Этапы и методы подготовки учителя к уроку
Сохранить статью:
О чем речь? Можно с уверенностью сказать, что подготовка учителя к уроку начинается летом, когда учебный год еще не наступил. Этот предварительный этап состоит из изучения программы по предмету.
Как осуществляется? По мере развития процесса обучения урок будет дополняться на основе информации из учебника и того, насколько успешно ученики усваивают материал. На что же нужно обратить внимание при подготовке?
Основные этапы подготовки учителя к уроку
Педагог осуществляет планирование каждого занятия в отдельности, сохраняя между ними взаимосвязь для того, чтобы можно было при необходимости пошагово вернуться к предыдущему и перейти осмысленно к следующему.
Предварительная подготовка учителя к уроку включает в себя использование методической литературы. Состав, содержание и тип занятия зависят от разработанной по предмету программы. Так, одни часы могут быть посвящены работе с учебником, а в другие предполагается закрепление знаний тестовыми заданиями или активной работой в группах.
Подготовка учителя к уроку и его планирование — два взаимосвязанных процесса. О них поговорим ниже. Проходят в 2 этапа:
- Предварительная подготовка, общее планирование
Проводится работа с учебно-методическим комплексом. Имеющийся материал, который необходимо усвоить школьникам, распределяется по часам. Составляется календарно-тематический план. Подбираются при необходимости наглядные пособия.
Для правильного распределения материала и практических часов используется подсчет учебных недель и выделенные в каждую периоды на занятия по конкретному предмету. Учитываются выходные и праздничные дни, рекомендованный объем времени на изучение.
- Текущая подготовка, поурочное планирование
Педагог составляет подробный конспект, в котором отражены цели, задачи и ход занятия. Также прописываются наименования используемого оборудования и деятельность учителя и учеников. Все это оформляется по шаблону. Подготовка учителя к каждому уроку подходит согласно календарно-тематическому плану и может корректироваться. Это возможно, если возникли соответствующие обстоятельства (сократилось количество часов, школа закрылась на карантин, иные причины).
Подготовка технологической карты урока
Традиционным способом планирования занятия до сих пор остается составление конспектов. Однако, постепенно разрабатываются и внедряются другие шаблоны представления информации. Например, технологическая карта урока, позволяющая законспектировать процесс более живо и наглядно, несмотря на кажущуюся краткость. Стандарты ее заполнения регулируются современными ФГОС НОО.
В рамках подготовки учителя к современному уроку технологическая карта должна иметь следующую структуру:
- Название темы и количество выделяемых часов на нее.
- Результаты занятия (личные, в рамках данной дисциплины и в связи с другими).
- Межпредметные связи и специфика организации места.
- Этапы изучения темы.
- Формы контроля усвоения знаний, формирования умений и отработки навыков.
Возможности, которые предоставляет технологическая карта, составляемая в процессе методической подготовки учителя к уроку:
- реализация требований ФГОС;
- выявление УУД, развивающихся по ходу урока и в рамках учебной программы;
- системное формирование и закрепление универсальных учебных действий;
- переработка имеющейся схемы обучения с учетом корректив и новых данных;
- осуществление контроля за усвоением на каждом этапе разбора материала (посредством соответствующих методик, которые вносятся в конспект занятия);
- переход от планирования конкретного урока ко всей теме (за четверть, семестр, год) и обратно;
на наши новости
500 000 пользователей!
- больше времени для работы с классом (благодаря использованию готовых шаблонов);
- формирование и закрепление межпредметных знаний;
- их реализация в рамках спланированной совместной работы педагога и школьников;
- промежуточная диагностика усвоения материала, которую подготовка учителя к уроку включает в себя;
- быстрое решение организационных вопросов (выполнение плана, замещение, перестановки и т.п.);
- проверка результатов после составления технологических карт на соответствие целях учебной программы;
- повышение качества образования.
Подробная инструкция подготовки учителя к уроку в школе
Все ключевые знания, умения и навыки школьники приобретают на занятиях. Именно поэтому важно, какой уровень образования предоставляет своим подопечным педагог.
К планированию занятий по каждому предмету предъявляются конкретные требования, и подготовка учителя к уроку должна находиться в их рамках. После ознакомления с нормативной базой им пошагово выполняются следующие действия:
- Выявление места урока в КТП и определение его темы.
- Формулирование цели занятия и списка задач следующего вида:
- Образовательная. Представляет собой процесс информирования, в ходе которого учащиеся получают новую порцию сведений и соотносят их с уже известным, учатся использовать для решения различных задач.
- Развивающая. Формирование и закрепление умений и навыков в соответствии индивидуальными и возрастными особенностями обучаемой группы.
- Воспитательная. Включает в себя формирование и закрепление полезных личностных и нравственных качеств.
- Определение главной идеи и ключевых понятий урока. Подбор материала с учетом формирования причинно-следственных знаний между блоками информации по предмету и в его связи с другими дисциплинами.
- Определение способов и средств на текущем уровне образовательной деятельности. Также подготовка учителя к уроку подразумевает использование методики преподавания, при которой у учащихся активизируется интерес к предмету. Дальнейшее планирование занятия складывается из следующих шагов:
- Подбор образовательной литературы для учителя и учеников. Анализ всех возможных источников: от интернета до вузовских изданий. Выбор оптимального для использования на уроке и понимания учащимися.
- Поиск методических материалов, помогающих достичь цели в ходе занятия и освоения образовательной программы.
- Группировка заданий по 3 уровням сложности и 3 типам работы с информацией: повторение, усвоение, закрепление.
- Распределение учебного материала и определение способов закрепления новой информации. Учет методов, повышающих ученическую активность на занятии.
- Разработка системы контроля и оценивания текущего уровня знаний школьников.
- Также подготовка учителя к уроку подразумевает подготовку домашнего задания, которое формируется заранее вместе с пояснениями и рекомендациями.
- Проработка списка и размещения методических пособий, раздаточного материала, оборудования на каждом занятии.
- Подготовка конспекта, в котором имеется 2 части:
- формальная;
- содержательная.
О последнем в следующем разделе более подробно.
Формальная и содержательная части урока
Существуют определенные требования к составлению указанных блоков.
Формальная часть включает в себя следующее:
- Тема урока: __________
- Тип урока:____________
- Цель:____________
- Задачи:
- обучающие:_____________
- развивающие:______________
- воспитывающие:_______________
- Оборудование:________________
- Список используемой и рекомендуемой литературы.
- Подготовка учителя к уроку подразумевает разработку конспекта, в котором отражены этапы урока с отметками времени начала-окончания каждого:
- проверка знаний;
- освоение нового материала посредством применяемых педагогом технологий;
- запоминание и закрепление изученного во взаимосвязи с информацией предыдущих уроков;
- контроль уровня выработанных в процессе занятия умений и навыков посредством выбранных методов проверки;
- запись домашнего задания с уточнениями и пояснениями.
Содержательная часть включает в себя нижеуказанные разделы:
- Суть занятия. Подготовка учителя к уроку даже в начальной школе предполагает наличие некоторого количества текстового материала. В его роли могут выступать различные источники. Например, необходимо представлять в текстовом виде новый материал, описания заданий в рамках урока и для домашней работы, варианты их ответов и решений и т.п.
- Деятельность педагога и учеников на каждом этапе. Оформляется таблицей. Все действия учителя и учеников представлены в виде этапов с временными рамками. К ним прилагаются распечатки всех вариантов заданий (даже в виде вопросов в рамках проверки запоминания только что прослушанного), которые предполагается дать школьникам.
Анализ и самооценка проведенного урока
Подавляющее количество знаний школьник получает непосредственно на занятиях. Именно поэтому качество информации, передаваемой педагогом, очень важно. Конспекты помогают молодым и опытным преподавателям упрощать образовательную деятельность и больше внимания уделять проработке методов взаимодействия с детьми.
Однако, помимо их применения подготовка учителя к уроку включает и анализ урока, поскольку все школьники разные и способности одних отличаются от способностей других. В связи с этим для всех необходимо подбирать разные обучающие комбинации.
Критерии анализа урока
- Общая структура.
- Реализация основной дидактической цели урока.
- Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
- Реализация воспитательной задачи на занятии.
- Соблюдение основных принципов дидактики.
- Вариативность применяемых на занятии технологий обучения.
- Работа учителя на уроке.
- Деятельность школьников в рамках занятия.
- Гигиенические условия.
- Реализация специальных задач.
Подготовка учителя к уроку, если кратко, предполагает как подбор материалов, планирование и детализацию занятия, так и анализ уже проведенных уроков. Это помогает ему оптимизировать свою деятельность. Он может изучать как свою работу на уроках, так и процесс преподавания коллег вместе с их конспектами. Полнота анализа занятий остается на усмотрение самого учителя и включать как 2-3 параметра, так и целый список.
Подготовке учителя к уроку в педагогике отведено одно из наиболее важных мест. Он постоянно контактирует с детьми и влияет на них прямо или косвенно. В связи с этим предварительное планирование деятельности на уроках позволяет существенно сократить время на подготовку и больше внимания уделять ученикам.
Последние обладают собственными возрастными и индивидуальными особенностями, требующими подстройки учебного процесса в большинстве случаев. Помимо этого, конспектирование помогает сделать подготовку и анализ урока более наглядными.
От того, как он спланирует свое время на занятии, какие материалы подготовит и методы использует, во многом зависит продуктивность его взаимодействия со школьниками. Отдельно необходимо учитывать их собственные возрастные и индивидуальные особенности
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: