Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие слухового внимания: значение, упражнения, игры
Главная > Блог > Развитие слухового внимания: значение, упражнения, игры
30.12.2022
3917
Время чтения: 18 минут

Развитие слухового внимания: значение, упражнения, игры

В чем проблема? Взаимодействие между людьми осуществляется в первую очередь при помощи речи. Бесконтрольное «зависание» детей в гаджетах приводит к тому, что многие дошкольники и ученики начальных классов не только сами имеют нарушения речи, но и с трудом воспринимают информацию на слух.

Как развивать? Развитие слухового внимания помогает научиться слышать и слушать то, что говорит собеседник, повышает уровень коммуникативных навыков и улучшает память, способствует улучшению речевых навыков. Существует большое количество упражнений для детей различного возраста, направленных на развитие слухового внимания.

Оглавление:
  1. Роль слухового внимания в жизни человека
  2. Диагностика уровня слухового внимания у дошкольников
  3. Упражнения для развития слухового внимания у дошкольников
  4. Игры для развития слухового внимания у школьников
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Роль слухового внимания в жизни человека

Слуховое внимание – это умение сосредоточиться на определенной группе звуков, выделить из потока речи важную информацию, проанализировать ее и преобразовать в картинку, с которой в дальнейшем уже можно работать в памяти.

Эта способность заложена в человеке с рождения и развивать ее можно с первых дней жизни. На примере детей мы видим, что концентрация на звуках и их фонетическая дифференциация прекрасно тренируется.

Развитие слухового внимания

Основная роль слухового внимания — наладить естественный поток речи ребенка, научить его воспринимать собеседника на слух. Если грамотно развивать слуховые анализаторы, ребенок легко и быстро будет проводить слуховой анализ полученной информации, распознавать слоги и фонемы, сопоставлять слова и фразы близкие по значению, определять темп речи, тембр голоса, а также эмоциональный окрас услышанного.

Развитие слухового внимания пригодится, если в будущем ребёнок захочет освоить иностранные языки, овладеть каким-либо музыкальным инструментом или займется вокалом, а в ораторском искусстве поможет правильно использовать интонационные частоты для придания речи эмоционального окраса.

Тренировать слуховое внимание необходимо с самого рождения вплоть до начала школьной жизни, дальше процесс восприятия информации на слух будет происходить произвольно во время учебного процесса. Эффект от упражнений на слуховую концентрацию можно получить, если заниматься и в более старшем возрасте, но в этом случае лучше поэкспериментировать с комплексной тренировкой внимания и памяти, которая дает прекрасные результаты при любом типе восприятия.

Диагностика уровня слухового внимания у дошкольников

Любой взрослый, участвующий в образовательном процессе младшего дошкольника (родитель, воспитатель, логопед) может легко провести диагностику слухового внимания.

Развитие слухового внимания

Некоторые тестовые задания:

  1. С помощью ручки и линейки разделить лист бумаги на 4 равных сектора. Выполнить следующие задания:
    • В левом верхнем углу левого верхнего сектора изобразить солнце, а в центре данного квадрата нарисовать елочку.
    • В правом нижнем секторе изобразить два домика.
    • В левом верхнем углу правого нижнего сектора изобразить 2 грибочка, а внизу данного сектора — 2 зеленых яблока.
    • В центре правого верхнего сектора нарисовать сначала длинную палочку красного цвета, а рядом 2 короткие палочки зелёного цвета, в правом нижнем углу — синий круг, в левом верхнем углу — желтый овал.
  2. Из перечня слов, произнесенных вслух, определить лишнее и объяснить свой выбор: голова, рука, нога, стул; уши, глаза, рот, пальцы; яблоко, персик, помидор, груша; корова, овца, волк, коза.
  3. Решить предложенную задачу: мальчик собрал у бабушки на огороде 4 моркови, 2 свеклы и 5 яблок. Сколько всего овощей собрал мальчик?
  4. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда воспитатель назовет слово, соответствующее чему-то «маленькому» и «живому»: муха, окно, муравей, море, книга, гусеница, бабочка, ракета, игла, кружка, божья коровка, слон и тд.
  5. Взрослый начинает хлопать в ладоши, задавая ритм, ребенок пробует повторить.
  6. Запомнить и воспроизвести предложение: Саша проснулся, встал с кровати, умылся, почистил зубы, выпил чай с бутербродом, взял рюкзак и пошел в школу.

Упражнения для развития слухового внимания у дошкольников

Внимание ребёнка дошкольного возраста очень слабо развито. Оно не задерживается на одном предмете и быстро переключается на другой. Поэтому ученик часто не слышит то, что говорит преподаватель и не замечает, что происходит вокруг. Важно научить ребенка управлять своим вниманием еще в дошкольном возрасте.

Развитие слухового внимания

Развитие речевого слухового внимания необходимо для четкой артикуляции звуков, расширения словарного запаса, грамматически верного построения фраз и предложений. Слуховое внимание стимулирует развитие устной и письменной речи, тем самым давая малышу толчок к общению и налаживанию коммуникаций.

Хороший помощник в этом — игра, через которую ребенок учится не только правильно выстраивать диалог с другими игроками, но и развивает сосредоточенность, концентрацию внимания и память.

Проработать слуховое внимание можно через разного рода упражнения, тесты, игры с картинками. В результате таких занятий дети:

  • овладевают навыком сопоставления слов с соответствующими картинками;
  • учатся произносить сначала короткие одно- и двусложные слова, затем длинные слова с несколькими слогами;
  • задают и отвечают на вопросы;
  • различают на слух громкие и тихие звуки.

Слуховую память, речь и внимание дошкольника хорошо развивает разучивание коротких стишков, пословиц и поговорок. Во время чтения взрослым необходимо четко и правильно проговаривать каждое слово, так как ребенок воспринимает его речь как определенный паттерн.

Родители задают образец речи, а ребенок, в свою очередь, копирует его и в дальнейшем воспроизводит в процессе коммуникации. Чтобы научиться различать звуки, малышу можно включать радиопередачи или аудиозаписи с детскими песенками.

Часто ребенок устаёт от выполнения заданий и упражнений. Подача нового материала в игровой форме качественно улучшит процесс обучения.

Вы можете тренироваться с ребенком, пока занимаетесь домашними делами или во время прогулок на улице. Постепенно ребенок привыкнет к предлагаемым заданиям, поймет, что это очень даже увлекательно и интересно. Выработайте систему тренировок, уделяйте занятиям не менее 15-20 минут в день.

Сначала вы проговариваете с малышом уже известные ему слова и выражения, только потом вводите новые. После того, как ребёнок начинает хорошо произносить отдельные слова, фразы и короткие предложения, вы можете перейти к пересказу того, что изображено на картинке.

Примеры некоторых упражнений на развитие слухового внимания у дошкольников:

  • Приготовьте бумагу, ручку, стакан и тд. В пустую банку положите мяч, в спичечную коробку — пару скрепок. Затем разорвите бумагу, постучите ручкой по стакану, потрясите банку с мячом и коробку со скрепками. После этого завяжите ребенку глаза и попросите угадать звук на слух.
  • Познакомьте малыша с музыкальными инструментами на ваш выбор. Назовите их, пусть ребенок повторит названия. После того, как ребенок выучил названия инструментов, покажите, как они звучат. Завязываем глаза малышу, демонстрируем звук инструмента и просим произнести его название.
  • Вспомнить близкие или одинаковые по звучанию слова. Ребёнок должен их различать и уметь объяснить их значение.
  • Произнести ряд слов. Ребёнок, в свою очередь, должен вычленить звук, который повторяется во всех перечисленных словах.
  • Малыш называет своё имя. А затем проговаривает букву, на которую оно начинается. По такому же алгоритму проговариваются имена родителей, близких родственников, друзей. Можно добавить в работу картинки. Ребёнок говорит, что изображено на карточке и с какого звука начинается это слово. Если вы хотите усложнить задание, попросите малыша проговорить последний звук слова.

Игры для развития слухового внимания у школьников

  • Звуковая ориентация в пространстве. 

Упражнение на концентрацию внимания, когда ребёнку необходимо определить источник и направление звука. Смысл задания таков: тренируемому завязывают глаза и просят угадать, откуда раздаётся определенный звук, и показать направление рукой. Источником звука может быть колокольчик, телефон, игрушка. Данное упражнение невозможно повторить в онлайн формате, так оно требует перемещения в реальном пространстве.

Развитие слухового внимания

  • Недостающее слово. 

Игровая ситуация, при которой хорошо развивается память и фонематический слух. Суть данной игры на развитие слухового внимания у дошкольника: вы несколько раз прочитываете стихотворение или отрывок из него, затем ненароком пропускаете последнее слово и просите ребёнка его вспомнить и закончить произведение.

  • Звуковой анализ. 

Это задание повышенного уровня. Направлено на восприятие потока звуков и дальнейшую обработку полученной информации. Что нужно? Выбрать определенный слог, вычленить его из предложенных слов и, проанализировав, сказать, в какой позиции он стоит — в начале слова, в середине, в конце. И хотя эта тренировка затрагивает только слуховые анализаторы, к работе подключаются все центры головного мозга.

  • Фонетический анализ «на глаз». 

В данном упражнении появляется возможность взаимодействия зрительного и слухового аппаратов. Такие тренировочные задания требуют много усилий и особой концентрации. Хорошо зарекомендовали себя в качестве комплексного развития внимания детей дошкольного и школьного возрастов.

Что делаем? Выбираем слог или группу звуков. Затем просим ребёнка осмотреться вокруг и показать предметы, в которых данный слог присутствует. Усложняем задание, определяя точную позицию слога в слове, например, в конце.

  • Произношение слов наоборот. 

Это великолепное тренировочное упражнение на развитие слухового внимания дошкольника, концентрации и фонетической памяти. Обычно вызывает бурю эмоций и веселья у ребятишек.

  • Упражнение «Пчелы собирают мед».

Заблаговременно подготовьте для игры миниатюру пчелы и цветы, с которых она якобы будет собирать мёд. Вырежьте из цветной бумаги 10 кружков диаметром 5 см, круги будут выполнять роль цветов (вырезать дети могут и сами). Пронумеруйте цветы и разложите их в произвольном порядке. Придумайте маршрут.

Ребёнок с пчелой в руке идёт по заданному маршруту от одного цветка к другому. Начните игру с простой схемы в 2-3 цветка, постепенно усложняя комбинацию. Если ребёнок готов, увеличьте количество цветов до 15.

Игру можно организовать в соревнование между 2-4 детьми. Выигравшим объявляется тот, чья пчела облетела все цветы в правильном порядке. Победителей может быть несколько.

  • Упражнение «Список».

Это отличная дидактическая игра на развитие слухового внимания. Особой подготовки вам не потребуется. В медленном темпе вы называете 10 слов. Ребёнок произносит те, которые запомнил. Организуйте упражнение в игру, так задание вызовет больший интерес у тестируемого.

Например, вы составляете список продуктов, которые хотите купить сегодня в супермаркете. То, что ребёнок вспомнит, и будет куплено. Или допустим, ребенку нужно собрать вещи в будущее путешествие. Он возьмет только то, что вспомнит из списка.

Еще один вариант задания — объединить слова по парам. Например, кружка-блюдце, мышь-сыр и тд. Или объединить слова в группы по их назначению: мебель, посуда, транспорт и тд.

Следующий вариант игры — произнести 3 раза последовательность из 10 слов, каждый раз меняя их порядок. Если у ребенка не развита слуховая память, остановитесь на 6-7 словах, если же наоборот он справляется с заданием легко, увеличьте количество слов до 15.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому, предлагая то или иное задание, ориентируйтесь на его личные возможности и способности. Если вы видите, что испытуемый явно не справится с упражнением, хотя по возрасту он должен быть готов к его выполнению, это не говорит о том, что ребенок отстал в развитии, это всего лишь означает, что его подготовительная база не на том уровне, и ему лучше начать с заданий полегче, проработать их и вернуться к выполнению сложных.

Навык звукового восприятия речевых сигналов не только качественно развивает слух ребенка, но и расширяет и обогащает его звуковую картину окружающего мира, а также формирует его речевые способности, которые отвечают за коммуникацию и быструю социальную адаптацию.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Учительская газета
  3. Портал учителя РФ
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 3 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw