Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Качественное развитие письменной речи у детей
Главная > Блог > Качественное развитие письменной речи у детей
19.06.2023
810
Время чтения: 16 минут

Качественное развитие письменной речи у детей

О чем речь? Развитие письменной речи начинается в период обучения в школе. И если устной речью как средством общения ребенок овладевает достаточно быстро и к пяти годам имеет хороший словарный запас, научиться выражать свои мысли письменно гораздо сложнее.

На что обратить внимание? Порой это занимает весь период школьного обучения. Тенденция к снижению грамотности, которая беспокоит и родителей, и педагогов, – один из признаков низкого качества письменной речи. Можно ли решить эту проблему в образовательном поле?

Оглавление:
    1. Что такое письменная речь
    2. Компоненты письменной речи
    3. Этапы развития письменной речи у детей
    4. Упражнения на развитие письменной речи у младших школьников
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое письменная речь

Письменная речь, которую, согласно О. Г. Ашевой, можно считать одним из видов любого языка, является противоположностью устной и появилась уже после нее. Тем не менее, пока она была новой функцией, прошла те же этапы развития.

письменная речь

Выводы Ковшикова В. А., основанные на его исследованиях, показали, что развитие навыков письменной речи и устной, особенно на ключевых этапах формирования, несколько отличается. Симптоматические свойства развития письменной речи не ограничиваются переводом устной в знаки письма и являются более сложным процессом, чем усвоение той или иной техники.

Письменная речь рассматривается им как иная речевая функция, предполагающая наличие сформированного абстрактного мышления. В отличие от устной, которая имеет звуковую составляющую, первая связана с мышлением и формируется в воображении. Ключевым ее отличием является отсутствие звукового аспекта.

С возрастом ребенок начинает развивать абстрактное мышление в отношении материального мира с помощью устной речи. Теперь ему необходимо перейти к отвлеченной речи, в которой слова заменяются их представлениями, абстрагировавшись при этом от чувственного аспекта. Именно поэтому письменная речь не может соответствовать устной, поскольку полностью от нее отличается.

Особенно сложной для развития у ребенка является письменная речь, так как согласно проведенным исследованиям она характеризуется отвлеченностью и произносится не устно, а в мыслях.

Чтобы правильно подготовить детей к такому сложному процессу, как обучение письму, необходимо знать о генезисе письменности, психических особенностях и развитии ВПФ, влияющих на формирование письменного навыка. Кроме того, чтобы выбрать правильную методику обучения, важно изучить структуру письма, его предназначение, роль и место в психологической деятельности.

Отмечено, что у детей младшего школьного возраста с проблемами в формировании письменной речи наблюдается низкий уровень развития вербальных видов психологических процессов, таких как знания о пространстве, моторные функции и звуки. Сложности с саморегуляцией тоже влияют, что создает проблемы с осуществлением целенаправленной деятельности и формированием внимания. И это, пожалуй, является более значимым, чем плохо развитая устная речь.

Л. С. Цветкова отмечает, что трудности с процессом письма при взаимодействии разных ВПФ выражаются в плохом восприятии различной речи, действий с предметами, недостаточной модальности и внимании.

Чтобы научиться хорошо писать, различать звуки, актуализировать представления о них и о буквах, а также перекодировать их в движение кистей рук, необходимы вышеописанные функции психической деятельности. В процессе написания также играют роль эмоционально-волевые процессы, поведение людей и мотивация.

Компоненты письменной речи

В процессе развития письменной речи у ребенка главным является звуковой анализ слова, то есть выделение из него отдельных звуков и их трансформация в устойчивые фонемы.

Соотнесение каждого выделенного звука из слова с соответствующей ему буквой является вторым аспектом, без которого невозможен процесс письменной речи.

Третьим важным моментом развития навыков письменной речи является перешифровка зрительного представления буквы в графическое начертание, которое в свою очередь реализуется посредством определенных последовательных движений.

Компоненты письменной речи

Когда ребенок только начинает овладевать письменной речью и сталкивается с написанием слова, перед ним встают следующие задачи:

  1. Выделение звука.
  2. Обозначение его соответствующей буквой.
  3. Фиксация ее в своей памяти.
  4. Графическое изображение буквы.
  5. Проверка правильности написания.

Для того чтобы успешно писать, необходимо обладать общими представлениями о звуках языковой системы, устойчивых связях между ними и обозначающими их буквами. Кроме того, в памяти должны быть обобщенные и устойчивые образы – эталоны фонем, необходимые для организации устной речи, а также обозначающие их и соответствующие им обобщенные и устойчивые «образцы» графем.

Нужно сказать, что развитие письменной речи в психологии является сложным процессом, который включает как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности, то есть восприятие (звуковое, зрительное, пространственное), внимание, предметные действия, мелкую моторику рук и т. д.

Этапы развития письменной речи у детей

Начинать развивать письменную речь ребенка необходимо еще до того, как он пойдет в школу. Это время, когда начинает формироваться предметное письмо через рисование. Процесс создания изображений уже можно считать подготовкой, поскольку малыш использует жесты, которые можно назвать «письмом в воздухе». Рисунок является ключевым этапом в развитии пиктографического письма.

Этапы развития письменной речи у детей

Для развития письменной речи, восприятия необходимо овладеть сложной системой знаков и символов. Таким образом, умение писать является результатом поведения ребенка, его ВПФ и длительного формирования личности.

Чтобы научиться писать, необходимо сформировать этот навык. Этот процесс включает несколько этапов:

  1. Добукварный период – на данном этапе ребенок учится анализировать поток речи, разбирать предложения на слова, а последние составлять из звуков и слогов. В дальнейшем уже отрабатываются навыки написания букв и их сочетаний.
  2. На следующем этапе развития письменной речи дошкольник осваивает навык образования слов из слогов на письме. Главная задача в данном случае – закрепить знания о правильном соединении букв (верхнем или нижнем), что позволяет увеличить скорость написания.
  3. На этом этапе, который является заключительным, ребенок уже умеет писать слова достаточно быстро без отрыва руки одним движением, но скорописью, так, как пишут взрослые, это все же еще нельзя назвать.

Перед ребенком во время письма стоят две задачи, одна – преобразовать звуки в буквы, а вторая – выразить свои мысли.

Для успешного овладения речью родители и педагоги должны сформировать у малыша:

  • Память, внимание и мышление.
  • Зрительно-пространственные функции, когда ребенок может узнавать, запоминать буквы и делать их зрительный анализ.
  • Правильное произношение звуков и умение их различать на слух.

Если один из этих навыков недостаточно развит, у ребенка могут возникнуть проблемы с написанием букв.

Упражнения на развитие письменной речи у младших школьников

В силу того, что формирование речи (письменной и устной) у школьников младших классов имеет свои особенности, для всестороннего развития необходимо использовать специальные упражнения.

Упражнения

Учителя начальной школы должны владеть приемами:

  • развития культуры речи;
  • лучшего усвоения литературной нормы языка;
  • освоения навыка письма и чтения.

Если говорить о том, каким образом осуществляется развитие письменной речи у школьников начальных классов, то надо сказать, что оно носит комплексный характер и включает согласованную работу по таким направлениям, как синтаксис, лексика и связность речи.

Последний навык в этом возрасте определяется умением ребенка дать на вопрос учителя развернутый, законченный, логически и грамматически организованный, разбитый на связанные по смыслу части ответ.

Примеры упражнений для развития речи у младших школьников

  • Чтобы развить дикцию и технику устной речи, необходимо больше читать вслух разные тексты, желательно по ролям, выражая при этом голосом эмоции (удивление, радость, гнев и т. д.). Ребенку можно предложить инсценировать историю, которую он прочитал.
  • Улучшить дикцию можно и с помощью скороговорок.
  • С целью расширения словарного запаса учеников преподаватели могут попросить их подобрать к определенному слову антонимы, синонимы и найти их в тексте.
  • Для более эффективного изучения языка важно не только знать значение слов, но и различать их прямые, переносные значения, а также уметь работать с идиоматическими выражениями. Чтобы у детей появился интерес к предмету, необходимо использовать в учебном процессе творческие задания.

Например, преподаватель может проговорить фразеологический оборот и попросить учеников изобразить его на бумаге, понимая использованные в нем слова в прямом значении. Иллюстрацией к фразе «Дождь льет как из ведра» будет перевернутое ведро и льющаяся из него вода в виде дождя, к высказыванию «Фонарь под глазом» – лицо человека с нарисованным под глазом настоящим фонарем.

  • Упражнения для развития логического и образного мышления заключаются в разгадывании загадок.
  • Для развития письменной речи подходит такое задание: сочинить свою сказку или историю на основе предложенных преподавателем опорных слов, которые должны быть в нее включены, либо придумать продолжение. Кроме того, дети осваивают навыки редактирования собственноручно написанного текста. Несмотря на то, что фантазия учеников практически не ограничена, определенные рамки, осознание которых поможет им в будущем при написании сочинений на заданную тему, все же присутствуют.

Упражнения

  • Сочинение стихов на рифмы, заданные учителем (игра на развитие письменной речи «Буриме»).
  • Работа с деформированным текстом (перемешанные абзацы или предложения), когда нужно восстановить смысловую последовательность фраз и выделение в нем опорных слов, поможет детям еще больше развить свои навыки письма и аналитические способности.
  • Еще один вариант – это творческое изложение, когда преподаватель читает 1-2 раза текст, а школьники пересказывают его, дополняя те моменты, которые не запомнили, своими выразительными средствами, самостоятельно дописывая продолжение предложенной учителем истории.

Работа по развитию связной письменной речи имеет важное значение при формировании общей культуры всесторонне развитой и социально активной личности школьника. Она помогает развить у ребенка наблюдательность, мышление, бережное и вдумчивое отношение к родному слову.

Письменная речь играет важную роль в обучении, поскольку позволяет сохранять языковые и фонетические знания, стимулирует говорение, чтение, слушание, служит надежным инструментом мышления. Однако сегодня проблема формирования данного умения по-прежнему остается актуальной. При этом недостаточно выработанные навыки письма приводят к сложностям, связанным с усвоением учебного материала, и отражаются на развитии высших психических функций.

При развитии компетенций письменной речи необходимо применять разнообразные методы, средства и приемы с учетом формируемых умений. Это могут быть беседа, анкетирование, опрос, контрольные задания и индивидуальные обучающие ситуации на занятиях, а также при выполнении самостоятельных работ.

Обучение описанию, относящемуся к функциональному типу речи, является сложным процессом, поскольку для его создания и понимания жизненного опыта недостаточно, здесь требуется активная интеллектуальная работа со стороны ребенка, предполагающая выделение явлений, свойств или признаков предмета.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Портал учителя РФ
  5. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw