Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС

Только до
Всего за 4 шага мы подберем для Вас подходящий курс и скидку в подарок Всего за 4 шага подберем Вам курс и скидку до 50%

flame Только до
Подобрать курс
×
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Конфликт между учениками
Главная > Блог > Конфликт между учениками: как распознать и разрешить
02.09.2022
792
Время чтения: 12 минут

Конфликт между учениками: как распознать и разрешить

Проблема. С ужасающим постоянством в СМИ появляются статьи про конфликты между учениками, которые порой приводят к определенным последствиям. И всегда после них возникает вопрос, а можно ли было всё это предотвратить.

Решение. На самом деле, подобные стычки могут иметь позитивный, мобилизующий характер, если вокруг того, кого обидели, сплачиваются другие ученики. Но как различить конфликт и откровенно опасный буллинг?

Виды школьных конфликтов между учениками

Конфликт между учениками – нормальное явление. Профессиональная деятельность педагога, кроме обучения и ведения воспитательной работы, предполагает общение с другими учителями, учениками и родителями. Каждый день в школе происходит большое количество различных контактов, поэтому нередко встречаются и конфликтные ситуации. Полностью предотвратить их невозможно. Да и не всегда следует уходить от конфликтов.

Дело в том, что грамотное разрешение напряженных ситуаций позволяет сблизить учеников, повысить уровень их взаимопонимания и обеспечить положительные результаты воспитательной работы.

Конфликт между учениками предполагает враждебное отношение друг к другу, противостояние мнений, несовместимость интересов, несоответствие целей, разные взгляды на поведенческие нормы. Каждый конфликт вырастает на основе инцидента (конфликтной ситуации). Рассмотрим основные элементы конфликтной ситуации:

  • стороны конфликта;
  • предмет конфликта.

Виды школьных конфликтов

По особенностям поведения конфликтующих сторон различают 2 вида конфликтов:

  1. Деструктивный. В этом случае наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием и т.д.
  2. Конструктивный. Такой вид конфликта приводит к тому, что его участники получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов столкновения.

Плюсы и минусы конфликтов в школе

Что положительного в конфликтах между учениками

  • Конфликтные ситуации позволяют выявить слабое место во взаимоотношениях.

  • Конфликты вскрывают «невидимые» моменты взаимоотношений (человек демонстрирует хорошее отношение, но «за спиной» способен говорить и делать плохие вещи).
  • Происходит выход негативных эмоций, снимается напряженность в отношениях. При наличии скрытого конфликта накапливается негатив внутри человека. После того как накопленное выплескивается, наступает облегчение.
  • Конфликтная ситуация заставляет пересматривать свои взгляды, мнения, привычки.
  • Нередко конфликты способствуют сплочению коллектива. К примеру, на его участников производится внешнее давление, в результате которого они объединяют усилия для совместного противостояния.

Конфликтные ситуации в школе

Негативные составляющие конфликта между учениками

  • Сильные переживания и отрицательные эмоции.
  • Ухудшение взаимоотношений.
  • Нарушение микроклимата в классе.
  • Снижение успеваемости и качества учебы.
  • Неэффективное использование времени (исследования показали, что 1 мин. конфликта приводит к 12 мин. постконфликтных переживаний).

Отличие конфликта от травли (буллинга)

Невозможно найти человека, который бы не сталкивался с конфликтными ситуациями. У взрослых людей вырабатывается определенный опыт, позволяющий оказывать противостояние «атакам» в свою сторону, но дети не всегда могут с этим справиться. Они особенно остро переживают такие ситуации в школьные годы. Конфликт между учениками в классе может развиваться уже с первых дней учебы.

Буллинг (травля) представляет собой систематическое проявление агрессии в отношении определенных детей. Он является глубокой проблемой современной школы. Буллинг развивается на «неравенстве сил». Это явление не всегда проявляется в физических нападениях. Нередко встречаются случаи психологической травли.

Конфликт не предполагает систематических насильственных действий. Он развивается на основе противоречий и разногласий между участниками. Конфликт между учениками считается разрешенным, если устранен инцидент. В школьной практике такие случаи возникают не только между детьми, в них могут участвовать родители и даже педагоги.

Причинами конфликтных ситуаций в школе могут выступать самые разные факторы, начиная от детской обиды и заканчивая столкновением мнений по вопросам организации учебного процесса.

9 основных причин конфликтов между учениками

Детям сложно находить взаимопонимание со всеми учениками своего класса. Различия в воспитании, характерах, мнениях, взглядах нередко способствуют развитию конфликтов. Причинами обычно становится:

  • борьба за лидерство;
  • соперничество;
  • ложь, сплетни;
  • оскорбления;
  • нанесенные обиды;
  • враждебное отношение детей к «любимчикам» педагога;
  • неприязнь к конкретной личности;
  • детская влюбленность при отсутствии взаимности;
  • борьба за внимание девочки/мальчика.

конфликты между учениками

В начальной школе конфликты между учениками выглядят достаточно безобидно. Поставили подножку, дернули за косичку, бросили снежком и т.д. Подобные ситуации дети быстро забывают и уже через несколько минут вновь становятся друзьями.

С возрастом дети начинают более внимательно относиться к таким категориям, как дружба, симпатия, предательство. Они начинают давать оценку душевным качествам соучеников. На этом фоне конфликты становятся более серьезными и могут приводить даже к потасовкам.

Есть немало примеров, когда отдельные ученики превращаются в изгоев и постоянно испытывают гонения в школе. Тому, кто оказался в такой ситуации, становится невыносимо дальнейшее нахождение в коллективе одноклассников. Вместо того чтобы постараться найти причину такого отношения и измениться самому, такие дети часто меняют школу.

Одной из причин негативного отношения со стороны учеников может быть склонность к «ябедничеству» учителям на одноклассников. Свой «доносчик» есть в каждом классе. Дети к этому относятся очень болезненно. Они ценят преданность и хотят, чтобы класс был крепкой, единой командой. Как только на одного из учеников «падает тень» доносчика, он попадает в категорию предателей.

Нередко ябеды испытывают не только психологическое, но и физическое давление. Их одноклассники считают, что доносчика нужно обязательно проучить, чтобы он прекратил «закладывать» их учителям или родителям. Педагоги должны принять меры, чтобы пресечь попытки физического воздействия на детей, как в школе, так и за ее пределами. Они несут непосредственную ответственность за здоровье своих учеников.

конфликты в школе между учениками

Еще одним качеством, которое вызывает нетерпимость у детей, является зазнайство. Встречаются ситуации, когда отличники или ученики, которым знания даются легко, ведут себя высокомерно по отношению к соученикам. Подобные случаи могут провоцировать конфликтные ситуации.

Количество «двоечников» и «троечников» всегда больше, чем отличников, они держатся более сплоченно и будут стараться наказать заносчивого одноклассника. Такие противостояния встречаются практически в каждом классе. Ученики, которые учатся плохо, могут испытывать зависть к отличникам. Развитию конфликтной ситуации нередко способствуют и сами педагоги, если они перед всем классом стыдят «двоечников» и хвалят своих любимчиков.

Отличники, которые не дают списывать тем, кто учится плохо, могут попасть в список «личных врагов» школьных хулиганов. Испытывая обиду, двоечник может при удобном случае «подставить» более удачливого одноклассника. Он может подменить домашнее задание, высмеять перед классом, прицепить на спину листок с обидной фразой, подложить жевательную резинку на стул и т.д. Список «подстав» и шуток очень обширный и ограничен лишь фантазией школьников.

Как решить конфликт между учениками в школе

Есть много примеров, когда конфликты между учениками в школе происходят непублично. При этом их свидетели и участники скрывают это от взрослых. Педагогу важно научиться выявлять конфликты на основании косвенных признаков. К примеру:

  • в классе ощущается напряженность и некомфортная обстановка;
  • нередко возникают неловкие паузы;
  • появляются признаки, что ученики что-то скрывают от учителя.

Существуют ряд ситуаций, которые потенциально могут приводить к конфликтам между учениками. Педагогу следует проявить повышенную бдительность, если:

  1. В классе появился новый ученик. В ученическом коллективе формируется своя атмосфера и иерархия, где у каждого есть своя роль, поэтому новеньких воспринимают настороженно. Даже, если новый ученик легко выстраивает отношения с одноклассниками и принял их правила, существует высокая вероятность столкновения интересов.
  2. Один из учеников начинает вести себя неадекватно. Одноклассники могут объединиться против того, кто срывает уроки, игнорирует замечания и делает другие «ненормальные» поступки.
  3. Один учащийся сильно отличается от остальных соучеников. Это могут быть отличия в поведении, внешнем виде, отношении к учебе, либо ребенок ведет себя слишком скрыто, гиперактивно и т.д. существует высокая вероятность, что он будет изгоем в своем классе.

Рассмотрим основные способы разрешения конфликтных ситуаций в школьных коллективах:

  • Чтобы урегулировать конфликт и найти правильное его решение, нужно стать примером для учеников. Учитель должен демонстрировать уважительное и справедливое отношение к окружающим, включая детей. Большое влияние на формирование взаимоотношений в классе оказывают педагогическая тактичность и модель взаимодействия учителя с детьми (особенно если речь идет о классном руководителе).
  • После выявления конфликта между учениками необходимо разобраться, насколько далеко зашла ситуация. Чтобы избежать обострения, следует поспособствовать, чтобы ее участники самостоятельно урегулировали взаимоотношения.
  • Даже если кажется, что конфликт зашел в тупик, педагог не должен срочно вмешиваться в разбор противостояния. Нужно постараться помочь конфликтующим сторонам советом, как устранить разногласия и наладить отношения.
  • В работу по разрешению конфликта следует вовлекать всех его участников. Она должна быть совместной. Нужно помочь конфликтующим ученикам наладить диалог между собой. Нельзя кого-то обвинять или давить на одну из сторон. Нужно помнить, что в конфликте между учениками, чаще всего, виноваты все участники. Необходимо способствовать конструктивному диалогу, обсуждению сложившейся ситуации и поиску компромиссных решений. Важно научить детей слушать друг друга и уметь поставить себя на место оппонента.
  • Если все использованные приемы не помогли устранить конфликт, проблему нельзя замалчивать. Нужно привлечь к ее разрешению завуча или директора, родителей, психолога и т.д.

Конфликт между ученикамисчитается разрешенным, если ликвидированы его причины. В ситуации, когда устранить проблему доступными методами не получается, родители могут перевести ребенка на семейное обучение. При таком подходе можно самостоятельно выбирать педагогов и исключается возможность контактов с родительским коллективом.

Конфликты между учениками в школе встречаются довольно часто. Если ситуация переходит в систематическую травлю отдельных детей и приобретает форму буллинга, в обязательном порядке необходимо вмешательство педагогов и родителей, с привлечением детского психолога.

Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

Забрать
подарок
Забрать
подарок
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw