефы, барельефы и контррельефы. Это один из самых сложных видов пластилинографии, поэтому обучение проводится только в подготовительных группах.
- Модульный. С помощью различных техник подготавливают отдельные элементы, а затем собирают из них общую композицию. Рельефное изображение можно создать, к примеру, из шариков, колбасок и жгутиков.
Шаблоны для пластилинографии
Форма шаблонов должна соответствовать возрасту детей. В младшей группе используются простые понятные изображения, для деток постарше создаются сложные композиции с разным рельефом и большим количеством элементов.
Малыши с удовольствием работают с шаблонами. На первых порах готовый контур просто заполняется пластической массой. Или же, наоборот, шаблон рисуется на листе, уже покрытом пластилином.
Воспитанники младшей группы легко осваивают контурную пластилинографию в детском саду. Они тренируются наносить пластилин на основу тонким ровным слоем, учатся работать с шаблонами. При вырезании деталей из листа, покрытого пластилином, вырабатывается привычка аккуратного и тщательного выполнения всех действий.
Повторное применение пластилина демонстрирует детям, что всегда можно найти возможности для творчества, даже с уже использованными и, вроде бы, ненужными предметами.
Правила техники безопасности при работе с пластилином
Техника безопасности должна соблюдаться при любой деятельности. Свои правила действуют и при работе с пластилином. Воспитатель обязательно знакомит с ними детей и строго следит за их выполнением во время занятий.
Правила просты и легко запоминаются:
- Во время работы за столом держать правильную осанку, чтобы спина меньше уставала.
- Лепить из пластилина только на специальной подложке. Класть на стол пластилин нельзя.
- Перед началом работы смочить руки водой, чтобы пластичная масса не прилипала к ним во время занятий.
- Разогреть пластилин перед лепкой, разминая его руками.
- Для разминания брать небольшие кусочки пластилина, добавляя еще по мере необходимости.
- Хранить пластилин в плотно закрытой коробочке отдельно от другого материала.
- Работать аккуратно, не допуская попадания пластилина на одежду и на стул.
- После работы вытереть руки салфеткой и вымыть теплой водой с мылом.
- По окончании лепки навести порядок на рабочем столе, вытереть его поверхность, протереть подкладную доску и стеки, если необходимо, вымыть их теплой водой.
- Готовую картину можно оформить в рамочку. Если работа не закончена, убрать ее в отдельную коробку или папку.
Воспитатель может включить музыку во время занятий, чтобы создать у детей соответствующее настроение и побудить их к творчеству. Она не должна быть слишком громкой или тихой, а звучать в оптимальном режиме, создавая звуковой фон.
Цели и задачи пластилинографии в детском саду стоят конкретные – развить у малышей и дошкольников творческую фантазию и воображение, привить определенные навыки, которые помогут им в будущем. Занятия пластилинографией увлекают своей необычностью не только детей, но и взрослых, которым тоже будет интересно попробовать себя в этом новом направлении искусства.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: